Версия для печати 3659 Материалы по теме
На вопросы нашего корреспондента отвечает Надежда МАКСИМОВА, заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам.

– Какие проекты законодательных актов находятся в работе Комитета по бюджету и налогам Государственной думы и какие успели принять в период весенней сессии 2005 года?
– Законодательная работа Государственной думы Федерального собрания IV созыва ориентирована как на разработку, рассмотрение и принятие новых, диктуемых современными реалиями законопроектов, так и на расчистку залежей законодательных инициатив, доставшихся в наследство от депутатов предыдущих созывов. Из почти 380 законопроектов, которые были рассмотрены депутатами в период весенней сессии 2005 года, приняты в качестве федеральных законов около 90, а более 200 либо отклонены, либо возвращены на доработку авторам, поскольку утратили актуальность.
Среди принятых законов наиболее значимыми для нашего общества являются следующие:
– «Об общественной палате», создание которой будет способствовать большей гласности и многогранности при обсуждении законопроектов, общественно значимых для интересов граждан, для развития гражданского общества в Российской Федерации;
– «О политических партиях»; «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания», направленные на повышение роли политических партий в жизни общества и государства и устанавливающие избрание всех 450 депутатов исключительно по пропорциональной системе, вместо действующей в настоящее время смешанной системы.
Рассмотрены в первом чтении проекты новых Водного и Лесного кодексов, замечаний на которые мы с нетерпением ждем от субъектов Федерации.
Через Комитет по бюджету и налогам Государственной думы, заместителем председателя которого я являюсь, проходит подавляющая часть законопроектов, поскольку редкий из них не имеет финансовых последствий.
Основные вопросы, над которыми работал комитет, естественно, связаны с бюджетным, налоговым и финансовым законодательством. Практически нет ни одной главы части второй Налогового кодекса РФ, в которую не вносились бы изменения. Они затронули и облагаемую базу налога на прибыль организаций, и налог на доходы физических лиц. Улучшены условия налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих единый налог на вмененный доход.
Наиболее существенные изменения затронули акцизы на алкогольную продукцию. Отменены уплата акцизов через акцизные склады и региональные акцизные марки, что привело к необходимости регулировать перечисление акцизов от алкогольной продукции в бюджеты субъектов Федерации через федеральный бюджет.
Во исполнение положений Послания Президента Федеральному собранию на 2005 год отменен налог с имущества, получаемого в порядке наследования или дарения членам семьи или близким родственникам дарителя (согласно Семейному кодексу).
Помимо этого комитетом рассмотрены отчеты «О федеральном бюджете за 2003 год», «О работе Счетной палаты и Центрального банка РФ за 2004 год».
Естественно, среди основных вопросов, рассматриваемых комитетом, – составление и исполнение федерального бюджета. В период весенней сессии были внесены существенные поправки в закон «О федеральном бюджете на 2005 год», направленные на увеличение основных параметров бюджета: по доходам – на 271,6 млрд. рублей, по расходам – на 348,3 млрд. рублей. В том числе 148,4 млрд. рублей направлено в Пенсионный фонд РФ на выплаты дополнительных пенсий и монетизацию льгот; 30,3 млрд. рублей – на увеличение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
– Расскажите подробнее о работе депутатов над формированием федерального бюджета на 2006 год.
– Большая работа в период весенней сессии и в отпускной период была осуществлена депутатами – членами фракции «Единая Россия» по формированию федерального бюджета на 2006 год.
Как отметил на заседании бюро Высшего совета партии «Единая Россия» председатель партии, Председатель Государственной думы Б.В. Грызлов, в ходе совместной работы депутатов «Единой России» с представителями Правительства РФ «удалось существенно уточнить макроэкономические параметры будущего бюджета». Доходная часть бюджета увеличилась на 598 млрд. рублей, расходная – на 322 млрд. рублей. Дополнительные расходы в основном направлены в инвестиции, общий объем которых составит около 600 млрд. рублей. Из них выделяются средства на развитие территорий с высоким уровнем нерешенных социально-экономических проблем – Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья, Северного Кавказа, Калининградской области.
Несомненным своим успехом единороссы считают согласование таких позиций, как увеличение на треть финансирования дорожного строительства, более чем на 50% – программы «Жилище», а также государственного оборонного заказа и аэрокосмического комплекса.
Комментируя итоги так называемого нулевого чтения бюджета, и Б.В. Грызлов, и заместитель председателя Правительства РФ А.Д. Жуков назвали основной задачей ориентацию на эффективное использование бюджетных средств и подчеркнули, что на первое чтение бюджета правительство и большинство Государственной думы выходят с единой согласованной позицией.
– Это относится и к разделу «Межбюджетные трансферты»?
– Конечно. В целом прирост межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней составляет более 65 млрд. рублей (24,16%) по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом на 2005 год. При этом удалось согласовать такие спорные позиции по Фонду софинансирования социальных расходов, как механизм социальной поддержки лиц – жертв политических репрессий, ветеранов труда, тружеников тыла, независимо от места их проживания.
В бюджете 2006 года предусмотрены субсидии субъектам на эти цели исходя из расчета на одного человека по 215 рублей на жертву политических репрессий и 195 рублей на труженика тыла на всю численность этих категорий льготников.
На прошедшем 9 июля текущего года заседании трехсторонней рабочей группы по реформированию межбюджетных отношений помимо указанных были также рассмотрены предложения по новым подходам к формированию Фонда регионального развития регионов. Он сформирован в проекте бюджета на 2006 год в сумме пока только 2,7 млрд. рублей. Но, во-первых, это все-таки дополнительный объем ресурсов на инвестиции к уже действующим ФАИПам и ФЦП, а во-вторых, субсидии из фонда будут предоставляться субъектам Федерации для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры регионального значения и поддержки созданных субъектами фондов муниципального развития. Определять перечень субъектов финансирования будут только региональные (муниципальные) органы.
На заседании группы также с удовлетворением было отмечено депутатами и сенаторами РФ изменение подходов Министерства финансов РФ (по сравнению с первоначально представленными данными) к формированию Федерального фонда финансовой поддержки регионов. В результате чего он увеличен на 25 млрд. рублей, и составит на 2006 год 228,16 млрд. рублей против 203,16 млрд. рублей, первоначально определенных по инфляционной составляющей 7% в составе межбюджетных трансфертов. И возрастет по сравнению с 2005 годом на 20,17%. Важно, что этот увеличенный объем ФФПР становится базовым и для последующих 2007 и 2008 годов трехлетки.
– Как председатель совета Сообщества финансистов России расскажите, сколько субъектов и муниципальных образований входят в сообщество? Какие проблемы стоят перед сообществом, каких успехов оно добилось?
– Надо сказать, что за увеличение базового размера ФФПР активно высказалось в 2004 и в текущем году и Сообщество финансистов России.
Эта некоммерческая организация создана в 2002 году по инициативе региональных работников финансовой системы России как площадка для обмена мнениями и выработки согласованных позиций по животрепещущим вопросам финансового, бюджетного и налогового законодательства. Сообщество финансистов России включает 120 членов, из них: 40 членов – представители финансовых органов субъектов Федерации, 42 члена – представители муниципальных образований (городов и районов), 4 члена – от организаций города Москвы и 35 членов – физические лица.
На заседаниях секций и комитетов Сообщества вырабатываются и вносятся через субъекты законодательной инициативы поправки в Бюджетный кодекс, в налоговое законодательство, в законы, регулирующие деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
В феврале текущего года прошла Всероссийская научно-практическая конференция «О проблемах организации бюджетного процесса в субъектах Федерации и муниципальных образованиях в свете изменений бюджетного и налогового законодательства», в которой помимо членов Сообщества приняли участие представители Союза российских городов, ряд руководителей департаментов федеральных министерств, представители научных кругов. Выработанные на конференции рекомендации были направлены в Правительство РФ и в Министерство финансов РФ. Они касались вопросов регулирования межбюджетных отношений, особенно в свете реализации с 2006 года закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
– В какой стадии сейчас находится реализация Федерального закона № 131-ФЗ? Будет ли он внедряться с 2006 года повсеместно или только в отдельных субъектах Федерации?
