Версия для печати 6825 Материалы по теме
Есть на просторах России земля удмуртская. Лежит она в восточной части Восточно-Европейской равнины, в бассейнах рек Камы и Вятки. На севере и западе Удмуртия граничит с Кировской областью, на востоке – с Пермской, на юго-востоке – с Башкирией, на юге – с Татарстаном.
О специфике удмуртского финансового надзора мы беседуем с руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике Николаем ЛЕБЕДЕВЫМ.

– Николай Иванович, мы с вами встречаемся накануне Нового года. Каждый из нас в это время думает о том, что он успел сделать за прошедший год, и о том, что необходимо успеть в следующем. А как для вас прошел 2005 год?
– Для Территориального управления Росфиннадзора Удмуртской Республики 2005 год прошел под знаком апробирования изменений, произошедших еще в 2004 году. Ведь уже более полутора лет существует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, созданная на базе бывших контрольно-ревизионных управлений и органов валютного контроля Министерства финансов РФ.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Росфиннадзора (ТУ) мы наделены полномочиями в осуществлении контроля и надзора за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории Удмуртской Республики.
Кроме того, мы следим за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ. Честно говоря, для нас это дело новое. Ведь раньше наша республика была закрыта для зарубежных гостей. Зато сейчас сотрудничает с предприятиями более 100 государств. В Удмуртии активно развивается автомобилестроение, металлообработка, выпуск систем связи, станков, нефтяного оборудования, охотничьего и спортивного оружия. Многие предприятия этих отраслей получают финансовую помощь из федерального бюджета.
Нормативными документами предусмотрено, что управления Росфиннадзора один раз в два года обязаны осуществлять контрольно-надзорные мероприятия для проверки целевого и эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств получателей из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в собственности страны.
Появились у нас и дополнительные права и полномочия. Прежде всего право привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нецелевое использование средств федерального бюджета. В нашей власти – и право наложения штрафных санкций на нарушителей валютного законодательства.
– А каковы перспективы и планы на 2006 год?
– Грядущий год для нас – это в первую очередь внесение изменений в порядок организации работы и составление планов ревизий и проверок. На 2006 год перед нами поставлены сложные задачи.
Во-первых, необходимо проверить огромное количество бюджетополучателей – федеральных структур, объем финансирования которых, кстати, ежегодно возрастает.
Во-вторых, перед нами поставлена задача максимального охвата проверками средств российского бюджета, направляемых в рамках федеральных целевых программ. Из них я бы выделил подпрограмму «Автомобильные дороги», которая составляет львиную долю целевого финансирования – 127 млн. рублей, или 78,8% от всех программных сумм.
И, наконец, проверка расходования федеральных средств, которые определены на развитие системы агропромышленного и оборонного комплексов. Выполнение всех этих задач потребует от ревизоров большой усидчивости и терпения. Работы на будущее мы запланировали, поверьте мне, много.
– Вы уже отметили, что ваше территориальное управление работает полтора года. Скажите, с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться?
– Наверное, стоит начать с того, что хоть страна наша и огромная, но проблемы перед территориальными управлениями Росфиннадзора по всей стране встают практически одинаковые.
Осенью 2005 года в Нижнем Новгороде состоялось рабочее совещание с четырнадцатью руководителями территориальных управлений Росфиннадзора, входящих в состав Приволжского федерального округа.
Здесь, в своем тесном кругу, мы как раз и говорили о затруднительных вопросах, с которыми нам приходится сталкиваться в контрольно-надзорной работе.
Основная проблема – отсутствие соответствующих стандартов по организации и проведению ревизий и проверок. Очень сложно оценить эффективность контрольно-надзорной работы, ее качество. Необходимо разработать объективные критерии оценки, которых, увы, у нас пока нет.
Возрастает также необходимость надзора за осуществлением контрольно-надзорных функций другими контрольными органами. Другими словами, одни структуры должны страховать другие, чтобы избегать оплошностей в работе. Согласитесь, если такая «система страхования» начнет работать, все от этого только выиграют.
Для этого в настоящее время Росфиннадзором разрабатывается классификатор нарушений, основанный на действующем законодательстве РФ.
Кстати, на этой встрече руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергеем Павленко перед территориальными управлениями жестко поставлены задачи по обеспечению, периодичности проведения ревизий, повышению качества проверок, совершенствованию планирования работы контрольно-надзорных органов.
– Вот вы только что сказали – проблемы в системе Росфиннадзора можно решить только сообща. Отсюда рождается следующий вопрос – разве сейчас вы не сотрудничаете ни с какими государственными органами?
– Конечно, сотрудничаем. Мы постоянно работаем с контролирующими и правоохранительными органами.
Прежде всего, постоянно обращаемся к Управлению Федерального казначейства по Удмуртской Республике, так как получаем через них все сведения об объемах финансирования бюджетных организаций и другую информацию.
При назначении и проведении ревизий (проверок) происходит постоянный процесс взаимодействия с правоохранительными органами в рамках Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, согласованного с Генеральной прокуратурой РФ и утвержденного совместными приказами перечисленных органов от 7 декабря 1999 года.
Наши специалисты тесно работают с Главным федеральным инспектором по Удмуртской Республике. При нем создан совет по финансовому контролю и антимонопольной деятельности для совершенствования координации и взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике. В состав совета входят 8 ТУ, занимающихся контрольно-надзорными функциями.
