О том, чем живет республика в предъюбилейный год, рассказывает ее глава Вячеслав Михайлович ГАЙЗЕР.
Бюджетная политика республики в 2010 году направлена в первую очередь на дальнейшее внедрение в бюджетный процесс системы БОР. В прошлом году в бюджетном процессе республики были применены три новых инструмента. А именно: Доклады органов власти о результатах и основных направлениях деятельности, Обоснования бюджетных ассигнований и Государственные задания, составленные с учетом общественной значимости ожидаемых результатов их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики региона. Все это стало основой планирования республиканского бюджета. Следующим нашим шагом стала разработка методики конкурсного подхода при распределении средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование ведомственных и долгосрочных республиканских целевых программ.
В рамках повышения эффективности бюджетных расходов продолжится работа по внедрению государственных заданий на предоставление государственных услуг, переходу государственных и муниципальных учреждений в иные организационно-правовые формы (автономные, некоммерческие и др.), а также по уточнению критериев оценки результатов деятельности бюджетных учреждений, введению стандартов и нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг. Не будет прерван и процесс разработки административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг). Предстоит сформировать сводный реестр государственных услуг, оказываемых населению республики. Реализация указанных задач позволит увеличить долю расходов бюджетов, формируемых в соответствии с принципами БОР, повысить результативность и эффективность использования средств республиканского бюджета, и, главное, качество и доступность государственных услуг.
В сфере налогообложения в 2010 году активно проводятся мероприятия, направленные на усиление стимулирующего характера налоговой системы. Льготное налогообложение с использованием формализованных критериев оценки эффективности налоговых льгот позволяет субъектам инвестиционной деятельности, реализующим приоритетные для республики проекты и принимающим участие в софинансировании объектов социальной сферы и дорожной инфраструктуры Коми, реализовать свое право на налоговые льготы. В ближайшей перспективе такое право получат и субъекты инновационной деятельности.
Точка равновесия
В 2010 году приоритетными направлениями деятельности Правительства Республики Коми остаются эффективная социальная защита людей, а также рост реальных доходов населения. Достижению этих целей способствует обеспечение бесперебойного функционирования отраслей социальной сферы, своевременное и эффективное оказание бюджетных услуг населению, выполнение социальных обязательств, совершенствование механизмов социального партнерства.В текущем году продолжается работа, направленная на повышение эффективности отраслевых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также на улучшение качества оказываемых бюджетными учреждениями услуг. Как и в предыдущие годы, особое внимание уделяется реализации мероприятий по контролю за своевременной и полной выплатой заработной платы работникам организаций республики. Ежедекадно проводится мониторинг уровня задолженности, разрабатываются меры по ее погашению.
Сохранению достигнутого уровня жизни населения также способствует своевременное предоставление социальных гарантий семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказание государственной социальной помощи малоимущему населению, бесперебойное обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан. Рост доходов наименее защищенной категории населения — пенсионеров, и, как следствие, снижение уровня бедности обеспечивается за счет социальных доплат к пенсиям малоимущих неработающих пенсионеров. С этой целью принят Закон Республики Коми «Об утверждении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми на 2010 год», устанавливающий с 1 января 2010 года новый вид адресной социальной помощи за счет средств республиканского бюджета.
Также в текущем году будут разработаны меры по внедрению в республике системы социальных карт. В муниципалитетах Коми продолжается внедрение практики социальных контрактов с малообеспеченными гражданами (на основе положительного опыта реализации проекта «От пособия к зарплате») — договоров социальной адаптации, в рамках которых предоставление дополнительной помощи малоимущим увязано с определенными обязательствами граждан (трудоустройство, переобучение и т. д.).
В республике продолжается реализация приоритетных направлений развития здравоохранения, Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Коми. Особое внимание уделяется обеспечению доступности и качества медицинской помощи в сельских районах республики.
В 2010 году в регионе должна быть окончательно сформирована база для перехода в 2011 году всех государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, на преимущественно одноканальное финансирование расходов на медицинскую помощь через систему ОМС.
