Бюджет г.Волгограда за 2004 год выполнен на 94%, при этом по собственным доходам – на 99%. Более 3 млрд. рублей бюджета 2004 года (что на 0,5 млрд. руб. больше, чем в 2003 г.) направлено на оплату расходов учреждений социальной сферы, таких как заработная плата, питание, медикаменты, социальные пособия, оказание дорогостоящих видов медицинской помощи.
—Леонид Борисович, были ли трудности с бюджетом в первом квартале текущего года?
—В первые месяцы нового года администрация города столкнулась с определенными сложностями. Так как бюджет Волгоградской области был принят в окончательном варианте 11 февраля 2005 года, администрация города не смогла утвердить бюджет Волгограда до начала текущего финансового года.
Особые трудности мы испытали в том, что, не приняв бюджет, мы вынуждены были жить в первом квартале 2005 г. по 1/12 от прошлого года, а рост окладов работников бюджетной сферы, затянувшаяся холодная зима, рост тарифов на энергоносители не «вписывались» в эти правила. Кроме того, мы вынуждены были взять на себя дополнительные обязательства по выплате декабрьской заработной платы работникам образования, которая не «участвовала» в разработке межбюджетных отношений. Так что первый квартал текущего года нам запомнится надолго.
—Какие меры принимаются Вами для повышения эффективности использования бюджетных средств?
На сегодняшний день в городе внедрена и успешно функционирует автоматизированная система казначейского исполнения бюджета – это действенная система учета бюджетных средств, контроля их целевого расходования, управления движением бюджетных средств за счет наличия полной, достоверной и актуальной информации обо всех средствах бюджета и обо всех потребностях бюджета на любой момент ее запроса. Экономический эффект от внедрения системы АЦК - финансы составляет 0,5% объема бюджета в год.
В 2004 г. в соответствии с требованиями ст.216 Бюджетного кодекса РФ, был осуществлен перевод финансирования районных управлений Департамента финансов на схему финансирования с единого счета бюджета и перевод лицевых счетов бюджетополучателей на обслуживание в Департамент финансов, что позволило повысить эффективность использования бюджетных средств за счет отсутствия движения средств внутри бюджетной сферы муниципального образования и ликвидации неучтенных остатков на расчетных счетах бюджетополучателей.
В целях эффективности использования бюджетных средств в 2004 году из состава Департамента финансов выделился Комитет по контролю за целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов администрации Волгограда, в компетенцию которого входит осуществление последующего финансового контроля участников бюджетного процесса. Естественно, костяк этого Комитета составляют бывшие работники Департамента. Сам же Департамент финансов сконцентрировался на предварительном и текущем финансовом контроле за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств непосредственно на стадии финансирования расходов бюджета города.
В 2002 году при администрации Волгограда создан Комитет муниципального заказа, который выполняет функции по организации проведения конкурсов, иных форм и методов подбора исполнителей муниципального заказа, а также подготовки муниципального заказа к размещению.
В настоящее время Комитетом муниципального заказа и Департаментом финансов производиться внедрение технологии оптимизации муниципальных закупок на базе системы АЦК - Муниципальный заказ с интеграцией ее с автоматизированной системой казначейского исполнения бюджета АЦК – Финансы.
Интеграция с автоматизированной системой казначейского исполнения бюджета позволит осуществлять централизованный контроль за исполнением договоров, даст возможность оперативного воздействия на поставщиков в случае невыполнения ими своих обязательств; позволит оптимизировать процесс планирования затрат бюджета за счет централизованной базы договоров муниципального заказа и графиков оплат по ним;
Система АЦК – Муниципальный заказ – это экономически выгодный проект, который позволит получить дополнительные источники доходов не только за счет оптовых закупок, но и за счет оптимизации расходования бюджетных средств.
—Расскажите об опыте размещения муниципальных ценных бумаг в городе
— История размещения муниципальных ценных бумаг (облигаций городских займов Волгограда) в городе Волгограде началась с 1997 года.
Выпуская муниципальные ценные бумаги, администрация города преследовала несколько целей, основными из которых являлись:
- привлечение заемных средств для финансирования расходов бюджета города по ставкам, ниже ставок коммерческих банков,
- предоставление жителям города в условиях нестабильной финансовой обстановки возможности хранить свои сбережения в виде муниципальных ценных бумаг, обеспеченных бюджетом города, а так же под процент, превышающий ставки кредитных организаций для физических лиц,
- возможность привлечения средств для долгосрочных инвестиционных проектов.
В настоящее время в городе сложился определенный опыт практики работы администрации с дилерами и инвесторами.
Количество дилеров муниципальных займов Волгограда колеблется от 6 до 20, постоянными дилерами являются местные кредитные организации и финансовые компании. Кроме того, в размещении займов принимали участие финансовые компании и банки, зарегистрированные вне Волгограда - ОАО Банк «МЕНАТЕП СПб»(Санкт-Петербург), Финансовая компания «Протон» (Москва), ЗАО Финансовая компания «Секвестр» (Москва).
