25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5325 Материалы по теме
Результаты эксперимента по переводу областного бюджета Амурской области на новую схему кассового обслуживания казначейского исполнения бюджета органами ФК
Валерий Анатольевич ЕФРЕМОВ, заместитель губернатора, начальник финансового департамента администрации Амурской области

В декабре 2004 г. финансовый департамент администрации Амурской области приступил к реализации ряда мероприятий, направленных на оптимизацию областного бюджетного процесса, проводимых в рамках реформирования бюджетной сферы РФ.
Необходимость оптимизации бюджетного процесса была вызвана несколькими причинами. Основные из них явились результатом использования в нашем регионе учетной схемы казначейского исполнения бюджета. Кассовое обслуживание исполнения областного бюджета c 1 января 2003 г. осуществлялось органами Федерального казначейства в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 19 апреля 2000 г. № 46н.
Для учета расходов областного бюджета финансовому департаменту, распорядителям и получателям бюджетных средств были открыты лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Амурской области и его отделениях в городах и районах области.
На основании выписки по доходно-распределительному счету областного бюджета финансовым департаментом принималось решение о финансировании распорядителей средств в размере, не превышающем остаток на счете.
Подтверждением того, что реестр финансирования исполнен УФК, являлись выписка с доходно-распределительного лицевого счета финансового департамента и реестр с отметкой УФК об исполнении.
Для распорядителей и прямых получателей бюджетных средств факт зачисления средств на их лицевые счета подтверждался выпиской с данных счетов, предоставляемой им из УФК.
На основании полученных данных распорядители бюджетных средств формировали реестры на финансирование в разрезе подведомственных получателей бюджетных средств и направляли их в УФК на исполнение. УФК информировало распорядителей бюджетных средств об исполнении реестров путем выдачи выписки по их лицевым счетам, подтверждающим факт списания средств.
Полученное подтверждение от УФК об исполнении реестров на финансирование распорядителей бюджетных средств означало, что суммы, необходимые для осуществления финансирования, поступили на лицевые счета подведомственных получателей.
Получатели бюджетных средств, в свою очередь, при наличии из ОФК выписок о зачислении средств на свои лицевые счета, могли формировать платежные поручения на расходование бюджетных средств согласно полученному финансированию.
По мере совершения операций по списанию денежных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств ОФК готовило выписки по данным лицевым счетам за текущий операционный день держателям счетов.
Финансовый департамент получал из УФК по итогам операций за месяц сводную ведомость по кассовым расходам получателей бюджетных средств в разрезе кодов бюджетной классификации.
При использовании нами описанной схемы исполнения бюджета допускалось накопление значительного объема неиспользуемых остатков объемов финансирования на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств, открытых в ОФК, при значительном общем дефиците средств областного бюджета. При этом процесс движения бюджетных средств от финансового департамента через распорядителей до получателей бюджетных средств и обратно – до списания денежных средств со счета УФК, открытого на балансовом счете 40201, в адрес контрагента был длительным (от 4 до 7 дней) и многоступенчатым.
У нас почти полностью отсутствовала возможность отслеживать текущее состояние движения бюджетных средств после перечисления распорядителям сумм на финансирование бюджетных расходов. На лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств накапливались значительные неизрасходованные остатки средств. Информация о ходе исполнения поступала постфактум, что влияло на возможность оперативно управлять бюджетными средствами.
При выборе варианта оптимизации схемы исполнения областного бюджета нами были изучены имеющиеся наработки по исполнению бюджета в условиях его кассового обслуживания органами Федерального казначейства. Наиболее приемлемой для построения региональной системы управления бюджетным процессом, на наш взгляд, является технология единого счета бюджета, которая позволяет финансовому органу иметь информацию о средствах бюджета на едином счете и текущих потребностях получателей бюджетных средств в финансировании их расходов, то есть позволяет обеспечить оперативное управление бюджетными средствами. В связи с тем, что Амурская область является высокодотационной территорией и исполнение бюджета на протяжении трех последних лет осуществлялось УФК в соответствии с Инструкцией МФ РФ № 46н, на тот момент других вариантов для нас не было предусмотрено.