Взаимовыгодные интересы
В целях дальнейшего развития и совершенствования системы социального партнерства принято Региональное соглашение по социально-экономическим вопросам между правительством, Федерацией профсоюзов и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми на 2010–2011 годы, в котором в том числе нашли отражение мероприятия по преодолению кризисных явлений в экономике и социальной сфере региона. Существенно повышена роль Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Антикризисной рабочей группы при данной Комиссии.Мы в полной мере осознаем необходимость создания предпосылок для ведения социально-ориентированного бизнеса, формирования положительного имиджа социально-ответственного предпринимательства. Для этого продолжаем практику социально-экономического сотрудничества бизнеса с властью и взаимодействия с образовательными учреждениями при непосредственном участии бизнеса в учебном процессе. Получит дальнейшее развитие и практика заключения соглашений, коллективных договоров по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Для стабилизации ситуации и решения проблем на рынке труда в 2010 году продолжается реализация целевых программ, посредством которых обеспечивается трудоустройство граждан и повышение качества труда. Для этого в первую очередь необходимо обеспечить предприятия республики квалифицированными кадрами с высоким потенциалом устойчивого роста. А во-вторых, предпринять все меры для сохранения действующих рабочих мест на крупных предприятиях, создания новых рабочих мест в «точках роста» экономики республики, развития малого и среднего бизнеса, стимулирования открытия собственного дела частными лицами, в том числе уволенными в связи с сокращением производства, повышения эффективности системы обучения (в том числе опережающего для высвобождаемых работников), переобучения, повышения квалификации.
Незанятым гражданам, желающим вступить в трудовые отношения, оказывается государственная поддержка в рамках ведомственной целевой программы «Программа содействия занятости населения Республики Коми на 2009–2011 годы». Работники, находящиеся под угрозой сокращения (700 человек), могут пройти опережающее профессиональное обучение в рамках республиканской целевой программы «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми (2010 год)». Кроме того, программой предусмотрено проведение мероприятий по организации стажировки 200 выпускников образовательных учреждений, стимулирование создания 1290 дополнительных рабочих мест, в том числе 10 специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, открытие собственного дела для 275 человек. Объем финансирования программы — 100,1 млн руб.
В 2010 году активизирована работа Межведомственной комиссии по регулированию миграционных процессов в Республике Коми, по повышению эффективности регулирования объемов внешней трудовой миграции и качества ее структуры в соответствии с потребностями экономики республики в квалифицированных кадрах.
Необходимая поддержка
За счет средств республиканского бюджета в течение всего года будет оказываться поддержка организациям, работающим в приоритетных для региона направлениях. В частности, это поддержка организаций АПК, субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами инвестиционной деятельности для реализации инвестиционных проектов, поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих доставку товаров в труднодоступные и отдаленные населенные пункты региона, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Предоставляются налоговые льготы в части платежей в республиканский бюджет по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, оказываются и другие виды поддержки.Однако подходы к оказанию государственной поддержки организациям должны и будут меняться в целях формирования потенциала для роста экономики и перехода к инновационно ориентированной модели развития. Государственная поддержка за счет средств республиканского бюджета будет в первую очередь предоставляться организациям, имеющим программы инновационного развития и повышения конкурентоспособности.
Энергосбережение
Еще одним приоритетом в деятельности Правительства Республики Коми в 2010 году станет реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В 2009 году правительство республики проанализировало состояние энергоэффективности и энергосбережения в регионе. Несмотря на очевидные достижения в этой области (энергоемкость ВРП Коми в последние годы неуклонно снижалась), в целом экономика республики расточительна: энергоемкость ВРП в два-три раза превышает среднемировые показатели. Распоряжением правительства была одобрена Программа мер по повышению энергоэффективности экономики региона на 2010–2012 годы и на период до 2015 года. Программой установлены основные направления деятельности органов исполнительной власти по снижению энергоемкости ВРП.Основные социально-экономические показатели Республики Коми
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Валовой региональный продукт, в % к предыдущему году |
103,4 |
99,0 |
101,0* |
Промышленное производство, в % к предыдущему году |
103,7 |
98,6 |
101,2* |
Продукция сельского хозяйства,в % к предыдущему году |
107,9 |
97,6 |
101,5* |
Объем работ по виду деятельности «Строительство», в % к предыдущему году |
100,1 |
90,2 |
105,0* |
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году |
112,0 |
123,5 |
141,2* |
Оборот розничной торговли, в % к предыдущему году |
102,7 |
87,0 |
100,0* |
Объем платных услуг населению, в % к предыдущему году |
105,1 |
99,4 |
100,2* |
Индекс потребительских цен, в % декабрь к декабрю |
113,8 |
108,6 |
108,5* |
Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году |
98,8 |
94,9 |
100,0* |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей численности населения |
15,9 |
17,3 |
17,0* |
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению (на конец периода) |
2,2 |
2,9 |
3,4* |
* – прогноз
В рамках реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правительство республики завершает разработку плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусматривающих в том числе принятие таких программ на региональном и муниципальном уровнях. Правительству, региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предстоит реализовать в 2010 году комплекс мероприятий по оснащению потребителей приборами учета, повышению энергетической эффективности жилого фонда, государственного сектора, по разработке механизмов финансирования мероприятий повышения энергоэффективности и энергосбережения. Конечной целью этих мероприятий является создание предпосылок для перехода к новой, рациональной модели потребления ресурсов, что повысит конкурентоспособность экономики Коми.
