Социальная сфера – это самая чувствительная сфера деятельности, так как она затрагивает интересы абсолютно всех граждан от рождения до самой смерти, влияет на качество жизни каждого человека. Поэтому формирование социальной политики и ее реализация требуют особого подхода. Любые непродуманные изменения могут привести к неблагополучию отдельных категорий или всего населения и, как следствие, к социальному взрыву и политической нестабильности. Кроме того, в этой сфере крайне необходим регулярный диалог власти с населением. Без грамотного информационного сопровождения и разъяснительной работы даже те изменения, которые в конечном итоге приводят к улучшению положения граждан, первоначально могут вызвать негативную реакцию. Ярким примером того является реализация Федерального закона № 122-ФЗ, когда во многих регионах России прошли акции гражданского протеста.
В Смоленской области в течение последних трех лет удается сохранить социальную стабильность, избегать упомянутых негативных явлений. Основой стабильности в нашем регионе является глубоко продуманная, взвешенная социальная политика и постоянный диалог с населением.
В условиях дефицитного бюджета нельзя в одночасье решить все накопившиеся в социальной сфере проблемы. Поэтому администрация Смоленской области выявляет наиболее острые и значимые проблемы и направляет свои усилия на их решение, определяя четкие приоритеты и используя программно-целевой метод.
Образование
В сфере образования наша главная задача – обеспечить доступность и высокое качество образовательных услуг, создать всем равные стартовые возможности. Для этого в области разработаны и реализуются несколько целевых программ.
Программа по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности сопровождалась выделением автобусов для доставки учащихся на занятия в школу и обратно, расширением возможностей пришкольных интернатов, улучшением условий проживания в них. А самое главное – дети стали обучаться в полноценных школах, где все предметы ведут квалифицированные специалисты.
В области проводится целенаправленная работа по созданию дифференцированной сети образовательных учреждений, удовлетворяющих потребностям населения.
Статистика
В системе дошкольного образования в области функционируют 282 дошкольных учреждения. Среди них 53 – комбинированного вида, 5 – компенсирующего, 3 – присмотра и оздоровления, 11 – типа школа – детский сад. Интенсивно развиваются новые формы охвата детей дошкольным образованием: дошкольные группы кратковременного пребывания детей, группы выходного дня и другие формы. Системой дошкольного образования в области охвачено: в городе – 74% детей, в сельской местности – 44,1%.
В системе общего образования области функционируют 612 общеобразовательных учреждений, включая гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т. д. Данная сеть охватывает 100% детей общим образованием, в том числе и с различными отклонениями в состоянии здоровья, что позволяет удовлетворить потребности в образовательных услугах повышенного уровня наиболее талантливой и одаренной молодежи, а наличие школы-интерната при педагогическом лицее открыло такую возможность для одаренных детей из села.
Хорошим стимулом к достижению высоких результатов в учебе является ежегодное вручение учащимся и студентам всех типов образовательных учреждений стипендий администрации Смоленской области.
Успеваемость, уровень образовательной подготовки в течение трех последних лет остается стабильным и составляет 98%. Практически стабилизировалось за последние годы количество учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении». В нынешнем году – это 498 учащихся (5,2% от числа выпускников 11-х классов). О повышении качества обучения говорит и введенный с 2003 года в области такой показатель, как подтверждение школьной отметки результатами единого государственного экзамена (в 2005 году успеваемость за год составила 99,7%, качество знаний – 57,2%, по результатам ЕГЭ успеваемость – 97,4%, качество знаний – 55,6%).
Передача полномочий в сфере начального и отчасти среднего профессионального образования от Российской Федерации на уровень субъекта РФ в Смоленской области не повлекла за собой каких-либо негативных последствий. Практически вся сеть образовательных учреждений сохранена и финансируется из областного бюджета.
Профессиональное образование и подготовка специалистов с начальным и средним профессиональным образованием в основном ориентированы на региональный рынок труда. 90% профессиональных образовательных программ реализуется на основании договоров с предприятиями – социальными партнерами.
Учитывая потребности рынка труда, учреждения начального профессионального образования ведут подготовку по 125 профессиям, а учреждения среднего профессионального образования – по 52 специальностям. Только в 2005 году по заявкам работодателей открыто обучение по 25 новым профессиям. Качественный показатель производственного обучения составляет 81%.
Профессиональное образование обеспечено высококвалифицированными кадрами. Качественный состав педагогических кадров в 2005 году составил: 14% – с высшей категорией, 37% – с первой, 25% – со второй.
В условиях модернизации системы начального и среднего профессионального образования мы видим свою задачу в подготовке не только высококвалифицированных специалистов, но и работников, готовых к непрерывному профессиональному образованию. В 2005 году более 20% выпускников училищ и лицеев продолжили обучение в колледжах и вузах. На Смоленщине складывается опыт непрерывного профессионального образования по педагогическим, медицинским, сельскохозяйственным, строительным и техническим специальностям.
Уже первые шаги, предпринятые администрацией на пути развития социального партнерства в профессиональном образовании, высветили ряд серьезных проблем, которые необходимо решать в процессе модернизации системы профессионального образования. Одна из них заключается в том, что предприятия нуждаются в рабочих кадрах высокой квалификации. В системе НПО удельный вес выпускников с повышенным разрядом пока остается невысоким и составляет всего 21 процент. Задачу можно решить только совместными усилиями учебного заведения и предприятия, поэтому развитие социального партнерства в данной сфере крайне необходимо, и это стало одним из главных направлений системы профессионального образования.
Если мы хотим воспитать достойных граждан России, то образовательный процесс не может быть оторван от воспитательного. Мы уделяем серьезное внимание воспитанию, делая акцент на формировании высоких гражданских качеств, для чего администрация создает целостную систему героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Помимо того что воспитательная работа является неотъемлемой частью деятельности образовательных учреждений всех типов, в том числе и учреждений дополнительного образования, нами создана сеть областных государственных учреждений, которые обеспечивают организацию работы по героико-патриотическому воспитанию и трудоустройству молодежи. В период каникул на базе загородных оздоровительных лагерей действуют профильные смены для творческой молодежи. Администрация поддерживает деятельность общественных детских и молодежных организаций.
