В июле в Ростове-на-Дону прошел семинар-совещание Минфина России. В столицу Ростовской области съехались финансисты со всей страны, чтобы обсудить одну из главных тем: формирование бюджетной политики страны и межбюджетных отношений на ближайшие три года в условиях реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов.
В семинаре приняли участие заместитель министра финансов РФ А. Г. Силуанов, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е. В. Бушмин, депутат Государственной думы Н. С. Максимова, директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Л. А. Ерошкина, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С. В. Разгулин, а также представители субъектов Федерации. Участников совещания поприветствовал губернатор Ростовской области В. Ю Голубев. Он выразил уверенность в том, что на совещании будут выработаны новые, более эффективные подходы и схемы расходования бюджетных средств. Среди вопросов, которые были рассмотрены на семинаре, финансистов больше всего волновали: объемы межбюджетных трансфертов, изменения налогового законодательства и системы финансирования бюджетных учреждений, финансирование госпрограмм.
Выступление заместителя министра финансов РФ А. Г. Силуанова было посвящено изменениям в формировании бюджетной политики, которые будут внедряться с 2011 года. Так, прежде всего Минфин России планирует изменить подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Уже при формировании бюджета на 2011–2013 годы Министерство финансов РФ намерено заключать соглашения с высокодотационными регионами, в которых должны быть прописаны меры, направленные на укрепление доходной базы данных субъектов. По оценке замминистра, эта новация позволит стимулировать развитие производства на указанных территориях. «Регионы, в которых налоги составляют только 20–30 процентов бюджета, а остальное — финансовая помощь, должны задуматься, как наращивать доходы», — констатировал А. Г. Силуанов.
Доходы бюджетов субъектов РФ в текущем году по сравнению с аналогичным периодом 2009 года выросли на 20–22 %, расходы — на 5 %. Эти цифры озвучил заместитель министра, рекомендовав при этом российским регионам не раздувать расходы бюджета, несмотря на рост текущих налоговых доходов. Тем более, как отметил А. Г. Силуанов, в 2011 году предстоит сокращение субсидий и других видов финансовой поддержки из федерального бюджета. В том числе будут уменьшаться, по сравнению с 2010 годом, объемы бюджетных кредитов. Все эти шаги свидетельствуют о том, что антикризисная поддержка регионов государством заканчивается.
Е. В. Бушмин в своем выступлении поддержал позицию Правительства РФ и заявил о том, что эффективные бюджетные решения должны стать основой роста в экономике. Он отметил, что в 2010 году 24 % расходов не будут обеспечены доходами. Между тем средства Резервного фонда, по прогнозам, уже в следующем году будут исчерпаны, поэтому 2011 год должен стать решающим для внедрения иновационного мышления.
Депутат Государственной думы Н. С. Максимова, выступая на семинаре-совещании, обратила внимание на отсутствие методики осуществления государственного и муниципального заказа. Поскольку в стране ежегодно размещается более 100 тыс. заказов, то, по мнению депутата, данная методика может стать основой для разработки нового закона, так как ее отсутствие ведет к неэффективности данного процесса.
С большим интересом участники семинара выслушали доклад «О подходах к формированию межбюджетных отношений на 2011–2013 годы» Л. А. Ерошкиной. Докладчик проанализировала исполнение консолидированных бюджетов субъектов Федерации в 2008–2010 годах. В 2009 году 62 субъекта исполнили бюджет с дефицитом. Сейчас ситуация выправляется. Если сравнить абсолютные цифры исполнения бюджета по доходам (в 2008 году — 2009 млрд руб., в 2009 году — 1666 млрд руб. и в 2010 году — 2036 млрд руб.), то можно констатировать: падение экономики остановлено. Но, как отметила Л. А. Ерошкина, вместе с ростом доходов, к сожалению, наращиваются и расходы. Если на 1 июня 2008 года расходы составляли 1861 млрд. руб., в 2009 году — 2056 млрд руб., то в 2010 году расходы выросли до 2137 млрд руб., и это тревожит.
Как отметила директор департамента, в этом году субъекты Федерации существенно увеличили кредиторскую задолженность. Так, ее прирост за четыре месяца текущего года в 16 регионах составил 350 млрд руб. Особое беспокойство вызывает задолженность по заработной плате. Государственный долг субъектов в 2008 году составлял 707,7 млрд руб., в 2009 году — 1025,4 млрд руб. (+ 45 %) на 1 июня 2010 года долг составил 1062,2 млрд руб. (+ 3,6 %). Регионы с максимальной долговой нагрузкой по данным на 1 июня 2010 года — это Костромская, Астраханская, Московская, Тамбовская области, Республики Северная Осетия-Алания, Саха-Якутия, Алтай, Татарстан, Мордовия, Чеченская Республика.
Так же Ерошкина подробно рассказала об условиях соглашения с регионами о предоставлении дополнительной финансовой помощи. В частности, к этим условиям относятся:
недопущение роста зарплат государственных и муниципальных служащих в субъектах РФ выше темпов, предусмотренных на федеральном уровне;
согласование увеличения расходов на оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан;
утверждение согласованного с Минфином России плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также сокращения недоимки бюджетов в течение трех месяцев с момента подписания соглашения;
наличие утвержденного плана мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности;
наличие согласованного с муниципальными образованиями плана мероприятий по снижению долговой нагрузки бюджета субъекта РФ в случае превышения объема госдолга на 50 % от утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъектов РФ без учета утвержденного объема безвозмездных перечислений.
Проблема государственной поддержки моногородов стала основной темой выступления начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ С. А. Карчевской. Вопрос оценки качества организации бюджетного процесса в субъектах Федерации осветил в своем докладе начальник отдела Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ В. В. Половинка. Он рассказал о предпосылках создания системы мониторинга и оценки качества организации бюджетного процесса в субъектах РФ. Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ О. В. Юдаева рассказала участникам совещания о формировании региональных резервных фондов, основная цель которых — финансирование расходов в период сезонных отклонений объема поступлений доходов от объема расходов, компенсация снижения доходов бюджетов субъектов РФ в связи с кризисными явлениями в экономике, выполнение социально-значимых и/или экономически значимых расходных обязательств регионов в течение определенного периода времени в случае недостаточности доходов для их финансового обеспечения. О. В. Юдаева разъяснила вопросы, касающиеся критериев целесообразности и способов создания фондов, источников финансирования, условий расходования и т. д.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Т. В. Саакян рассказала собравшимся об основных положениях и этапах реализации нового Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и ответила на вопросы участников совещания по данному закону.
В семинаре приняли участие заместитель министра финансов РФ А. Г. Силуанов, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е. В. Бушмин, депутат Государственной думы Н. С. Максимова, директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Л. А. Ерошкина, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С. В. Разгулин, а также представители субъектов Федерации. Участников совещания поприветствовал губернатор Ростовской области В. Ю Голубев. Он выразил уверенность в том, что на совещании будут выработаны новые, более эффективные подходы и схемы расходования бюджетных средств. Среди вопросов, которые были рассмотрены на семинаре, финансистов больше всего волновали: объемы межбюджетных трансфертов, изменения налогового законодательства и системы финансирования бюджетных учреждений, финансирование госпрограмм.
Выступление заместителя министра финансов РФ А. Г. Силуанова было посвящено изменениям в формировании бюджетной политики, которые будут внедряться с 2011 года. Так, прежде всего Минфин России планирует изменить подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Уже при формировании бюджета на 2011–2013 годы Министерство финансов РФ намерено заключать соглашения с высокодотационными регионами, в которых должны быть прописаны меры, направленные на укрепление доходной базы данных субъектов. По оценке замминистра, эта новация позволит стимулировать развитие производства на указанных территориях. «Регионы, в которых налоги составляют только 20–30 процентов бюджета, а остальное — финансовая помощь, должны задуматься, как наращивать доходы», — констатировал А. Г. Силуанов.
Доходы бюджетов субъектов РФ в текущем году по сравнению с аналогичным периодом 2009 года выросли на 20–22 %, расходы — на 5 %. Эти цифры озвучил заместитель министра, рекомендовав при этом российским регионам не раздувать расходы бюджета, несмотря на рост текущих налоговых доходов. Тем более, как отметил А. Г. Силуанов, в 2011 году предстоит сокращение субсидий и других видов финансовой поддержки из федерального бюджета. В том числе будут уменьшаться, по сравнению с 2010 годом, объемы бюджетных кредитов. Все эти шаги свидетельствуют о том, что антикризисная поддержка регионов государством заканчивается.
