Версия для печати 7911 Материалы по теме
Об особенностях бюджета, стратегических целях и задачах исполнительной власти рассказывает Игорь СКОБЕЛЕВ, начальник департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области.

– Игорь Викторович, будет ли реализован в полном объеме бюджет 2005 года?
– Бюджет 2005 года в своем формировании имеет ряд особенностей по сравнению с бюджетами прошлых лет. Это связно с изменениями федерального законодательства по разграничению полномочий. Теперь большинство социально значимых расходов стали расходными обязательствами областного бюджета. В течение двух лет при утверждении дефицитного бюджета мы, тем не менее, добиваемся его стабильного исполнения, обеспечив полное финансирование всех расходных обязательств.
В рамках соглашения с Министерством финансов РФ администрацией области проделана большая работа по погашению просроченной кредиторской задолженности.
кристалл
Изысканы возможности для погашения кредиторской задолженности по субсидиям населению на оплату жилья и коммунальных услуг, расходам на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями, питанию и медикаментам. Ликвидирована задолженность по пособиям гражданам, имеющим детей.
С 1 сентября на 11% повышена заработная плата работникам бюджетной сферы.
Выполнен план по собственным доходам областного бюджета девяти месяцев, в полном объеме получены средства из федерального бюджета.
Таким образом, есть все основания полагать, что бюджет 2005 года, несмотря на трудности с перераспределением расходных полномочий, будет реализован в полном объеме.
– Каковы особенности формирования областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на 2006 год? Насколько актуален для вас вопрос «отрицательных трансфертов»?
– Основной особенностью формирования бюджета Смоленской области на 2006 год является реализация Закона № 131-ФЗ, предусматривающего коренную реформу местного самоуправления. В этом году меняется не только структура местных бюджетов, но и их взаимоотношения с областным бюджетом, которые строятся в форме межбюджетных трансфертов. Любая передача государственных полномочий органам местного самоуправления сопровождается выделением местным бюджетам субвенции на их осуществление.
Межбюджетное регулирование является ключевым вопросом при построении межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Смоленской области. В связи с этим на территории области принят новый областной закон «О межбюджетных отношениях в Смоленской области», в котором предусмотрено формирование межбюджетных отношений в условиях двухуровневой системы местного самоуправления.
Изменен сам принцип построения межбюджетного регулирования. Мы перешли от сметного финансирования к методу выравнивания уровня бюджетной обеспеченности.
Закон № 131-ФЗ и Бюджетный кодекс РФ составляют основу для формирования регионального законодательства по вопросам межбюджетного регулирования, однако содержат ряд противоречий. В результате перед нами возникает необходимость не только приведения собственной нормативной правовой базы в соответствие с федеральным законодательством, но и нивелирования недостатков указанных законов.
В нашей области при формировании бюджета на 2006 год вопрос о применении «отрицательного трансферта» оказался особенно актуальным. Поселения, входящие в состав муниципального района, до 2006 года муниципальными образованиями не являлись и собственных бюджетов не имели. «Отрицательный трансферт» им может быть установлен при формировании межбюджетных отношений на 2008 год. Поэтому при формировании межбюджетных отношений на 2006 год выявлены поселения (11% от общего количества), к которым в 2008 году может быть применен «отрицательный трансферт». В связи с этим для сбалансированности оставшихся дотационных поселений из областного бюджета дополнительно направлено более 280 млн. рублей дополнительных средств, или 13,6% в общем объеме финансовой помощи. В интересах эффективного решения этой задачи также представляется целесообразным, чтобы Министерство финансов РФ в расчетах финансовой помощи субъектам РФ на 2006 год учитывало увеличение расходов региональных бюджетов, связанных с невозможностью применения «отрицательных трансфертов».
Часть средств на выполнение предметов ведения поселений предусмотрена в областном бюджете в форме межбюджетных трансфертов из фонда софинансирования социальных расходов и фонда муниципального развития. Из фонда софинансирования предполагается частично финансировать выплату заработной платы работников бюджетной сферы и работников исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, расходы на оплату коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы, расходы, связанные с проведением капитального ремонта муниципального жилого фонда, расходы на уличное освещение и др.
трактор
Из других проблем, с которыми столкнулись региональные власти, надо отметить сложности во взаимодействии с налоговыми органами. В настоящее время инспекции ФНС по Смоленской области не располагают данными о налоговом потенциале в разрезе налогов по поселениям. Все это препятствует оценке налогового потенциала поселений, применяемого при расчете объема финансовой помощи местным бюджетам. Для того чтобы оперативно отслеживать указанную информацию, необходимо централизованно внедрить в финансовые органы субъектов Федерации и муниципальные образования специальную программу по электронному обмену информацией с налоговыми органами.