Следует отметить, что средства, полученные от размещения муниципальных ценных бумаг расходуются на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, погашение задолженности и текущих платежей за газ, тепло- и электроэнергию и другие платежи, задержка которых может повлечь за собой дополнительные расходы бюджета, а также ухудшение социально-политической обстановки в городе.
Безусловно, администрация города с удовольствием вкладывала бы средства в долгосрочные окупаемые проекты, способствующие развитию экономики города, увеличению поступлений в бюджет города, улучшению социальных условий населения, однако межбюджетные отношения, существующие на сегодняшний момент, не позволяют сделать это. Нормативы отчислений по регулирующим налогам, утверждаемые Волгоградской областной Думой на текущий финансовый год, не обеспечивают финансирование расходов бюджета города в полном объеме. Причем обстановка с каждым годом ухудшается и бюджет города поставлен в условия, когда привлечение заемных средств для исполнения бюджета становится необходимостью. В результате администрация города просто вынуждена вплотную заниматься оптимизацией процесса управления внутренним муниципальным долгом.
Всего за период с 1997 по 2005 год было размещено 12 купонных и дисконтных займов (в том числе - 25 траншей и выпусков) номинальной стоимостью 702 млн.рублей, причем с 2003 года облигации Волгограда размещаются на биржевом рынке.
Первый опыт размещения облигаций города на Московской межбанковской валютной бирже оказался успешным – на торгах по размещению муниципальных облигаций Первого выпуска Одиннадцатого городского займа было подано 72 заявки на общий объем 369,7 млн.рублей, удовлетворено 23. Цены, указанные в заявках, колебались от 100 до 112,5 % от номинала. Доходность к погашению составила 11,7 % годовых при действующей учетной ставке ЦБ РФ – 18 %. Займ номинальной суммой 200 миллионов рублей, со сроком обращения облигаций 3 года, длительность купонного периода - 6 месяцев, размещен в один день в полном объеме. Второй выпуск Одиннадцатого городского займа номинальной суммой 100 млн.рублей со сроком обращения облигаций 2 года, длительностью купонного периода - 3 месяца был полностью размещен на Санкт-Петербургской бирже.
За весь период размещения муниципальных займов ни разу не было допущено нарушения обязательств бюджета города перед инвесторами – все облигации были погашены в срок, купонные доходы выплачивались также в установленные сроки.
Муниципальный долг Волгограда на 1 января 2005 года составляет 14,5 % от суммы доходов бюджета города, что значительно ниже предельного объема, установленного статьей 107 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Мы и в дальнейшем планируем развивать практику размещения муниципальных займов, совершенствовать процесс управления муниципальным долгом для выполнения задач, стоящих перед администрацией города.
— Сейчас в России идет бюджетная реформа. Поделитесь, какие вами были выработаны подходы к ее реализации?
— Принципиальной особенностью бюджета Волгограда на 2005 год является его формирование в условиях и с учетом начатых на федеральном уровне в 2004 году фундаментальных структурных реформ государственного сектора:
- реформа федеративных отношений и местного самоуправления, где часть расходов на реализацию Федеральных законов, ранее финансируемых за счет бюджета Волгограда, в 2005 году предусмотрены в областном бюджете и будут передаваться в бюджет Волгограда в виде субвенций,
-реформа системы социальной защиты населения, которая позволяет впервые в областном бюджете предусмотреть 100 процентов на реализацию Федерального Закона «О Ветеранах», правда без учета сложившейся задолженности за ряд лет.
- реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета, которое тесно связано с проводимыми в настоящее время реформами в бюджетной сфере.
Сокращение разделов функциональной и статей экономической классификации расходов позволило привести структуру бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного и муниципального управления, но затруднило проведение аналитической работы в связи с тем, что исчезла сопоставимость разделов и статей бюджетной классификации.
В целях реализации Концепции «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249, в соответствии с приказами Министерства Финансов Российской Федерации от 01 июля 2004 года № 180 и от 26 августа 2004 года № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», Приказа МФ РФ от 21 января 2005 года № 5н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» департаментом финансов разработан механизм, который коренным образом изменяет принципы и методы бюджетного учета, вводит новые механизмы бюджетирования: комплексное среднесрочное планирование (2-4 года) расходов в рамках жестких бюджетных ограничений и бюджетирование, ориентированное на результат (БОР).
Комплексное среднесрочное планирование позволит увязывать бюджетную и социально-экономическую политику, разрабатывать среднесрочные (на 2-4 года) программы развития экономики, определять приоритеты и разрабатывать программы, выходящие за рамки бюджетного года, обеспечивать предсказуемость бюджетных расходов.
Бюджетирование, ориентированное на результат позволит разрабатывать программы повышения эффективности развития базовых отраслей и секторов экономики в рамках жестких бюджетных ограничений, эффективно расходовать бюджетные средства за счет их концентрации на главных для общества направлениях.
Главная задача консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публичный доступ к ней.
Основной целью мероприятий по реформированию бюджетного учета в Волгограде является формирование Единого порядка ведения бюджетного учета в органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях с широким использованием автоматизированных систем бюджетного учета.