Возрождению духовности в обществе способствует договор о совместной деятельности администрации Смоленской области и Смоленской епархии Русской Православной церкви, в соответствии с которым в общеобразовательных учреждениях вводится в качестве регионального компонента или факультативного курса изучение таких дисциплин, как «История православной культуры Смоленщины», «Азбука родного края» и другие.
В основе всей работы по героико-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию мы также используем примеры из многовековой истории земли Смоленской, сохраняем старые и создаем новые традиции.
Здравоохранение
Система здравоохранения также представляет собой очень важную составляющую социальной сферы. В предшествующие годы эта система развивалась не совсем продуманно, многие решения принимались в отрыве от реальных потребностей населения. Поэтому мы столкнулись с фактами диспропорции в кадровом и материальном обеспечении: наряду с избытком врачей одних специальностей ощущается острая нехватка или вообще отсутствие других; в одних районах ЦРБ практически разваливаются, а в других, удовлетворяя гигантоманию руководителей, построены здания, способные обслуживать чуть ли не половину населения области. Целый ряд участковых больниц давно превратились из медицинских в социальные учреждения, но продолжают оставаться в системе здравоохранения. Отдельные специализированные и высокотехнологичные виды медицинской помощи развивались не на базе областных, а на базе муниципальных ЛПУ. В настоящее время это создает серьезные трудности в реализации Федерального закона № 122-ФЗ в части медицинского обслуживания. Значительное превышение по отношению к нормативу числа стационарных коек приводит к неоправданным расходам.
Для того чтобы навести порядок, губернатор В.Н. Маслов сам возглавил правление регионального фонда обязательного медицинского страхования. Вторым шагом на пути наведения порядка в финансировании отрасли стало введение централизованного платежа на финансирование обязательного медицинского страхования неработающих граждан. Кроме того, ФОМС был избавлен от некогда навязанной ему обязанности финансировать строительство, капремонт зданий ЛПУ, приобретение оборудования для них, что противоречило закону об обязательном медицинском страховании граждан РФ и положению о ФОМС.
В здравоохранении мы также используем программно-целевой метод развития. Выявляем наиболее слабые места, разрабатываем программу, в результате реализации которой слабое направление доводим до необходимого уровня, обеспечивающего удовлетворение населения в данном виде медицинских услуг. Был период, когда обострились проблемы с организацией необходимого лечения больных сахарным диабетом и онкобольных. Реализация соответствующих программ позволяет в настоящий момент проводить адекватное лечение этих людей. Что касается онкологической службы области, по оценкам специалистов, она одна из лучших в РФ.
Еще два года назад больные, страдающие почечной недостаточностью, из-за изношенности оборудования в гемодиализном отделении не могли получать жизненно необходимое для них лечение. В результате реализации целевой программы в последнее время создано 12 новых диализных мест, которые вполне удовлетворяют нашим сегодняшним потребностям.
С 2005 года начала действовать программа реструктуризации психиатрической помощи, нацеленная прежде всего на укрепление материально-технической базы учреждений этой сферы.
Администрация области намерена серьезно реформировать систему здравоохранения в целом. Для того чтобы население получало качественные медицинские услуги, чтобы они были доступны каждому жителю, идет работа по подготовке программы реструктуризации сети ЛПУ области. Очень хорошо, что эта работа по времени совпала с инициативами Президента РФ В.В. Путина и разработкой национального проекта в здравоохранении, направленного на укрепление первичного звена медико-санитарной помощи. В целом эти инициативы находят поддержку у населения. Но одно обстоятельство, связанное с установлением высокой доплаты врачам общей практики (семейным врачам), участковым терапевтам и медицинским сестрам, работающим с ними, очень бурно обсуждается медицинской общественностью и может вызвать неоднозначную реакцию в коллективах. Необходимо очень осторожно и внимательно внедрять новую систему доплат, вести активную и грамотную разъяснительную работу, чтобы не допустить раскола и социальной напряженности в коллективах, не оставить без специалистов другие подразделения, имеющие жизненно важное значение, где не получают доплату в 10 тыс. рублей.
Одним из направлений национального проекта реформирования здравоохранения является санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни. В решение данной проблемы и в укрепление здоровья населения могут внести неоценимый вклад физическая культура и спорт.
К сожалению, начиная с 1991 года, в области сокращалась сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказывались от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывали и продавали их, использовали не по назначению.
Статистика
В 2002 году было принято решение о финансировании из областного бюджета строительства спортивных сооружений. Только за последние три года введены в строй пять современных спортивных комплексов, капитально отремонтированы четыре стадиона, введены в эксплуатацию после реконструкции 12 спортивных залов, на очереди – введение в строй физкультурно-оздоровительных комплексов в городах Десногорске и Гагарине, ледовой арены в городе Смоленске.
Неотъемлемым условием развития массовой физической культуры и спорта является спорт высших достижений, профессиональный спорт. Детям нужны кумиры, им хочется добиться такой же славы, как у олимпийской чемпионки смолянки Ольги Кузенковой, чемпионки мира по конькобежному спорту Любови Садчиковой, олимпийской чемпионки по биатлону Надежды Талановой и др. Поэтому администрация области, помимо поддержки спортивных школ и клубов, создания материальной базы для занятий спортом и физической культурой, сотрудничает с Академией физической культуры, спорта и туризма, училищем олимпийского резерва, финансирует деятельность профессиональных клубов: волейбольного «Феникс», который играет в высшем дивизионе, и футбольного клуба «Смоленск», играющего в составе второго дивизиона.
Культура
Администрация области видит свою задачу в сохранении и развитии богатейшего культурного наследия Смоленщины, обеспечении доступа к нему широких слоев населения; в создании равных возможностей жителям городов и сел для удовлетворения духовных запросов, развития творческих способностей.
Смоленская земля в плане культуры – особый регион. На территории области большое количество памятников истории и архитектуры, со Смоленщиной связаны судьбы множества великих людей, что не может не накладывать отпечатка на культурную жизнь области.
Подробности
Уже более сорока лет в Смоленске ежегодно проходит Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. В прошлом году мы торжественно отмечали 200-летие со дня рождения великого композитора, основоположника русской классической музыки. К этой дате была проведена грандиозная подготовительная работа. В родовом имении Глинок в селе Новоспасском Ельнинского района был отреставрирован главный дом, обновлена экспозиция, реконструированы пруды, благоустроена территория музея-усадьбы, установлены два новых бюста великого композитора.
Ежегодно на хуторе Загорье Починковского района, родине А.Т. Твардовского, в день его рождения проходят литературные праздники и вручение литературной премии имени Александра Трифоновича.
И таких знаковых мероприятий, связанных с важными событиями и великими именами, довольно много.
Многострадальная Смоленская земля во все времена подвергалась нападениям. Особенно сильно она пострадала в годы Великой Отечественной войны. На территории области много памятников и обелисков, посвященных событиям Великой Отечественной, захоронений советских воинов. Незахороненные останки героев ежегодно отыскивают и со всеми почестями перезахоранивают поисковики. В сентябре 2003 года мы отмечали 60-летие освобождения Смоленщины, а 9 мая нынешнего вместе со всем народом – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. В период подготовки к юбилею отремонтировано около 800 памятников воинской славы.
В области хорошо развита художественная самодеятельность. Многие самодеятельные коллективы, такие как фольклорный ансамбль «Реченька» Ельнинского района, детский фольклорный коллектив «Кривичата» Руднянского района, русский народный хор Пригорского Дома культуры и другие по уровню исполнительского мастерства не уступают профессиональным коллективам и пользуются большой популярностью.
Смоленская область сегодня готова к реализации Федерального закона № 131-ФЗ. Еще недавно нас пугала опасность утраты единого культурного пространства, поскольку закон оговаривает, что предоставление услуг культурно-досуговыми учреждениями входит в компетенцию сельских поселений. Практически ни одно сельское поселение Смоленской области не в состоянии будет обеспечить развитие своих клубных учреждений, оснастить их необходимой техникой и оборудованием. Это всегда делалось по согласованному графику за счет средств районного бюджета и при поддержке бюджета областного. Поэтому администрация области в ходе подготовки к реализации Закона № 131-ФЗ рекомендовала провести соответствующую разъяснительную работу, с тем чтобы сельские поселения делегировали эти полномочия муниципальному району. Правительство РФ внесло в Госдуму изменения в данный закон, принятие которых позволит сохранить единое культурное пространство.
Важность сохранения и развития культуры очевидны. Поэтому в Смоленской области приняты несколько законов, направленных на поддержку работников учреждений культуры; ежегодно проводится конкурс на лучшего работника культуры; учреждены стипендии губернатора Смоленской области: 20 – деятелям культуры и искусства, 10 – представителям творческой молодежи.
Социальная защита
Сердцевиной всей социальной сферы, одним из главных и наиболее уязвимых ее компонентов является система социальной защиты населения. Она призвана оказать государственную поддержку тем, кто в ней в силу разных обстоятельств нуждается более всего. Здесь мы определили для себя две основные категории граждан – это дети и старики.
Мы ежегодно выявляем около тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило, это социальные сироты, сироты при живых родителях. Растет количество оставленных в роддомах детей, и мы вынуждены будем в этом году открыть третий дом ребенка для детей до трех лет. В настоящее время у нас в области создана сеть социальных учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которая позволяет оказать помощь и поддержку всем таким детям, независимо от места их нахождения.
Мы стараемся создавать нормальные условия в наших областных государственных интернатных и социальных учреждениях, но вместе с тем мы считаем, что каждый ребенок имеет право на семью. Поэтому в ходе преобразования социальных центров для детей из муниципальных в областные государственные учреждения, мы в каждом уставе записали дополнительную функцию – профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.
Старт этой работе был дан губернатором В.Н. Масловым в его выступлении на Международной конференции по проблемам детства, проходившей в городе Смоленске осенью 2002 года. Мы поставили перед собой задачу сделать так, чтобы у детей была возможность жить и воспитываться в семье. Мы убеждены в том, что независимо от условий, созданных в государственном сиротском учреждении, каждый ребенок мечтает жить в семье. Даже те дети, которые убегают из семьи из-за жестокого обращения и приходят в наши приюты, все равно хотят иметь семью. А самое главное заключается в том, что у ребенка, находящегося в семье, в сознании откладывается система семейных отношений. Такой ребенок более подготовлен к самостоятельной жизни, а выпускники сиротских учреждений, как правило, оказываются социально неадаптированными, и отсюда все их проблемы и жизненные трагедии. Понимание этого заставляет нас основательно заниматься поиском различных путей семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прежде всего, социально-реабилитационные центры для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, принимают меры по возвращению ребенка в родную семью. Для этой цели изучаются причины, из-за которых ребенок оказался в приюте, и с привлечением возможностей различных служб делается все, чтобы эти причины устранить. Оказывается помощь в трудоустройстве родителей, семье предлагаются другие формы поддержки. И только тогда, когда все возможности возвращения ребенка в семью исчерпаны, его оформляют в стационарное учреждение. В некоторых учреждениях социальной защиты удается вернуть в семью до 80% детей.
В 2005 году мы значительно повысили опекунское пособие. До этого времени в разных муниципальных образованиях размер пособия по опеке был разным и составлял от 400 до 1000 рублей. А с 1 января нынешнего года во всех районах сумма составляет 2542 рубля в месяц.
Для того чтобы расширить возможности семейного устройства детей-сирот, в текущем году принят областной закон о патронатном воспитании, который создает правовую основу для использования этой формы семейного устройства. Еще до принятия закона мы провели эксперимент. С согласия администрации области администрация города Смоленска областное государственное учреждение дошкольный детский дом и департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике заключили договор, в соответствии с которым областное государственное учреждение взяло на себя ответственность по подбору для детей-сирот, помещенных в него по направлению органов опеки г. Смоленска, патронатных семей. Эксперимент дал положительный результат, и теперь на его основе идет работа по подготовке нормативных правовых актов по применению данного закона.
