История города Липецка связанна с именем великого царя-реформатора - Петра I. 1703 год - год подписания императором указа об основании Липских железоделательных заводов. С этого периода здесь стали лить пушки и переправлять их в Воронеж для оснащения флотилии.
Петру I также принадлежит заслуга открытия целебных минеральных источников. Во многом это произошло благодаря тому же развернутому им грандиозному промышленному строительству.
Однако славу уникального курорта город начал завоевывать с конца XVIII века. Современники называли его "русским Францесбадом". Официально российской здравницей Липецк стал в 1805 году согласно указу, подписанному Александром I.
В 30-х годах XX века город получил мощный импульс к развитию - в нем началось строительство металлургического завода. Новолипецкий металлургический комбинат является сейчас одним из крупнейших в России и во всем мире. Во многом благодаря интенсивному росту города в 1954 году была образована Липецкая область.
Город Липецк на сегодняшний день - промышленный и курортный, с самыми современными дорогами и большими зелеными парками. Очень красивый. Старый и молодой. С вековыми традициями и большими перспективами. А вот о том, как на всю эту красоту находятся и выделяются деньги, мы поговорили с председателем департамента финансов администрации города Тамарой Фадеевой.
– Каково экономическое состояние города Липецка?
– В целом я бы оценила его как благополучное. Без ложной скромности хочу заметить, в сравнении с другими областными столицами Центрального Федерального округа наш полумиллионный город развивается более динамично. Ведь городской бюджет позволяет не только решать все основные вопросы жизнеобеспечения Липецка, но и реализовать долгосрочные целевые программы развития и модернизации инфраструктуры.
В подтверждение приведу некоторые показатели минувшего года. Начну с цифр, характеризующих уровень жизни горожан. Среднедушевые денежные доходы населения составили 5,1 тысячи рублей, увеличившись в сравнении с 2003 годом на 21%. Среднемесячная начисленная зарплата возросла на 25% и составила 7,1 тысячи рублей. При этом рост прожиточного минимума и стоимости потребительской корзины не превысил 14%. Сегодня это соответственно 1915 и 1847 рублей. Уровень безработицы в городе в 3 раза ниже, чем по России в целом – 0,76% от численности экономически активного населения.
Основу экономики Липецка традиционно составляет черная металлургия. На Новолипецком металлургическом комбинате и «завязанных» на него предприятиях трудится до 60 тысяч человек. Из общего объема выпущенной в прошлом году промышленной продукции, а это 162,1 миллиарда рублей, 80,7% приходится на металлургическую отрасль. Ведущее предприятие города на 64% формирует платежи городского бюджета. В прошлом году платежи НЛМК возросли в 1,9 раза, в основном за счет налога на прибыль.
Всего в бюджет города было мобилизовано 5,3 миллиарда рублей, или 110,5% к уточненному годовому прогнозу.
Сверхплановые поступления от налога на прибыль предприятий обеспечили значительный рост инвестиционной составляющей расходной части бюджета. Так, по сравнению с 2002 годом капитальные вложения увеличились втрое и достигли 1,44 млрд. рублей. Они были направлены главным образом на реализацию городских целевых программ. Назову наиболее значимые из них. Это программа реконструкции и развития дорог; программа обновления подвижного состава муниципального транспорта; программа капитального ремонта жилья и коммуникаций и программа энергосбережения; программа развития здравоохранения и образования; программа жилищного строительства; программа благоустройства дворовых территорий; программа комплексного озеленения города и благоустройства паркового хозяйства.
– Были ли случаи необоснованного увеличения расходов бюджета?
– Нет. Они бы свидетельствовали, прежде всего, с одной стороны, об ошибках, заложенных еще на этапе предварительной проработки и планирования бюджета. А с другой – о прорехах в механизме принятия и реализации этого документа. Но поскольку исполнение бюджета находится под жестким контролем, в том числе и городского Совета депутатов, его корректировка возможна только в строгом соответствии с Уставом города. Поэтому увеличение финансирования тех же целевых программ стало возможным лишь после анализа доходов бюджета и утверждения предложений администрации на сессии горсовета. Естественно, депутатам было представлено экономическое обоснование и аргументация приоритетности тех или иных мероприятий.
–Как вы осуществляете контроль над целевым использованием бюджетных средств?
– Наверное, главная ошибка, которая подстерегает разработчика бюджета, это стремление обеспечить достаточное финансирование по всем расходным статьям. Но быть добрым для всех невозможно: это ведет к распылению средств и размыванию основных ориентиров развития города. Нужно выделить точки роста, приоритетное финансирование которых позволит сделать шаг вперед или излечить застарелую болезнь.
