Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.


06 мая 2009 7279

Разъясните, пожалуйста, следующую ситуацию. На начало 2008 г. за Фондом социального страхования перед нашим учреждением числилась дебиторская задолженность. В январе 2008 г. наша организация уплатила в бюджет сумму ЕСН, в размере, уменьшенном на сумму зад

Разъясните, пожалуйста, следующую ситуацию. На начало 2008 г. за Фондом социального страхования перед нашим учреждением числилась дебиторская задолженность. В январе 2008 г. наша организация уплатила в бюджет сумму ЕСН, в размере, уменьшенном на сумму задолженности. То есть на 1 февраля 2008 года сальдо по счету 0 303 02 000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» было нулевым. При сдаче отчетности за 2008 год вышестоящая организация потребовала, чтобы на конец 2008 года в отчетности числилась эта же дебиторская задолженность, так как, по их мнению, ее следовало перечислить в доход федерального бюджета как дебиторскую задолженность прошлых лет. Имели ли мы право погашать дебиторскую задолженность путем уменьшения перечислений ЕСН? Если нет, то каким образом взыскать задолженность с ФСС? При обращении в филиал ФСС в возмещении нам было отказано, так как они возмещают средства только по текущим периодам.

Ответил пользователь, Губайдуллина М.Р.

Согласно статье 241 Налогового кодекса ЕСН распределяется между федеральным бюджетом, Фондом социального страхования (далее ФСС) и Фондом обязательного медицинского страхования. Платежи, подлежащие уплате в ФСС, учреждение отражает в двух отчетах: в налоговой декларации по ЕСН и расчетной ведомости по средствам ФСС (форма 4-ФСС РФ), которая утверждена постановлением ФСС РФ от 22 декабря 2004 г. № 111. Образовавшуюся у учреждения переплату в части ЕСН, отражают в разделе 1 расчетной ведомости. Переплата может возникнуть по двум причинам: за счет переплаты по ЕСН или за счет превышения расходов в случае, если сумма начисленных учреждением пособий (больничных, пособий по беременности и родам и т. д.)  превысит ту часть ЕСН, которая подлежит распределению в ФСС.  
Согласно статье 9 Закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового Кодекса и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные фонды подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога или возврату налогоплательщику. Указанные выше операции в соответствии с действующим законодательством производятся исключительно на основании письменного заявления бюджетного учреждения в адрес ФСС или налоговой инспекции.
Таким образом, уплата бюджетным учреждением суммы ЕСН в размере, уменьшенном на сумму дебиторской задолженности без письменного заявления и решения соответствующего органа, не может быть квалифицирована в качестве погашения дебиторской задолженности фонда. В данном случае возникла кредиторская задолженность учреждения перед фондом за январь, а дебиторская задолженность прошлых лет уменьшена не была.
В зависимости от причины возникновения переплаты для отражения возвращенных сумм расчетной ведомостью предусмотрено две строки:
– «Получено от исполнительного органа Фонда на банковский счет в возмещение произведенных расходов»;
– «Получено от налогового органа на банковский счет страхователя возврат переплаты по единому социальному налогу».
Таким образом, в зависимости от причины возникновения задолженности налоговая инспекция и подразделение ФСС отвечают за разные составляющие переплаты ЕСН. Переплату ЕСН в части ФСС, образовавшуюся за счет превышения начисленных социальных пособий над начисленной суммой налога, должен вернуть Фонд социального страхования.
Возврат перерасхода средств на социальное страхование осуществляется ФСС в порядке, установленном пунктами 3.2 и 3.3 инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. № 22. Для возврата бюджетному учреждению денежных средств оно должно  представить в ФСС следующие документы:
– письменное заявление о возврате;
– расчетную ведомость по средствам ФСС (форма 4-ФСС) за отчетный период;
– копии платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого социального налога;
– заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
Этого пакета документов будет достаточно, чтобы Фонд вернул вам переплату.
Если долг перед учреждением возник из-за переплаты ЕСН, то возврат излишне уплаченных в Фонд сумм осуществляется налоговой инспекцией по месту регистрации учреждения в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей либо возврат осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. При этом следует отметить, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Таким образом, уменьшение в январе 2008 года бюджетным учреждением перечисленной суммы ЕСН без решения соответствующего органа не уменьшает сумму дебиторской задолженности. Поэтому в зависимости от причины возникновения переплаты учреждение должно обратиться с заявлением либо в Фонд социального страхования, либо в Инспекцию Федеральной налоговой службы.

Бюджет.ru ответ

Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

Задать вопрос