В течение трех лет в области проходил еще один эксперимент по временному устройству воспитанников сиротских учреждений в семьи. При хорошей морально-психологической подготовке детей, приемных семей, сотрудников интернатных учреждений это также дает хороший эффект. Дети во время своего пребывания в гостевых или приемных семьях приобретают положительный опыт семейной жизни.
Мы объединили эти два начинания. В результате временное пребывание ребенка в семье помогает ему в выборе патронатной семьи и помогает семье принять более ответственное и осознанное решение о приеме ребенка, практически исключая возможность ошибки, что крайне важно.
У нас в области насчитывается около четырех тысяч детей-инвалидов, и до 2002 года не было ни одного учреждения (кроме интернатных в системе образования), которое занималось бы их реабилитацией. Три года назад появился центр реабилитации детей-инвалидов. В короткие сроки был сформирован высокопрофессиональный коллектив единомышленников, созданы условия для эффективной реабилитационной работы с использованием современных технологий. В прошлом году в центре было открыто отделение для приема детей с родителями, что позволяет не только проводить реабилитационные мероприятия с детьми, но и обучить родителей реабилитационным навыкам, которые они могут применять в домашних условиях.
Вторая категория граждан, нуждающихся в особой заботе власти, – это, конечно же, старики. На их поколение выпало много трудностей и невзгод – война, разруха. Их руками построены города, электростанции, заводы и многое другое. Они своим трудом, своей жизнью заработали себе достойную старость.
Мы идем двумя путями в создании условий для нормального жизнеобеспечения пожилых граждан. Первое – это создание системы стационарных учреждений для престарелых и инвалидов. Так, в одном из лучших в Российской Федерации геронтологическом центре «Вишенки» действуют два реабилитационных центра: для перенесших инсульт и перенесших инфаркт. Здесь применяются самые передовые технологии. Достаточно сказать, что продолжительность жизни в этом учреждении на 14 лет превышает среднюю по области. Мы ощущали острую нехватку мест, люди подолгу ждали своей очереди. С 1 января нынешнего года открыто 10 новых таких учреждений. Созданы они на базе бывших больниц сестринского ухода, что позволило нам полностью решить проблему.
Второй путь решения проблемы стариков – это создание центров социального обслуживания на дому. В области создана широкая сеть ЦСО.
Статистика
За период с 2000 по 2005 г. сеть ЦСО выросла с 10 до 27 учреждений, а количество обслуженных ими граждан – с 13,5 до 40 тыс. человек.
Очевидно, что добиться успеха в работе с ветеранами можно лишь, если в обязательном порядке учитывать их мнение. Поэтому, прежде чем принять решение по форме реализации Закона № 122-ФЗ в Смоленской области, были проведены несколько расширенных заседаний координационного совета при губернаторе общественных ветеранских организаций и принято решение, согласованное с советом. В Смоленской области меры социальной поддержки, являющиеся расходными полномочиями субъекта РФ, были сохранены в натуральном виде. А затем была проведена огромная, именно огромная, разъяснительная работа через СМИ и непосредственно во время встреч с населением в районах. Кроме того, созван внеочередной Народный собор (собрание представителей различных слоев населения Смоленской области), на котором были даны все необходимые разъяснения и получена поддержка предложений администрации. Также были подготовлены специальные брошюры с доходчивым разъяснением основных положений федерального и областного законов. Только такая масштабная работа по предварительному согласованию, а затем по разъяснению принятых решений позволила нам избежать социального напряжения и социальных конфликтов.
В этом году мы пошли по такому же пути. Прежде чем принять решение о форме мер социальной поддержки на 2006 год, этот вопрос был вынесен на обсуждение общественности. В результате форму официального документа обрел вариант, который получил одобрение ветеранов войны и труда.
Власть должна быть открытой
Чтобы в регионе были мир и спокойствие, с людьми надо вести постоянный диалог. В нашей области создана целая система, которая позволяет влиять на жизненно важные, принципиальные решения власти через общественные организации. Это прежде всего Народный собор, различные комиссии и советы при администрации, которые не просто существуют на бумаге, а реально действуют.
И, конечно же, одним из главных условий социального мира на Смоленщине стала постоянная работа региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В период моей работы председателем областного объединения организаций профсоюзов на отчетно-выборной конференции было принято решение поручить вновь избранному совету обеспечить постоянную работу трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В то время общественность лихорадило, росло раздражение закрытостью власти, нежеланием идти на диалог с народом, игнорированием обращений общественности.
В настоящее время я с гордостью могу заявить, что администрация Смоленской области открыта для конструктивного диалога. Все ключевые вопросы социальной политики предварительно обсуждаются на заседании трехсторонней комиссии, будь то проект областного бюджета, тарифы на энергоносители или проект закона о потребительской корзине.
Конечно, в социальной сфере Смоленской области есть проблемы. И решив их, мы, скорее всего, обнаружим появление новых. Но это нас не пугает. При объединении усилий и взвешенном подходе – именно этих принципов мы стараемся придерживаться в работе – на все вопросы можно найти ответы.
Справка «Бюджета»
Юрий Константинович СЫНКИН, заместитель губернатора Смоленской области
Родился 17 февраля 1947 года в г. Ярцево Смоленской области в рабочей многодетной семье.
В 1971 г. окончил Смоленский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков, в 2001 г. без отрыва от работы – Смоленский филиал Юридического института МВД РФ.
С 1965 по 1968 г. работал учителем в сельских школах области.
После службы в Советской Армии, которую проходил в ракетных войсках стратегического назначения, с 1974 по 1979 г. возглавлял областное бюро международного молодежного туризма «Спутник».
С 1979 г. в течение пяти лет работал в отделе науки и учебных заведений обкома КПСС, а с 1982 г. – заместителем заведующего отделом.
С 1984 г. биография Ю.К. Сынкина связана с профсоюзами:
1984–1996 гг. – председатель Смоленского обкома профсоюза работников народного образования и науки;
1996–2002 гг. – председатель Смоленского областного объединения организации профсоюзов. Является членом генерального совета Федерации независимых профсоюзов России.
В июне 2002 г. назначен заместителем губернатора Смоленской области.
Награжден орденом «Дружбы», знаками «Отличник народного просвещения», «За активную работу в профсоюзах».
В 2002 г. за исключительные заслуги в укреплении профсоюзного движения России, большой вклад в развитие и повышение роли и авторитета профсоюзов в деле защиты социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов награжден Почетным знаком Федерации независимых профсоюзов России.
В Смоленской области в течение последних трех лет удается сохранить социальную стабильность, избегать упомянутых негативных явлений. Основой стабильности в нашем регионе является глубоко продуманная, взвешенная социальная политика и постоянный диалог с населением.
В условиях дефицитного бюджета нельзя в одночасье решить все накопившиеся в социальной сфере проблемы. Поэтому администрация Смоленской области выявляет наиболее острые и значимые проблемы и направляет свои усилия на их решение, определяя четкие приоритеты и используя программно-целевой метод.
Образование
В сфере образования наша главная задача – обеспечить доступность и высокое качество образовательных услуг, создать всем равные стартовые возможности. Для этого в области разработаны и реализуются несколько целевых программ.
Программа по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности сопровождалась выделением автобусов для доставки учащихся на занятия в школу и обратно, расширением возможностей пришкольных интернатов, улучшением условий проживания в них. А самое главное – дети стали обучаться в полноценных школах, где все предметы ведут квалифицированные специалисты.
В области проводится целенаправленная работа по созданию дифференцированной сети образовательных учреждений, удовлетворяющих потребностям населения.
Статистика
В системе дошкольного образования в области функционируют 282 дошкольных учреждения. Среди них 53 – комбинированного вида, 5 – компенсирующего, 3 – присмотра и оздоровления, 11 – типа школа – детский сад. Интенсивно развиваются новые формы охвата детей дошкольным образованием: дошкольные группы кратковременного пребывания детей, группы выходного дня и другие формы. Системой дошкольного образования в области охвачено: в городе – 74% детей, в сельской местности – 44,1%.
В системе общего образования области функционируют 612 общеобразовательных учреждений, включая гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т. д. Данная сеть охватывает 100% детей общим образованием, в том числе и с различными отклонениями в состоянии здоровья, что позволяет удовлетворить потребности в образовательных услугах повышенного уровня наиболее талантливой и одаренной молодежи, а наличие школы-интерната при педагогическом лицее открыло такую возможность для одаренных детей из села.
Хорошим стимулом к достижению высоких результатов в учебе является ежегодное вручение учащимся и студентам всех типов образовательных учреждений стипендий администрации Смоленской области.
Успеваемость, уровень образовательной подготовки в течение трех последних лет остается стабильным и составляет 98%. Практически стабилизировалось за последние годы количество учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении». В нынешнем году – это 498 учащихся (5,2% от числа выпускников 11-х классов). О повышении качества обучения говорит и введенный с 2003 года в области такой показатель, как подтверждение школьной отметки результатами единого государственного экзамена (в 2005 году успеваемость за год составила 99,7%, качество знаний – 57,2%, по результатам ЕГЭ успеваемость – 97,4%, качество знаний – 55,6%).
Передача полномочий в сфере начального и отчасти среднего профессионального образования от Российской Федерации на уровень субъекта РФ в Смоленской области не повлекла за собой каких-либо негативных последствий. Практически вся сеть образовательных учреждений сохранена и финансируется из областного бюджета.
Профессиональное образование и подготовка специалистов с начальным и средним профессиональным образованием в основном ориентированы на региональный рынок труда. 90% профессиональных образовательных программ реализуется на основании договоров с предприятиями – социальными партнерами.
Учитывая потребности рынка труда, учреждения начального профессионального образования ведут подготовку по 125 профессиям, а учреждения среднего профессионального образования – по 52 специальностям. Только в 2005 году по заявкам работодателей открыто обучение по 25 новым профессиям. Качественный показатель производственного обучения составляет 81%.
Профессиональное образование обеспечено высококвалифицированными кадрами. Качественный состав педагогических кадров в 2005 году составил: 14% – с высшей категорией, 37% – с первой, 25% – со второй.
В условиях модернизации системы начального и среднего профессионального образования мы видим свою задачу в подготовке не только высококвалифицированных специалистов, но и работников, готовых к непрерывному профессиональному образованию. В 2005 году более 20% выпускников училищ и лицеев продолжили обучение в колледжах и вузах. На Смоленщине складывается опыт непрерывного профессионального образования по педагогическим, медицинским, сельскохозяйственным, строительным и техническим специальностям.
Уже первые шаги, предпринятые администрацией на пути развития социального партнерства в профессиональном образовании, высветили ряд серьезных проблем, которые необходимо решать в процессе модернизации системы профессионального образования. Одна из них заключается в том, что предприятия нуждаются в рабочих кадрах высокой квалификации. В системе НПО удельный вес выпускников с повышенным разрядом пока остается невысоким и составляет всего 21 процент. Задачу можно решить только совместными усилиями учебного заведения и предприятия, поэтому развитие социального партнерства в данной сфере крайне необходимо, и это стало одним из главных направлений системы профессионального образования.
Если мы хотим воспитать достойных граждан России, то образовательный процесс не может быть оторван от воспитательного. Мы уделяем серьезное внимание воспитанию, делая акцент на формировании высоких гражданских качеств, для чего администрация создает целостную систему героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Помимо того что воспитательная работа является неотъемлемой частью деятельности образовательных учреждений всех типов, в том числе и учреждений дополнительного образования, нами создана сеть областных государственных учреждений, которые обеспечивают организацию работы по героико-патриотическому воспитанию и трудоустройству молодежи. В период каникул на базе загородных оздоровительных лагерей действуют профильные смены для творческой молодежи. Администрация поддерживает деятельность общественных детских и молодежных организаций.
Возрождению духовности в обществе способствует договор о совместной деятельности администрации Смоленской области и Смоленской епархии Русской Православной церкви, в соответствии с которым в общеобразовательных учреждениях вводится в качестве регионального компонента или факультативного курса изучение таких дисциплин, как «История православной культуры Смоленщины», «Азбука родного края» и другие.
