Версия для печати 6414 Материалы по теме
О реализации перехода на новую схему кассового обслуживания казначейского исполнения областного бюджета Ульяновской области в соответствии с приказом ФК РФ № 1н
Алексей Юрьевич ПАНТЕЛЕЕВ, заместитель председателя правительства, министр финансов Ульяновской области

В Ульяновской области казначейское исполнение бюджета осуществлялось по схеме кассового обслуживания исполнения бюджета области Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области в соответствии с требованиями, установленными приказом МФ РФ № 46н. Это обеспечивало для департамента финансов Ульяновской области возможность выполнения всех предусмотренных законодательством бюджетных полномочий. Эта схема предусматривала ведение лицевого счета финансового органа и лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в органах Федерального казначейства, позволяла нам вести достоверный учет получения и расходования бюджетных средств.
Однако данная схема не позволяла концентрировать все средства на едином счете бюджета. Средства собственного бюджета при поступлении в доход распределялись по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств в полном объеме, независимо от фактического возникновения потребностей. Операции финансирования осуществлялись в плановом порядке. Плановое финансирование приводит к возникновению остатков на лицевых счетах. При этом происходит существенное снижение эффективности использования имеющихся в наличии бюджетных средств с точки зрения возможности их использования на другие, более насущные цели. Эта проблема становится наиболее актуальной при дефицитном бюджете и кассовых разрывах, когда финансовому органу приходится организовывать трудоемкий процесс переброски финансирования с одного лицевого счета на другой.
Мы владели информацией об общем ходе бюджетного процесса, об объеме средств, направленных на обслуживание потребностей распорядителей и получателей бюджетных средств. Наличие такой информации обеспечивало контроль над правильностью получения и использования бюджетных средств. Однако, как правило, осуществлялся такой контроль постфактум при получении отчетных данных. Поэтому для реального оперативного управления бюджетным процессом такой информации было явно недостаточно.
Возникла необходимость перехода на более эффективную схему исполнения бюджета. На наш взгляд, осуществлять полноценное управление бюджетной системой региона возможно только при концентрации всех средств на едином счете бюджета, наличии оперативной и достоверной информации по всем показателям бюджета в разрезе всех распорядителей и получателей бюджетных средств, при финансировании их расходов под потребность и обеспечении полного контроля за ходом всех этапов процесса казначейского исполнения бюджета. В настоящее время оперативность и достоверность информации, как правило, достигаются внедрением современных информационных технологий, автоматизацией всех этапов исполнения бюджета, унификацией бюджетных процедур и документов, создаваемых в ходе бюджетного процесса, четким регламентом взаимодействия его участников. Для достижения полного контроля над ситуацией в бюджетной сфере важно обеспечить не только и не столько контроль результатов исполнения бюджета, сколько предварительный и текущий контроль каждой бюджетной процедуры. В таких условиях наиболее оптимальным является открытие и ведение лицевых счетов всех распорядителей и получателей бюджетных средств на балансе органа, организующего исполнение бюджета. Важно отметить, что такой подход может быть целесообразным и в условиях кассового обслуживания исполнения бюджета региона органами Федерального казначейства.
Возможность перехода на такую схему взаимодействия регионов (муниципалитетов) с территориальными органами Федерального казначейства была предусмотрена в рамках утвержденного приказа от 22 марта 2005 г. № 1н. Данным документом регламентированы новые варианты кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов органами Федерального казначейства. Администрация Ульяновской области, после изучения и анализа вариантов кассового обслуживания исполнения бюджета, обратилась в Федеральное казначейство с предложением реализации одного из вариантов, при котором ведение лицевых счетов распорядителей и получателей средств областного бюджета обеспечивает департамент финансов Ульяновской области, а ведение единого лицевого счета бюджета – УФК по Ульяновской области. На основе нашего предложения Федеральным казначейством было принято решение по включению Управления Федерального казначейства по Ульяновской области и департамента финансов Ульяновской области в список пилотных объектов по внедрению одного из новых вариантов указанного порядка.
Следует отметить, что процесс перехода на новый вариант кассового обслуживания исполнения бюджета являлся сложным и многоэтапным процессом. Важно было обеспечить закрытие более 300 лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области и обеспечить их открытие в департаменте финансов области при условии, что бюджетный процесс не должен прерываться ни на один день.
Для реализации перехода на новый вариант кассового обслуживания казначейского исполнения бюджета Ульяновской области в соответствии с приказом ФК РФ № 1н органами Федерального казначейства совместно с департаментом финансов Ульяновской области была разработана специальная методика перехода. Методика устанавливает состав основных мероприятий, обеспечивающих кассовое обслуживание исполнения областного бюджета при изменении его варианта.
В первую очередь для обеспечения перехода от используемого нами варианта кассового обслуживания исполнения бюджета в соответствии с приказом МФ РФ № 46н к варианту кассового обслуживания исполнения областного бюджета в условиях открытия в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области лицевого счета департамента финансов Ульяновской области нами было расторгнуто существовавшее ранее «Соглашение на кассовое обслуживание исполнения областного бюджета».
На переходный период был принят Временный порядок взаимодействия Управления Федерального казначейства по Ульяновской области и департамента финансов Ульяновской области, который позволил обеспечить непрерывность процесса исполнения бюджета.
Совместно с Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области нами был разработан план-график мероприятий, обеспечивающий планомерный переход в кратчайшие сроки на новый вариант кассового обслуживания исполнения бюджета.
В соответствии с утвержденным графиком перевода УФК совместно с распорядителями и получателями средств областного бюджета провело по их лицевым счетам сверку движения и остатков сумм доведенных объемов финансирования, кассового расхода с начала финансового года. При отсутствии на лицевых счетах остатков объемов финансирования УФК обеспечило закрытие таких лицевых счетов на своем балансе и выдало выписки из лицевых счетов на дату их закрытия. Информация об этом и копии выписок из лицевых счетов были переданы нам в течение одного дня.
При наличии на лицевых счетах получателей бюджетных средств остатков сумм доведенных объемов финансирования УФК не закрывало такие лицевые счета до момента полного использования выделенных средств.
По факту получения нами информации о закрытии лицевых счетов в УФК на балансе департамента финансов Ульяновской области открывались новые лицевые счета распорядителей и получателей средств областного бюджета.
Лицевые счета получателей средств областного бюджета, осуществляющих расходы за счет средств, переданных из федерального бюджета, контроль за расходованием которых возложен на органы Федерального казначейства, не закрывались и продолжают обслуживаться Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области в прежнем режиме и порядке.
Основная проблема при реализации нового варианта кассового обслуживания исполнения областного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Ульяновской области возникла у нас при решении вопроса по выдаче наличных денег получателям средств областного бюджета, особенно находящимся за пределами г. Ульяновска. Произошло это потому, что ГУ ЦБ РФ Ульяновской области отказало нам в открытии счетов для выдачи наличных денежных средств. Длительные переговоры не дали положительных результатов. Поэтому совместно с органами Федерального казначейства было принято решение, что схема по обеспечению территориально удаленных от областного центра получателей бюджетных средств наличными денежными средствами остается прежней. Все функции по организации выдачи наличных денежных средств были делегированы нами Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области.
После этого было подписано новое «Соглашение на кассовое обслуживание исполнения областного бюджета», регулирующее условия нашего взаимодействия с УФК.
Во взаимодействии с Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области был разработан и утвержден Регламент, определяющий порядок и условия обмена информацией между нашими структурами при новом варианте кассового обслуживания исполнения бюджета Ульяновской области. Между нами также был заключен Договор об обмене электронными документами. В соответствии с ним осуществляется обмен информацией посредством электронного документооборота с использованием средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи.
Департамент финансов Ульяновской области направляет в УФК в электронном виде платежные поручения, оформленные с учетом требований, установленных Положением Банка России и Минфина России; а по форме, установленной приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. №1н, – расшифровки к платежным поручениям для обеспечения наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета; реестры на финансирование получателей средств бюджета Ульяновской области, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, для осуществления расходов за счет целевых субвенций и субсидий, предоставленных из федерального бюджета.
Управление Федерального казначейства по Ульяновской области направляет в департамент финансов Ульяновской области в электронном виде (по форме, установленной приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. №1н) следующие документы: выписку из лицевого счета департамента финансов Ульяновской области; ведомость по движению свободного остатка; ежедневную (ежемесячную) ведомость кассовых поступлений в бюджет Ульяновской области; ежедневную (ежемесячную) ведомость по кассовым выплатам из бюджета Ульяновской области. В случае возврата пакета платежных документов нам передается информация о его причинах. Однако такие случаи были лишь на первых этапах внедрения системы. В настоящее время они почти полностью исключены.
УФК обеспечивает прием и обработку полученных пакетов платежных документов в порядке их поступления. В соответствии с Регламентом передает в департамент финансов Ульяновской области информацию по кассовым операциям со средствами бюджета. При осуществлении расходов за счет целевых субвенций и субсидий, предоставленных из федерального бюджета, УФК контролирует соответствие кодов бюджетной классификации Российской Федерации содержанию проводимой кассовой операции, осуществляет кассовые выплаты из бюджета и учет таких операций.
Обеспечение наличными денежными средствами получателей средств областного бюджета осуществляется со счетов, открытых Управлению (отделениям) Федерального казначейства по Ульяновской области на балансовом счете № 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
Таким образом, департамент финансов Ульяновской области обеспечивает выполнение всех основных функций по исполнению бюджета по расходам, которые осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждение смет доходов и расходов распорядителям и получателям бюджетных средств; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств, а также множество внутренних операций, проводимых по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств. Процедура финансирования, как и регламентировано на сегодня Бюджетным кодексом, заключается в расходовании бюджетных средств. Расходование бюджетных средств осуществляется по факту возникновения потребности путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.