С созданием межрайонных подразделений налоговых органов стало практически невозможно получить сведения о начислении и поступлении налогов в отдельных муниципальных районах и тем более на территориях городских и сельских поселений.
Следующая проблема, с которой мы столкнулись, – это предоставление необходимой информации территориальным органом государственной статистики. До сегодняшнего дня установлен различный порядок учета постоянного населения в похозяйственных книгах и численности постоянного населения с учетом данных переписи населения и сведений паспортно-визовой, миграционной служб и органов ЗАГС.
– Какова политика региона по формированию доходов бюджета?
– Основными доходными источниками пополнения консолидированного бюджета Смоленской области являются налоговые и неналоговые доходы.
В структуре доходов области налоговые доходы составляют 96%, неналоговые – 4%. Администрацией разработана методика расчета налоговых доходов консолидированного бюджета, что позволило не только повысить качество расчета налоговых доходов, но и упростить процедуру их согласования для определения межбюджетных отношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований.
На основании показателей налоговых доходов, рассчитанных по методике, и во исполнение бюджетных назначений по налоговым доходам консолидированного бюджета для налоговых органов администрацией устанавливается задание по мобилизации налоговых доходов в консолидированный бюджет.
Кроме того, в целях жесткого контроля за организацией работы администраторов и увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов проводится постоянный мониторинг поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет.
Вместе с тем следует отметить отдельные трудности, возникающие при взаимодействии с администраторами поступлений в консолидированный бюджет. Институт администраторов, за исключением налоговых органов, находится еще в стадии формирования. Согласно бюджетному законодательству администраторы поступлений в бюджет должны осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, а также начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Также они должны осуществлять мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представлять проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
коровы
В настоящее время администраторы поступлений в консолидированный бюджет не в полном объеме выполняют закрепленные за ними функции. Так, даже налоговые органы не предоставляют в соответствующие финансовые органы проектировки поступлений налоговых доходов на очередной финансовый год. Федеральная налоговая служба России доводит до налоговых органов плановые задания только по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет.
Следует отметить, что в последние годы информационный обмен между финансовыми и налоговыми органами значительно ухудшился. Более того, в настоящее время налоговые органы отказываются предоставлять финансовым органам информацию о начисленных и уплаченных налогах по конкретным налогоплательщикам, ссылаясь на нормы части первой Налогового кодекса РФ о налоговой тайне. Таким образом, финансовые органы области, ответственные за составление и исполнение бюджетов, оказались лишены возможности владеть информацией о доходах областного и местных бюджетов.
Отсутствие у финансовых органов необходимой информации о поступлении доходов в бюджетную систему, в том числе по конкретным плательщикам, ведет к нарушению бюджетного процесса в области, не позволяет финансовым органам оперативно влиять на процесс формирования доходов бюджетов, установить контроль за полнотой и своевременностью перечисления средств в бюджет, использовать оперативную и текущую информацию для проработки и ожидаемой оценки исполнения доходной части консолидированного бюджета. Отсутствие объективной информации в условиях острой недостаточности бюджетных средств не позволяет перегруппировать финансовые ресурсы для более рационального использования.
– Готова ли Смоленская область реализовать положения статьи 215-1 Бюджетного кодекса РФ о казначейском обслуживании исполнения бюджетов области?
– Поэтапный переход на казначейское исполнение областного бюджета начался в 2003 году. С 1 января 2004 года на казначейское исполнение переведены все главные распорядители, распорядители и получатели средств областного бюджета. В настоящее время в казначейском управлении департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области обслуживаются 290 бюджетополучателей, в том числе бюджеты всех муниципальных районов Смоленской области.
В настоящее время осуществляется поэтапный перевод на казначейское исполнение средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, который будет завершен к началу 2006 года.
Для обеспечения казначейского исполнения областного бюджета департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области использует программный продукт «Бюджет-КС», разработанный ООО «Кейсистемс» (г. Чебоксары), который учитывает требования российского законодательства и позволяет оперативно управлять финансовыми ресурсами области. В настоящее время проводится работа по установлению автоматизированных рабочих мест у получателей средств областного бюджета для осуществления электронного документооборота, внедрена система электронных платежей с обслуживающим банком.
Используемый программный комплекс постоянно совершенствуется, его режимы оптимизируются под изменяющиеся условия бюджетного процесса, разрабатывается программный комплекс системы планирования, размещения и анализа исполнения государственного заказа.
памятник с гармошкой
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и в целях эффективного использования средств областного бюджета в казначейском управлении департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области ведется учет бюджетных обязательств, вытекающих из договоров получателей средств на поставку продукции (товаров, работ, услуг), подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Оплата договоров осуществляется только после их регистрации в качестве бюджетных обязательств. Обеспечен контроль за исполнением бюджетных обязательств в области питания, коммунальных услуг, социальной защиты населения, что исключает возможность нецелевого использования бюджетных средств.
Применяемая технология казначейского исполнения областного бюджета с «пассивными» лицевыми счетами, обеспечение учета бюджетных обязательств позволяют оперативно управлять финансовыми ресурсами, ведут к сокращению кредиторской задолженности бюджетополучателей. Концентрация остатков средств на едином счете бюджета позволяет значительно снизить объемы привлекаемых заемных средств для покрытия кассовых разрывов.
В целях реализации статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ и в соответствии с приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» департаментом финансов, бюджета и государственного заказа и муниципальными образованиями Смоленской области избран вариант кассового обслуживания исполнения областного бюджета и местных бюджетов, предусматривающий открытие и ведение лицевого счета финансового органа соответствующего бюджета.
Существуют определенные сложности с реализацией Закона № 131-ФЗ в части осуществления казначейского исполнения бюджетов поселений. Отсутствие квалифицированного кадрового состава, географические особенности, технологические и финансовые сложности в организации транспортной телекоммуникационной сети, отсутствие телефонной связи надлежащего качества на начальном этапе введения в действие этого закона не позволяют органам местного самоуправления поселений обеспечить казначейское исполнение своих бюджетов. В связи с этим с 1 января 2006 года органы местного самоуправления поселений передадут полномочия по исполнению своих бюджетов органам местного самоуправления муниципальных районов на основании соответствующих соглашений.
– Какая работа проводится в области в условиях реформирования общественных финансов?
– В целях повышения качества предоставляемых населению бюджетных услуг, создания благоприятных условий для экономического развития региона, привлечения инвестиций, совершенствования проводимой органами государственной власти области бюджетной политики администрация разработала и утвердила областную целевую программу реформирования региональных финансов в Смоленской области до 2007 года.
В рамках реализации первого этапа этой программы выполнены мероприятия по нормативному правовому регулированию и совершенствованию имеющейся правовой базы в сфере управления региональными финансами, реформирования бюджетного процесса и управления расходами; в рамках внедрения и реализации разумной долговой политики разработана методика планирования временных кассовых разрывов и создания финансового резерва для их финансирования и методика расчета платежеспособности областного бюджета. Одновременно начата работа по внедрению на территории Смоленской области процедуры бюджетирования, ориентированного на результаты. А именно, определены стратегические цели и задачи деятельности отдельных органов исполнительной власти Смоленской области, а также количественные показатели результатов их деятельности в разрезе функциональной классификации расходов на 2006–2008 годы.
Реализованы мероприятия первого этапа реформирования региональных финансов в административной сфере. Для государственного сектора экономики разработаны положения о предоставлении юридическим лицам бюджетных кредитов и государственных гарантий. Созданы условия для развития доходной базы: утверждено положение об оценке эффективности предоставления налоговых льгот; положение о порядке проведения оценки рыночной стоимости государственного имущества Смоленской области. Разработана система критериев для сохранения областных унитарных предприятий и совершенствования системы межбюджетных отношений в Смоленской области.
Для эффективной реализации программы реформирования региональных финансов создана необходимая нормативная правовая база.
В результате проведенной работы наметилась тенденция к более эффективному и результативному использованию бюджетных средств, созданию благоприятного инвестиционного климата и обеспечению устойчивого динамичного развития региона, повысилась прозрачность бюджетной политики и обеспечен административный и общественный контроль за ее реализацией, мобилизованы финансовые ресурсы в объеме, обеспечивающем осуществление полномочий органов государственной власти Смоленской области.
Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА

Справка Бюджета
скобелев
Игорь Викторович СКОБЕЛЕВ, начальник департамента финансов, бюджета и
государственного заказа Смоленской области
Родился 2 февраля 1963 года в г. Светлогорске Гомельской области в семье служащего.
Образование высшее, в 1985 г. окончил Ленинградскую ордена Ленина лесотехническую академию им. С.М. Кирова по специальности «Инженер лесного хозяйства».
В 1993 г. окончил обучение на инженерно-экономическом факультете этой же академии по специальности «Инженер-экономист».
Работает в государственных органах на протяжении 10 лет:
1994–1999 гг. – государственный налоговый инспектор, старший государственный налоговый инспектор, начальник отдела Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Смоленской области;
2000–2002 гг. – заместитель начальника информационно-аналитического управления – начальник отдела финансово-экономического управления, главный эксперт контрольно-счетной палаты Смоленской областной думы;
2002–2003 гг. – и. о. руководителя инспекции МНС России по Смоленскому району Смоленской области; руководитель межрайонной инспекции МНС России по Смоленской области № 6, председатель контрольно-счетной палаты Смоленской областной думы, заместитель начальника департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области.
1 января 2004 г. назначен на должность начальника департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области.

Поделиться