Кроме того, я, как руководитель ТУ Росфиннадзора в УР, вхожу в состав коллегии по вопросам безопасности в Удмуртской Республике.
В соответствии с Положением о территориальных управлениях Росфиннадзора мы оказываем помощь контрольным и финансовым органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Недавно работникам ТУ пришлось выступить в роли наставников. Они помогали Министерству финансов Удмуртской Республики в разработке и формировании Положения о порядке проведения ревизий и проверок в учреждениях и организациях, получающих средства бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов.
– А с налоговыми органами вы работаете часто? И отражается ли на вас реформирование этой структуры?
– Реформа в налоговой системе на работу управления повлияла незначительно. До создания Росфиннадзора контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ осуществляли контроль всех уровней бюджетов. Ревизии и проверки по планированию и исполнению бюджетов проводили всегда комплексно – с участием специалистов Министерства финансов УР и других министерств и ведомств УР.
В настоящее время эта практика утрачена в связи со снятием с Росфиннадзора функций контроля за использованием средств бюджетов других уровней. Положительным считаю, что Федеральная налоговая служба подчинена вновь Минфину РФ. Есть надежда возобновить партнерство в осуществлении совместных контрольно-надзорных мероприятий.
– Расскажите, пожалуйста, о наиболее крупных финансовых нарушениях, выявленных вашими сотрудниками в последнее время.
– Некачественная постановка бухгалтерского учета, его запущенность, а также низкая квалификация бухгалтерского аппарата являются основными причинами нецелевого использования бюджетных средств.
Если провести отраслевой анализ, то наибольшее количество нарушений выявлено в учреждениях системы МВД, военных комиссариатов, высших и средних учебных заведениях. Ревизиями и проверками установлены нарушения в целевом использовании средств федерального бюджета, в ведении бухгалтерского учета, в организации размещения заказов для закупки товаров и услуг для государственных нужд, использовании внебюджетных средств.
Только за 9 месяцев 2005 года специалистами территориального управления составлено 10 протоколов об административном правонарушении за нецелевое использование средств федерального бюджета. По результатам рассмотрения дел наложены штрафы в сумме 48 тыс. рублей, руководителям учреждений объявлены предупреждения.
Кроме того, по результатам выявленных нарушений органами прокуратуры возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 285 УК РФ. Приговором районного суда г. Ижевска руководитель признан виновным в совершении преступления, и ему назначено наказание в виде 2,5 года лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года.
– Бывает ли так, что ревизорам мешают исполнять свои должностные обязанности?
– На практике такие случаи встречаются. Большие проблемы во взаимоотношениях между ревизором и должностными лицами проверяемых объектов возникают при установлении нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а также нецелевом использовании бюджетных средств.
К сожалению, приходится сталкиваться с препятствиями во время проведения проверок со стороны отдельных руководителей проверяемых объектов, когда ревизорам отказываются предоставлять документы, затягивают срок проведения ревизии в связи с командировкой, болезнью должностных лиц и т. д.
– Современный ревизор – кто он такой? Какими качествами он должен сегодня обладать, чтобы в полной мере соответствовать своему предназначению?
– Очень хороший вопрос. Требования к подбору квалифицированных ревизоров сейчас как никогда высоки. Современный ревизор не только экономист, бухгалтер. Он должен знать юридическую нормативную базу. Только всесторонне квалифицированный специалист широкого профиля может организовать и качественно проверить тот или иной объект и дать соответствующее заключение.
Важное качество ревизора – увидеть через призму документов человека, руководителя, главного бухгалтера и дать оценку организации и качества финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
– Николай Иванович, как вы оцениваете перспективы развития контрольно-ревизионной службы республики?
– Я думаю, одна из важных функций государства – осуществление государственного финансового контроля за эффективным использованием средств федерального бюджета – будет, несомненно, развиваться и укрепляться.
Большое значение отводится вопросу контроля за соблюдением валютного законодательства, а также за расходованием средств, связанным с осуществлением закупок на государственные нужды. Поэтому объем работы не уменьшается, а наоборот, увеличивается и, естественно, требует больших трудозатрат и ресурсов. Ну а мы, со своей стороны, обязуемся и в новом году так же ответственно относиться к своей работе.
Также, пользуясь случаем, поздравляю своих коллег с наступающим Новым, 2006 годом. И желаю успехов в работе, здоровья и отличного настроения.

Справка «Бюджета»
лебедев
Николай Иванович ЛЕБЕДЕВ, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике
Родился 5 августа 1945 года в     д. Чуштаськем Удмуртской АССР.
В 1966 году окончил Канашский финансовый техникум.
В 1976 году получил высшее образование в Казанском финансово-экономическом институте.
В 1991 году окончил Академию труда и социальных отношений.
1968–1977 гг. – контролер-ревизор, старший контролер-ревизор Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РСФСР по Удмуртской АССР.
197–1978 гг. – начальник ФПО УПО МВД УАССР.
1978–1982 – старший контролер-ревизор, заместитель главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РСФСР по Удмуртской АССР.
1982–1992 гг.– заведующий финансовым отделом Удмуртского областного совета профсоюзов.
1992–1996 гг. – начальник отдела налогообложения граждан Государственной налоговой инспекции по Удмуртской Республике.
1996–1998 гг. – главный контролер-ревизор Министерства финансов Российской Федерации по Удмуртской Республике.
1998–2004 гг.– руководитель Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Удмуртской Республике.
С 2004 года – руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике.

Поделиться