Выполнение всех описанных выше функций неизбежно привело к росту и централизации информации в департаменте финансов Ульяновской области. Обработка возросшего потока информации осуществляется с использованием комплексной автоматизированной системы АЦК-Финансы (разработчик – компания «Бюджетные Финансовые Технологии»). Взаимодействие всех участников процесса исполнения областного бюджета доведено до состояния конвейера, при котором обеспечено движение, обработка и взаимосвязь всех документов системы, создаваемых по всем операциям в процессе исполнения бюджета (казначейские операции, взаимные расчеты, учет государственного долга и финансовых активов, учет договоров, бухгалтерский учет и многие другие). На основе современных информационных технологий построен единый электронный документооборот. При удаленной передаче электронных документов в полном соответствии с требованиями российского законодательства используются средства криптографической защиты информации и электронно-цифровые подписи, имеющие все необходимые сертификаты.
С введением в действие автоматизированной системы АЦК-Финансы, регистрацией и обеспечением учета по заключенным получателями бюджетных средств договорам была вскрыта еще одна значительная проблема: объем принятых бюджетных обязательств по заключенным договорам существенно превосходил доведенные объемы бюджетных ассигнований. Это было связано с существовавшей бесконтрольностью заключения договоров получателями бюджетных средств и привело к возникновению новых проблем в процессе исполнения принятых бюджетных обязательств, особенно в условиях и без того дефицитного областного бюджета. Нам пришлось пересматривать все текущие договора. Был разработан ряд мер по обеспечению необходимого контроля и учета договорных отношений.
С применением новой технологии исполнения бюджета и использованием новой автоматизированной системы подобные ситуации исключены за счет обеспечения полного предварительного и текущего контроля со стороны департамента финансов Ульяновской области по заключению договоров в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями.
Вся текущая информация о ходе процесса исполнения бюджета сегодня хранится в единой базе данных системы. Это позволяет нам осуществлять мониторинг исполнения областного бюджета в режиме реального времени, вплоть до конечных получателей бюджетных средств, вне зависимости от их территориальной удаленности. При этом обеспечивается автоматическое получение актуальных аналитических, отчетных, справочных и других произвольных данных. Мы убедились, насколько удобна и целесообразна централизация информации внутри финансового органа. Это позволяет нам на любой момент по заданным параметрам получать из базы данных всю необходимую разнообразную информацию по всем аспектам бюджетного процесса.
Нам удалось добиться эффективности в расходовании бюджетных средств, что особенно важно в условиях большой дефицитности бюджета. Снялись существовавшие ранее вопросы длительности бюджетных процедур, в том числе сократился срок исполнения платежей. Таким образом, нам удалось достигнуть максимальной оптимизации деятельности департамента финансов Ульяновской области и создать основу для качественного управления всеми бюджетными ресурсами области.
Функционирующая у нас сегодня система обеспечивает:
– осуществление финансирования исключительно по факту возникновения потребностей и равенство объемов финансирования и расходования;
– поддержание постоянных нулевых остатков на лицевых счетах и недопущение «рассредоточения» средств;
– не только концентрацию бюджетных средств на едином счете бюджета, но и увеличение их ежедневного переходящего остатка;
– поддержание платежеспособности департамента финансов Ульяновской области в части бюджетных обязательств;
– постоянную доступность средств бюджета для оперативного управления;
– оперативное осуществление всех платежей в адрес контрагентов независимо от территориальной удаленности плательщиков.
В результате департамент финансов Ульяновской области реально и оперативно управляет финансово-бюджетной сферой области.
Достижению нами положительных результатов эксперимента способствовало наше конструктивное взаимодействие с Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области, которое приложило максимум усилий и профессионализма при совместной реализации новой схемы работы.

Справка «Бюджета»
пантелеев
Алексей Юрьевич ПАНТЕЛЕЕВ, заместитель председателя правительства, министр финансов Ульяновской области
Родился 12 августа 1965 года в г. Куйбышеве (Самаре).
Окончил Куйбышевский плановый институт (1988 г.).
Кандидат экономических наук.
1988–1990 гг. – ст. инженер, ведущий инженер, помощник начальника главного территориального управления «Ульяновскглавснаб» Госснаба СССР.
1990–1994 гг. – зам. директора по реализации, зам. директора по коммерческо-финансовой деятельности предприятия «Металлторгсервис» АООТ «Ульяновскглавснаб».
1994–1997 гг. – управляющий филиалом, начальник расчетно-кассового центра Акционерного коммерческого банка «Авиастарбанк».
1997–1998 гг. – зам. начальника, начальник УФК Минфина РФ по Ульяновской области.
С 1998 г. – руководитель УФК Минфина РФ по Ульяновской области.
С 2005 года – министр финансов Ульяновской области.
Награжден юбилейной медалью «200 лет Министерству финансов Российской Федерации», нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», почетными грамотами Правительства РФ, Минфина РФ, администрации Ульяновской области. Имеет благодарственное письмо полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе.

Поделиться