– Основная трудность, с которой сталкиваются регионы и муниципалитеты при реформировании местного самоуправления, связана с недостаточностью доходных источников формирования их бюджетов. В значительной степени эта ситуация возникла в результате передачи на федеральный уровень большей части поступлений от налогов, с одновременным снижением доли налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов.
Тем больше возрастает роль финансовой помощи из федерального бюджета регионам, особенно тем, у которых объем собственных доходов от налогов составляет 70 и менее процентов от потребности бюджета.
Для таких субъектов Федерации принципиально важен размер трансферта из Федерального фонда финансовой поддержки регионов. Ведь ФФПР задумывался и создавался в целях выравнивания бюджетной обеспеченности для обеспечения регионам возможности не только финансировать основные социальные обязательства, но и поддерживать экономическую базу депрессивных регионов, создавать условия для преодоления все растущего отрыва богатейших субъектов Федерации от основной группы.
Вместе с тем, роль ФФПР в выполнении этой функции в последние годы резко снизилась. Так, если в 2002 году после выделения дотаций мы смогли обеспечить дотационным регионам уровень выравнивания бюджетной обеспеченности к среднему по стране до 81,5%, то в 2005 году – уже только до 64,4%.
Первоначально предложенный Минфином России объем ФФПР на 2006 год в размере 203,16 млрд. рублей понижал этот уровень уже до отметки 62%. Поэтому очень важна достигнутая с Правительством РФ договоренность об увеличении объема ФФПР до 228,16 млрд. рублей, то есть со значительным превышением темпов инфляции. Для целого ряда субъектов такая дополнительная помощь из федерального фонда позволит сбалансировать не только собственный бюджет, но и большую часть бюджетов муниципальных образований.
Это, к сожалению, далеко не единственная позиция, которую надо решать для работы в условиях действия закона № 131-ФЗ.
Финансистами предлагается внести поправки в этот закон (и в Бюджетный кодекс) с тем, чтобы сделать его более рамочным, расширить права и возможности законодательной и исполнительной власти на местах. Соответствующие предложения внесены в Государственную думу и будут рассмотрены депутатами в период осенней сессии, которая начинается с 5 сентября текущего года.
– Уточните, пожалуйста, какие именно предложения?
– Предоставление права субъектам устанавливать дифференцированные нормативы отчислений от налоговых поступлений; передавать часть полномочий с одного уровня власти другому; отменить обязательность оказания части финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему исходя из численности жителей в расчете на одного жителя; уточнить механизм отрицательных трансфертов, и ряд других предложений.
На осенней сессии Государственной думы будет также рассмотрен законопроект, предлагающий отсрочить до 2009 года, по желанию субъекта в зависимости от степени его готовности, реализацию закона № 131-ФЗ. Но думаю, у этого законопроекта мало перспективы быть полностью реализованным. Слишком большой путь уже пройден регионами: и по делению границ, и по формированию представительных и исполнительных органов власти местного самоуправления в новых границах, по разделу имущества. Под этот закон разделены полномочия уровней власти в соответствии с законом № 122-ФЗ, вызвавшим такую бурную реакцию в обществе.
Уже в 2005 году не только регионы, работающие в условиях эксперимента по реализации закона № 131-ФЗ (Ставропольский край и Новосибирская область), но и многие другие утвердили бюджеты муниципальных образований в новой нарезке. Для них созданы программы по составлению бюджетов, активно идет работа по подготовке и обучению кадров.
– Надежда Сергеевна, вы депутат от Карачаево-Черкесской Республики. Расскажите, пожалуйста, о своей работе с республикой, о путях решения трудностей в финансировании и исполнении бюджета. Расскажите, как идет подготовка к реализации Федерального закона № 131-ФЗ? Готова ли республика работать в условиях этого закона с 1 января 2006 года?
– Я могу сказать, что даже в такой высокодотационной республике, как Карачаево-Черкесия, в прошлом году были утверждены бюджеты всем созданным 89 муниципалитетам. Конечно, сложности с исполнением этих бюджетов немалые. И мне как депутату от этой республики приходится подключаться к решению вопросов в федеральных органах по сбалансированности бюджета, по софинансированию наиболее важных социальных объектов. Например, при поддержке руководства фракции «Единая Россия» в текущем году выделяются средства на завершение реконструкции республиканской больницы в городе Черкесске, строительства газопровода Н. Архыз – Зеленчук, реконструкции перинатального центра и Дома инвалидов, на снос ветхого жилья и др.
В настоящее время активно работаем над законопроектом «О туристско-рекреационных зонах», реализация которого позволила бы привлечь дополнительные инвестиции в строительство и развитие горнолыжных комплексов в Домбае, Архызе, Теберде.
Эти благословенные места могут стать действительно Меккой для любителей и зимних видов спорта, и туристов, которые знают, что «лучше гор могут быть только горы».
– Долгое время вы проработали в Минфине России. Как вы себя ощущаете в роли законотворческого деятеля?
– Вообще работа законодателя очень интересна и ответственна. Ведь по законам, которые принимаются нами, живет вся страна, строятся ее отношения с внешним миром и внутри страны, по всем направлениям – властным, гражданским, уголовно-процессуальным, экономическим, финансовым, налоговым. И хотя основная часть законодательной инициативы исходит от Правительства РФ, федеральных органов власти, все-таки за плохой закон всегда оказывается в ответе законодательный орган, а в пострадавших – все мы, россияне.
Поэтому так важно в законотворческой деятельности всем участникам процесса слушать друг друга, максимально взвешенно относиться ко всем законодательным нововведениям, где, как и у медиков, главной должна быть заповедь «не навреди».
– А что, есть такие примеры?
– Безусловно. Это и закон № 131-ФЗ, который инициаторы законопроекта настоятельно рекомендовали принять депутатам III созыва Государственной думы в 2003 году, причем с введением его в действие с 2005 года. А теперь готовы перенести эти сроки на 2009 год.
Это и закон № 122-ФЗ, который потребовал существенной дополнительной настройки и немалых средств в ходе исполнения.
Не услышаны федеральными органами и рекомендации региональных финансистов о пересмотре сроков реализации приказов Минфина России о полномасштабном внедрении с 1 октября текущего года, без проведения практической апробации, кардинально измененной системы бюджетного учета и отчетности.
Ее внедрение влечет необходимость в кратчайшие сроки провести основательное переобучение всех учетных кадров страны, в связи с полной заменой теоретических основ и базовых понятий в новой системе учета. Такая поспешность может негативно отразиться не только на реализации реформы местного самоуправления, но и на получении достоверной отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Думаю, что, как и в первых двух случаях, в эту систему будут вноситься существенные поправки, к сожалению, тоже «на ходу».
Поэтому хочется, чтобы методы и подходы к работе над «нулевым чтением» законопроекта «О федеральном бюджете на 2006 год» стали не исключением, а постоянной практикой во взаимодействии законодательных и исполнительных органов власти.
Беседовала Светлана СТРЕЛЬНИКОВА

Справка «Бюджета»
Надежда Сергеевна МАКСИМОВА, заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам
Окончив Московский финансовый институт (теперь Финансовая академия), работала в финансовых органах Московской области. Затем в течение 35 лет – в Министерстве финансов РСФСР и России.
2001–2003 гг. – заместитель Министра финансов РФ. Вела вопросы межбюджетных отношений.
С декабря 2003 г. – депутат, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ, сопредседатель трехсторонней рабочей группы по реформированию межбюджетных отношений, председатель Некоммерческого партнерства «Сообщество финансистов России».

Поделиться