При этом будут решены такие значимые финансово-экономические задачи как:
- повышение качества и оперативности представления индивидуальной и консолидированной информации, формируемой в бюджетном учете;
- изменение системы регулирования бюджетного учета и отчетности;
- усиление контроля качества бюджетной отчетности;
-существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бюджетного учета и отчетности, аудита бюджетной отчетности, а также пользователей бюджетной отчетности.
Департаментом финансов администрации Волгограда совместно с ООО «Парус Сервис Волгоград» проведена учебно-методическая конференция по реформированию бюджетного учета, организовано приобретение методических материалов по общей методологии применения положений Инструкции по бюджетному учету, заключены договора с «Парус-Сервис» г. Москва на консультационное обслуживание по горячей линии «Новая инструкция», заключены договора на лекционно-практический курс по теме «Общая методология применения положений Инструкции по бюджетному учету».
— Расскажите об опыте создания муниципального казначейства. Чем интересна его работа?
— Первые шаги по переходу на казначейское исполнение бюджета Волгограда были предприняты в июле 1999 года. После принятия постановления администрации Волгограда №794 от 29.06.99 г. в структуре департамента финансов и в восьми его территориальных управлениях были созданы отделы казначейского исполнения бюджета.
В 2001 г. был проведен открытый конкурс на разработку и внедрение проекта автоматизации казначейского исполнения бюджета Волгограда. Победителем конкурса по размещению муниципального заказа на разработку и внедрение проекта автоматизации казначейского исполнения бюджета была признанна компания ООО «Банк’с Софт Системс - Банковские системы, Бюджетные Финансовые технологии».
С 1 февраля 2002 года автоматизированная система казначейского исполнения бюджета внедрена и успешно эксплуатируется во всех отраслях и районах города.
В результате поэтапного внедрения системы был реализован полный функционал системы и организовано чёткое взаимодействие в режиме реального времени всех участников бюджетного процесса, в том числе территориально распределённых (8 административных районов и более 200 бюджетополучателей, расположенных на площади около 600 кв. км).
Основными признаками, характеризующими схему казначейского исполнения бюджета Волгограда, являются:
Лицевые счета получателей бюджетных средств открываются, и их обслуживание осуществляется в Департаменте финансов администрации Волгограда,
Оплата расходов получателей бюджетных средств производится с единого счета бюджета города, находящегося на обслуживании в коммерческом банке;
Предварительное зачисление средств на лицевые счета отсутствует;
Выплата наличных денежных средств осуществляется по чекам. Выплата наличных средств получателям районного подчинения осуществляется территориальными управлениями Департамента финансов по чекам со специальных счетов, открытых в обслуживающих подразделениях коммерческого банка;
Главные распорядители, прямые получатели, получатели средств оснащены автоматизированными удаленными рабочими местами, обеспечивающими доступ к информации в базе данных Департамента финансов и электронный обмен документами в реальном времени.
В настоящее время в рамках развития автоматизированной системы казначейского исполнения бюджета и в соответствии с требованиями ст. 41,42 Бюджетного Кодекса РФ департаментом финансов ведется активная работа:
по организации и открытию лицевых счетов для учета операций средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности;
по внедрению комплексной технологии оптимизации муниципальных закупок на базе системы АЦК-Муниципальный заказ с интеграцией ее с автоматизированной системой казначейского исполнения бюджета АЦК-Финансы;
по переводу всех участников бюджетного процесса на новую версию автоматизированной системы казначейского исполнения бюджета, отражающую изменения в законодательстве.
— Какова концепция развития экономики города?
— Основная цель деятельности администрации Волгограда - обеспечение достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан на основе эффективного использования внутренних ресурсов, развития многофункциональности города, интегрированного в региональную, российскую и мировую экономику.
Промышленная политика администрации Волгограда направлена на создание высокоэффективного промышленного комплекса с рациональным составом и структурой, который способен обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, занятость населения, стабильные поступления в бюджеты всех уровней. В основу эффективной работы промышленных предприятий заложено проведение институциональных преобразований и реформирование предприятий, направленных на совершенствование системы управления, повышение ответственности руководителей за принимаемые решения, формирование эффективных собственников, снижение издержек производства и улучшение финансового состояния предприятий, повышение инвестиционной активности.
Намечена реализация инвестиционных проектов в отраслях топливно-энергетического, металлургического, машиностроительного комплексов, химической и нефтехимической промышленности при условии их финансирования за счет всех источников.
Модернизация транспортной системы Волгограда является приоритетным направлением развития. В этой связи предусматривается повышение эффективности работы всех видов транспорта за счет улучшения экономической ситуации в городе.
В 2005 году прогнозируется небольшой рост количества субъектов предпринимательства – юридических лиц до 7,8 тысяч и индивидуальных предпринимателей до 68 тысяч. Для обеспечения развития предпринимательства Волгограда необходима реальная помощь из бюджета Волгограда на мероприятия:
- информационное обеспечение и создание положительного имиджа предпринимательства;
- развитие кредитно-финансовых технологий поддержки субъектов предпринимательства;
- развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- содействие субъектам предпринимательства в продвижении на межрегиональные и международные товарные рынки.