В основе всей работы по героико-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию мы также используем примеры из многовековой истории земли Смоленской, сохраняем старые и создаем новые традиции.
Здравоохранение
Система здравоохранения также представляет собой очень важную составляющую социальной сферы. В предшествующие годы эта система развивалась не совсем продуманно, многие решения принимались в отрыве от реальных потребностей населения. Поэтому мы столкнулись с фактами диспропорции в кадровом и материальном обеспечении: наряду с избытком врачей одних специальностей ощущается острая нехватка или вообще отсутствие других; в одних районах ЦРБ практически разваливаются, а в других, удовлетворяя гигантоманию руководителей, построены здания, способные обслуживать чуть ли не половину населения области. Целый ряд участковых больниц давно превратились из медицинских в социальные учреждения, но продолжают оставаться в системе здравоохранения. Отдельные специализированные и высокотехнологичные виды медицинской помощи развивались не на базе областных, а на базе муниципальных ЛПУ. В настоящее время это создает серьезные трудности в реализации Федерального закона № 122-ФЗ в части медицинского обслуживания. Значительное превышение по отношению к нормативу числа стационарных коек приводит к неоправданным расходам.
Для того чтобы навести порядок, губернатор В.Н. Маслов сам возглавил правление регионального фонда обязательного медицинского страхования. Вторым шагом на пути наведения порядка в финансировании отрасли стало введение централизованного платежа на финансирование обязательного медицинского страхования неработающих граждан. Кроме того, ФОМС был избавлен от некогда навязанной ему обязанности финансировать строительство, капремонт зданий ЛПУ, приобретение оборудования для них, что противоречило закону об обязательном медицинском страховании граждан РФ и положению о ФОМС.
В здравоохранении мы также используем программно-целевой метод развития. Выявляем наиболее слабые места, разрабатываем программу, в результате реализации которой слабое направление доводим до необходимого уровня, обеспечивающего удовлетворение населения в данном виде медицинских услуг. Был период, когда обострились проблемы с организацией необходимого лечения больных сахарным диабетом и онкобольных. Реализация соответствующих программ позволяет в настоящий момент проводить адекватное лечение этих людей. Что касается онкологической службы области, по оценкам специалистов, она одна из лучших в РФ.
Еще два года назад больные, страдающие почечной недостаточностью, из-за изношенности оборудования в гемодиализном отделении не могли получать жизненно необходимое для них лечение. В результате реализации целевой программы в последнее время создано 12 новых диализных мест, которые вполне удовлетворяют нашим сегодняшним потребностям.
С 2005 года начала действовать программа реструктуризации психиатрической помощи, нацеленная прежде всего на укрепление материально-технической базы учреждений этой сферы.
Администрация области намерена серьезно реформировать систему здравоохранения в целом. Для того чтобы население получало качественные медицинские услуги, чтобы они были доступны каждому жителю, идет работа по подготовке программы реструктуризации сети ЛПУ области. Очень хорошо, что эта работа по времени совпала с инициативами Президента РФ В.В. Путина и разработкой национального проекта в здравоохранении, направленного на укрепление первичного звена медико-санитарной помощи. В целом эти инициативы находят поддержку у населения. Но одно обстоятельство, связанное с установлением высокой доплаты врачам общей практики (семейным врачам), участковым терапевтам и медицинским сестрам, работающим с ними, очень бурно обсуждается медицинской общественностью и может вызвать неоднозначную реакцию в коллективах. Необходимо очень осторожно и внимательно внедрять новую систему доплат, вести активную и грамотную разъяснительную работу, чтобы не допустить раскола и социальной напряженности в коллективах, не оставить без специалистов другие подразделения, имеющие жизненно важное значение, где не получают доплату в 10 тыс. рублей.
Одним из направлений национального проекта реформирования здравоохранения является санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни. В решение данной проблемы и в укрепление здоровья населения могут внести неоценимый вклад физическая культура и спорт.
К сожалению, начиная с 1991 года, в области сокращалась сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказывались от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывали и продавали их, использовали не по назначению.
Статистика
В 2002 году было принято решение о финансировании из областного бюджета строительства спортивных сооружений. Только за последние три года введены в строй пять современных спортивных комплексов, капитально отремонтированы четыре стадиона, введены в эксплуатацию после реконструкции 12 спортивных залов, на очереди – введение в строй физкультурно-оздоровительных комплексов в городах Десногорске и Гагарине, ледовой арены в городе Смоленске.
Неотъемлемым условием развития массовой физической культуры и спорта является спорт высших достижений, профессиональный спорт. Детям нужны кумиры, им хочется добиться такой же славы, как у олимпийской чемпионки смолянки Ольги Кузенковой, чемпионки мира по конькобежному спорту Любови Садчиковой, олимпийской чемпионки по биатлону Надежды Талановой и др. Поэтому администрация области, помимо поддержки спортивных школ и клубов, создания материальной базы для занятий спортом и физической культурой, сотрудничает с Академией физической культуры, спорта и туризма, училищем олимпийского резерва, финансирует деятельность профессиональных клубов: волейбольного «Феникс», который играет в высшем дивизионе, и футбольного клуба «Смоленск», играющего в составе второго дивизиона.
Культура
Администрация области видит свою задачу в сохранении и развитии богатейшего культурного наследия Смоленщины, обеспечении доступа к нему широких слоев населения; в создании равных возможностей жителям городов и сел для удовлетворения духовных запросов, развития творческих способностей.
Смоленская земля в плане культуры – особый регион. На территории области большое количество памятников истории и архитектуры, со Смоленщиной связаны судьбы множества великих людей, что не может не накладывать отпечатка на культурную жизнь области.
Подробности
Уже более сорока лет в Смоленске ежегодно проходит Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. В прошлом году мы торжественно отмечали 200-летие со дня рождения великого композитора, основоположника русской классической музыки. К этой дате была проведена грандиозная подготовительная работа. В родовом имении Глинок в селе Новоспасском Ельнинского района был отреставрирован главный дом, обновлена экспозиция, реконструированы пруды, благоустроена территория музея-усадьбы, установлены два новых бюста великого композитора.
