Версия для печати 5075 Материалы по теме
Республика Башкортостан по объему промышленного производства входит в десятку крупнейших регионов России, а по выпуску отдельных видов продукции является ведущим производителем в России. В ее состав входят 54 административных района, 21 город, 40 рабочих поселков и поселков городского типа, 945 сельских администраций, 4586 сельских населенных пунктов. Численность населения составляет более 4102 тыс. человек. Республика - донор федерального бюджета. Соотношение доходов распределяемых органами федерального казначейства в 2004 году составило 51,5% в федеральный бюджет, 48,5% в консолидированный бюджет республики. В федеральный бюджет в 2004 году перечислено доходов более 36 млрд. рублей.
Рената Скворцова, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан

Исходя из правительственного задания формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета, в рамках создания единой системы управления финансами в стране, 19 февраля 1998 года Министерством финансов РФ и кабинетом Министров республики Башкортостан было подписано соглашение о создании в республике Башкортостан Управления федерального казначейства Минфина России.
Развертывание сети органов федерального казначейства в республике осуществлялось в два этапа. Так, в 2000 - 2001 гг. было создано 12 межрегиональных отделений, а уже в 2002 г. в республике функционировало 63 отделения федерального казначейства по городам и районам республики.
Развитие системы органов федерального казначейства проходило в период активного формирования и совершенствования методологии казначейских технологий, осуществляемых Министерством финансов России и Главным управлением Федерального казначейства.
Своевременное финансовое и материальное обеспечение позволило достаточно быстрыми темпами реализовать в республике функции и задачи, возложенные на органы федерального казначейства.
Несмотря на сравнительно молодой возраст, используя опыт, накопленный коллегами, удалось избежать ошибок и сократить время на внедрение передовых технологий и обеспечить их совершенствование. В результате Управление федерального казначейства заняло достойное место в бюджетном процессе и платежной системе республики Башкортостан и в системе органов федерального казначейства России.
В рамках реализации концепции функционирования Единого счета федерального казначейства в 2002 году в республике был полностью завершен процесс централизации поступлений средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы на единый казначейский счет Управления федерального казначейства по республике Башкортостан.
Внедрению единого доходного счета способствовали унификация правил заполнения полей платежных документов, а также наличие системы электронного документооборота в банковской системе республики, совершенствование бюджетной классификации Российской Федерации, которая позволила однозначно определять принадлежность доходов к соответствующему уровню бюджетной системы России.
Эффективность реализации регламента единого счета по учету доходов определяется: ускорением получения отчетности об исполнении федерального бюджета, оперативном использовании доходов, поступающих на территории республики, и их направлением на финансирование расходов.
 Одним из значимых элементов проводимой реформы, определенной «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004–2006 гг.», является не только переход на финансирование учреждений по результатам их деятельности, но и оценка эффективности деятельности ведомства и переход на управление результатами. В этот период особенно актуальным является организация и качественная реализация администрирования налоговых и неналоговых доходов, являющихся источниками формирования бюджета.
Республика Башкортостан является одним из крупнейших регионов по сумме доходов, поступающих во все уровни бюджета, и по количеству налогоплательщиков, что подтверждается ежегодным поступлением доходов на территории с учетом внебюджетных фондов в размере более 90 млрд. рублей.
В этой связи наиболее важным является совершенствование администрирования, стандартизация процессов обработки информации и применение единых подходов к разработке автоматизированных информационных систем.
Управлением федерального казначейства по республике Башкортостан постоянно обеспечивается взаимодействие с органами исполнительной власти всех уровней по организации учета и контроля поступлений в федеральный, республиканский, местные бюджеты отдельных видов неналоговых доходов. Одновременно Управлением обеспечен оперативный обмен информацией в электронном виде по заключениям территориальных органов Министерства РФ по налогам и сборам, что позволило исключить ручной ввод информации и избежать при этом субъективных ошибок исполнителей.
При постоянном совершенствовании бюджетной классификации Российской Федерации и введении новых администраторов неналоговых доходов возникает необходимость постоянного внимания к невыясненным поступлениям и проведения соответствующей работы по их сокращению.
