Версия для печати 11151 Материалы по теме
Республика Татарстан – многонациональный субъект Федерации. Наряду с татарами и русскими, в число наиболее представленных народов входят также чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры. В последние годы выросло число азербайджанцев, армян, таджиков, узбеков.
О том, как живет Татарстан, как формируется его бюджет и какие шаги предприняты для выполнения Закона № 131-ФЗ, рассказывает министр финансов республики Радик ГАЙЗАТУЛЛИН.

– Радик Рауфович, расскажите, каково в настоящий момент финансовое положение республики? Назовите ближайшие планы и перспективы ее развития.
– Республика Татарстан – регион-донор. Она входит в число десяти регионов, обеспечивающих максимальные поступления в бюджетную систему РФ. У нас наблюдается устойчивый рост налогооблагаемой базы, источник которого – стабильное развитие экономики.
Кроме того, мы рассчитываем, что значительно укрепит бюджет выполнение Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005–2010 годы.
– Какие сферы развития республики являются приоритетными и почему?
– Главными направлениями деятельности правительства в области социально-экономического развития республики на период 2005–2010 годов будут:
– структурные изменения в экономике: уменьшение доли топливной промышленности, увеличение химической, нефтехимической, машиностроения; дальнейшая диверсификация экономики;
– обеспечение уровня экономической самодостаточности граждан (как работающего населения, так и пенсионеров), их семей, хозяйствующих субъектов, муниципальных образований;
– обеспечение экономической безопасности.
– Как проводится работа с инвесторами? Много ли средств они ежегодно вкладывают в развитие республики?
– Устойчивое и динамичное развитие экономики республики во многом определяется инвестиционной активностью. С целью ее повышения мы совершенствуем республиканскую нормативную правовую базу в инвестиционной сфере. Предусмотрены льготы по налогу на прибыль (снижение ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет Республики Татарстан, до 13,5%) и налогу на имущество для предприятий, реализующих инвестиционные проекты (снижение налоговой ставки до 0,1% на созданное или приобретенное имущество). Начали функционировать государственные некоммерческие организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» и «Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан». Цель их деятельности – повышение доступности инвестиционных ресурсов субъектам инвестиционной деятельности за счет механизмов софинансирования.
В последние два года наметилась положительная динамика привлечения прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, привлеченные в экономику республики в 2004 году, возросли в 3,4 раза по сравнению с уровнем 2003 года и составили 596,1 млн. долларов США.
– Какова кредитная политика республики? Расскажите о достижениях в этой сфере, а также о том, над чем еще предстоит поработать?
– В республике признана неэффективной схема государственной поддержки предприятий в форме кредитования, так как она отвлекает средства от социальных проблем и к тому же сопровождается высокой невозвратностью.
Ввиду заинтересованности республики одновременно в экономическом развитии и экономии бюджетных средств наиболее перспективным, на наш взгляд, является участие государства как равноправного члена в экономических отношениях участников реализации инвестиционных проектов.
– Занимаетесь ли вы формированием положительного имиджа республики? В частности, этому способствует создание и развитие сайта республики. Какое внимание уделяется этому вопросу?
– Конечно, мы понимаем, что повышение информационной открытости и формирование позитивного имиджа – неотъемлемая часть политики интенсивного роста, которой мы придерживаемся. Поэтому в республике постоянно проводятся мероприятия в этой области. Официальный сервер Республики Татарстан (http://www.tatar.ru) функционирует с 1997 года, и это не единственный республиканский ресурс в сети Internet. Наше министерство для формирования позитивного имиджа республики осуществляет взаимодействие со всеми ведущими международными рейтинговыми агентствами.
– Кадровое обеспечение реформ – актуален ли этот вопрос для финансового департамента? А для администрации республики в целом? Как он решается? Как вы относитесь к идее привлекать на руководящие должности молодых специалистов?
– Темпы развития общества и время ставят перед властью задачи, для решения которых требуются кадры самой высшей квалификации. В республике проводится определенная работа в данном направлении. А именно, идет процесс обновления кадрового ресурса, продолжается продвижение на руководящие должности опытных и молодых кадров, обладающих современным мышлением и восприимчивых к новым подходам в сфере управления.
2005 год – подготовительный к переходу с 1 января 2006 года к новым принципам местного самоуправления. От того, насколько хорошо будут проработаны вопросы подбора кадров, формирования руководящих органов местного самоуправления, будет зависеть эффективность работы, роль и значимость их на местах. Ведь для подавляющего большинства жителей они являются олицетворением всех уровней и ветвей власти.
Сегодня руководитель любого ранга должен считать работу с кадрами приоритетной. Актуален данный вопрос и для финансовой службы республики: ведется планомерная работа по привлечению специалистов с высоким уровнем личностной активности и стремящихся к самообразованию и саморазвитию.
– Как организован контроль над расходованием бюджетных средств?
– Прозрачность расходования государственных средств обеспечивается созданным в 1998 году в структуре Министерства финансов Департаментом казначейства и его территориальными отделениями по районам и городам Республики Татарстан.
Как высший контрольный орган функционирует Счетная палата Республики Татарстан.
– Радик Рауфович, расскажите, как ведется работа по сбору налогов? Большие ли суммы должны предприятия казне?
– В республике взаимоотношения налоговых и финансовых органов достаточно конструктивные: взаимных претензий нет. Что касается задолженности – она не слишком велика по отношению к объему нашего бюджета. Взыскание этой задолженности проводится в предусмотренном законодательством порядке.
– Что в планировании бюджета на 2006 год будет наиболее сложным?
– Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на структуру экономики и промышленности Татарстана. Наиболее развитыми отраслями – бюджетообразующими – являются топливная, химическая и нефтехимическая. Планирование доходной части бюджета республики напрямую связано с ценами на мировых рынках – эти показатели наиболее сложно прогнозировать.
– Какие вопросы функционирования республиканского бюджета волнуют вас больше всего? Какие этапы, на ваш взгляд, требуют доработки?
– Основное здесь – повышение эффективности использования бюджетных средств. Нам предстоит задействовать систему оценки результативности расходов на каждом этапе бюджетного процесса. Также пристальное внимание мы уделяем повышению точности прогнозирования доходов бюджета.
– Как вы оцениваете готовность Республики Татарстан к введению с 2006 года новых принципов местного самоуправления?
– Республика Татарстан готова к работе в новых условиях.
У нас сформировано 999 муниципальных образований: два городских округа, 43 муниципальных района и 954 поселения.
Выборы в представительные органы муниципалитетов состоялись 16 октября. В настоящее время заканчивается решение организационных вопросов.
Теперь о финансовом аспекте. Республиканское законодательство в области межбюджетных отношений полностью соответствует федеральным требованиям: все методики распределения региональных фондов закреплены в Бюджетном кодексе Республики Татарстан. Законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями либо уже приняты, либо находятся на рассмотрении в Государственном совете и будут приняты в ближайшее время.
Бюджет Республики Татарстан на 2006 год, также уже находящийся на рассмотрении у депутатов, полностью соответствует всем принципам Закона № 131-ФЗ.
– Создается ли совет муниципальных образований?
– Создание совета муниципальных образований регламентируется Законом Республики Татарстан «О местном самоуправлении», которым правительству поручено до 1 июня 2006 года обеспечить проведение съезда муниципальных образований. Именно съезд наделен полномочиями по созданию и избранию органов управления совета муниципальных образований. Решением правительства создана комиссия по обеспечению мероприятий по созданию совета муниципальных образований.
Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА

Справка «Бюджета»
Радик Рауфович ГАЙЗАТУЛЛИН, министр финансов Республики Татарстан
Родился 20 июля 1964 г. в деревне Новые Тинчали Буинского района Татарской АССР.
В 1985 г. окончил Казанский сельскохозяйственный институт по специальности «Экономист».
1986 г. – главный бухгалтер колхоза «Маяк» Лаишевского района Татарской АССР.
1988 г. – ведущий экономист по контрольно-ревизионной работе Лаишевского районного агропромышленного объединения.
1988–1999 гг. – главный бухгалтер зверосовхоза «Бирюлинский» Высокогорского района Республики Татарстан.
1999–2001 гг. – работа в Министерстве финансов Республики Татарстан в должностях начальника отдела, заместителя министра.
2001–2002 гг. – первый заместитель министра финансов Республики Татарстан.
17 июня 2002 г. назначен министром финансов Республики Татарстан.
Заслуженный экономист Республики Татарстан.
Женат, имеет двоих детей.

Поделиться