В 2005 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования прогнозируется в размере 9,27 млрд.рублей.
Стабилизация социально-экономического положения, рост платежеспособности населения обеспечит дальнейшее развитие потребительского рынка и значительный рост объемов продаж товаров и предоставленных услуг.
Улучшение финансово-экономических результатов деятельности хозяйствующих субъектов города, рациональное использование бюджетных средств позволит в 2005 году достичь позитивных сдвигов в социальной политике.
Муниципальная социальная политика направлена на формирование эффектно действующего механизма регулирования социальных процессов, поддержание равновесия и стабильности общества.
Целью муниципальной социальной политики является достижение условий достойного существования жителей города, повышение уровня и качества их жизни, формирование действенного механизма саморазвития общества. Проектом бюджета Волгограда на социальную политику в 2005 году предусмотрено более 232 млн.руб.
— Какие направления в бюджете Вашего города являются наиболее доходными?
— Наиболее доходными для бюджета Волгограда являются налоговые платежи, удельный вес которых в общем объеме доходов составляет порядка 80%. Структура налогов и сборов, зачисляемых в бюджет Волгограда в 2005 году, претерпела существенные изменения. Мы лишились таких доходных источников как: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, акцизы на водку и ликероводочные изделия, бензин автомобильный, дизельное топливо, налог на рекламу.
Кроме того, снижены нормативы по регулирующим налогам: налогу на доходы физических лиц с 50% до 30%; налогу на прибыль с 10,6% до 9,1%.
Тем не менее, по-прежнему более 50% налоговых поступлений приходится на долю налога на доходы физических лиц (28%) и налога на прибыль (25%).
С целью пополнения доходной части бюджета администрация Волгограда проводит работу по выявлению коммерческих структур, осуществляющих выплату заработной платы «в конвертах» и явно занижающих налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. В городе на базе 8 районных администраций и администрации города созданы постоянно действующие комиссии, в состав которых входят представители налоговых органов, прокуратуры, трудовой инспекции и других структур. В прошлом году на заседания этих комиссий были приглашены более 1,5 тысяч неблагополучных налогоплательщиков. И в результате работы по легализации заработной платы обеспечен рост поступлений налога на доходы физических лиц за 2004 год на 30%.
Особое внимание уделяется администрацией Волгограда урегулированию земельных отношений. С учетом требований градостроительного и земельного законодательства разработаны повышающие коэффициенты (от 2 до 40) к базовым ставкам арендной платы за землю, которые применяются к арендаторам, допускающим нарушения. Итог по этому направлению - увеличение в 2004 году арендных платежей на 50%. И это несмотря на то, что потери бюджета города по данному виду поступлений в связи с разграничением государственной собственности на землю составили в 2004 году около 47 млн.рублей.
— Леонид Борисович, как Вы сами оцениваете деятельность вашего департамента и какие задачи ставите перед собой на будущее?
— Учитывая проводимую работу, о которой я упомянул выше, хочется отметить, что не только желание мое или коллектива департамента улучшить имеющееся и усовершенствовать свою работу заставляет нас этим заниматься, а кроме этого так называемое веление времени не дает стоять на месте. В настоящее время Департамент финансов является наиболее технически и кадрово-обеспеченным подразделением администрации. Кроме этого, мы находимся в десятке самых «продвинутых» финорганов городов страны. В настоящее время проводится работа по вовлечению других подразделений администрации в автоматизацию бюджетного процесса. Например, та же автоматизированная система казначейского исполнения бюджета города АЦК, внедренная в Департаменте финансов, позволила повысить уровень владения бюджетополучателей современными информационными технологиями. Внедрение 2-х программ «Муниципальный заказ» и «Платные услуги» соединит в одной базе всех участников бюджетного процесса.
В настоящее время, с приходом нового руководства в администрацию, изменилась концепция развития города в части привлечения финансовых ресурсов. Сейчас, кроме бюджетных средств, идет активное привлечение инвесторов, в какой-то части развивается меценатство, изыскиваются другие ресурсы. И здесь роль Департамента финансов значительно изменяется. Из простого кассира городского бюджета Департамент превращается в активного участника развития города, участника создания положительного имиджа столицы области. Ведь бюджетные средства уже не являются единственным «мешком», из которого берут все, а докладывают единицы. Бюджет становится одним из многих источников финансирования инвестиционных проектов.
Ну а самая главная оценка деятельности Департамента финансов – это четкая, слаженная работа всех сотрудников, абсолютная их компетентность в своих вопросах и я безмерно благодарен им, так как именно благодаря коллективу складывается «имидж» руководителя.
Задачи на будущее большие, их достаточно много, но я остановлюсь на 2-х основных:
1. Комплексный переход бюджетного процесса в автоматизированный режим, путем внедрения новых программ и обновления устаревших версий в партнерстве с ООО «Банк`с Софт Системс – Банковские системы, бюджетные финансовые технологии» и Корпорацией «Парус».