Е. В. Бушмин в своем выступлении поддержал позицию Правительства РФ и заявил о том, что эффективные бюджетные решения должны стать основой роста в экономике. Он отметил, что в 2010 году 24 % расходов не будут обеспечены доходами. Между тем средства Резервного фонда, по прогнозам, уже в следующем году будут исчерпаны, поэтому 2011 год должен стать решающим для внедрения иновационного мышления.
Депутат Государственной думы Н. С. Максимова, выступая на семинаре-совещании, обратила внимание на отсутствие методики осуществления государственного и муниципального заказа. Поскольку в стране ежегодно размещается более 100 тыс. заказов, то, по мнению депутата, данная методика может стать основой для разработки нового закона, так как ее отсутствие ведет к неэффективности данного процесса.
С большим интересом участники семинара выслушали доклад «О подходах к формированию межбюджетных отношений на 2011–2013 годы» Л. А. Ерошкиной. Докладчик проанализировала исполнение консолидированных бюджетов субъектов Федерации в 2008–2010 годах. В 2009 году 62 субъекта исполнили бюджет с дефицитом. Сейчас ситуация выправляется. Если сравнить абсолютные цифры исполнения бюджета по доходам (в 2008 году — 2009 млрд руб., в 2009 году — 1666 млрд руб. и в 2010 году — 2036 млрд руб.), то можно констатировать: падение экономики остановлено. Но, как отметила Л. А. Ерошкина, вместе с ростом доходов, к сожалению, наращиваются и расходы. Если на 1 июня 2008 года расходы составляли 1861 млрд. руб., в 2009 году — 2056 млрд руб., то в 2010 году расходы выросли до 2137 млрд руб., и это тревожит.
Как отметила директор департамента, в этом году субъекты Федерации существенно увеличили кредиторскую задолженность. Так, ее прирост за четыре месяца текущего года в 16 регионах составил 350 млрд руб. Особое беспокойство вызывает задолженность по заработной плате. Государственный долг субъектов в 2008 году составлял 707,7 млрд руб., в 2009 году — 1025,4 млрд руб. (+ 45 %) на 1 июня 2010 года долг составил 1062,2 млрд руб. (+ 3,6 %). Регионы с максимальной долговой нагрузкой по данным на 1 июня 2010 года — это Костромская, Астраханская, Московская, Тамбовская области, Республики Северная Осетия-Алания, Саха-Якутия, Алтай, Татарстан, Мордовия, Чеченская Республика.
Так же Ерошкина подробно рассказала об условиях соглашения с регионами о предоставлении дополнительной финансовой помощи. В частности, к этим условиям относятся:
недопущение роста зарплат государственных и муниципальных служащих в субъектах РФ выше темпов, предусмотренных на федеральном уровне;
согласование увеличения расходов на оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан;
утверждение согласованного с Минфином России плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также сокращения недоимки бюджетов в течение трех месяцев с момента подписания соглашения;
наличие утвержденного плана мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности;
наличие согласованного с муниципальными образованиями плана мероприятий по снижению долговой нагрузки бюджета субъекта РФ в случае превышения объема госдолга на 50 % от утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъектов РФ без учета утвержденного объема безвозмездных перечислений.
Проблема государственной поддержки моногородов стала основной темой выступления начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ С. А. Карчевской. Вопрос оценки качества организации бюджетного процесса в субъектах Федерации осветил в своем докладе начальник отдела Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ В. В. Половинка. Он рассказал о предпосылках создания системы мониторинга и оценки качества организации бюджетного процесса в субъектах РФ. Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ О. В. Юдаева рассказала участникам совещания о формировании региональных резервных фондов, основная цель которых — финансирование расходов в период сезонных отклонений объема поступлений доходов от объема расходов, компенсация снижения доходов бюджетов субъектов РФ в связи с кризисными явлениями в экономике, выполнение социально-значимых и/или экономически значимых расходных обязательств регионов в течение определенного периода времени в случае недостаточности доходов для их финансового обеспечения. О. В. Юдаева разъяснила вопросы, касающиеся критериев целесообразности и способов создания фондов, источников финансирования, условий расходования и т. д.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Т. В. Саакян рассказала собравшимся об основных положениях и этапах реализации нового Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и ответила на вопросы участников совещания по данному закону.