Версия для печати 16757 Материалы по теме
Совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг
Пронина
Процесс совершенствования правового регулирования функционирования учреждений имеет значение только в увязке с системным развитием организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций в целях повышения их качества.

Задача развития системы предоставления государственных (муниципальных) услуг предполагает улучшение взаимодействия с гражданами и организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступности для граждан и организаций информации о порядке и ходе исполнения государственной (муниципальной) функции на каждой стадии, контроль за ее исполнением. На решение этих задач направлен проект федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций», принятый Государственной Думой в первом чтении 20 ноября 2009 года.
Его действие будет распространяться на деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций по предоставлению государственных (муниципальных) услуг физическим лицам и организациям и исполнению государственных (муниципальных) функций. Также законопроект регулирует деятельность учреждений, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (функций). Устанавливается полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере административной реформы, проводить мониторинг предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций, включая мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти по установлению размера платы за предоставление платных услуг.

Основные понятия

В настоящее время в законодательстве четко не определены основные понятия, регулирующие сферу предоставления услуг. Поэтому понятийный аппарат, предлагаемый законопроектом, крайне важен. Так, определяется, что государственные (муниципальные) услуги — это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции. В свою очередь государственные (муниципальные) функции — это деятельность указанных органов по выдаче разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и (или) конкретных действий, регистрации актов, документов, прав, объектов, ведению информационных ресурсов и выдаче информации на их основе, а также осуществлению проверок.
Полагаем, что эти определения должны были бы относить государственные (муниципальные) функции к исполнительно-распорядительной деятельности соответствующих органов власти, а сами государственные (муниципальные) услуги — к непосредственному предоставлению лицам соответствующих услуг. Однако приведенные определения не устанавливают четкого различия между указанными понятиями, из чего следует их определенная тождественность, что при их практической реализации или предоставлении может привести к неоднозначному толкованию.
В соответствии с законопроектом административный регламент — нормативно-правовой акт, содержащий последовательное описание административных процедур, совершаемых органом, предоставляющим государственную (муниципальную) услугу, (исполняющим) государственную (муниципальную) функцию, и содержащий в установленном законопроектом случае стандарт предоставления государственной (муниципальной) услуги, исполнения государственной (муниципальной) функции. Интересно отметить, что орган, являющийся разработчиком проекта административного регламента, обязан вести учет полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их рассмотрения, которые сохраняются до дня вступления в силу административного регламента.

Стандарты предоставления услуг и порядок установления платы

Стандарты деятельности государственных органов или органов местного самоуправления являются составной частью административных регламентов предоставления (исполнения) государственных (муниципальных) услуг (функций) и предусматривают количественные и качественные показатели доступности и качества государственных (муниципальных) услуг (функций). При этом стандарты включаются в административный регламент в том случае, если предоставление (исполнение) государственной (муниципальной) услуги (функции) инициируется запросом заявителя. Отметим, что стандарты предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций должны предусматривать ряд показателей, в частности основания для отказа в приеме документов и предоставлении государственной (муниципальной) услуги и даже максимальные сроки ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной (муниципальной) услуги и получении результата ее предоставления.
Важен порядок установления и взимания платы при предоставлении услуг и исполнении функций. В современных условиях он практически не регламентирован на федеральном уровне, устанавливается конкретными ведомствами, что приводит к возникновению «кормушек» для соответствующих государственных и муниципальных учреждений. Законопроектом устанавливается общее правило: за предоставление государственных (муниципальных) услуг, исполнение государственных (муниципальных) функций взимается государственная пошлина в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В случаях, установленных федеральными законами, организации, участвующие в предоставлении (исполнении) государственных (муниципальных) услуг (функций), имеют право предоставлять заявителю за плату услуги, в том числе по предоставлению копий документов, иной информации из государственных информационных ресурсов, а также совершать в сокращенные сроки юридически значимые действия в соответствии с административными регламентами. При этом перечни платных услуг будут устанавливаться Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, главами местных администраций.
Важно иметь в виду, что размер платы за предоставление платных услуг определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений. Перечни платных услуг размещаются на официальных сайтах предоставляющих их органов власти и организаций.
Одним из механизмов повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций является утверждение федеральных, региональных и муниципальных программ повышения качества их предоставления (исполнения). В этих целях законопроектом предусмотрено создание на территории субъектов РФ (муниципальных образований) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ). МФЦ — это государственные или муниципальные учреждения, созданные субъектом РФ или муниципальным образованием в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в соответствии с которым обращение заявителя за услугой происходит однократно, а взаимодействие с уполномоченными органами осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя.
В дополнение к рассматриваемому законопроекту Государственная дума 11 июня 2010 года приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием  Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций».  В нем устанавливаются требования к процедурам предоставления государственных (муниципальных) услуг физическим лицам и организациям в электронном виде, которые  распространяются   на деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления.

Социально ориентированные НКО

Совершенствование организации предоставления социально значимых услуг населению в целях повышения их качества было бы затруднено без законодательно установленной государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Правовой механизм организации такой поддержки установлен Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». К НКО предлагается отнести некоммерческие организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Среди таких видов деятельности НКО указаны следующие:
  • социальная поддержка и защита граждан;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, а также мест захоронений;
  •  оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  • благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчеству;
  • деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Законом устанавливается закрытый перечень таких видов деятельности. Вместе с тем для признания НКО социально ориентированными другими федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Полагаем, что данный порядок в наибольшей степени учитывает потребности населения различных территорий и особенности их социально-экономического развития.
Осуществление вышеназванных видов деятельности социально ориентированными НКО позволяет органам власти оказывать им поддержку в различных формах: финансовую, имущественную, информационную, консультационную, помощь в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров. В частности:
  • предоставление льгот по уплате налогов и сборов;
  • размещение государственных и муниципальных заказов;
  • предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
При этом оказание финансовой поддержки этим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Следует отметить, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе наряду с установленными федеральным законодательством формами поддержки оказывать ее и в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Важнейшее значение имеет оказание социально ориентированным НКО имущественной поддержки, которая осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества. В этих целях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в эти перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность некоммерческих организаций, арендующих это имущество. Запрещаются также продажа переданного социально ориентированным НКО государственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
Закон регламентирует порядок ведения федеральных, государственных и муниципальных реестров социально ориентированных НКО — получателей поддержки, а также полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных НКО. В частности, к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных НКО относится создание условий для их деятельности, в том числе:
  • разработка и реализация соответствующих муниципальных программ;
  • анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных НКО;
  • оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных НКО на территориях муниципальных образований.
Кроме того, законом вносятся дополнения в Федеральный закон № 131-ФЗ, устанавливающие в качестве вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов «оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству». При этом для поселений — это оказание поддержки социально ориентированным НКО в пределах полномочий, установленных статьями 311 и 313 Закона «О некоммерческих организациях». Кроме того, устанавливается, что  одним из видов имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, может быть имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным НКО на территории соответствующего муниципального образования.
Очевидно, что данные дополнения необходимы. Вместе с тем в результате их принятия у муниципальных образований возникнут новые расходные обязательства, которые потребуют изыскания дополнительных доходных источников в региональных и местных бюджетах, что достаточно проблематично в современных условиях. 
Поделиться