2. Развитие процесса формирования рынка ценных бумаг путем выпуска и размещения муниципальных облигаций. Это позволит укрепить доверие населения к власти города, увидеть в администрации не только властную структуру, но и своего партнера по сбережению и преумножению личных доходов.
Мария Желязина
—Леонид Борисович, были ли трудности с бюджетом в первом квартале текущего года?
—В первые месяцы нового года администрация города столкнулась с определенными сложностями. Так как бюджет Волгоградской области был принят в окончательном варианте 11 февраля 2005 года, администрация города не смогла утвердить бюджет Волгограда до начала текущего финансового года.
Особые трудности мы испытали в том, что, не приняв бюджет, мы вынуждены были жить в первом квартале 2005 г. по 1/12 от прошлого года, а рост окладов работников бюджетной сферы, затянувшаяся холодная зима, рост тарифов на энергоносители не «вписывались» в эти правила. Кроме того, мы вынуждены были взять на себя дополнительные обязательства по выплате декабрьской заработной платы работникам образования, которая не «участвовала» в разработке межбюджетных отношений. Так что первый квартал текущего года нам запомнится надолго.
—Какие меры принимаются Вами для повышения эффективности использования бюджетных средств?
На сегодняшний день в городе внедрена и успешно функционирует автоматизированная система казначейского исполнения бюджета – это действенная система учета бюджетных средств, контроля их целевого расходования, управления движением бюджетных средств за счет наличия полной, достоверной и актуальной информации обо всех средствах бюджета и обо всех потребностях бюджета на любой момент ее запроса. Экономический эффект от внедрения системы АЦК - финансы составляет 0,5% объема бюджета в год.
В 2004 г. в соответствии с требованиями ст.216 Бюджетного кодекса РФ, был осуществлен перевод финансирования районных управлений Департамента финансов на схему финансирования с единого счета бюджета и перевод лицевых счетов бюджетополучателей на обслуживание в Департамент финансов, что позволило повысить эффективность использования бюджетных средств за счет отсутствия движения средств внутри бюджетной сферы муниципального образования и ликвидации неучтенных остатков на расчетных счетах бюджетополучателей.
В целях эффективности использования бюджетных средств в 2004 году из состава Департамента финансов выделился Комитет по контролю за целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов администрации Волгограда, в компетенцию которого входит осуществление последующего финансового контроля участников бюджетного процесса. Естественно, костяк этого Комитета составляют бывшие работники Департамента. Сам же Департамент финансов сконцентрировался на предварительном и текущем финансовом контроле за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств непосредственно на стадии финансирования расходов бюджета города.
В 2002 году при администрации Волгограда создан Комитет муниципального заказа, который выполняет функции по организации проведения конкурсов, иных форм и методов подбора исполнителей муниципального заказа, а также подготовки муниципального заказа к размещению.
В настоящее время Комитетом муниципального заказа и Департаментом финансов производиться внедрение технологии оптимизации муниципальных закупок на базе системы АЦК - Муниципальный заказ с интеграцией ее с автоматизированной системой казначейского исполнения бюджета АЦК – Финансы.
Интеграция с автоматизированной системой казначейского исполнения бюджета позволит осуществлять централизованный контроль за исполнением договоров, даст возможность оперативного воздействия на поставщиков в случае невыполнения ими своих обязательств; позволит оптимизировать процесс планирования затрат бюджета за счет централизованной базы договоров муниципального заказа и графиков оплат по ним;
Система АЦК – Муниципальный заказ – это экономически выгодный проект, который позволит получить дополнительные источники доходов не только за счет оптовых закупок, но и за счет оптимизации расходования бюджетных средств.
—Расскажите об опыте размещения муниципальных ценных бумаг в городе
— История размещения муниципальных ценных бумаг (облигаций городских займов Волгограда) в городе Волгограде началась с 1997 года.
Выпуская муниципальные ценные бумаги, администрация города преследовала несколько целей, основными из которых являлись:
- привлечение заемных средств для финансирования расходов бюджета города по ставкам, ниже ставок коммерческих банков,
- предоставление жителям города в условиях нестабильной финансовой обстановки возможности хранить свои сбережения в виде муниципальных ценных бумаг, обеспеченных бюджетом города, а так же под процент, превышающий ставки кредитных организаций для физических лиц,
- возможность привлечения средств для долгосрочных инвестиционных проектов.
В настоящее время в городе сложился определенный опыт практики работы администрации с дилерами и инвесторами.
Количество дилеров муниципальных займов Волгограда колеблется от 6 до 20, постоянными дилерами являются местные кредитные организации и финансовые компании. Кроме того, в размещении займов принимали участие финансовые компании и банки, зарегистрированные вне Волгограда - ОАО Банк «МЕНАТЕП СПб»(Санкт-Петербург), Финансовая компания «Протон» (Москва), ЗАО Финансовая компания «Секвестр» (Москва).
Следует отметить, что средства, полученные от размещения муниципальных ценных бумаг расходуются на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, погашение задолженности и текущих платежей за газ, тепло- и электроэнергию и другие платежи, задержка которых может повлечь за собой дополнительные расходы бюджета, а также ухудшение социально-политической обстановки в городе.