Ежегодно на хуторе Загорье Починковского района, родине А.Т. Твардовского, в день его рождения проходят литературные праздники и вручение литературной премии имени Александра Трифоновича.
И таких знаковых мероприятий, связанных с важными событиями и великими именами, довольно много.
Многострадальная Смоленская земля во все времена подвергалась нападениям. Особенно сильно она пострадала в годы Великой Отечественной войны. На территории области много памятников и обелисков, посвященных событиям Великой Отечественной, захоронений советских воинов. Незахороненные останки героев ежегодно отыскивают и со всеми почестями перезахоранивают поисковики. В сентябре 2003 года мы отмечали 60-летие освобождения Смоленщины, а 9 мая нынешнего вместе со всем народом – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. В период подготовки к юбилею отремонтировано около 800 памятников воинской славы.
В области хорошо развита художественная самодеятельность. Многие самодеятельные коллективы, такие как фольклорный ансамбль «Реченька» Ельнинского района, детский фольклорный коллектив «Кривичата» Руднянского района, русский народный хор Пригорского Дома культуры и другие по уровню исполнительского мастерства не уступают профессиональным коллективам и пользуются большой популярностью.
Смоленская область сегодня готова к реализации Федерального закона № 131-ФЗ. Еще недавно нас пугала опасность утраты единого культурного пространства, поскольку закон оговаривает, что предоставление услуг культурно-досуговыми учреждениями входит в компетенцию сельских поселений. Практически ни одно сельское поселение Смоленской области не в состоянии будет обеспечить развитие своих клубных учреждений, оснастить их необходимой техникой и оборудованием. Это всегда делалось по согласованному графику за счет средств районного бюджета и при поддержке бюджета областного. Поэтому администрация области в ходе подготовки к реализации Закона № 131-ФЗ рекомендовала провести соответствующую разъяснительную работу, с тем чтобы сельские поселения делегировали эти полномочия муниципальному району. Правительство РФ внесло в Госдуму изменения в данный закон, принятие которых позволит сохранить единое культурное пространство.
Важность сохранения и развития культуры очевидны. Поэтому в Смоленской области приняты несколько законов, направленных на поддержку работников учреждений культуры; ежегодно проводится конкурс на лучшего работника культуры; учреждены стипендии губернатора Смоленской области: 20 – деятелям культуры и искусства, 10 – представителям творческой молодежи.
Социальная защита
Сердцевиной всей социальной сферы, одним из главных и наиболее уязвимых ее компонентов является система социальной защиты населения. Она призвана оказать государственную поддержку тем, кто в ней в силу разных обстоятельств нуждается более всего. Здесь мы определили для себя две основные категории граждан – это дети и старики.
Мы ежегодно выявляем около тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило, это социальные сироты, сироты при живых родителях. Растет количество оставленных в роддомах детей, и мы вынуждены будем в этом году открыть третий дом ребенка для детей до трех лет. В настоящее время у нас в области создана сеть социальных учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которая позволяет оказать помощь и поддержку всем таким детям, независимо от места их нахождения.
Мы стараемся создавать нормальные условия в наших областных государственных интернатных и социальных учреждениях, но вместе с тем мы считаем, что каждый ребенок имеет право на семью. Поэтому в ходе преобразования социальных центров для детей из муниципальных в областные государственные учреждения, мы в каждом уставе записали дополнительную функцию – профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.
Старт этой работе был дан губернатором В.Н. Масловым в его выступлении на Международной конференции по проблемам детства, проходившей в городе Смоленске осенью 2002 года. Мы поставили перед собой задачу сделать так, чтобы у детей была возможность жить и воспитываться в семье. Мы убеждены в том, что независимо от условий, созданных в государственном сиротском учреждении, каждый ребенок мечтает жить в семье. Даже те дети, которые убегают из семьи из-за жестокого обращения и приходят в наши приюты, все равно хотят иметь семью. А самое главное заключается в том, что у ребенка, находящегося в семье, в сознании откладывается система семейных отношений. Такой ребенок более подготовлен к самостоятельной жизни, а выпускники сиротских учреждений, как правило, оказываются социально неадаптированными, и отсюда все их проблемы и жизненные трагедии. Понимание этого заставляет нас основательно заниматься поиском различных путей семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прежде всего, социально-реабилитационные центры для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, принимают меры по возвращению ребенка в родную семью. Для этой цели изучаются причины, из-за которых ребенок оказался в приюте, и с привлечением возможностей различных служб делается все, чтобы эти причины устранить. Оказывается помощь в трудоустройстве родителей, семье предлагаются другие формы поддержки. И только тогда, когда все возможности возвращения ребенка в семью исчерпаны, его оформляют в стационарное учреждение. В некоторых учреждениях социальной защиты удается вернуть в семью до 80% детей.
В 2005 году мы значительно повысили опекунское пособие. До этого времени в разных муниципальных образованиях размер пособия по опеке был разным и составлял от 400 до 1000 рублей. А с 1 января нынешнего года во всех районах сумма составляет 2542 рубля в месяц.
Для того чтобы расширить возможности семейного устройства детей-сирот, в текущем году принят областной закон о патронатном воспитании, который создает правовую основу для использования этой формы семейного устройства. Еще до принятия закона мы провели эксперимент. С согласия администрации области администрация города Смоленска областное государственное учреждение дошкольный детский дом и департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике заключили договор, в соответствии с которым областное государственное учреждение взяло на себя ответственность по подбору для детей-сирот, помещенных в него по направлению органов опеки г. Смоленска, патронатных семей. Эксперимент дал положительный результат, и теперь на его основе идет работа по подготовке нормативных правовых актов по применению данного закона.
В течение трех лет в области проходил еще один эксперимент по временному устройству воспитанников сиротских учреждений в семьи. При хорошей морально-психологической подготовке детей, приемных семей, сотрудников интернатных учреждений это также дает хороший эффект. Дети во время своего пребывания в гостевых или приемных семьях приобретают положительный опыт семейной жизни.