Избрав в качестве приоритета модернизацию городской инфраструктуры, мы продолжаем работать в этом направлении. Причем, стремимся реализовать общую задачу комплексно, сознательно отказавшись от метода «латания дыр» и используя программно-целевой подход.
– Например?
– Например, благодаря такому подходу, к примеру, по программе реконструкции и развития сети дорог за два года в общей сложности отремонтировано 500 км городских магистралей. Причем половина из них капитально, сплошным асфальтовым покрытием. Реализована масштабная программа демонтажа трамвайного полотна в центре города. Таким образом мы снизили бюджетные затраты на эксплуатацию этого энергоемкого вида транспорта, дорогостоящее содержание путей и резко повысили пропускную способность основных трасс.
По программе развития муниципального пассажирского транспорта за два года подвижной состав пассажирских автотранспортных предприятий был обновлен на четверть. На эти цели израсходовано около 260 млн. рублей. Приобретено 99 автобусов и 35 троллейбусов, из них 38 машины в минувшем году.
Не менее серьезные сдвиги произошли и в других секторах муниципального хозяйства, к развитию которых был применен программно-целевой подход.
Что касается контроля над целевым использованием бюджетных средств, то его существенно усилила административная реформа, которую мы провели в органах муниципальной власти в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ведущим управленческим звеном в финансово-бюджетной системе города, выступающим главным распорядителем бюджетных средств в отраслях городского хозяйства, теперь является департамент финансов. В его состав входят, в частности, бюджетное управление, управление казначейского исполнения бюджета, контрольно-ревизионное управление. Кроме того, в городе образован независимый надзорный орган – контрольно-счетная палата, которая будет проводить финансовый контроль соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета, отчета о его выполнении. В функции палаты входит и контроль над управлением и распоряжением муниципальным имуществом. Таким образом, возможность нецелевого использования бюджетных средств сведена к минимуму.
Особо отмечу, что реформа не привела к разрастанию аппарата: число муниципальных служащих сократилось на 6%.
– Прокомментируйте, пожалуйста, исполнение бюджета 2004 года.
– Бюджет города на 2004 год был утвержден по доходам в сумме 3347,9 млн. руб., по расходам – 3565,1 млн. руб., с дефицитом 217,2 млн. руб. Однако год складывался весьма удачно для основных налогоплательщиков города – Новолипецкого металлургического комбината и завода холодильников «Стинол». Благоприятная рыночная конъюнктура и рост объемов производства на этих предприятиях отразились и на городском бюджете. По налогу на прибыль сверх плана в бюджет поступило 1730,8 млн. руб., причем 93,3% общих поступлений этого налога обеспечено названными предприятиями.
Дополнительно полученные в течение 2004 года доходы позволили в порядке уточнения увеличить расходную часть бюджета на 1,3 миллиарда. руб. и исполнить бюджет с профицитом на 171,1 млн. руб. Если говорить о структуре доходов, то она такова: налог на прибыль составил 64,9% всех доходов; налог на доходы физических лиц – 23,3%; земельный налог – 4,6%, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 3,5%, доля других доходов незначительна.
– А какие вопросы планирования бюджета на 2005 год оказались наиболее сложными?
– При планировании бюджета на нынешний год пришлось учитывать серьезные изменения, которые привнесены в порядок формирования доходной базы законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сказались и новации в налоговом и бюджетном кодексах. Структура доходов значительно изменится: по прогнозу, доля налога на прибыль сократится до 10,4%, несколько возрастет доля налога на доходы физических лиц и налога на имущество. Субвенции вырастут в 3 раза – с 9,3% до 30,3%. Всего доходы бюджета составят 3,997 млрд. рублей.
Приоритет при формировании бюджета нынешнего года отдан социальной сфере. При утвержденном на 2005 год бюджете города по расходам в сумме 4,4 млрд. руб. – 2,5 млрд. руб., или 56,3% планируется израсходовать на социальную сферу. Это почти в полтора раза больше, чем в 2004 году. Основной рост расходов приходится на повышение заработной платы работникам социально-культурной сферы с 1 января на 20% и с 1 июля на 25%.
Бюджетом предусмотрены средства, чтобы сохранить в школах города систему питания детей из малообеспеченных семей. На это выделяется 70 млн. руб. Финансирование мероприятий летней оздоровительной кампании городских лагерях отдыха детей и подростков составит 13,9 млн. руб.
