Версия для печати 5037 Материалы по теме
еркова
Бюджет — главный финансовый документ для любой территории, будь то сельское поселение, муниципальный район или субъект Российской Федерации. Подготовка, принятие и последующее исполнение бюджета — огромная, ответственная и кропотливая работа. В Кирилловском муниципальном районе Вологодской области осуществлением бюджетного процесса занимается управление финансов администрации Кирилловского муниципального района.
Галина ЕРКОВА, начальник управления финансов, заместитель главы администрации Кирилловского муниципального района

Бюджет Кирилловского района консолидированный. Первоначально консолидированный бюджет района на 2009 год по доходам был принят в сумме 378,3 млн руб., где собственные доходы составили 91,8 млн руб., а межбюджетные трансферты — 286,5 млн руб. По итогам девяти месяцев 2009 года в бюджет района поступило доходов в сумме 272,9 млн руб., что составляет 72,1 % от уточненных годовых назначений. Объем собственных доходов составил 64,2 млн руб.
Главным источником в структуре доходов консолидированного бюджета района является налог на доходы физических лиц: он формирует свыше 50 % доходов бюджета. Вторыми по значимости являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, налоги на имущество, доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Межбюджетные трансферты в структуре доходов бюджета района занимают 75,7 % .

Работа с налогоплательщиками

Большое внимание финансовые органы Кирилловского района уделяют работе с налогоплательщиками. С 2009 года транспортный налог, который взимается с физических лиц, передан в полном объеме местным бюджетам. За 9 месяцев 2009 года в бюджет поступило 4 млн руб. по данному виду налога — это больше, чем за весь 2008 год. Отмечается положительная динамика поступлений по земельному налогу. За 9 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сумма земельного налога возросла на 27,6 %.
Что касается налога на имущество физических лиц, то здесь наблюдается некоторое снижение поступления платежей. За 9 месяцев 2009 года в бюджет района поступило 1,3 млн руб., или 76,9 % к уровню аналогичного периода прошлого года. Сохраняется также проблема полноты сбора имущественных налогов. Именно поэтому в вопросах укрепления доходной базы консолидированного бюджета очень важно взаимодействие всех уровней власти: и федеральной, и областной, и муниципальной.
Все муниципальные образования района тесно сотрудничают с межрайонной налоговой инспекцией. В рамках такого сотрудничества с 2008 года в управлении финансов администрации района установлен программно-аналитический комплекс «Муниципальные образования», который позволяет использовать информацию по налогам для прогнозирования поступления доходов, проведения анализа недоимки.
В администрации Кирилловского муниципального района создана рабочая комиссия по работе с налогоплательщиками, имеющими недоимку по налогам. В состав этой комиссии входят представители не только районной администрации, но и налоговых, и правоохранительных структур. Положительно зарекомендовали себя выездные совещания данной комиссии, проводящиеся в поселениях района. Такие совещания позволяют более детально разобраться с причинами сложившейся недоимки у налогоплательщиков, а также проконсультировать граждан по всем вопросам, касающимся налогов.
С 2009 года для повышения собираемости налогов с физических лиц в районе используется мобильный налоговый офис. Такая форма взаимодействия с налогоплательщиками дает положительные результаты. Мобильный налоговый офис работал уже в пяти муниципальных образованиях района.

Направление бюджетных расходов

Конечно, пополнение доходной базы бюджета — это необходимость. Но в условиях кризиса нужно думать и о социально-экономическом развитии района. Именно поэтому администрация района принимает меры по поддержке малого и среднего предпринимательства. Ведется постоянный мониторинг влияния коэффициента для расчета единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на положение налогоплательщиков. В текущем году для поддержки предпринимательства решением Представительного Собрания Кирилловского муниципального района значение коэффициента (К2) уменьшено для розничной торговли, осуществляемой через стационарные торговые залы.
В целом бюджетная политика Кирилловского муниципального района направлена на сохранение социальной ориентированности бюджета района, обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их исполнения, разработку механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения на повышение качества предоставления гражданам муниципальных услуг. Администрация района старается обеспечить поддержку реального сектора, создавая стимулы для развития экономики, сохранять муниципальный долг на экономически безопасном уровне, продолжается реализация программно-целевого принципа планирования.
Основные направления расходов бюджета района обеспечивают безусловное выполнение как ранее принятых, так и предлагаемых новых решений, определяющих действующие и принимаемые расходные обязательства. При этом увеличение действующих или установление новых расходных обязательств осуществляется в пределах имеющихся финансовых ресурсов в соответствии с бюджетным законодательством.
В целом бюджет Кирилловского муниципального района на 2009 год, как и в предыдущие годы, имеет ярко выраженную социальную направленность, что позволяет в период экономического кризиса не ухудшить положения населения района. Приоритетными направлениями продолжают оставаться образование, здравоохранение, культура и социальная политика: 65 % бюджетных средств направляются на нужды этих отраслей.

Жилищный фонд

Большое значение уделяется капитальному ремонту жилищного фонда, обеспечению жильем молодых семей и ветеранов Великой Отечественной войны. В 2009 году 7 молодых семей и 18 ветеранов Великой Отечественной войны улучшат свои жилищные условия.
Кирилловский муниципальный район уже второй год участвует в реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В 2008 году благодаря Фонду в районе было отремонтировано 8 домов на общую сумму 6,3 млн руб. В этом году количество домов, капитальный ремонт которых производится в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ, увеличилось до 23, а общая сумма ремонта составила 38 млн руб.
Несмотря на тяжелое экономическое положение Кирилловский район за счет средств бюджета продолжает модернизировать коммунальное хозяйство. В частности, реализуется целевая программа модернизации котельных на селе: производится замена котлов отопления на более экономичные и перевод их на местные виды топлива.

Антикризисные мероприятия

В нынешних сложных условиях район живет в режиме строгой экономии бюджетных средств. Во всех муниципальных образованиях района утверждены мероприятия по оптимизации бюджетных расходов, которые значительно сокращают неэффективные расходы бюджетных учреждений, определены приоритеты и цели использования финансовых ресурсов.
В то же время мы прекрасно понимаем, что кризис — явление временное. Именно поэтому сейчас важно работать эффективно, чтобы к моменту окончания финансово-экономического кризиса Кирилловский муниципальный район подошел подготовленным, сохранившим социально-экономические показатели, инфраструктуру и мог принять реалии современного общества. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит финансистам и экономистам.

Справка «Бюджета»

Галина Ивановна ЕРКОВА, начальник управления финансов, заместитель главы администрации Кирилловского муниципального района.
В 1982 г. окончила Осташковский финансовый техникум, специальность «Финансист», в 1999 г. — Вологодский государственный технический университет, специальность «Финансы и кредит».
Свою трудовую деятельность начала
в 1982 г. в Кирилловском райфинотделе в должности ревизора–инспектора по бюджету.
1987–2002 гг. — экономист финансового отдела администрации Кирилловского района.
С 2003 г. по настоящее время — начальник управления финансов, заместитель главы администрации Кирилловского муниципального района

Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г.
Поделиться