Основным инструментом стратегического и бюджетного планирования на сегодняшний день остаются госпрограммы РФ. В них есть перечень необходимых мероприятий (результатов) и иных мер, реализация которых обеспечивает достижение стратегических целей и приоритетов, в том числе национальных целей развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Однако успешная реализация госпрограмм РФ зависит не только от действий ФОИВ. Достижение отдельных параметров обеспечивают непосредственно субъекты РФ. Таким образом, от качества координации действий Федерации и регионов зависят общие итоги социально-экономического развития.
Анна Витальевна Пенчук, начальник отдела методологии программно-целевого планирования Департамента программно-целевого планирования и проектного управления Минфина России
В 2022 году Правительство РФ поставило задачу обеспечить сквозной мониторинг достижения параметров госпрограмм РФ, которые реализуют в том числе регионы. Для ее выполнения было необходимо создать условия, обеспечивающие единообразие структуры данных и подходов к мониторингу госпрограмм на федеральном и региональном уровнях, а также провести автоматизацию процессов формирования и мониторинга необходимых параметров таких госпрограмм.
Необходимость реформирования системы управления госпрограммами субъектов РФ была обусловлена рядом факторов. Во-первых, это отсутствие в госпрограммах субъектов РФ как таковых параметров госпрограмм РФ, реализуемых на территории субъектов РФ, или несовпадение таких параметров по значениям, установленным на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, невозможность оперативного обмена фактическими данными о ходе реализации параметров госпрограмм РФ в субъектах РФ. В частности, она обусловлена ведением госпрограмм субъектов РФ в формате нормативного правового акта на бумажном носителе и отсутствием синхронизации в части сроков представления необходимых отчетных сведений на федеральном и региональном уровнях.
Для решения этих проблем по аналогии с действующей на федеральном уровне с 2022 года новой системой управления госпрограммами РФ, в рамках которой ключевые с точки зрения мониторинга параметры (показатели, мероприятия (результаты), объемы финансового обеспечения) как в части плановых, так и фактических сведений ведутся в структурированном виде в ГИИС «Электронный бюджет», постепенно к 2024 году эти подходы и принципы были распространены и на систему управления госпрограммами субъектов РФ.
Обязательные требования
Переход субъектов РФ на новую систему управления госпрограммами субъектов РФ с точки зрения Федерации важен для обеспечения сквозного мониторинга параметров госпрограмм РФ, которые реализуются непосредственно субъектами РФ. А с точки зрения регионов это возможность повысить оперативность и прозрачность управления не только бюджетными расходами, но и конкретными мероприятиями (результатами), а также улучшить бюджетную и исполнительскую дисциплину за счет онлайн-мониторинга ключевых параметров госпрограмм субъектов РФ.
Чтобы получить такие преимущества, госпрограммы субъектов РФ должны отвечать ряду критически важных требований, которые определены методическими рекомендациями по разработке и реализации госпрограмм субъектов РФ и муниципальных программ. Они были доведены до регионов в рамках методической поддержки Минфина России и Минэкономразвития России при переходе на новую систему управления госпрограммами субъектов РФ[1].
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти