Российское антимонопольное законодательство слишком суровое и предусматривает порой чрезмерное наказание.
К такому выводу пришли эксперты международных организаций и предложили российским коллегам смягчить некоторые антимонопольные формулировки и уголовные сроки. В марте в правительство планируется внести проект поправок в закон о конкуренции и в Уголовный кодекс. Об этом сообщил на итоговой коллегии ФАС ее руководитель Игорь Артемьев.
В частности, предполагается уйти от слишком широкой трактовки понятия "картель". По мнению Игоря Артемьева, "в группе лиц картелей не бывает" и "мы не будем считать такие действия противоправными". В законе будет дано однозначное определение запрещенных per se соглашений и согласованных действий. Если злоупотребление доминирующим положением на рынке не привело к ограничению конкуренции, то нецелесообразно применять оборотный штраф. Для таких случаев будет установлен фиксированный административный штраф.
В прошлом году (кстати, с подачи ФАС) было усилено уголовное наказание за антимонопольные преступления. Под 178-ю статью УК попали как картельные сговоры, так и согласованные действия. У нас обновленная 178-я статья пока не применялась, но международный опыт показывает, что согласованные действия - это труднодоказуемое деяние.
Прямых доказательств здесь обычно найти невозможно, лишь косвенные. Но по косвенным доказательствам отправлять человека в тюрьму - это уже слишком. Поэтому антимонопольщики посчитали, что в случае согласованных действий будет достаточно экономических санкций.
Ужесточать наказание чиновников пока не предполагается - оно сейчас достаточно серьезное. Кстати, в прошлом году впервые в практике антимонопольной службы в суды были переданы материалы трех дел, по которым предлагается применить такой вид наказания, как дисквалификация.
Тем не менее чиновник, что называется, не унимается. В общем объеме нарушений конкурентного законодательства органы власти занимают более половины. За прошлый год число возбужденных дел в отношении представителей разных уровней власти вновь выросло - в 1,7 раза. Причем это даже не нарушения закона о госзакупках, чем грешат все органы власти, а дела более серьезные, влияющие на экономическое и социальное самочувствие отрасли или региона. По словам Игоря Артемьева, чаще всего встречаются такие противоправные действия властей, как незаконные преференции, в результате чего появляются привилегированные компании. Это ограничение передвижения товаров на территории региона - создание своеобразных удельных княжеств. Это издание актов, прямо ограничивающих конкуренцию. "Это дела разрушительного характера для рынка, для экономики. Это настоящая болезнь, распространенная по всей стране", - считает глава ФАС. Впрочем, радикальных методов ее лечения пока не придумано. С госзакупками вроде проще. Игорь Артемьев возлагает большие надежды на полный перевод торгов в электронную форму. И если при этом будет реально работать норма анонимности участия в торгах, то недалек тот день, когда экономия бюджетных средств достигнет 1 триллиона рублей в год (при общем объеме госзаказа 4 триллиона). Пока же за три последних года удалось сэкономить более 500 миллиардов рублей. И то хлеб.
Между тем вчера стало известно, что ФАС возбудила дело в отношении "большой тройки" сотовых операторов, обвинив их в завышении стоимости услуг связи. Глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что цены в роуминге российских операторов "в 4-5 раз выше, чем аналогичные в странах Евросоюза или СНГ".
Еще в конце февраля антимонопольщики объявили, что подозревают МТС, "ВымпелКом" ("Билайн") и "Мегафон" в нарушении Закона "О защите конкуренции". Совокупная доля этих компаний на рынке услуг сотовой связи превышает порог доминирования, составляя 85 процентов.
Источник: "Российская газета"
К такому выводу пришли эксперты международных организаций и предложили российским коллегам смягчить некоторые антимонопольные формулировки и уголовные сроки. В марте в правительство планируется внести проект поправок в закон о конкуренции и в Уголовный кодекс. Об этом сообщил на итоговой коллегии ФАС ее руководитель Игорь Артемьев.
В частности, предполагается уйти от слишком широкой трактовки понятия "картель". По мнению Игоря Артемьева, "в группе лиц картелей не бывает" и "мы не будем считать такие действия противоправными". В законе будет дано однозначное определение запрещенных per se соглашений и согласованных действий. Если злоупотребление доминирующим положением на рынке не привело к ограничению конкуренции, то нецелесообразно применять оборотный штраф. Для таких случаев будет установлен фиксированный административный штраф.
В прошлом году (кстати, с подачи ФАС) было усилено уголовное наказание за антимонопольные преступления. Под 178-ю статью УК попали как картельные сговоры, так и согласованные действия. У нас обновленная 178-я статья пока не применялась, но международный опыт показывает, что согласованные действия - это труднодоказуемое деяние.
Прямых доказательств здесь обычно найти невозможно, лишь косвенные. Но по косвенным доказательствам отправлять человека в тюрьму - это уже слишком. Поэтому антимонопольщики посчитали, что в случае согласованных действий будет достаточно экономических санкций.
Ужесточать наказание чиновников пока не предполагается - оно сейчас достаточно серьезное. Кстати, в прошлом году впервые в практике антимонопольной службы в суды были переданы материалы трех дел, по которым предлагается применить такой вид наказания, как дисквалификация.
Тем не менее чиновник, что называется, не унимается. В общем объеме нарушений конкурентного законодательства органы власти занимают более половины. За прошлый год число возбужденных дел в отношении представителей разных уровней власти вновь выросло - в 1,7 раза. Причем это даже не нарушения закона о госзакупках, чем грешат все органы власти, а дела более серьезные, влияющие на экономическое и социальное самочувствие отрасли или региона. По словам Игоря Артемьева, чаще всего встречаются такие противоправные действия властей, как незаконные преференции, в результате чего появляются привилегированные компании. Это ограничение передвижения товаров на территории региона - создание своеобразных удельных княжеств. Это издание актов, прямо ограничивающих конкуренцию. "Это дела разрушительного характера для рынка, для экономики. Это настоящая болезнь, распространенная по всей стране", - считает глава ФАС. Впрочем, радикальных методов ее лечения пока не придумано. С госзакупками вроде проще. Игорь Артемьев возлагает большие надежды на полный перевод торгов в электронную форму. И если при этом будет реально работать норма анонимности участия в торгах, то недалек тот день, когда экономия бюджетных средств достигнет 1 триллиона рублей в год (при общем объеме госзаказа 4 триллиона). Пока же за три последних года удалось сэкономить более 500 миллиардов рублей. И то хлеб.
Между тем вчера стало известно, что ФАС возбудила дело в отношении "большой тройки" сотовых операторов, обвинив их в завышении стоимости услуг связи. Глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что цены в роуминге российских операторов "в 4-5 раз выше, чем аналогичные в странах Евросоюза или СНГ".
Еще в конце февраля антимонопольщики объявили, что подозревают МТС, "ВымпелКом" ("Билайн") и "Мегафон" в нарушении Закона "О защите конкуренции". Совокупная доля этих компаний на рынке услуг сотовой связи превышает порог доминирования, составляя 85 процентов.
Источник: "Российская газета"