Разработка Федерального закона № 33-ФЗ[1] — это не первая реформа местного самоуправления в России. В следующем году как раз будет 20 лет со вступления в силу положений Федерального закона № 131-ФЗ[2], то есть с начала предыдущего этапа развития местного самоуправления. Тем не менее новая реформа — это всегда вызов для сложившейся системы.
Наталия Владимировна Голованова, старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений НИФИ Минфина России
Варианты территориальной организации до 2006 года
Давайте вспомним, что стало причиной предыдущей реформы местного самоуправления. В 1995 году вступил в силу 154‑ФЗ[3], в соответствии с которым субъекты РФ смогли самостоятельно выбрать варианты территориальной организации местного самоуправления, наилучшим образом отвечающие особенностям региона, как сказано в Конституции, «с учетом исторических и иных местных традиций». В результате в регионах сложились различные варианты территориальной организации местного самоуправления[4] (рисунок).
1. Районная модель местного самоуправления — муниципальные образования были сформированы на уровне крупных городов и районов, на уровне поселений действовали территориальные подразделения районных администраций.
2. Поселенческая модель местного самоуправления — муниципальные образования были сформированы на уровне городов и поселений, на районном уровне действовали территориальные подразделения органов государственной власти субъектов РФ.
3. Двухуровневая модель местного самоуправления — органы местного самоуправления были сформированы как на уровне крупных городов и районов, так и на субрайонном уровне.
Проблема заключалась в том, что в бюджетном и налоговом законодательстве за органами местного самоуправления был закреплен единый список предметов ведения и вопросов местного значения, а также единый список местных налогов. И хотя пункт 3 статьи 6 154‑ФЗ в случае двухуровневой модели позволял законом субъекта РФ разграничивать «предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов» между муниципальными образованиями, регионы не спешили воспользоваться данным правом. Так, Владимирская область — редкий пример региона, разграничившего своим нормативным актом доходные источники между районными и внутрирайонными муниципальными образованиями.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти