#55191# Сегодня 35% россиян признаются, что они курят. Эта вредная привычка характерна для 59% мужчин и 15% женщин, многие из которых, возможно, постеснялись признаться в общественно осуждаемом действе. Вместе с тем вред, наносимый здоровью этой привычкой, признают абсолютное большинство россиян (94%): среди них 60% считают, что курение «очень опасно», 34% – «скорее опасно». Однако, согласно результатам социологических опросов Всероссийского центра исследования общественного мнения, проблема курения в иерархии актуальных социальных проблем России занимает одно из последних мест.
Тем не менее Россия ратифицировала в 2008 году Рамочную конвенцию по борьбе с табаком (РКБТ ВОЗ). В соответствии с положениями Рамочной конвенции сейчас в Госдуме РФ готовятся ко второму чтению поправки к Закону «Об ограничении курения табака», затрагивающие вопросы ограничения курения в общественных местах. Проект закона неоднозначный, вызывающий острую полемику и в обществе, и среди специалистов.
Учитывая это, редакция «Независимой газеты», следуя своей принципиальной позиции – быть дискуссионной площадкой для представления любых корректно и аргументированно высказанных мнений - провела круглый стол на тему «Как создать качественное и эффективное законодательство в сфере ограничения курения, не забывая при этом о правах всех людей, как некурящих, так и курящих, а также бизнеса». Для последнего вопрос не из праздных. В сфере общественного питания, например, в России работают около 2 млн. человек (в Москве – около 350 тыс.). При этом тотальные запреты могут не только привести к тотальным нарушениям, но и к существенным экономическим потерям малого и среднего бизнеса, особенно на фоне общего кризиса в экономике страны.
В обсуждении приняли участие:
Владимир Ростиславович Мединский – депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по техническому регулированию комитета ГД по экономической политике и предпринимательству;
Вадим Алексеевич Желнин – кандидат технических наук, генеральный директор ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром»;
Владимир Филиппович Левшин – профессор, доктор медицинских наук, руководитель отделения профилактики опухолей Онкологического научного центра имени Н.Н.Блохина;
Игорь Олегович Бухаров – президент Федерации рестораторов и отельеров;
Дмитрий Дмитриевич Янин – председатель правления Конфедерации обществ прав потребителей;
Александр Толмацкий – ресторатор, владелец клуба «Бархат», ресторана «Карамель»;
Георгий Петрушин – клубный промоутер.
Открывая обсуждение, председатель подкомитета по техническому регулированию комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Владимир Мединский напомнил участникам круглого стола о законопроекте, который вносился на второе чтение в позапрошлом году. Он содержал две нормы. Во-первых, расширялся перечень мест, где курение запрещалось вообще. Например, в госучреждениях. Но в этот перечень не попадали муниципальные учреждения. То есть в министерстве курить нельзя, а в мэрии можно. Сейчас этот список расширен.
Курение на воздушных судах запрещалось при рейсах продолжительностью до четырех часов. Что касается предприятий общепита, то предлагалось выделить зоны для курящих и для некурящих. При этом зоны для курящих должны были быть оборудованы специальными вытяжками.
Таким был первоначальный законопроект. В процессе обсуждения он стал ужесточаться. Добавился полный запрет курения в помещениях образовательных учреждений (школы, институты), организаций здравоохранения, физкультурно-спортивных организаций. «Здесь, – заметил Владимир Мединский, – я бы хотел сделать одну оговорку: конечно, курить можно только в специально отведенных местах, но не с завтрашнего дня, а через какой-то срок, потому что курилки надо оборудовать. Чтобы не получилось, что сегодня человек курит на стадионе, а завтра его за это хватает милиционер.
Второе – по поводу курения в общепите. Концепция существенно изменилась. Список запретов расширился. Предложено, во-первых, выделить помещения площадью до 50 метров. Это предложение, кстати, сделали сами рестораторы. Такое помещение невозможно разделить на зоны. На мой взгляд как одного из авторов законопроекта, это правильно. Хозяин заведения должен сам решать, будет ли оно либо для курящих, либо для некурящих. Если для курящих, внутри повесить плакат о вреде курения.
Предложение передать решение муниципалитетам после обсуждения в рабочем порядке было признано нецелесообразным. Во-первых, это ограничение прав предпринимателей, которое может быть оспорено. Во-вторых, есть опасения, что не все муниципалитеты будут достойно нести бремя возложенной на них ответственности.
Теперь что касается зон. На прошлом экспертном совете Александр Починок докладывал альтернативный законопроект, внесенный большим числом сенаторов. В нем предлагалось, чтобы были не зоны для курящих и некурящих, а отдельные залы со всем набором вытяжек и прочим. На первый взгляд это логично – надежно защищает некурящих. Но, будучи знаком с ресторанным бизнесом, должен сказать, что, к сожалению, это нереализуемо. Первое. В ресторанах, расположенных в исторических зданиях, никто делать это не разрешит. Второе. В ресторанах, расположенных в торговых и развлекательных комплексах, в кинотеатрах это сделать просто нельзя. Владельцы комплексов не позволят возводить капитальные перегородки. Автоматически получатся некурящие зоны, что означает сразу падение торгового оборота.
И третья причина на самом деле, наверное, самая главная – сейчас не время для таких ограничений. Если делать нормальную вентиляцию, как предлагает Татьяна Голикова, то вентиляционная система для помещений 500 квадратных метров стоит больше 40 тысяч долларов. Может, большие столичные рестораны такие расходы и потянут, но мелкие и тем более в регионах, конечно, не смогут и просто закроются».
В заключение своего выступления Владимир Мединский сделал такое предложение: вообще запретить курение в ресторанах, предприятиях общепита, но не сейчас, а лет через пять. И предложил обсудить это за сегодняшним круглым столом.
Профессор-онколог Владимир Левшин подчеркнул, что Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе с табакокурением была создана на основе длительного – 20–30-летнего – международного опыта защиты населения от табачной интоксикации. В развитых странах за эти годы удалось снизить распространение курения в два-три раза путем длительной планомерной работы в разных направлениях, начиная от санпросвета и заканчивая медицинской помощью желающим отказаться от курения. Рамочная конвенция обобщила этот мировой опыт в виде документа, который было предложено использовать всем государствам для защиты своего населения от одной из главных причин заболеваемости и смертности.
В странах, где борьба с табаком идет давно и успешно и где курильщики составляют меньшинство в обществе, Рамочная конвенция внедряется легче. В России и некоторых других странах, где большинство активного взрослого населения курит, труднее. В России на протяжении 30 лет динамика распространения курения среди мужчин не меняется, а среди женщин растет. В этом профессор Левшин видит одну из причин того, что внедрение концепции идет у нас с большим скрипом.
Дмитрий Янин считает, что Госдума должна при втором чтении закона устранить появившиеся в нем невнятные нормы. Общественные организации, Министерство здравоохранения, Роспотребнадзор выступают за поэтапный, то есть через какой-то срок, полный запрет курения в предприятиях общественного питания. Опыт Германии, Франции, Италии, Португалии доказал, что запрет курения в общественных местах снижает продажу табачных изделий.
Вадим Желнин подчеркнул, что объем продаж табачной продукции в общепите ничтожен, около 1%. Большинство людей приходят туда уже со своими сигаретами. Поэтому смешно говорить, что тотальный запрет курения в заведениях общепита сможет как-то повлиять на ситуацию. При этом он отметил, что данные Янина не учитывают рост акцизов в упомянутых странах и – как результат – рост продаж контрабандной и контрафактной продукции.
По его словам, регулирование курения в местах общественного питания безусловно необходимо, однако непродуманные решения могут привести к тому, что закон попросту не будет работать, как это уже часто случалось в России.
Игорь Бухаров предлагает определиться с понятием «общепит». Если принять определение, что общепит – это питание в организованных коллективах, то в России около 350 предприятий, которые занимаются обслуживанием в офисах, на заводах, в школах и так далее. В этих местах сегодня никто не курит.
На территории Российской Федерации в 1100 крупных городах так называемых открытых заведений общего доступа – ресторанов, кафе, баров – всего 25 тысяч, в том числе пять тысяч – летние площадки, столики возле палаток, которые тоже входят в понятие общепита. Из этих 25 тысяч 10–15% составляют предприятия быстрого обслуживания, в которых не разрешают курить по соображениям чисто экономическим: чтобы посетители не засиживались – поели и ушли, а их место заняли другие клиенты. Остальные же предприятия в силу сложившихся традиций это не столько места питания, как на Западе, где идут поужинать вне дома, а места отдыха.
«Предлагая посетителям выйти на улицу покурить, надо все-таки отдавать себе отчет, что у нас не Италия. И поставить в ресторанном зале герметичную перегородку, чтобы отделить курящую зону от некурящей, это огромные затраты для владельцев, а в старых зданиях иногда и вовсе невозможно. Часть предприятий малого и среднего бизнеса в результате попросту закроется, – подчеркнул Игорь Бухаров. – Профессор Левшин говорил здесь, что на Западе 30 лет шли к запрету курения в общественных местах. А ведь эти годы там жили в достатке и ходили в кафе, рестораны. Борьбу с курением вести надо, только давайте не начинать с предприятий питания – немногих мест, куда человек может прийти спокойно отдохнуть».
Александр Толмацкий считает, что неправильно объединять под названием общепита все заведения, где едят, пьют алкогольные напитки и курят. К какой категории следует отнести ночные клубы и бары, в выходные дни, как правило, переполненные? Посетители баров сигареты обычно приносят с собой. И приходят в бары и ночные клубы вовсе не поесть, а отдохнуть и повеселиться.
Тотальный запрет курения может привести к катастрофическим последствиям для индустрии общественного питания, которая и без этого страдает от потери клиентов на фоне кризиса. «Маленькие рестораны или питейные заведения просто не выживут. В значительной степени это относится и к ночным клубам. Это десятки тысяч работников, которые после принятия закона просто окажутся на улице», – уверен Александр Толмацкий.
В заключение участники круглого стола кратко сформулировали свои взгляды на проблему.
Игорь Бухаров. Пятилетний переходный период – наиболее правильный путь. За это время, будем надеяться, закончится экономический кризис, удастся убедить наших сограждан бросить сигареты, снизить число курильщиков, а владельцы ресторанов смогут накопить средства, чтобы оборудовать помещения и для некурящих, и для курильщиков.
Вадим Желнин. Табачная индустрия никогда не выступала за неограниченное курение, где попало. Несомненный приоритет – защита тех, кто не курит, от табачного дыма. Важно, чтобы при этом все-таки те, кто курит, не подвергались излишним гонениям, чтобы где-то было выделено место для курения.
Профессор Владимир Левшин. Борьба против табачной интоксикации – это комплексное, очень сложное дело. И все позиции, которые охватывает Рамочная конвенция, начиная с воспитания и образования школьников, профилактических мероприятий и заканчивая лечением табачной зависимости, должны развиваться одновременно. Только тогда – через три года, через пять лет – мы достигнем снижения численности курильщиков в стране. Повышение цен на табачные изделия – эффективная мера прежде всего в отношении детей и подростков. В отношении активных курильщиков это не работает. Поэтому очень важно иметь в виду, что необходим весь комплекс мер.
Георгий Петрушин. Надо, несомненно, ввести курение в общественных местах в какие-то рамки, но делать это разумно и не перегибать палку. Многовековой опыт России свидетельствует, что можно сначала всем вместе наломать дров, а потом долго разгребать последствия. Дневные заведения должны предоставлять посетителям возможность находиться в курящей и некурящей зоне, ночные заведения должны сами решать, разрешается ли в них курить. Надо уважать права и курильщиков, и некурящих.
Александр Толмацкий. Запретительными мерами результата достигнуть очень сложно. Поэтому есть два пути решения проблемы: как обычно, что ничего, кроме вреда, это не даст, и воспитательно-экономический. Того, кто уже страдает табачной зависимостью, остановить трудно. А вот детям, молодежи надо суметь объяснить, что курить не только плохо для здоровья, но и немодно. И второе – экономический момент. Больше ничего не может заставить людей отказаться от привычки к сигарете.
Дмитрий Янин. По поводу переходного периода. Никто здесь не упомянул, что есть письмо министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, в котором она предлагает через два года ввести абсолютный запрет на курение в предприятиях общепита и через 180 дней запретить курение в ресторанах и кафе площадью до 50 метров квадратных. С нашей точки зрения, компромисс лежит в пределах срока от двух до трех лет, в течение которого во всех ресторанах, за исключением специализированных курительных заведений, таких как кальянные, сигарные, должно быть запрещено курение. Надо думать и о людях, работающих в ресторанах и подвергающих свое здоровье серьезной угрозе. Абсолютный запрет на курение должен быть введен в учреждениях образования, здравоохранения и органах государственной власти. Что касается повышения цен на сигареты, то эта мера особенно эффективна для детей и молодежи.
Владимир Мединский. Во время кризиса нелишне обратить внимание, что курящий человек теряет в день час рабочего времени. Предпринимателям выгодно бороться с курением на рабочих местах, в том числе и персонала учреждений общепита. Сегодня довольно четко и понятно была обозначена позиция, касающаяся специфики ночных клубов. Здесь надо подумать, как это разграничить. Вообще же неизгладимых противоречий, как мне кажется, нет. Надо искать разумный компромисс.
Источник: "Независимая газета"
Тем не менее Россия ратифицировала в 2008 году Рамочную конвенцию по борьбе с табаком (РКБТ ВОЗ). В соответствии с положениями Рамочной конвенции сейчас в Госдуме РФ готовятся ко второму чтению поправки к Закону «Об ограничении курения табака», затрагивающие вопросы ограничения курения в общественных местах. Проект закона неоднозначный, вызывающий острую полемику и в обществе, и среди специалистов.
Учитывая это, редакция «Независимой газеты», следуя своей принципиальной позиции – быть дискуссионной площадкой для представления любых корректно и аргументированно высказанных мнений - провела круглый стол на тему «Как создать качественное и эффективное законодательство в сфере ограничения курения, не забывая при этом о правах всех людей, как некурящих, так и курящих, а также бизнеса». Для последнего вопрос не из праздных. В сфере общественного питания, например, в России работают около 2 млн. человек (в Москве – около 350 тыс.). При этом тотальные запреты могут не только привести к тотальным нарушениям, но и к существенным экономическим потерям малого и среднего бизнеса, особенно на фоне общего кризиса в экономике страны.
В обсуждении приняли участие:
Владимир Ростиславович Мединский – депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по техническому регулированию комитета ГД по экономической политике и предпринимательству;
Вадим Алексеевич Желнин – кандидат технических наук, генеральный директор ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром»;
Владимир Филиппович Левшин – профессор, доктор медицинских наук, руководитель отделения профилактики опухолей Онкологического научного центра имени Н.Н.Блохина;
Игорь Олегович Бухаров – президент Федерации рестораторов и отельеров;
Дмитрий Дмитриевич Янин – председатель правления Конфедерации обществ прав потребителей;
Александр Толмацкий – ресторатор, владелец клуба «Бархат», ресторана «Карамель»;
Георгий Петрушин – клубный промоутер.
Открывая обсуждение, председатель подкомитета по техническому регулированию комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Владимир Мединский напомнил участникам круглого стола о законопроекте, который вносился на второе чтение в позапрошлом году. Он содержал две нормы. Во-первых, расширялся перечень мест, где курение запрещалось вообще. Например, в госучреждениях. Но в этот перечень не попадали муниципальные учреждения. То есть в министерстве курить нельзя, а в мэрии можно. Сейчас этот список расширен.
Курение на воздушных судах запрещалось при рейсах продолжительностью до четырех часов. Что касается предприятий общепита, то предлагалось выделить зоны для курящих и для некурящих. При этом зоны для курящих должны были быть оборудованы специальными вытяжками.
Таким был первоначальный законопроект. В процессе обсуждения он стал ужесточаться. Добавился полный запрет курения в помещениях образовательных учреждений (школы, институты), организаций здравоохранения, физкультурно-спортивных организаций. «Здесь, – заметил Владимир Мединский, – я бы хотел сделать одну оговорку: конечно, курить можно только в специально отведенных местах, но не с завтрашнего дня, а через какой-то срок, потому что курилки надо оборудовать. Чтобы не получилось, что сегодня человек курит на стадионе, а завтра его за это хватает милиционер.
Второе – по поводу курения в общепите. Концепция существенно изменилась. Список запретов расширился. Предложено, во-первых, выделить помещения площадью до 50 метров. Это предложение, кстати, сделали сами рестораторы. Такое помещение невозможно разделить на зоны. На мой взгляд как одного из авторов законопроекта, это правильно. Хозяин заведения должен сам решать, будет ли оно либо для курящих, либо для некурящих. Если для курящих, внутри повесить плакат о вреде курения.
Предложение передать решение муниципалитетам после обсуждения в рабочем порядке было признано нецелесообразным. Во-первых, это ограничение прав предпринимателей, которое может быть оспорено. Во-вторых, есть опасения, что не все муниципалитеты будут достойно нести бремя возложенной на них ответственности.
Теперь что касается зон. На прошлом экспертном совете Александр Починок докладывал альтернативный законопроект, внесенный большим числом сенаторов. В нем предлагалось, чтобы были не зоны для курящих и некурящих, а отдельные залы со всем набором вытяжек и прочим. На первый взгляд это логично – надежно защищает некурящих. Но, будучи знаком с ресторанным бизнесом, должен сказать, что, к сожалению, это нереализуемо. Первое. В ресторанах, расположенных в исторических зданиях, никто делать это не разрешит. Второе. В ресторанах, расположенных в торговых и развлекательных комплексах, в кинотеатрах это сделать просто нельзя. Владельцы комплексов не позволят возводить капитальные перегородки. Автоматически получатся некурящие зоны, что означает сразу падение торгового оборота.
И третья причина на самом деле, наверное, самая главная – сейчас не время для таких ограничений. Если делать нормальную вентиляцию, как предлагает Татьяна Голикова, то вентиляционная система для помещений 500 квадратных метров стоит больше 40 тысяч долларов. Может, большие столичные рестораны такие расходы и потянут, но мелкие и тем более в регионах, конечно, не смогут и просто закроются».
В заключение своего выступления Владимир Мединский сделал такое предложение: вообще запретить курение в ресторанах, предприятиях общепита, но не сейчас, а лет через пять. И предложил обсудить это за сегодняшним круглым столом.
Профессор-онколог Владимир Левшин подчеркнул, что Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе с табакокурением была создана на основе длительного – 20–30-летнего – международного опыта защиты населения от табачной интоксикации. В развитых странах за эти годы удалось снизить распространение курения в два-три раза путем длительной планомерной работы в разных направлениях, начиная от санпросвета и заканчивая медицинской помощью желающим отказаться от курения. Рамочная конвенция обобщила этот мировой опыт в виде документа, который было предложено использовать всем государствам для защиты своего населения от одной из главных причин заболеваемости и смертности.
В странах, где борьба с табаком идет давно и успешно и где курильщики составляют меньшинство в обществе, Рамочная конвенция внедряется легче. В России и некоторых других странах, где большинство активного взрослого населения курит, труднее. В России на протяжении 30 лет динамика распространения курения среди мужчин не меняется, а среди женщин растет. В этом профессор Левшин видит одну из причин того, что внедрение концепции идет у нас с большим скрипом.
Дмитрий Янин считает, что Госдума должна при втором чтении закона устранить появившиеся в нем невнятные нормы. Общественные организации, Министерство здравоохранения, Роспотребнадзор выступают за поэтапный, то есть через какой-то срок, полный запрет курения в предприятиях общественного питания. Опыт Германии, Франции, Италии, Португалии доказал, что запрет курения в общественных местах снижает продажу табачных изделий.
Вадим Желнин подчеркнул, что объем продаж табачной продукции в общепите ничтожен, около 1%. Большинство людей приходят туда уже со своими сигаретами. Поэтому смешно говорить, что тотальный запрет курения в заведениях общепита сможет как-то повлиять на ситуацию. При этом он отметил, что данные Янина не учитывают рост акцизов в упомянутых странах и – как результат – рост продаж контрабандной и контрафактной продукции.
По его словам, регулирование курения в местах общественного питания безусловно необходимо, однако непродуманные решения могут привести к тому, что закон попросту не будет работать, как это уже часто случалось в России.
Игорь Бухаров предлагает определиться с понятием «общепит». Если принять определение, что общепит – это питание в организованных коллективах, то в России около 350 предприятий, которые занимаются обслуживанием в офисах, на заводах, в школах и так далее. В этих местах сегодня никто не курит.
На территории Российской Федерации в 1100 крупных городах так называемых открытых заведений общего доступа – ресторанов, кафе, баров – всего 25 тысяч, в том числе пять тысяч – летние площадки, столики возле палаток, которые тоже входят в понятие общепита. Из этих 25 тысяч 10–15% составляют предприятия быстрого обслуживания, в которых не разрешают курить по соображениям чисто экономическим: чтобы посетители не засиживались – поели и ушли, а их место заняли другие клиенты. Остальные же предприятия в силу сложившихся традиций это не столько места питания, как на Западе, где идут поужинать вне дома, а места отдыха.
«Предлагая посетителям выйти на улицу покурить, надо все-таки отдавать себе отчет, что у нас не Италия. И поставить в ресторанном зале герметичную перегородку, чтобы отделить курящую зону от некурящей, это огромные затраты для владельцев, а в старых зданиях иногда и вовсе невозможно. Часть предприятий малого и среднего бизнеса в результате попросту закроется, – подчеркнул Игорь Бухаров. – Профессор Левшин говорил здесь, что на Западе 30 лет шли к запрету курения в общественных местах. А ведь эти годы там жили в достатке и ходили в кафе, рестораны. Борьбу с курением вести надо, только давайте не начинать с предприятий питания – немногих мест, куда человек может прийти спокойно отдохнуть».