Стимулирование внутреннего спроса
Еще одна задача, стоящая перед Правительством Республики Коми, — стимулирование внутреннего спроса. Работа ведется сразу по нескольким направлениям:1 содействие в реализации крупных инвестиционных проектов, осуществляемых инвесторами на территории региона. В Коми сейчас реализуется порядка 70 проектов. Среди них: строительство газопровода «Бованенково — Ухта» в рамках мегапроекта «Ямал — Европа», проекты в лесопромышленном и электросетевом комплексах республики (строительство ВЛ-220 Микунь — Ухта — Печорская ГРЭС) и др.;
2 взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по привлечению средств федерального бюджета для реализации крупных инфраструктурных проектов межрегионального значения в среднесрочной перспективе:
строительство железнодорожной магистрали «Белкомур»;
строительство и реконструкция участков автодороги на маршруте Санкт-Петербург — Медвежьегорск — Каргополь — Сыктывкар — Кудымкар — Пермь с подъездом к Воркуте, Нарьян-Мару, Салехарду, Соликамску (Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа получат выход в другие регионы РФ, дорогами будут обеспечены 174 населенных пункта, в которых проживает 525 тыс. человек) и пр.;
3 реализация инфраструктурных проектов и отдельных мероприятий по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог в рамках возможностей республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований, реализация программы строительства сети лесных дорог республики, в том числе за счет средств федерального бюджета;
4 ориентирование органами исполнительной власти региона, органами местного самоуправления крупных хозяйствующих субъектов, действующих на территории Коми, на потребление товаров и услуг местных производителей.
Кроме того, требуется принятие дополнительных мер по развитию легкой промышленности и предприятий переработки сельскохозяйственного сырья. Развитие отраслей, менее подверженных конъюнктурным колебаниям и ориентированным на внутренний спрос, будет способствовать сбалансированному развитию экономики республики. Спрос на услуги местных производителей будет также формироваться через активизацию работ по текущему и капитальному ремонту бюджетных объектов или строительству новых, посредством предоставления государственной поддержки организациям АПК республики, а также реализации мер, направленных на стимулирование строительства жилья и развитие торговли.
Несмотря на сохранение влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику и социальную сферу Коми, существует реальная возможность создания в 2010 году условий для снижения и постепенного преодоления кризисных явлений и восстановления положительной тенденции экономического роста и социального развития региона. В результате реализации мер экономической и социальной политики правительства республики прогнозируется обеспечение макроэкономической стабильности, создание условий для формирования основ инновационно-ориентированной модели развития.
Справка «Бюджета»
Вячеслав Михайлович ГАЙЗЕР, Глава Республики КомиРодился 28 декабря 1966 г. в городе Инта, Коми АССР.
В 1991 г. окончил Московский экономико-статистический институт, специальность — «Автоматизированные системы управления», в 1999 г. — Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, специальность — «Финансы и кредит».
С 1991 по 2002 г. работал в банковской системе.
С 2002 г. — первый заместитель министра финансов Республики Коми.
22 июля 2003 г. назначен министром финансов Республики Коми.
27 мая 2004 г. назначен на должность заместителя Главы Республики Коми — министра финансов Республики Коми.
20 мая 2009 г. назначен на должность первого заместителя Главы Республики Коми — министра финансов Республики Коми.
6 января 2010 г. Президент РФ внес на рассмотрение Государственного Совета Республики Коми кандидатуру В. М. Гайзера для наделения его полномочиями Главы Республики.
15 января 2010 г. Государственным Советом В.М Гайзер утвержден на должность Главы Республики Коми.
Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.