Около 140 млн. рублей направляется на капитальный ремонт учреждений социальной сферы.
За счет субвенций из областного бюджета предусмотрены ассигнования в сумме 177,4 млн. руб. на ежемесячные денежные выплаты льготным категориям граждан – ветеранам труда, лицам, получающим пенсию ниже прожиточного минимума, - из расчета 250 руб. в месяц. Кроме того, решением городского Совета депутатов право бесплатного проезда на садоводческих маршрутах предоставлено всем пенсионерам, на что из бюджета города будет израсходовано 17,5 млн. руб.
Второе место по удельному весу – 31% - занимают в бюджете-2005 расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Мы сохранили платежи горожан за коммунальные услуги на уровне 75% к затратам на содержание жилья. На покрытие остающихся 25% в бюджете города ассигновано 506 млн. руб.
Продолжится реализация целевых программ. На приведение в порядок муниципального жилого фонда, инженерных коммуникаций в бюджете города предусмотрено 125 млн. руб. На ремонт дорог, внутриквартальных и придворовых территорий, озеленение и очистку города направляется 358 млн. руб.
Инвестиционная часть бюджета в 2005 году составит 458,6 млн. руб. Эти средства будут вложены в строительство инженерных сетей в новых микрорайонах, двух детсадов, школы. В дополнение к этому администрация города взяла курс на выделение площадок для строительства крупных торгово-развлекательных комплексов за счет инвесторов. Такой подход даст городу дополнительные доходы по земельному налогу, налогу на доходы физических лиц, а также новые рабочие места.
– Каков налоговый потенциал города? Как решается вопрос с предприятиями, задолжавшими городской казне?
– На территории города в 2004 году собрано 21,3 млрд. руб., из которых в городской бюджет поступило лишь 22%.
Без учета поступлений по налогу на добавленную стоимость консолидированный бюджет области по доходам составляет 20,5 млрд. руб., из них на территории города собирается 16,4 млрд. руб. или 80%. Иначе говоря, Липецк является донором для консолидированного бюджета Липецкой области.
Естественно, липчане могут этим гордиться. Но тревожит одна особенность, о которой уже упоминалось: благополучие города, наполняемость его бюджета зависят от ведущего предприятия областного центра – Новолипецкого комбината. Значит, необходимо предпринимать шаги для диверсификации источников пополнения бюджета. Комплекс мер в этом направлении разрабатывается, а некоторые – уже реализуются. В рамках городской целевой программы поддержки и развития малого бизнеса решается широкий спектр задач, суть которых состоит в создании благоприятного микроклимата для предпринимательства. Действует система обучения начинающих предпринимателей, микрокредитования юридических и физических лиц, предоставляются в аренду муниципальные помещения, проводятся конкурсы на лучшие инновационные проекты и размещение муниципальных заказов. Реализация всех этих мер дает дополнительные плюсы экономике города. Количество трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе достигло 30 %.
Однако создание новых рабочих мест – лишь одна сторона медали. В новых условиях формирования бюджета предпринимательство – цивилизованное, опирающееся на ясную нормативно-правовую базу – это серьезный потенциал для увеличения потока средств в городскую казну. В 2004 году отчисления в городской бюджет субъектов малого предпринимательства возросли на 18 %. Впрочем, речь – не только о налогах. Практика показывает, что предприниматели могут эффективно использовать объекты муниципальной собственности, которые пока приносят нам убытки. Вот почему программа предусматривает дальнейшее развитие арендных отношений при приближении тарифов на землю и помещения к рыночным.
Разумеется, наличие благоприятных условий для предпринимательства отнюдь не исключает жесткой налоговой дисциплины, наличия исчерпывающей информационной базы по этой сфере деятельности. И тут не обойтись без тесного сотрудничества с налоговой службой. К сожалению, сегодня наше взаимодействие оставляет желать лучшего. Считаю, что налоговые органы недостаточно работают по взиманию налогов, которые непосредственно не зачисляются в федеральный бюджет. Это относится к таким платежам, как налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог. В результате по этим налогам допускается недоимка платежей.
Есть нерешенные вопросы и в области обмена информацией. Отношения департамента финансов и налоговых органов строятся в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным между администрацией города и инспекциями МНС России по городу Липецку. В нем согласован перечень сведений, передаваемых налоговыми органами в департамент финансов. В то же время информация представляется в сокращенном варианте, что не позволяет нам проводить полный анализ в разрезе видов налогов и сборов, зачисляемых в городской бюджет.