Безусловно, администрация города с удовольствием вкладывала бы средства в долгосрочные окупаемые проекты, способствующие развитию экономики города, увеличению поступлений в бюджет города, улучшению социальных условий населения, однако межбюджетные отношения, существующие на сегодняшний момент, не позволяют сделать это. Нормативы отчислений по регулирующим налогам, утверждаемые Волгоградской областной Думой на текущий финансовый год, не обеспечивают финансирование расходов бюджета города в полном объеме. Причем обстановка с каждым годом ухудшается и бюджет города поставлен в условия, когда привлечение заемных средств для исполнения бюджета становится необходимостью. В результате администрация города просто вынуждена вплотную заниматься оптимизацией процесса управления внутренним муниципальным долгом.
Всего за период с 1997 по 2005 год было размещено 12 купонных и дисконтных займов (в том числе - 25 траншей и выпусков) номинальной стоимостью 702 млн.рублей, причем с 2003 года облигации Волгограда размещаются на биржевом рынке.
Первый опыт размещения облигаций города на Московской межбанковской валютной бирже оказался успешным – на торгах по размещению муниципальных облигаций Первого выпуска Одиннадцатого городского займа было подано 72 заявки на общий объем 369,7 млн.рублей, удовлетворено 23. Цены, указанные в заявках, колебались от 100 до 112,5 % от номинала. Доходность к погашению составила 11,7 % годовых при действующей учетной ставке ЦБ РФ – 18 %. Займ номинальной суммой 200 миллионов рублей, со сроком обращения облигаций 3 года, длительность купонного периода - 6 месяцев, размещен в один день в полном объеме. Второй выпуск Одиннадцатого городского займа номинальной суммой 100 млн.рублей со сроком обращения облигаций 2 года, длительностью купонного периода - 3 месяца был полностью размещен на Санкт-Петербургской бирже.
За весь период размещения муниципальных займов ни разу не было допущено нарушения обязательств бюджета города перед инвесторами – все облигации были погашены в срок, купонные доходы выплачивались также в установленные сроки.
Муниципальный долг Волгограда на 1 января 2005 года составляет 14,5 % от суммы доходов бюджета города, что значительно ниже предельного объема, установленного статьей 107 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Мы и в дальнейшем планируем развивать практику размещения муниципальных займов, совершенствовать процесс управления муниципальным долгом для выполнения задач, стоящих перед администрацией города.
— Сейчас в России идет бюджетная реформа. Поделитесь, какие вами были выработаны подходы к ее реализации?
— Принципиальной особенностью бюджета Волгограда на 2005 год является его формирование в условиях и с учетом начатых на федеральном уровне в 2004 году фундаментальных структурных реформ государственного сектора:
- реформа федеративных отношений и местного самоуправления, где часть расходов на реализацию Федеральных законов, ранее финансируемых за счет бюджета Волгограда, в 2005 году предусмотрены в областном бюджете и будут передаваться в бюджет Волгограда в виде субвенций,
-реформа системы социальной защиты населения, которая позволяет впервые в областном бюджете предусмотреть 100 процентов на реализацию Федерального Закона «О Ветеранах», правда без учета сложившейся задолженности за ряд лет.
- реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета, которое тесно связано с проводимыми в настоящее время реформами в бюджетной сфере.
Сокращение разделов функциональной и статей экономической классификации расходов позволило привести структуру бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного и муниципального управления, но затруднило проведение аналитической работы в связи с тем, что исчезла сопоставимость разделов и статей бюджетной классификации.
В целях реализации Концепции «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249, в соответствии с приказами Министерства Финансов Российской Федерации от 01 июля 2004 года № 180 и от 26 августа 2004 года № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», Приказа МФ РФ от 21 января 2005 года № 5н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» департаментом финансов разработан механизм, который коренным образом изменяет принципы и методы бюджетного учета, вводит новые механизмы бюджетирования: комплексное среднесрочное планирование (2-4 года) расходов в рамках жестких бюджетных ограничений и бюджетирование, ориентированное на результат (БОР).
Комплексное среднесрочное планирование позволит увязывать бюджетную и социально-экономическую политику, разрабатывать среднесрочные (на 2-4 года) программы развития экономики, определять приоритеты и разрабатывать программы, выходящие за рамки бюджетного года, обеспечивать предсказуемость бюджетных расходов.
Бюджетирование, ориентированное на результат позволит разрабатывать программы повышения эффективности развития базовых отраслей и секторов экономики в рамках жестких бюджетных ограничений, эффективно расходовать бюджетные средства за счет их концентрации на главных для общества направлениях.
Главная задача консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публичный доступ к ней.
Основной целью мероприятий по реформированию бюджетного учета в Волгограде является формирование Единого порядка ведения бюджетного учета в органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях с широким использованием автоматизированных систем бюджетного учета.
При этом будут решены такие значимые финансово-экономические задачи как:
- повышение качества и оперативности представления индивидуальной и консолидированной информации, формируемой в бюджетном учете;
- изменение системы регулирования бюджетного учета и отчетности;
- усиление контроля качества бюджетной отчетности;
-существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бюджетного учета и отчетности, аудита бюджетной отчетности, а также пользователей бюджетной отчетности.
Департаментом финансов администрации Волгограда совместно с ООО «Парус Сервис Волгоград» проведена учебно-методическая конференция по реформированию бюджетного учета, организовано приобретение методических материалов по общей методологии применения положений Инструкции по бюджетному учету, заключены договора с «Парус-Сервис» г. Москва на консультационное обслуживание по горячей линии «Новая инструкция», заключены договора на лекционно-практический курс по теме «Общая методология применения положений Инструкции по бюджетному учету».
— Расскажите об опыте создания муниципального казначейства. Чем интересна его работа?
— Первые шаги по переходу на казначейское исполнение бюджета Волгограда были предприняты в июле 1999 года. После принятия постановления администрации Волгограда №794 от 29.06.99 г. в структуре департамента финансов и в восьми его территориальных управлениях были созданы отделы казначейского исполнения бюджета.
В 2001 г. был проведен открытый конкурс на разработку и внедрение проекта автоматизации казначейского исполнения бюджета Волгограда. Победителем конкурса по размещению муниципального заказа на разработку и внедрение проекта автоматизации казначейского исполнения бюджета была признанна компания ООО «Банк’с Софт Системс - Банковские системы, Бюджетные Финансовые технологии».
С 1 февраля 2002 года автоматизированная система казначейского исполнения бюджета внедрена и успешно эксплуатируется во всех отраслях и районах города.
В результате поэтапного внедрения системы был реализован полный функционал системы и организовано чёткое взаимодействие в режиме реального времени всех участников бюджетного процесса, в том числе территориально распределённых (8 административных районов и более 200 бюджетополучателей, расположенных на площади около 600 кв. км).
Основными признаками, характеризующими схему казначейского исполнения бюджета Волгограда, являются:
Лицевые счета получателей бюджетных средств открываются, и их обслуживание осуществляется в Департаменте финансов администрации Волгограда,
Оплата расходов получателей бюджетных средств производится с единого счета бюджета города, находящегося на обслуживании в коммерческом банке;
Предварительное зачисление средств на лицевые счета отсутствует;
Выплата наличных денежных средств осуществляется по чекам. Выплата наличных средств получателям районного подчинения осуществляется территориальными управлениями Департамента финансов по чекам со специальных счетов, открытых в обслуживающих подразделениях коммерческого банка;
Главные распорядители, прямые получатели, получатели средств оснащены автоматизированными удаленными рабочими местами, обеспечивающими доступ к информации в базе данных Департамента финансов и электронный обмен документами в реальном времени.
В настоящее время в рамках развития автоматизированной системы казначейского исполнения бюджета и в соответствии с требованиями ст. 41,42 Бюджетного Кодекса РФ департаментом финансов ведется активная работа:
по организации и открытию лицевых счетов для учета операций средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности;
по внедрению комплексной технологии оптимизации муниципальных закупок на базе системы АЦК-Муниципальный заказ с интеграцией ее с автоматизированной системой казначейского исполнения бюджета АЦК-Финансы;
по переводу всех участников бюджетного процесса на новую версию автоматизированной системы казначейского исполнения бюджета, отражающую изменения в законодательстве.
— Какова концепция развития экономики города?
— Основная цель деятельности администрации Волгограда - обеспечение достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан на основе эффективного использования внутренних ресурсов, развития многофункциональности города, интегрированного в региональную, российскую и мировую экономику.
Промышленная политика администрации Волгограда направлена на создание высокоэффективного промышленного комплекса с рациональным составом и структурой, который способен обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, занятость населения, стабильные поступления в бюджеты всех уровней. В основу эффективной работы промышленных предприятий заложено проведение институциональных преобразований и реформирование предприятий, направленных на совершенствование системы управления, повышение ответственности руководителей за принимаемые решения, формирование эффективных собственников, снижение издержек производства и улучшение финансового состояния предприятий, повышение инвестиционной активности.
Намечена реализация инвестиционных проектов в отраслях топливно-энергетического, металлургического, машиностроительного комплексов, химической и нефтехимической промышленности при условии их финансирования за счет всех источников.
Модернизация транспортной системы Волгограда является приоритетным направлением развития. В этой связи предусматривается повышение эффективности работы всех видов транспорта за счет улучшения экономической ситуации в городе.
В 2005 году прогнозируется небольшой рост количества субъектов предпринимательства – юридических лиц до 7,8 тысяч и индивидуальных предпринимателей до 68 тысяч. Для обеспечения развития предпринимательства Волгограда необходима реальная помощь из бюджета Волгограда на мероприятия:
- информационное обеспечение и создание положительного имиджа предпринимательства;
- развитие кредитно-финансовых технологий поддержки субъектов предпринимательства;
- развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- содействие субъектам предпринимательства в продвижении на межрегиональные и международные товарные рынки.
В 2005 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования прогнозируется в размере 9,27 млрд.рублей.
