25 мая 2009 года правительство одобрило «Основные направления налоговой политики» — традиционный документ, устанавливающий ориентиры в этой сфере на ближайшие три года и являющийся основой для последующего бюджетного процесса. Об основных положениях этого документа рассказал на пресс-конференции в Москве статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей ШАТАЛОВ.
Законопроект относится к пакету антикризисных мер и позволит снизить налоговую нагрузку на значительную часть малого бизнеса. По оценке разработчиков документа, увеличение порога по «упрощенке» может привести к значительному росту числа малых предприятий, что крайне важно для стабилизации экономики в условиях кризиса. Предлагаемое изменение позволит также более широко применять упрощенную систему налогообложения венчурным и инновационным малым предприятиям.
Функция администрирования взносов в Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования будет передана от налоговых органов Пенсионному фонду РФ. При этом представители ПФР будут наделены фактически теми же полномочиями, что и налоговики. Это касается и контролирующих функций, и применения мер взыскания, а именно: приостановление операций по счетам, арест имущества, принудительное взыскание сборов за счет денежных средств и имущества плательщика. Для осуществления новых полномочий, по оценкам ПФР, ему потребуется дополнительно 7–10 тыс. сотрудников.
Сейчас данный инструментарий пытаются сделать работающим и максимально доступным для налогоплательщиков. Налоговые органы станут оценивать положение налогоплательщика, и если у него есть все шансы через какое-то время восстановить свою платежеспособность и уплачивать налоги, а сегодня это сделать сложно, то будет приниматься положительное решение об отсрочке.
Также планируется повысить планку по инвестиционному налоговому кредиту для компаний, реализующих инвестпроекты, с нынешних 30 % от суммы налога до 100 %. Решение по налоговым отсрочкам на один год будет принимать налоговый орган, на срок до трех лет — правительство. Решения будут приниматься отдельно по каждому налогоплательщику.
Также с 1 января 2010 года Минфин предлагает ввести налоговый вычет до 1 млн руб. для физических лиц, получающих доход на фондовом рынке.
«Бюджет 2010 года — очень большая проблема. Нам приходится жестко подходить к государственным расходам и искать возможность для того, чтобы сокращать их. В такой ситуации сложно снижать налоги», — отметил замминистра.
Напомним, что налог на недвижимость планируется как местный налог, поэтому его суммы от региона к региону и от муниципалитета к муниципалитету будут сильно различаться. От налога на недвижимость не планируется получать дополнительную доходность, цель его введения — перераспределить налоговую нагрузку, сделав ее более справедливой. За дорогие особняки, виллы придется платить гораздо больше, чем сейчас взимается по налогу на имущество. В то же время по социальному жилью размеры налога даже уменьшатся.
Налог на недвижимость предполагается ввести, чтобы объединить существующие налоги на землю и на недвижимое имущество. Ставка налога планируется на уровне 0,5–2 % (по усмотрению региональных властей) с рыночной стоимости объектов налогообложения.
Схема дифференцированного налогообложения новых месторождений может быть очерчена уже до конца 2009 г. «Перед нами стоит задача перераспределить налоговую нагрузку по времени таким образом, чтобы минимизировать налоги на начальной и конечной стадиях разработки месторождения и взять больше в период, когда месторождение наиболее продуктивно», — сказал С. Д. Шаталов.
В настоящее время экспортная пошлина на нефтепродукты значительно ниже, чем на нефть, и сегодня самый простой способ перегонки нефти — «самоваром» — позволяет нефтяникам добиться высокого экономического результата. Наблюдавшийся в период высоких цен, особенно в 2007–2008 годах, резкий рост переработки нефти на территории России во многом объясняется именно этим.
Упрощенная система налогообложения
Предусматривается расширение возможностей для применения упрощенной системы налогообложения: порог для УСН будет повышен с нынешних 30 млн до 60 млн руб. Это мера временная, она принимается сроком на три года, так как вопрос о специальных налоговых режимах заслуживает того, чтобы анализировать его достаточно часто. Соответствующие поправки к Налоговому кодексу уже рассмотрены Госдумой в первом чтении.Законопроект относится к пакету антикризисных мер и позволит снизить налоговую нагрузку на значительную часть малого бизнеса. По оценке разработчиков документа, увеличение порога по «упрощенке» может привести к значительному росту числа малых предприятий, что крайне важно для стабилизации экономики в условиях кризиса. Предлагаемое изменение позволит также более широко применять упрощенную систему налогообложения венчурным и инновационным малым предприятиям.
Отмена ЕСН и переход на страховые взносы
С 2010 года вместо единого социального налога будут взиматься страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. В 2010 году ставка страховых взносов сохраняется на уровне 26 %, с 2011 году она повышается до 34 %. Исключение будет сделано только для сельхозпредприятий и инновационного малого бизнеса, для которых нынешняя ставка сохранится до 2015 года.Функция администрирования взносов в Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования будет передана от налоговых органов Пенсионному фонду РФ. При этом представители ПФР будут наделены фактически теми же полномочиями, что и налоговики. Это касается и контролирующих функций, и применения мер взыскания, а именно: приостановление операций по счетам, арест имущества, принудительное взыскание сборов за счет денежных средств и имущества плательщика. Для осуществления новых полномочий, по оценкам ПФР, ему потребуется дополнительно 7–10 тыс. сотрудников.
Применение механизмов отсрочки по налогам
Будет принят законопроект о расширении практики применения отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов для российских компаний. Эти инструменты и сейчас предусмотрены в Налоговом кодексе, но они практически не работают, потому что «российское законодательство довольно рыхлое», — отметил С. Д. Шаталов. Например, оно оперировало такими терминами, как «угроза банкротства», «недостаточное финансирование за счет бюджетных средств», а как определять, что есть такая угроза, непонятно.Сейчас данный инструментарий пытаются сделать работающим и максимально доступным для налогоплательщиков. Налоговые органы станут оценивать положение налогоплательщика, и если у него есть все шансы через какое-то время восстановить свою платежеспособность и уплачивать налоги, а сегодня это сделать сложно, то будет приниматься положительное решение об отсрочке.
Также планируется повысить планку по инвестиционному налоговому кредиту для компаний, реализующих инвестпроекты, с нынешних 30 % от суммы налога до 100 %. Решение по налоговым отсрочкам на один год будет принимать налоговый орган, на срок до трех лет — правительство. Решения будут приниматься отдельно по каждому налогоплательщику.
Налоговый вычет на доход на фондовом рынке
Минфин России предлагает ряд поправок к законодательству, касающихся операций с ценными бумагами и другими инструментами фондового рынка, причем не только для юридических, но и для физических лиц. Также физическим лицам будут разрешены сделки РЕПО, займы ценными бумагами, сделки «своп» и уточнены правила, касающиеся этих операций на фондовом рынке.Также с 1 января 2010 года Минфин предлагает ввести налоговый вычет до 1 млн руб. для физических лиц, получающих доход на фондовом рынке.
НДС
Снижение налога на добавленную стоимость в 2010 году невозможно. Этот вопрос сегодня не поднимают даже те, кто ранее говорил о резком снижении НДС.«Бюджет 2010 года — очень большая проблема. Нам приходится жестко подходить к государственным расходам и искать возможность для того, чтобы сокращать их. В такой ситуации сложно снижать налоги», — отметил замминистра.
НДФЛ
Министерство финансов России не планирует каких-либо мер в отношении налогообложения граждан в связи с кризисом. Ни повышения НДФЛ, ни отмены каких-либо вычетов и преференций не предполагается.Налог на недвижимость
Правительство может начать вводить налог на недвижимость в некоторых регионах РФ уже с 2012 года «Это достаточно реальный срок, чтобы налог на недвижимость стартовал в самых “продвинутых” регионах, не обязательно вводить его сразу по всей стране», — подчеркнул С. Д. Шаталов.Напомним, что налог на недвижимость планируется как местный налог, поэтому его суммы от региона к региону и от муниципалитета к муниципалитету будут сильно различаться. От налога на недвижимость не планируется получать дополнительную доходность, цель его введения — перераспределить налоговую нагрузку, сделав ее более справедливой. За дорогие особняки, виллы придется платить гораздо больше, чем сейчас взимается по налогу на имущество. В то же время по социальному жилью размеры налога даже уменьшатся.
Налог на недвижимость предполагается ввести, чтобы объединить существующие налоги на землю и на недвижимое имущество. Ставка налога планируется на уровне 0,5–2 % (по усмотрению региональных властей) с рыночной стоимости объектов налогообложения.
Налогообложение новых нефтяных месторождений
Сейчас идет дискуссия по поводу изменения системы налогообложения нефтедобычи. Она пока еще далека от завершения, но работа, которую ведут совместно Минфин, Минэнерго, Министерство природных ресурсов, Минэкономразвития и крупнейшие нефтяные компании, идет интенсивно. Возможно, уже с 2011 года будут вводиться новые правила, касающиеся и налога на добычу полезных ископаемых, и экспортной пошлины, и налога на дополнительный доход. Эти правила будут распространяться на новые месторождения. В частности, они очень важны для освоения месторождений Восточной Сибири и морского шельфа, так как при существующих сегодня правилах налогообложения эти проекты не будут рентабельны.Схема дифференцированного налогообложения новых месторождений может быть очерчена уже до конца 2009 г. «Перед нами стоит задача перераспределить налоговую нагрузку по времени таким образом, чтобы минимизировать налоги на начальной и конечной стадиях разработки месторождения и взять больше в период, когда месторождение наиболее продуктивно», — сказал С. Д. Шаталов.
Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты
Минфин России предлагает сократить разницу между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты. Возможно, это произойдет в 2011 году «Если говорить о том, каким образом может быть проведено сближение — повышением пошлины на нефтепродукты или снижением пошлины на нефть, то скорее всего это будет встречное движение и в ту и в другую сторону», — заявил замминистра.В настоящее время экспортная пошлина на нефтепродукты значительно ниже, чем на нефть, и сегодня самый простой способ перегонки нефти — «самоваром» — позволяет нефтяникам добиться высокого экономического результата. Наблюдавшийся в период высоких цен, особенно в 2007–2008 годах, резкий рост переработки нефти на территории России во многом объясняется именно этим.