Между тем совместная работа дает немалый эффект, в том числе и финансовый. Пример тому - работа комиссия по недоимке при департаменте экономики города, членами которой являются сотрудники департаментов финансов, экономики, налоговых органов. В 2004 году проведено 18 заседаний комиссии, рассмотрено 98 предприятий-должников по налогу на доходы с физических лиц и арендной плате за землю. Результат - снижена задолженность прошлых лет на 8,3 млн. руб.
– Инвестиции – важный стратегический ресурс для увеличения налогооблагаемой базы. Какова инвестиционная политика города?
– Активность деловой среды, информационная открытость администрации, ее готовность вести конструктивный диалог с потенциальными партнерами положительно влияют на инвестиционный климат в Липецке. Темпы прироста инвестиций в 2003 году составили более 22%, в 2004 году они превысили 50%. В абсолютных цифрах это более 15 млрд. рублей.
– Грамотное управление имуществом города – путь к увеличению доходной части городского бюджета. Как ведется эта работа?
– Одним из принципов административной реформы был отказ от раздельного осуществления функций по управлению имуществом и управлению хозяйственной деятельностью. Комитет по управлению имуществом был реорганизован в муниципальное учреждение «Фонд муниципального имущества» со сжатием его функций до управления казенным добром города. Права управления хозяйственной деятельностью переданы в департаменты, муниципальные учреждения и предприятия.
За фондом имущества закреплены полномочия балансодержателя имущества, определенного в казне города. Он занимается сдачей в аренду помещений, начислением и взиманием арендной платы за муниципальное имущество. В доходной части бюджета предусмотрено поступление арендной платы от использования муниципального имущества в размере 75 млн. руб.
В целях повышения эффективности управления и использования земельных ресурсов создано муниципальное учреждение «Земельные ресурсы города Липецка». Одной из функций этого учреждения является учет земельных участков, сдаваемых в аренду, начисление платы за них и взимание арендной платы. В бюджете города на 2005 год по этому доходному источнику планируется к поступлению 66 млн. руб.
Муниципальные учреждения «Фонд имущества» и «Земельные ресурсы г. Липецка» находятся в стадии становления. Мы надеемся, что их работа приведет к повышению эффективности управления имуществом города, а значит – к увеличению доходной части бюджета.
– Как на городском бюджете скажутся изменения законодательства (новый закон о принципах организации местного самоуправления и изменения в налоговом и бюджетном кодексах), касающиеся передачи полномочий вместе с источниками финансирования? Это облегчает или осложняет положение?
– При формировании бюджета города на 2005 год расходные полномочия города были в основном определены областной администрацией в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Из областного бюджета были переданы на исполнение полномочия субъекта федерации вместе с источниками финансирования на 1,2 млрд. руб. или 27,2% общего объема бюджета. Особых изменений в финансировании расходов городского бюджета передача полномочий не принесла.
Гораздо сложнее будет проходить формирование и исполнение бюджета 2006 года. Ведь город потеряет такой серьезный источник формирования доходной части бюджета, как налог на прибыль организаций. Между тем именно за счет этого налога город в основном определял текущие и капитальные расходы бюджета.
Департамент финансов совместно с другими подразделениями администрации города уже занимается формированием бюджета на 2006 год, уточняет полномочия городского округа, просчитывает варианты межбюджетных отношений.
Распоряжением главы администрации образована комиссия по подготовке городского округа к работе в условиях 2006 года. В нее вошли руководители всех департаментов администрации, а возглавил комиссию первый заместитель главы администрации города Валерий Фёдоров. Комиссия рассматривает и прорабатывает расходные обязательства по каждой отрасли муниципальной экономики, порядок формирования тарифной политики в городе и другие вопросы по исполнению закона о принципах организации местного самоуправления.
Грядущие перемены, в том числе и в финансовом положении города, мы должны встретить максимально подготовленными. Переход от старых к новым правилам межбюджетных отношений не должен ухудшить ситуацию в Липецке и качество жизни липчан.
АНДРЕЕВА Анастасия
Справка «Бюджета»
ФАДЕЕВА Тамара Семеновна
Родилась 2 января 1947 года в Измалковском районе Липецкой области.
В 1963 году окончила Звенигородский финансовый техникум.
В 1969 году – Всесоюзный заочный финансово-экономический институт по специальности «Финансы и кредит».
С августа 1963 года работает в финансовых органах Липецкой области.
Осенью 1994 года заняла должность начальника управления финансов администрации г. Липецка.
