Как все начиналось
Около десяти лет в городских и сельских администрациях Омской области похозяйственный учет ведется на основе Указаний, утвержденных распоряжением губернатора региона от 21 июня 2001 г. № 308-Р. В свете реформы местного самоуправления накопленная информация стала приобретать особую ценность для финансовых, налоговых и других органов государственной власти. Опыт показал, что использование бумажных носителей снижает оперативность работы с данными и их достоверность, что затрудняет возможность проведения всестороннего анализа. Таким образом, возникла необходимость в комплексной автоматизации похозяйственного учета в регионе.В рамках Концепции реформирования региональных и муниципальных финансов Омской области, утвержденной распоряжением губернатора от 13 ноября 2006 г. № 306-Р, в бюджетах муниципальных образований были предусмотрены средства на организацию мероприятий, направленных на мобилизацию местных бюджетов и повышение качества услуг, предоставляемых органами местного самоуправления. Для этого в муниципальных образованиях была проделана большая подготовительная работа: приобретены компьютеры, проведено обучение по работе с ними, а также закуплено специализированное программное обеспечение для ведения похозяйственного учета разработки НПО «Криста» — автоматизированная система «Администрация муниципального образования».
Внедрение и использование данной системы приблизило решение одной из самых сложных задач реформы местного самоуправления: повышение финансовой обеспеченности муниципальных образований. Система позволила не только автоматизировать основные функции администраций поселений, но и в рамках похозяйственного учета провести инвентаризацию объектов налогообложения (земельных участков и имущества физических лиц), что положительно сказалось на собираемости местных налогов. Работа по внедрению и сопровождению системы была организована через регионального партнера ООО «Прайм», офис которого находится непосредственно в Омске.
Внедрение системы осуществлялось поэтапно. Сначала были автоматизированы поселения Азовского и Калачинского районов. После успешной реализации «пилотных» проектов система была распространена на все муниципальные образования Омской области, из которых 32 — районного уровня, 391 — уровня городских и сельских поселений.
Какие достигнуты результаты
Комплексное внедрение системы позволило создать основу для формирования информационной базы, объединяющей в себе данные по различным направлениям учета, в том числе:данные о численности и составе личных хозяйств, численности и миграции населения, наличии скота, техники, посевных площадей, используемых в личных хозяйствах;
данные о регистрации заявлений, предложений и жалоб граждан;
картотеки входящих и исходящих документов.
После решения первоочередных задач по ведению похозяйственного учета с помощью АС стали решаться и другие немаловажные задачи в рамках муниципального и государственного управления.
Система активно используется при работе с населением.
Во всех муниципальных образованиях выполняются типичные для всех органов местного самоуправления функции по учету обращений граждан и учету выданных документов. В системе обращения граждан регистрируются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, составляются резолюции, учитываются результаты и время рассмотрения обращений, контролируется ход исполнения принятых решений.
С помощью системы жителям выдаются выписки, справки, свидетельства, которые необходимы при решении личных вопросов (для получения сельскохозяйственных кредитов, оформления прав собственности на землю, реализации сельхозпродукции и пр.). Данные документы формируются и регистрируются в системе автоматически.
Данные похозяйственного учета используются при подготовке к Всероссийской переписи населения.
Как отмечают сотрудники Омскстата, похозяйственный учет — это уникальный источник информации, используемый при разработке проектов и программ в рамках мероприятий по подготовке к Всероссийской переписи населения. Данные электронного похозяйственного учета используются для составления перечня объектов переписи и расчета потребности в переписном персонале.
Каждое поселение предоставляет сведения в Управление сельского хозяйства района.
Омская область — аграрный регион, в котором активно развивается сельскохозяйственное производство. Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) играют большую роль в формировании продовольственного рынка области. Оценка объемов сельхозпроизводства в ЛПХ выполняется на основе данных о поголовье скота и птицы. Эти данные предоставляются специалистами сельских поселений в виде регламентированных и произвольных форм отчетности, формируемых на основе данных электронных похозяйственных книг. Поселения сдают в Управление сельского хозяйства сведения о поголовье скота: раз в год в форме федерального статистического наблюдения № 14 «Сведения об оценке поголовья скота и птицы, посевных площадей в хозяйствах населения» и раз в квартал в электронных файлах, формат которых утвержден Министерством сельского хозяйства Омской области. Для обеспечения качества предоставляемых отчетов специалисты поддерживают актуальность исходных данных: электронные похозяйственные книги обновляются по результатам полных ежегодных и выборочных ежеквартальных обходов.
Отлажено электронное взаимодействие с Федеральной налоговой службой.
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 23 марта 2006 г. № 47н муниципальные образования Омской области ежегодно сообщают в налоговые органы сведения о земельных участках, признанных объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК. Сведения передаются в виде регламентированной формы отчетности, формируемой в системе автоматически. Поселения, наделенные федеральными полномочиями по ведению паспортного стола, предоставляют в налоговые органы сведения о фактах регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Данные передаются ежедекадно в файлах формата, утвержденного приказом ФНС от 12 апреля 2006 г. № САЭ-3-13/224@. Эти файлы формируются в системе на основе данных регистрационного учета.
С 2007 года Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области ежегодно проводит соревнования среди муниципальных образований региона за создание лучших условий для развития ЛПХ.
Победителям соревнований предоставляются межбюджетные трансферты, которые направляются на стимулирование развития ЛПХ. Одним из источников информации при проведении оценки создания лучших условий являются данные похозяйственного учета о количестве скота в ЛПХ. Победа в соревнованиях во многом зависит от достоверности предоставленных сведений, что невозможно без качественного ведения данных похозяйственного учета.
В Министерство труда и социального развития региона предоставляются сведения о занятости населения.
Министерство труда и социального развития Омской области совместно с Главным управлением государственной службы занятости населения региона и администрациями муниципальных районов проводит сплошное обследование городских и сельских поселений для определения общей численности безработных граждан в районах области. Основным источником информации служат похозяйственные книги поселений. Сбор данных осуществляется с использованием специальных отчетов о занятости населения, формируемых в системе.
Экономические комитеты районных администраций собирают информацию по оборудованию домов.
Полученные сведения применяются при расчете тарифов на коммунальные услуги.
Планы на будущее
В настоящее время руководство Омской области и НПО «Криста» активно сотрудничают в области информационного обеспечения региона. В дальнейшем планируется расширение сотрудничества в части развития используемых в регионе систем.На основе программного решения «Аналитический центр руководителя» планируется создание единой региональной базы, обеспечивающей обработку информации о состоянии сельскохозяйственных земель.
Этот проект реализуется в рамках «Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1292-р.
Планируется наладить информационное взаимодействие между органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и администрациями поселений в рамках передачи данных о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На территории поселений имеется большое количество земельных участков, не поставленных на кадастровый учет. Тем не менее информация об этих участках содержится в похозяйственных книгах. Выверка данных похозяйственных книг и сведений, содержащихся в базе данных Земельной кадастровой палаты, позволит выявить незарегистрированные участки и принять меры для организации мероприятий по их регистрации. Это будет способствовать более корректной выгрузке данных в налоговую инспекцию и, как следствие, увеличению доходной базы местных бюджетов.