Стабилизация социально-экономического положения, рост платежеспособности населения обеспечит дальнейшее развитие потребительского рынка и значительный рост объемов продаж товаров и предоставленных услуг.
Улучшение финансово-экономических результатов деятельности хозяйствующих субъектов города, рациональное использование бюджетных средств позволит в 2005 году достичь позитивных сдвигов в социальной политике.
Муниципальная социальная политика направлена на формирование эффектно действующего механизма регулирования социальных процессов, поддержание равновесия и стабильности общества.
Целью муниципальной социальной политики является достижение условий достойного существования жителей города, повышение уровня и качества их жизни, формирование действенного механизма саморазвития общества. Проектом бюджета Волгограда на социальную политику в 2005 году предусмотрено более 232 млн.руб.
— Какие направления в бюджете Вашего города являются наиболее доходными?
— Наиболее доходными для бюджета Волгограда являются налоговые платежи, удельный вес которых в общем объеме доходов составляет порядка 80%. Структура налогов и сборов, зачисляемых в бюджет Волгограда в 2005 году, претерпела существенные изменения. Мы лишились таких доходных источников как: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, акцизы на водку и ликероводочные изделия, бензин автомобильный, дизельное топливо, налог на рекламу.
Кроме того, снижены нормативы по регулирующим налогам: налогу на доходы физических лиц с 50% до 30%; налогу на прибыль с 10,6% до 9,1%.
Тем не менее, по-прежнему более 50% налоговых поступлений приходится на долю налога на доходы физических лиц (28%) и налога на прибыль (25%).
С целью пополнения доходной части бюджета администрация Волгограда проводит работу по выявлению коммерческих структур, осуществляющих выплату заработной платы «в конвертах» и явно занижающих налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. В городе на базе 8 районных администраций и администрации города созданы постоянно действующие комиссии, в состав которых входят представители налоговых органов, прокуратуры, трудовой инспекции и других структур. В прошлом году на заседания этих комиссий были приглашены более 1,5 тысяч неблагополучных налогоплательщиков. И в результате работы по легализации заработной платы обеспечен рост поступлений налога на доходы физических лиц за 2004 год на 30%.
Особое внимание уделяется администрацией Волгограда урегулированию земельных отношений. С учетом требований градостроительного и земельного законодательства разработаны повышающие коэффициенты (от 2 до 40) к базовым ставкам арендной платы за землю, которые применяются к арендаторам, допускающим нарушения. Итог по этому направлению - увеличение в 2004 году арендных платежей на 50%. И это несмотря на то, что потери бюджета города по данному виду поступлений в связи с разграничением государственной собственности на землю составили в 2004 году около 47 млн.рублей.
— Леонид Борисович, как Вы сами оцениваете деятельность вашего департамента и какие задачи ставите перед собой на будущее?
— Учитывая проводимую работу, о которой я упомянул выше, хочется отметить, что не только желание мое или коллектива департамента улучшить имеющееся и усовершенствовать свою работу заставляет нас этим заниматься, а кроме этого так называемое веление времени не дает стоять на месте. В настоящее время Департамент финансов является наиболее технически и кадрово-обеспеченным подразделением администрации. Кроме этого, мы находимся в десятке самых «продвинутых» финорганов городов страны. В настоящее время проводится работа по вовлечению других подразделений администрации в автоматизацию бюджетного процесса. Например, та же автоматизированная система казначейского исполнения бюджета города АЦК, внедренная в Департаменте финансов, позволила повысить уровень владения бюджетополучателей современными информационными технологиями. Внедрение 2-х программ «Муниципальный заказ» и «Платные услуги» соединит в одной базе всех участников бюджетного процесса.
В настоящее время, с приходом нового руководства в администрацию, изменилась концепция развития города в части привлечения финансовых ресурсов. Сейчас, кроме бюджетных средств, идет активное привлечение инвесторов, в какой-то части развивается меценатство, изыскиваются другие ресурсы. И здесь роль Департамента финансов значительно изменяется. Из простого кассира городского бюджета Департамент превращается в активного участника развития города, участника создания положительного имиджа столицы области. Ведь бюджетные средства уже не являются единственным «мешком», из которого берут все, а докладывают единицы. Бюджет становится одним из многих источников финансирования инвестиционных проектов.
Ну а самая главная оценка деятельности Департамента финансов – это четкая, слаженная работа всех сотрудников, абсолютная их компетентность в своих вопросах и я безмерно благодарен им, так как именно благодаря коллективу складывается «имидж» руководителя.
Задачи на будущее большие, их достаточно много, но я остановлюсь на 2-х основных:
1. Комплексный переход бюджетного процесса в автоматизированный режим, путем внедрения новых программ и обновления устаревших версий в партнерстве с ООО «Банк`с Софт Системс – Банковские системы, бюджетные финансовые технологии» и Корпорацией «Парус».
2. Развитие процесса формирования рынка ценных бумаг путем выпуска и размещения муниципальных облигаций. Это позволит укрепить доверие населения к власти города, увидеть в администрации не только властную структуру, но и своего партнера по сбережению и преумножению личных доходов.