Александр Толмацкий считает, что неправильно объединять под названием общепита все заведения, где едят, пьют алкогольные напитки и курят. К какой категории следует отнести ночные клубы и бары, в выходные дни, как правило, переполненные? Посетители баров сигареты обычно приносят с собой. И приходят в бары и ночные клубы вовсе не поесть, а отдохнуть и повеселиться.
Тотальный запрет курения может привести к катастрофическим последствиям для индустрии общественного питания, которая и без этого страдает от потери клиентов на фоне кризиса. «Маленькие рестораны или питейные заведения просто не выживут. В значительной степени это относится и к ночным клубам. Это десятки тысяч работников, которые после принятия закона просто окажутся на улице», – уверен Александр Толмацкий.
В заключение участники круглого стола кратко сформулировали свои взгляды на проблему.
Игорь Бухаров. Пятилетний переходный период – наиболее правильный путь. За это время, будем надеяться, закончится экономический кризис, удастся убедить наших сограждан бросить сигареты, снизить число курильщиков, а владельцы ресторанов смогут накопить средства, чтобы оборудовать помещения и для некурящих, и для курильщиков.
Вадим Желнин. Табачная индустрия никогда не выступала за неограниченное курение, где попало. Несомненный приоритет – защита тех, кто не курит, от табачного дыма. Важно, чтобы при этом все-таки те, кто курит, не подвергались излишним гонениям, чтобы где-то было выделено место для курения.
Профессор Владимир Левшин. Борьба против табачной интоксикации – это комплексное, очень сложное дело. И все позиции, которые охватывает Рамочная конвенция, начиная с воспитания и образования школьников, профилактических мероприятий и заканчивая лечением табачной зависимости, должны развиваться одновременно. Только тогда – через три года, через пять лет – мы достигнем снижения численности курильщиков в стране. Повышение цен на табачные изделия – эффективная мера прежде всего в отношении детей и подростков. В отношении активных курильщиков это не работает. Поэтому очень важно иметь в виду, что необходим весь комплекс мер.
Георгий Петрушин. Надо, несомненно, ввести курение в общественных местах в какие-то рамки, но делать это разумно и не перегибать палку. Многовековой опыт России свидетельствует, что можно сначала всем вместе наломать дров, а потом долго разгребать последствия. Дневные заведения должны предоставлять посетителям возможность находиться в курящей и некурящей зоне, ночные заведения должны сами решать, разрешается ли в них курить. Надо уважать права и курильщиков, и некурящих.
Александр Толмацкий. Запретительными мерами результата достигнуть очень сложно. Поэтому есть два пути решения проблемы: как обычно, что ничего, кроме вреда, это не даст, и воспитательно-экономический. Того, кто уже страдает табачной зависимостью, остановить трудно. А вот детям, молодежи надо суметь объяснить, что курить не только плохо для здоровья, но и немодно. И второе – экономический момент. Больше ничего не может заставить людей отказаться от привычки к сигарете.
Дмитрий Янин. По поводу переходного периода. Никто здесь не упомянул, что есть письмо министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, в котором она предлагает через два года ввести абсолютный запрет на курение в предприятиях общепита и через 180 дней запретить курение в ресторанах и кафе площадью до 50 метров квадратных. С нашей точки зрения, компромисс лежит в пределах срока от двух до трех лет, в течение которого во всех ресторанах, за исключением специализированных курительных заведений, таких как кальянные, сигарные, должно быть запрещено курение. Надо думать и о людях, работающих в ресторанах и подвергающих свое здоровье серьезной угрозе. Абсолютный запрет на курение должен быть введен в учреждениях образования, здравоохранения и органах государственной власти. Что касается повышения цен на сигареты, то эта мера особенно эффективна для детей и молодежи.
Владимир Мединский. Во время кризиса нелишне обратить внимание, что курящий человек теряет в день час рабочего времени. Предпринимателям выгодно бороться с курением на рабочих местах, в том числе и персонала учреждений общепита. Сегодня довольно четко и понятно была обозначена позиция, касающаяся специфики ночных клубов. Здесь надо подумать, как это разграничить. Вообще же неизгладимых противоречий, как мне кажется, нет. Надо искать разумный компромисс.
Источник: "Независимая газета"