Во избежании ошибок при заполнении и проведении платежных поручений нашим Управлением совместно с Министерством финансов республики Башкортостан, Управлением Министерства по налогам и сборам России по РБ были разработаны и доведены до кредитных организаций справочники налогов, сборов и иных обязательных платежей, собираемых на территории республики, с указанием полных реквизитов администраторов платежей.
В целях оперативности взаимодействия, Управлением систематически представляется в Управление Министерства по налогам и сборам России по РБ и в Национальный банк республики Башкортостан ЦБ РФ аналитическая информация о состоянии невыясненных поступлений в разрезе кредитных организаций для принятия соответствующих мер.
Создание единого казначейского счета с целью централизации учета средств федерального бюджета является одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета.
Внедрение технологии единого казначейского счета по расходам осуществлялось Управлением поэтапно и в течение 6 месяцев было полностью завершено по всем 63 отделениям федерального казначейства. Это стало возможным благодаря обобщению опыта внедрения технологии Единого казначейского счета по расходам в органах федерального казначейства и разработке конкретных методологических материалов для исполнителей.
Рост объемов обрабатываемой информации при централизации в условиях единого казначейского счета, как по доходам, так и по расходам в органах федерального казначейства республики потребовали поиска более совершенных программных продуктов. На сегодняшний день таковым является программное обеспечение «Центр - КС».
 Эксплуатация в Управлении программного комплекса «Центр – КС» выявила ряд преимуществ по сравнению с используемыми ранее программами «Смета – F» и «Казна». Наличие единой нормативно-справочной информации устранило необходимость повторного ввода общих реквизитов. Отсутствие дублирования функций при вводе информации позволило значительно сократить трудовые затраты и время на обработку информации, и, в результате, ускорить процесс обслуживания бюджетополучателей.
В целях оптимизации обслуживания клиентов с 1 января 2004 года в Управлении внедрена усовершенствованная технология ускоренного ввода расчетно-платежных документов (включая информацию по чекам на получение наличных средств) с использованием аппаратно-программной системы.
Данная система основана на использовании штрих-кодовой технологии, которая позволяет полностью исключить ручной ввод платежных документов и, как следствие, повысить производительность труда специалистов органов федерального казначейства республики и исключить ошибки по вине оператора, а также обеспечить определенный логический контроль в целом за правильным указанием реквизитов платежного документа.
В настоящее время система ускоренного ввода платежных поручений внедряется в ряде отделений федерального казначейства республики, а в перспективе планируется обеспечение данной системой всех отделений по городам и районам республики, что позволит более качественно и оперативно проводить операции даже при значительном увеличении объема платежных документов.
Внедрение данной технологии является одним из этапов подготовки к обслуживанию муниципальных бюджетов в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Наряду с реализацией приказа Минфина России от 10.06.2003 г. № 50н "Об утверждении Порядка организации работы по доведению через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета" Управлением федерального казначейства по республике Башкортостан проводятся мероприятия по внедрению электронного документооборота с участниками бюджетного процесса – распорядителями и получателями бюджетных средств, имеющих лицевые счета в Управлении.
Реформирование межбюджетных отношений в России приводит к необходимости дальнейшего совершенствования работы органов федерального казначейства и оперативности при внедрении изменений, связанных с перераспределением полномочий между уровнями бюджетов для обеспечения бесперебойного процесса финансирования одновременно с совершенствованием технологий.
Управлением выполняются требования Бюджетного кодекса РФ по кассовому обслуживанию исполнения бюджета республики Башкортостан в части средств, выделяемых из федерального бюджета. В настоящее время проводятся подготовительные мероприятия по переходу на обслуживание указанных средств бюджета республики на исполнение в режиме единого счета. Реализация данной технологии позволит повысить оперативность и эффективность использования средств федерального бюджета, направляемых в бюджет республики.
Одной из основных задач, стоящих перед органами федерального казначейства, является система учета исполнения федерального бюджета, которая создает предпосылки для контроля за соблюдением бюджетного законодательства и обеспечивает возможность получения достоверной отчетности по исполнению федерального бюджета.
Управление федерального казначейства по республике Башкортостан проводит активную работу по переходу органов федерального казначейства и получателей средств на новый план счетов бюджетного учета, сроки завершения которого зависят от разработки и внедрения качественно новых программных продуктов.
