— Николай Николаевич, какие возможности вы видите для развития и модернизации российской медицины в целом и Российской детской клинической больницы, которую вы возглавляете, в связи с принятием Закона № 83-ФЗ?
— Российское законодательство и сейчас позволяет осуществлять платные медицинские услуги в государственных медицинских учреждениях, другое дело, как реализуется эта норма. Даже по официальной статистике около 40 процентов доходов медицина получает из внебюджетных источников, растет объем так называемых теневых услуг. В пояснительной записке к Закону № 83-ФЗ сказано, что около 40 процентов учреждений бюджетной сферы имели возможность оказания платных услуг, в том числе около 1000 учреждений полностью перешли на самофинансирование.
Новый закон имеет положительные моменты, он даст возможность более гибко хозяйствовать, легализовать виды платной медицинской помощи. Однако, думаю, что процесс изменения статуса бюджетных учреждений, особенно в сфере медицины, не очень простой. В частности, у меня вызывает определенное беспокойство создание при автономных учреждениях попечительских советов — органов с наблюдательными и контролирующими функциями, которые будут диктовать условия, контролируя работу руководителя учреждения, при этом не отвечая за свои действия. Эти советы будет создавать Минздравсоцразвития, и я не знаю, по какому принципу будут отбирать туда людей, кто войдет в эти советы. При этом я как руководитель буду нести полную ответственность за все решения совета. Таким образом, появится надстройка, которая не позволит мне свободно руководить учреждением. На мой взгляд, существует достаточно и других контролирующих органов.
Пока сложно говорить, насколько эффективно будет применяться новый закон. Сейчас система финансирования нам понятна: мы закладываем определенные цифры, которые получаем в соответствии с бюджетом. По новому закону нас ожидает одноканальное финансирование, но пока мы не совсем понимаем, как оно будет осуществляться через фонды ОМС. Сейчас нам дают госзадание только на высокотехнологичную помощь, с 2011 года мы будем его получать на все виды медицинской помощи. Это уже знакомая нам форма, однако пока неясно, какие будут нормативы, тарифы на оказание медицинских услуг.
Вместе с тем у нас в стране до сих пор не отработана система оценки стоимости медицинских услуг. По официальным данным, недофинансирование медицины составляет 35–40 процентов, эти цифры всем известны. Значит, эти средства нужно где-то брать. Насколько мне известно, в федеральном бюджете на 2011–2012 годы запланировано 450–460 миллиардов рублей на медицину — на реконструкцию, укрепление материально-технической базы. Средства довольно солидные. Однако развитие системы платных услуг — это процесс неизбежный и закономерный, и населению должно быть обязательно разъяснено, какие виды медицинской помощи люди имеют право получать бесплатно, а какие медицинские услуги будут платными, и почему они должны за них платить.
Например, в нашей больнице население не очень приветствует платные услуги, так как считается, что дети должны получать медпомощь бесплатно. Но нам грех жаловаться на недостаток финансирования: бюджет у нас достойный, он позволяет закупать и высокотехнологичное оборудование, и специализированную медицинскую технику. Кроме того, мы получаем серьезную благотворительную помощь — около пяти благотворительных фондов, такие как «Подари жизнь», Благотворительный региональный фонд, помогают больнице, закупают медицинскую технику. Есть у нас и небольшой сектор добровольного медицинского страхования. Поэтому думаю, что нашу больницу эта реформа затронет не сразу. В сопроводительных документах к Закону № 83-ФЗ сказано, что по таким крупным серьезным объектам, как Российская детская клиническая больница, будут особые распоряжения правительства.