С 1 января 2005 г. – председатель департамента финансов администрации г. Липецка
В 1997 году присвоено звание заслуженного экономиста РФ.
Петру I также принадлежит заслуга открытия целебных минеральных источников. Во многом это произошло благодаря тому же развернутому им грандиозному промышленному строительству.
Однако славу уникального курорта город начал завоевывать с конца XVIII века. Современники называли его "русским Францесбадом". Официально российской здравницей Липецк стал в 1805 году согласно указу, подписанному Александром I.
В 30-х годах XX века город получил мощный импульс к развитию - в нем началось строительство металлургического завода. Новолипецкий металлургический комбинат является сейчас одним из крупнейших в России и во всем мире. Во многом благодаря интенсивному росту города в 1954 году была образована Липецкая область.
Город Липецк на сегодняшний день - промышленный и курортный, с самыми современными дорогами и большими зелеными парками. Очень красивый. Старый и молодой. С вековыми традициями и большими перспективами. А вот о том, как на всю эту красоту находятся и выделяются деньги, мы поговорили с председателем департамента финансов администрации города Тамарой Фадеевой.
– Каково экономическое состояние города Липецка?
– В целом я бы оценила его как благополучное. Без ложной скромности хочу заметить, в сравнении с другими областными столицами Центрального Федерального округа наш полумиллионный город развивается более динамично. Ведь городской бюджет позволяет не только решать все основные вопросы жизнеобеспечения Липецка, но и реализовать долгосрочные целевые программы развития и модернизации инфраструктуры.
В подтверждение приведу некоторые показатели минувшего года. Начну с цифр, характеризующих уровень жизни горожан. Среднедушевые денежные доходы населения составили 5,1 тысячи рублей, увеличившись в сравнении с 2003 годом на 21%. Среднемесячная начисленная зарплата возросла на 25% и составила 7,1 тысячи рублей. При этом рост прожиточного минимума и стоимости потребительской корзины не превысил 14%. Сегодня это соответственно 1915 и 1847 рублей. Уровень безработицы в городе в 3 раза ниже, чем по России в целом – 0,76% от численности экономически активного населения.
Основу экономики Липецка традиционно составляет черная металлургия. На Новолипецком металлургическом комбинате и «завязанных» на него предприятиях трудится до 60 тысяч человек. Из общего объема выпущенной в прошлом году промышленной продукции, а это 162,1 миллиарда рублей, 80,7% приходится на металлургическую отрасль. Ведущее предприятие города на 64% формирует платежи городского бюджета. В прошлом году платежи НЛМК возросли в 1,9 раза, в основном за счет налога на прибыль.
Всего в бюджет города было мобилизовано 5,3 миллиарда рублей, или 110,5% к уточненному годовому прогнозу.
Сверхплановые поступления от налога на прибыль предприятий обеспечили значительный рост инвестиционной составляющей расходной части бюджета. Так, по сравнению с 2002 годом капитальные вложения увеличились втрое и достигли 1,44 млрд. рублей. Они были направлены главным образом на реализацию городских целевых программ. Назову наиболее значимые из них. Это программа реконструкции и развития дорог; программа обновления подвижного состава муниципального транспорта; программа капитального ремонта жилья и коммуникаций и программа энергосбережения; программа развития здравоохранения и образования; программа жилищного строительства; программа благоустройства дворовых территорий; программа комплексного озеленения города и благоустройства паркового хозяйства.
– Были ли случаи необоснованного увеличения расходов бюджета?
– Нет. Они бы свидетельствовали, прежде всего, с одной стороны, об ошибках, заложенных еще на этапе предварительной проработки и планирования бюджета. А с другой – о прорехах в механизме принятия и реализации этого документа. Но поскольку исполнение бюджета находится под жестким контролем, в том числе и городского Совета депутатов, его корректировка возможна только в строгом соответствии с Уставом города. Поэтому увеличение финансирования тех же целевых программ стало возможным лишь после анализа доходов бюджета и утверждения предложений администрации на сессии горсовета. Естественно, депутатам было представлено экономическое обоснование и аргументация приоритетности тех или иных мероприятий.
–Как вы осуществляете контроль над целевым использованием бюджетных средств?
– Наверное, главная ошибка, которая подстерегает разработчика бюджета, это стремление обеспечить достаточное финансирование по всем расходным статьям. Но быть добрым для всех невозможно: это ведет к распылению средств и размыванию основных ориентиров развития города. Нужно выделить точки роста, приоритетное финансирование которых позволит сделать шаг вперед или излечить застарелую болезнь.
Избрав в качестве приоритета модернизацию городской инфраструктуры, мы продолжаем работать в этом направлении. Причем, стремимся реализовать общую задачу комплексно, сознательно отказавшись от метода «латания дыр» и используя программно-целевой подход.
– Например?
– Например, благодаря такому подходу, к примеру, по программе реконструкции и развития сети дорог за два года в общей сложности отремонтировано 500 км городских магистралей. Причем половина из них капитально, сплошным асфальтовым покрытием. Реализована масштабная программа демонтажа трамвайного полотна в центре города. Таким образом мы снизили бюджетные затраты на эксплуатацию этого энергоемкого вида транспорта, дорогостоящее содержание путей и резко повысили пропускную способность основных трасс.
По программе развития муниципального пассажирского транспорта за два года подвижной состав пассажирских автотранспортных предприятий был обновлен на четверть. На эти цели израсходовано около 260 млн. рублей. Приобретено 99 автобусов и 35 троллейбусов, из них 38 машины в минувшем году.
Не менее серьезные сдвиги произошли и в других секторах муниципального хозяйства, к развитию которых был применен программно-целевой подход.
Что касается контроля над целевым использованием бюджетных средств, то его существенно усилила административная реформа, которую мы провели в органах муниципальной власти в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ведущим управленческим звеном в финансово-бюджетной системе города, выступающим главным распорядителем бюджетных средств в отраслях городского хозяйства, теперь является департамент финансов. В его состав входят, в частности, бюджетное управление, управление казначейского исполнения бюджета, контрольно-ревизионное управление. Кроме того, в городе образован независимый надзорный орган – контрольно-счетная палата, которая будет проводить финансовый контроль соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета, отчета о его выполнении. В функции палаты входит и контроль над управлением и распоряжением муниципальным имуществом. Таким образом, возможность нецелевого использования бюджетных средств сведена к минимуму.
Особо отмечу, что реформа не привела к разрастанию аппарата: число муниципальных служащих сократилось на 6%.
– Прокомментируйте, пожалуйста, исполнение бюджета 2004 года.
– Бюджет города на 2004 год был утвержден по доходам в сумме 3347,9 млн. руб., по расходам – 3565,1 млн. руб., с дефицитом 217,2 млн. руб. Однако год складывался весьма удачно для основных налогоплательщиков города – Новолипецкого металлургического комбината и завода холодильников «Стинол». Благоприятная рыночная конъюнктура и рост объемов производства на этих предприятиях отразились и на городском бюджете. По налогу на прибыль сверх плана в бюджет поступило 1730,8 млн. руб., причем 93,3% общих поступлений этого налога обеспечено названными предприятиями.
Дополнительно полученные в течение 2004 года доходы позволили в порядке уточнения увеличить расходную часть бюджета на 1,3 миллиарда. руб. и исполнить бюджет с профицитом на 171,1 млн. руб. Если говорить о структуре доходов, то она такова: налог на прибыль составил 64,9% всех доходов; налог на доходы физических лиц – 23,3%; земельный налог – 4,6%, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 3,5%, доля других доходов незначительна.
– А какие вопросы планирования бюджета на 2005 год оказались наиболее сложными?
– При планировании бюджета на нынешний год пришлось учитывать серьезные изменения, которые привнесены в порядок формирования доходной базы законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сказались и новации в налоговом и бюджетном кодексах. Структура доходов значительно изменится: по прогнозу, доля налога на прибыль сократится до 10,4%, несколько возрастет доля налога на доходы физических лиц и налога на имущество. Субвенции вырастут в 3 раза – с 9,3% до 30,3%. Всего доходы бюджета составят 3,997 млрд. рублей.
Приоритет при формировании бюджета нынешнего года отдан социальной сфере. При утвержденном на 2005 год бюджете города по расходам в сумме 4,4 млрд. руб. – 2,5 млрд. руб., или 56,3% планируется израсходовать на социальную сферу. Это почти в полтора раза больше, чем в 2004 году. Основной рост расходов приходится на повышение заработной платы работникам социально-культурной сферы с 1 января на 20% и с 1 июля на 25%.
Бюджетом предусмотрены средства, чтобы сохранить в школах города систему питания детей из малообеспеченных семей. На это выделяется 70 млн. руб. Финансирование мероприятий летней оздоровительной кампании городских лагерях отдыха детей и подростков составит 13,9 млн. руб.
Около 140 млн. рублей направляется на капитальный ремонт учреждений социальной сферы.
За счет субвенций из областного бюджета предусмотрены ассигнования в сумме 177,4 млн. руб. на ежемесячные денежные выплаты льготным категориям граждан – ветеранам труда, лицам, получающим пенсию ниже прожиточного минимума, - из расчета 250 руб. в месяц. Кроме того, решением городского Совета депутатов право бесплатного проезда на садоводческих маршрутах предоставлено всем пенсионерам, на что из бюджета города будет израсходовано 17,5 млн. руб.
Второе место по удельному весу – 31% - занимают в бюджете-2005 расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Мы сохранили платежи горожан за коммунальные услуги на уровне 75% к затратам на содержание жилья. На покрытие остающихся 25% в бюджете города ассигновано 506 млн. руб.
Продолжится реализация целевых программ. На приведение в порядок муниципального жилого фонда, инженерных коммуникаций в бюджете города предусмотрено 125 млн. руб. На ремонт дорог, внутриквартальных и придворовых территорий, озеленение и очистку города направляется 358 млн. руб.
Инвестиционная часть бюджета в 2005 году составит 458,6 млн. руб. Эти средства будут вложены в строительство инженерных сетей в новых микрорайонах, двух детсадов, школы. В дополнение к этому администрация города взяла курс на выделение площадок для строительства крупных торгово-развлекательных комплексов за счет инвесторов. Такой подход даст городу дополнительные доходы по земельному налогу, налогу на доходы физических лиц, а также новые рабочие места.
– Каков налоговый потенциал города? Как решается вопрос с предприятиями, задолжавшими городской казне?
– На территории города в 2004 году собрано 21,3 млрд. руб., из которых в городской бюджет поступило лишь 22%.
Без учета поступлений по налогу на добавленную стоимость консолидированный бюджет области по доходам составляет 20,5 млрд. руб., из них на территории города собирается 16,4 млрд. руб. или 80%. Иначе говоря, Липецк является донором для консолидированного бюджета Липецкой области.
Естественно, липчане могут этим гордиться. Но тревожит одна особенность, о которой уже упоминалось: благополучие города, наполняемость его бюджета зависят от ведущего предприятия областного центра – Новолипецкого комбината. Значит, необходимо предпринимать шаги для диверсификации источников пополнения бюджета. Комплекс мер в этом направлении разрабатывается, а некоторые – уже реализуются. В рамках городской целевой программы поддержки и развития малого бизнеса решается широкий спектр задач, суть которых состоит в создании благоприятного микроклимата для предпринимательства. Действует система обучения начинающих предпринимателей, микрокредитования юридических и физических лиц, предоставляются в аренду муниципальные помещения, проводятся конкурсы на лучшие инновационные проекты и размещение муниципальных заказов. Реализация всех этих мер дает дополнительные плюсы экономике города. Количество трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе достигло 30 %.
Однако создание новых рабочих мест – лишь одна сторона медали. В новых условиях формирования бюджета предпринимательство – цивилизованное, опирающееся на ясную нормативно-правовую базу – это серьезный потенциал для увеличения потока средств в городскую казну. В 2004 году отчисления в городской бюджет субъектов малого предпринимательства возросли на 18 %. Впрочем, речь – не только о налогах. Практика показывает, что предприниматели могут эффективно использовать объекты муниципальной собственности, которые пока приносят нам убытки. Вот почему программа предусматривает дальнейшее развитие арендных отношений при приближении тарифов на землю и помещения к рыночным.
Разумеется, наличие благоприятных условий для предпринимательства отнюдь не исключает жесткой налоговой дисциплины, наличия исчерпывающей информационной базы по этой сфере деятельности. И тут не обойтись без тесного сотрудничества с налоговой службой. К сожалению, сегодня наше взаимодействие оставляет желать лучшего. Считаю, что налоговые органы недостаточно работают по взиманию налогов, которые непосредственно не зачисляются в федеральный бюджет. Это относится к таким платежам, как налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог. В результате по этим налогам допускается недоимка платежей.
Есть нерешенные вопросы и в области обмена информацией. Отношения департамента финансов и налоговых органов строятся в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным между администрацией города и инспекциями МНС России по городу Липецку. В нем согласован перечень сведений, передаваемых налоговыми органами в департамент финансов. В то же время информация представляется в сокращенном варианте, что не позволяет нам проводить полный анализ в разрезе видов налогов и сборов, зачисляемых в городской бюджет.
Между тем совместная работа дает немалый эффект, в том числе и финансовый. Пример тому - работа комиссия по недоимке при департаменте экономики города, членами которой являются сотрудники департаментов финансов, экономики, налоговых органов. В 2004 году проведено 18 заседаний комиссии, рассмотрено 98 предприятий-должников по налогу на доходы с физических лиц и арендной плате за землю. Результат - снижена задолженность прошлых лет на 8,3 млн. руб.
– Инвестиции – важный стратегический ресурс для увеличения налогооблагаемой базы. Какова инвестиционная политика города?
– Активность деловой среды, информационная открытость администрации, ее готовность вести конструктивный диалог с потенциальными партнерами положительно влияют на инвестиционный климат в Липецке. Темпы прироста инвестиций в 2003 году составили более 22%, в 2004 году они превысили 50%. В абсолютных цифрах это более 15 млрд. рублей.
– Грамотное управление имуществом города – путь к увеличению доходной части городского бюджета. Как ведется эта работа?
– Одним из принципов административной реформы был отказ от раздельного осуществления функций по управлению имуществом и управлению хозяйственной деятельностью. Комитет по управлению имуществом был реорганизован в муниципальное учреждение «Фонд муниципального имущества» со сжатием его функций до управления казенным добром города. Права управления хозяйственной деятельностью переданы в департаменты, муниципальные учреждения и предприятия.
За фондом имущества закреплены полномочия балансодержателя имущества, определенного в казне города. Он занимается сдачей в аренду помещений, начислением и взиманием арендной платы за муниципальное имущество. В доходной части бюджета предусмотрено поступление арендной платы от использования муниципального имущества в размере 75 млн. руб.
В целях повышения эффективности управления и использования земельных ресурсов создано муниципальное учреждение «Земельные ресурсы города Липецка». Одной из функций этого учреждения является учет земельных участков, сдаваемых в аренду, начисление платы за них и взимание арендной платы. В бюджете города на 2005 год по этому доходному источнику планируется к поступлению 66 млн. руб.
Муниципальные учреждения «Фонд имущества» и «Земельные ресурсы г. Липецка» находятся в стадии становления. Мы надеемся, что их работа приведет к повышению эффективности управления имуществом города, а значит – к увеличению доходной части бюджета.
– Как на городском бюджете скажутся изменения законодательства (новый закон о принципах организации местного самоуправления и изменения в налоговом и бюджетном кодексах), касающиеся передачи полномочий вместе с источниками финансирования? Это облегчает или осложняет положение?
– При формировании бюджета города на 2005 год расходные полномочия города были в основном определены областной администрацией в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Из областного бюджета были переданы на исполнение полномочия субъекта федерации вместе с источниками финансирования на 1,2 млрд. руб. или 27,2% общего объема бюджета. Особых изменений в финансировании расходов городского бюджета передача полномочий не принесла.
Гораздо сложнее будет проходить формирование и исполнение бюджета 2006 года. Ведь город потеряет такой серьезный источник формирования доходной части бюджета, как налог на прибыль организаций. Между тем именно за счет этого налога город в основном определял текущие и капитальные расходы бюджета.
Департамент финансов совместно с другими подразделениями администрации города уже занимается формированием бюджета на 2006 год, уточняет полномочия городского округа, просчитывает варианты межбюджетных отношений.
Распоряжением главы администрации образована комиссия по подготовке городского округа к работе в условиях 2006 года. В нее вошли руководители всех департаментов администрации, а возглавил комиссию первый заместитель главы администрации города Валерий Фёдоров. Комиссия рассматривает и прорабатывает расходные обязательства по каждой отрасли муниципальной экономики, порядок формирования тарифной политики в городе и другие вопросы по исполнению закона о принципах организации местного самоуправления.
Грядущие перемены, в том числе и в финансовом положении города, мы должны встретить максимально подготовленными. Переход от старых к новым правилам межбюджетных отношений не должен ухудшить ситуацию в Липецке и качество жизни липчан.
АНДРЕЕВА Анастасия
Справка «Бюджета»
ФАДЕЕВА Тамара Семеновна
Родилась 2 января 1947 года в Измалковском районе Липецкой области.
В 1963 году окончила Звенигородский финансовый техникум.
В 1969 году – Всесоюзный заочный финансово-экономический институт по специальности «Финансы и кредит».
С августа 1963 года работает в финансовых органах Липецкой области.
Осенью 1994 года заняла должность начальника управления финансов администрации г. Липецка.
С 1 января 2005 г. – председатель департамента финансов администрации г. Липецка
В 1997 году присвоено звание заслуженного экономиста РФ.