В целях реализации основных направлений реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации начат поэтапный перевод органов федерального казначейства республики на централизованный бухгалтерский учет по средствам федерального бюджета на уровне Управления, который позволит обеспечить оперативность и качество представляемой отчетности.
Одним из значимых элементов проводимой реформы является не только переход на финансирование учреждений по результатам их деятельности, но и оценка эффективности деятельности ведомства и переход на управление результатами. В этой связи именно органы федерального казначейства должны быть активными инициаторами и участниками внедрения поставленных задач для достижения конечных измеримых результатов.
Деятельность ведомств в рамках реформы невозможна без анализа и оценки эффективности администрирования бюджетных расходов и доходов. В связи с этим актуальной становится задача формирования подходов по оценке эффективности деятельности учреждений, осуществляющих указанные функции.
В настоящее время не обобщен опыт проведения подобной работы, отсутствует нормативно определенный регламент сбора необходимой информации, проведение анализа и, на его основе, оценка деятельности субъекта бюджетных правоотношений.
По нашему мнению, работа на первом этапе должна строиться из необходимости анализа достижения результатов деятельности в сопоставлении с затратами на выполнение соответствующих задач и функций.
В данном направлении по итогам 2003 года проведена работа по анализу эффективности работы Управления и отделений федерального казначейства по основным направлениям деятельности в разрезе структурных подразделений, в том числе по результатам комплексных проверок.
С первых дней организации работы Управления внедрение мероприятий по совершенствованию технологий исполнения федерального бюджета осуществлялось с учетом их экономической эффективности.
Одним из направлений деятельности является работа по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства России на уровне мировых судей, в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, правовое сопровождение деятельности Управления по всем возложенным функциям по учету, распределению доходов, исполнению расходной части федерального бюджета, по предварительному и текущему контролю за распорядителями средств федерального бюджета и находящимися в их ведении бюджетными учреждениями в соответствии с нормами действующего законодательства, правовыми основами функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
Ежегодно на территории республики к казне Российской Федерации предъявляется более ста исков на сумму от 300 тыс. до 1 млрд. рублей. Специалистами Управления на высоком профессиональном уровне обеспечивается участие в более чем четырехстах судебных заседаниях. При этом удовлетворение исковых требований определяется величиной от 1  до 3 % от размера предъявленных сумм.
Очевидно, что для оценки деятельности органов исполнительной власти и, в том числе, органов федерального казначейства, может применяться и данный критерий.
Комплексная работа по совершенствованию казначейских технологий исполнения федерального бюджета, а также проведение всестороннего анализа организации процесса обслуживания позволили Управлению избежать неэффективных расходов на содержание органов федерального казначейства в республике.
По нашему мнению, наиболее полными показателями для оценки эффективности работы органов федерального казначейства могут быть: показатели трудоемкости обработки платежных документов (трудозатраты) в расчете на обработку одного платежного документа, показатель условных затрат на обработку одного платежного поручения, одного лицевого счета и других конкретных учитываемых операций.
Для анализа уровня затрат и обеспеченности основными средствами, в том числе вычислительной техникой и оборудованием, возможна оценка материалоемкости обработки платежных документов, а также при помощи коэффициента обеспеченности основными средствами, рассчитываемого как соотношение количества средств вычислительной техники к численности специалистов органа федерального казначейства - соотношение использованного машинного времени к количеству проводимых операций.
Отдельные показатели Управлением применяются для оценки эффективности деятельности отделений федерального казначейства по городам и районам республики. Целью анализа является принятие обоснованных и своевременных управленческих решений, таких, как перераспределение штатной численности, премирование по итогам работы за соответствующий период, определение суммы финансирования на содержание органов федерального казначейства, с учетом внедрения новых технологий и модернизации оборудования.
Оценка деятельности органов федерального казначейства, как инструмента реализации бюджетной политики государства, с учетом внедрения нового плана счетов бюджетного учета и совершенствования бухгалтерской отчетности, в конечном счете позволит более полно реализовать основные задачи по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности управления государственными финансами.



Поделиться