Мы объединили эти два начинания. В результате временное пребывание ребенка в семье помогает ему в выборе патронатной семьи и помогает семье принять более ответственное и осознанное решение о приеме ребенка, практически исключая возможность ошибки, что крайне важно.
У нас в области насчитывается около четырех тысяч детей-инвалидов, и до 2002 года не было ни одного учреждения (кроме интернатных в системе образования), которое занималось бы их реабилитацией. Три года назад появился центр реабилитации детей-инвалидов. В короткие сроки был сформирован высокопрофессиональный коллектив единомышленников, созданы условия для эффективной реабилитационной работы с использованием современных технологий. В прошлом году в центре было открыто отделение для приема детей с родителями, что позволяет не только проводить реабилитационные мероприятия с детьми, но и обучить родителей реабилитационным навыкам, которые они могут применять в домашних условиях.
Вторая категория граждан, нуждающихся в особой заботе власти, – это, конечно же, старики. На их поколение выпало много трудностей и невзгод – война, разруха. Их руками построены города, электростанции, заводы и многое другое. Они своим трудом, своей жизнью заработали себе достойную старость.
Мы идем двумя путями в создании условий для нормального жизнеобеспечения пожилых граждан. Первое – это создание системы стационарных учреждений для престарелых и инвалидов. Так, в одном из лучших в Российской Федерации геронтологическом центре «Вишенки» действуют два реабилитационных центра: для перенесших инсульт и перенесших инфаркт. Здесь применяются самые передовые технологии. Достаточно сказать, что продолжительность жизни в этом учреждении на 14 лет превышает среднюю по области. Мы ощущали острую нехватку мест, люди подолгу ждали своей очереди. С 1 января нынешнего года открыто 10 новых таких учреждений. Созданы они на базе бывших больниц сестринского ухода, что позволило нам полностью решить проблему.
Второй путь решения проблемы стариков – это создание центров социального обслуживания на дому. В области создана широкая сеть ЦСО.
Статистика
За период с 2000 по 2005 г. сеть ЦСО выросла с 10 до 27 учреждений, а количество обслуженных ими граждан – с 13,5 до 40 тыс. человек.
Очевидно, что добиться успеха в работе с ветеранами можно лишь, если в обязательном порядке учитывать их мнение. Поэтому, прежде чем принять решение по форме реализации Закона № 122-ФЗ в Смоленской области, были проведены несколько расширенных заседаний координационного совета при губернаторе общественных ветеранских организаций и принято решение, согласованное с советом. В Смоленской области меры социальной поддержки, являющиеся расходными полномочиями субъекта РФ, были сохранены в натуральном виде. А затем была проведена огромная, именно огромная, разъяснительная работа через СМИ и непосредственно во время встреч с населением в районах. Кроме того, созван внеочередной Народный собор (собрание представителей различных слоев населения Смоленской области), на котором были даны все необходимые разъяснения и получена поддержка предложений администрации. Также были подготовлены специальные брошюры с доходчивым разъяснением основных положений федерального и областного законов. Только такая масштабная работа по предварительному согласованию, а затем по разъяснению принятых решений позволила нам избежать социального напряжения и социальных конфликтов.
В этом году мы пошли по такому же пути. Прежде чем принять решение о форме мер социальной поддержки на 2006 год, этот вопрос был вынесен на обсуждение общественности. В результате форму официального документа обрел вариант, который получил одобрение ветеранов войны и труда.
Власть должна быть открытой
Чтобы в регионе были мир и спокойствие, с людьми надо вести постоянный диалог. В нашей области создана целая система, которая позволяет влиять на жизненно важные, принципиальные решения власти через общественные организации. Это прежде всего Народный собор, различные комиссии и советы при администрации, которые не просто существуют на бумаге, а реально действуют.
И, конечно же, одним из главных условий социального мира на Смоленщине стала постоянная работа региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В период моей работы председателем областного объединения организаций профсоюзов на отчетно-выборной конференции было принято решение поручить вновь избранному совету обеспечить постоянную работу трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В то время общественность лихорадило, росло раздражение закрытостью власти, нежеланием идти на диалог с народом, игнорированием обращений общественности.
В настоящее время я с гордостью могу заявить, что администрация Смоленской области открыта для конструктивного диалога. Все ключевые вопросы социальной политики предварительно обсуждаются на заседании трехсторонней комиссии, будь то проект областного бюджета, тарифы на энергоносители или проект закона о потребительской корзине.
Конечно, в социальной сфере Смоленской области есть проблемы. И решив их, мы, скорее всего, обнаружим появление новых. Но это нас не пугает. При объединении усилий и взвешенном подходе – именно этих принципов мы стараемся придерживаться в работе – на все вопросы можно найти ответы.
Справка «Бюджета»
Юрий Константинович СЫНКИН, заместитель губернатора Смоленской области
Родился 17 февраля 1947 года в г. Ярцево Смоленской области в рабочей многодетной семье.
В 1971 г. окончил Смоленский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков, в 2001 г. без отрыва от работы – Смоленский филиал Юридического института МВД РФ.
С 1965 по 1968 г. работал учителем в сельских школах области.
После службы в Советской Армии, которую проходил в ракетных войсках стратегического назначения, с 1974 по 1979 г. возглавлял областное бюро международного молодежного туризма «Спутник».
С 1979 г. в течение пяти лет работал в отделе науки и учебных заведений обкома КПСС, а с 1982 г. – заместителем заведующего отделом.
С 1984 г. биография Ю.К. Сынкина связана с профсоюзами:
1984–1996 гг. – председатель Смоленского обкома профсоюза работников народного образования и науки;
1996–2002 гг. – председатель Смоленского областного объединения организации профсоюзов. Является членом генерального совета Федерации независимых профсоюзов России.
В июне 2002 г. назначен заместителем губернатора Смоленской области.
Награжден орденом «Дружбы», знаками «Отличник народного просвещения», «За активную работу в профсоюзах».
В 2002 г. за исключительные заслуги в укреплении профсоюзного движения России, большой вклад в развитие и повышение роли и авторитета профсоюзов в деле защиты социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов награжден Почетным знаком Федерации независимых профсоюзов России.