Нами был изучен имеющийся практический опыт работы региональных и муниципальных финансовых органов, использующих различные схемы исполнения бюджета при взаимодействии с органами Федерального казначейства (Тульская область, г. Ростов-на-Дону и др.).
В результате были определены критерии, соответствие которым позволило бы с максимальной эффективностью использовать бюджетные средства и одновременно выполнять необходимые функции органа, не только организующего исполнение бюджета, но и оперативно управляющего бюджетными средствами. Наиболее полное соответствие нашим критериям обеспечила компания «Бюджетные Финансовые Технологии», реализовавшая на практике оптимальный, на наш взгляд, вариант исполнения бюджета с применением продукта собственной разработки – комплексной технологии АЦК-Финансы.
С утверждением «Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» согласно приказу Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н для регионов, в том числе и высокодотационных, к которым относится Амурская область, появилась возможность выбора различных вариантов такого обслуживания, включая вариант, наиболее оптимальный, с нашей точки зрения, для обеспечения оперативного управления бюджетными средствами региона. Администрация Амурской области вышла с инициативой в Федеральное казначейство по реализации первого варианта, предусмотренного этим приказом, и отработкой на примере нашей области методики смены схемы взаимодействия регионов с органами Федерального казначейства при исполнении бюджетов. В соответствии с письмом ФК РФ от 22 июня 2005 г. № 42-7.1-01/5.1-162 Амурская область включена в список регионов по пилотному внедрению данного порядка.
В УФК по состоянию на 1 октября 2005 г. закрыты лицевые счета распорядителей и получателей средств областного бюджета, после этого они были открыты в финансовом департаменте области. В настоящее время именно финансовый департамент обеспечивает ведение этих лицевых счетов. Такая схема позволяет осуществлять кассовое обслуживание исполнения областного бюджета через органы Федерального казначейства и одновременно обеспечить построение единственно оптимальной для региона управленческой схемы исполнения бюджета.
Отдельным учреждениям наряду с лицевыми счетами, открытыми в финансовом департаменте, открыты лицевые счета по учету средств областного бюджета в ОФК. Необходимость в этом обусловлена требованиями федерального законодательства, поскольку в данном случае речь идет об осуществлении расходов за счет средств субсидий и субвенций, переданных в бюджет Амурской области из федерального бюджета.
На сегодняшний день проведено детальное обследование процесса исполнения бюджета области, существующего документооборота, наличия технических средств у получателей и распорядителей средств бюджета. На основании проведенного обследования разработано и утверждено техническое задание на внедрение системы казначейского исполнения бюджета с учетом нового варианта кассового обслуживания исполнения областного бюджета Управлением Федерального казначейства по Амурской области. Разработаны и приняты необходимые нормативно-организационные документы: Проект регламента о порядке и условиях обмена информацией между финансовым департаментом администрации Амурской области, главными распорядителями и получателями средств областного бюджета и Управлением Федерального казначейства по Амурской области при кассовом обслуживании исполнения областного бюджета Амурской области, Проект методики перехода на новый вариант кассового обслуживания исполнения областного бюджета Амурской области органами Федерального казначейства Амурской области.
Автоматизация новой схемы взаимодействия с УФК реализуется со стороны финансового департамента на базе технологии АЦК-Финансы. В настоящее время установлен необходимый функционал программного обеспечения, который позволяет автоматизировать все участки и всех участников бюджетного процесса и обеспечить необходимое электронное информационное взаимодействие с УФК. Особенностью внедрения данной технологии в Амурской области является то, что в кратчайшие сроки, намеченные для ввода в действие новой схемы взаимодействия с УФК, одновременно происходит реализация самой технологии без опытной эксплуатации ее на пилотной группе объектов. Это многократно повышает как объем работы, так и ответственность всех участников реализации проекта и предъявляет высокие требования к их профессионализму и компетенции.
Новая технология позволяет иметь актуальную информацию о ходе процесса исполнения бюджета на любой момент времени и в разрезе любого участника бюджетного процесса. Это стало возможно благодаря полной автоматизации всех участников бюджетного процесса (около 350 пользователей было автоматизировано в течение месяца). За кратчайший период были обучены работе по новой технологии 60 сотрудников финансового департамента, 32 главных распорядителя бюджетных средств и 245 получателей бюджетных средств.
Схема управления исполнением областного бюджета заключается в следующем: финансовый департамент доводит до распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и утвержденные лимиты бюджетных обязательств, ведет учет операций по финансированию распорядителей бюджетных средств. Решения о финансировании принимаются финансовым департаментом в соответствии с реально подтвержденной потребностью распорядителей бюджетных средств. Также осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств, правильностью указания реквизитов и показателей бюджетной классификации расходов, соответствием суммы заявленного платежа доведенным бюджетным ассигнованиям, лимитам бюджетных обязательств, проверка на соответствие принятым бюджетным обязательствам. Все процедуры взаимодействия финансового департамента, распорядителей и получателей бюджетных средств, возникающие в процессе исполнения бюджета, автоматизированы.
При новом варианте взаимодействия с УФК единый счет областного бюджета, открытый в УФК по Амурской области, функционирует в режиме банковского счета. УФК осуществляет контроль за правильностью заполнения платежных документов в соответствии с требованиями ЦБ РФ, остатком средств на едином счете и наличием указания в платежных документах кодов бюджетной классификации РФ. При передаче в УФК платежных документов на исполнение происходит автоматическое конвертирование данных из одной системы, установленной в финансовом департаменте, в другую, установленную в УФК.
В целом новая технология казначейского исполнения бюджета и новый вариант взаимодействия с УФК обеспечивают:
– концентрацию средств областного бюджета на едином счете;
– осуществление финансовым департаментом платежей за счет средств областного бюджета от имени и по поручению бюджетных учреждений;
– сокращение срока движения бюджетных средств при осуществлении кассовых выплат независимо от территориальной удаленности получателей бюджетных средств;
– автоматизацию учета исполнения расходной части бюджета с любой детализацией в разрезе каждого распорядителя и получателя бюджетных средств;
– автоматизацию всего документооборота, возникающего в процессе исполнения бюджета, как внутри финансового департамента, так и между всеми участниками бюджетного процесса;
– автоматизацию взаимодействия финансового департамента и УФК;
– получение достоверной отчетности об исполнении областного бюджета в различных разрезах (временных, территориальных, функциональных и т. д.).
Внедряемая в Амурской области новая технология казначейского исполнения бюджета и новый вариант взаимодействия с УФК дают возможность проанализировать практическую жизнеспособность и эффективность выбранного варианта обслуживания счета бюджета, предложенного органами Федерального казначейства, и либо рекомендовать его для дальнейшего тиражирования другими субъектами РФ в утвержденном виде, либо внести необходимые изменения, выполнить требуемые доработки и в дальнейшем рекомендовать для тиражирования.
Мы понимаем значимость задач, решаемых государством в рамках бюджетной реформы в текущем году, связанных с этим изменений в правоустанавливающих и регламентирующих документах, в информатизации и автоматизации различных процессов, изменений непосредственно самих взаимоотношений между различными структурами, и надеемся, что наш положительный опыт работы поможет в их успешном решении многим субъектам РФ.

Справка «Бюджета»
Валерий Анатольевич ЕФРЕМОВ, заместитель губернатора Амурской области, начальник финансового департамента администрации Амурской области
Родился 12 мая 1964 года в г. Ангарске Иркутской области.
Окончил Благовещенский сельскохозяйственный институт (1986 г.).
С 1981 г. – слесарь механической мастерской совхоза «Волковский» Благовещенского района.
1987–1989 гг. – зав. отделом пропаганды и культурно-массовой работы Благовещенского райкома ВЛКСМ.
1989–1990 гг. – зам. директора Центра молодежной инициативы Амурского ОК ВЛКСМ.
1990–1991 гг. – главный экономист отдела по работе с коммерческими банками и внешнеэкономической деятельности ГУ Госбанка РСФСР по Амурской области.
1991–1992 гг. – управляющий Благовещенским филиалом регионального коммерческого банка «Бамкредит».
1993–1994 гг. – экономист производственно-торговой фирмы «Весы».
1994 г. – начальник финансовой службы концерна «Амуринвест».
1994–1995 гг. – преподаватель бухучета Благовещенского финансового техникума.
1995–2002 гг. – зам. генерального директора по экономическим вопросам АО «Амурэнерго».
С 2002 г. – зам. губернатора Амурской области, начальник финансового департамента администрации Амурской области.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно