№ 6 июнь 2025 — 10 июня 2025

Координация Федерации и регионов. Перспективы развития инструментов в рамках госпрограмм

Версия для печати 590 Материалы по теме
Координация Федерации и регионов. Перспективы развития инструментов в рамках госпрограмм

Основным инструментом стратегического и бюджетного планирования на сегодняшний день остаются госпрограммы РФ. В них есть перечень необходимых мероприятий (результатов) и иных мер, реализация которых обеспечивает достижение стратегических целей и приоритетов, в том числе национальных целей развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Однако успешная реализация госпрограмм РФ зависит не только от действий ФОИВ. Достижение отдельных параметров обеспечивают непосредственно субъекты РФ. Таким образом, от качества координации действий Федерации и регионов зависят общие итоги социально-экономического развития.

Анна Витальевна Пенчук, начальник отдела методологии программно-целевого планирования Департамента программно-целевого планирования и проектного управления Минфина России

В 2022 году Правительство РФ поставило задачу обеспечить сквозной мониторинг достижения параметров госпрограмм РФ, которые реализуют в том числе регионы. Для ее выполнения было необходимо создать условия, обеспечивающие единообразие структуры данных и подходов к мониторингу госпрограмм на федеральном и региональном уровнях, а также провести автоматизацию процессов формирования и мониторинга необходимых параметров таких госпрограмм.

Необходимость реформирования системы управления госпрограммами субъектов РФ была обусловлена рядом факторов. Во-первых, это отсутствие в госпрограммах субъектов РФ как таковых параметров госпрограмм РФ, реализуемых на территории субъектов РФ, или несовпадение таких параметров по значениям, установленным на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, невозможность оперативного обмена фактическими данными о ходе реализации параметров госпрограмм РФ в субъектах РФ. В частности, она обусловлена ведением госпрограмм субъектов РФ в формате нормативного правового акта на бумажном носителе и отсутствием синхронизации в части сроков представления необходимых отчетных сведений на федеральном и региональном уровнях.

Для решения этих проблем по аналогии с действующей на федеральном уровне с 2022 года новой системой управления госпрограммами РФ, в рамках которой ключевые с точки зрения мониторинга параметры (показатели, мероприятия (результаты), объемы финансового обеспечения) как в части плановых, так и фактических сведений ведутся в структурированном виде в ГИИС «Электронный бюджет», постепенно к 2024 году эти подходы и принципы были распространены и на систему управления госпрограммами субъектов РФ.

Обязательные требования

Переход субъектов РФ на новую систему управления госпрограммами субъектов РФ с точки зрения Федерации важен для обеспечения сквозного мониторинга параметров госпрограмм РФ, которые реализуются непосредственно субъектами РФ. А с точки зрения регионов это возможность повысить оперативность и прозрачность управления не только бюджетными расходами, но и конкретными мероприятиями (результатами), а также улучшить бюджетную и исполнительскую дисциплину за счет онлайн-мониторинга ключевых параметров госпрограмм субъектов РФ.

Чтобы получить такие преимущества, госпрограммы субъектов РФ должны отвечать ряду критически важных требований, которые определены методическими рекомендациями по разработке и реализации госпрограмм субъектов РФ и муниципальных программ. Они были доведены до регионов в рамках методической поддержки Минфина России и Минэкономразвития России при переходе на новую систему управления госпрограммами субъектов РФ[1].

Среди таких требований:

  • цифровой формат планирования и реализации госпрограмм субъектов РФ. На усмотрение субъекта РФ это может быть ГИИС «Электронный бюджет» или региональная информационная система. К настоящему времени 68 регионов ведут свои программы в ГИИС «Электронный бюджет», а 17 регионов — в собственных информационных системах;
  • отражение в госпрограммах субъектов РФ единых параметров (прежде всего показателей, мероприятий (результатов), объемов финансового обеспечения) и их атрибутов (например, единиц измерения, значений), предусмотренных в госпрограммах РФ;
  • оперативное формирование данных об исполнении вышеуказанных единых параметров при наступлении планового или фактического срока их реализации.

Соблюдение указанных требований является необходимым минимумом для обеспечения надлежащего мониторинга достижения параметров госпрограмм РФ на территории субъектов РФ. По аналогии с федеральным уровнем, где удалось добиться синхронизации изменений параметров сводной бюджетной росписи с изменениями показателей и мероприятий (результатов) госпрограмм РФ, регионы также могут в перспективе обеспечить синхронизацию на своем уровне.

Особенности госпрограмм субъектов РФ

Хочу отметить ряд некритичных с точки зрения влияния на сквозной мониторинг особенностей систем управления госпрограммами субъектов РФ:

  • перечень и структура госпрограмм субъектов РФ могут отличаться от госпрограмм РФ с учетом специфики и потребностей в планировании конкретного субъекта РФ. Стоить отметить, что однозначная увязка федерального и регионального структурного элемента госпрограммы происходит только в одном случае — для реализации федерального проекта, входящего в состав национального проекта, формируется обособленный региональный проект;
  • структура управления госпрограммами субъектов РФ, то есть состав уполномоченных органов, осуществляющих разработку, согласование и утверждение госпрограмм субъектов РФ и их изменений, может отличаться как от федерального уровня, так и между субъектами РФ;
  • сроки и периодичность формализованной отчетности по госпрограммам РФ и госпрограммам субъектов РФ могут не совпадать при условии онлайн-заполнения фактических сведений об исполнении параметров, необходимых для мониторинга.

При этом важно отметить, что к настоящему времени все важнейшие инструменты координации Федерации и регионов в рамках госпрограмм уже созданы:

1. Нефинансовые соглашения[2], которые заключаются между Федерацией и регионом по каждой госпрограмме РФ. Заключая такое соглашение, субъект РФ принимает на себя обязательства предусмотреть в своей госпрограмме показатель из госпрограммы РФ и обеспечить достижение его значения, а также представлять фактические данные о таком показателе.

2. Финансовые соглашения[3], которые заключаются между Федерацией и регионом в рамках предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта РФ. Предметом таких соглашений являются мероприятия (результаты) госпрограмм РФ, декомпозированные на уровень субъектов РФ, и параметры финансового обеспечения таких мероприятий (результатов). Эти мероприятия также подлежат отражению в госпрограммах субъектов РФ, а их невыполнение влечет за собой возврат средств из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет.

3. План по достижению показателей и отчет о его выполнении[4] служат аналитическими инструментами для мониторинга со стороны ФОИВ мероприятий (результатов) госпрограмм РФ, реализуемых на территории конкретного субъекта РФ. План и отчет формируются на основании информации, содержащейся в госпрограммах субъектов РФ.

Дальнейшее развитие инструментов

Несмотря на сформированную систему взаимодействия Федерации и регионов в рамках госпрограмм, практика использования отдельных инструментов свидетельствует о необходимости их дальнейшего совершенствования. Перспективы развития инструментов координации Федерации и регионов связаны с реализацией положений постановления Правительства РФ от 7 февраля 2025 года № 118 «О пилотной апробации в 2025 году формирования и подписания единых соглашений в целях реализации государственных программ Российской Федерации». Новации, предусмотренные постановлением, охватывают два ключевых направления работы по координации Федерации и регионов при реализации госпрограмм.

Первое направление связано с введением процедуры предварительной верификации (подтверждения) субъектами РФ показателей и мероприятий (результатов) госпрограмм РФ, достижение которых обеспечивается регионами. Согласно ранее действовавшей практике вышеуказанные показатели и мероприятия (результаты) доводились до регионов в рамках заключения нефинансовых и финансовых соглашений только в конце года. Это сужало возможности для качественного планирования госпрограмм субъектов РФ, а также своевременного урегулирования спорных вопросов в случае несогласия региона со значениями доведенных параметров.

Начиная с заключения нефинансовых и финансовых соглашений на 2026–2028 годы, в них будут автоматически включаться параметры, которые прошли подтверждение со стороны регионов на этапе формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с возможностью повторного подтверждения таких параметров в случае их уточнения в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме. Эта новация позволит, с одной стороны, сократить сроки заключения необходимых соглашений, а с другой — синхронизировать процедуры планирования госпрограмм на федеральном и региональном уровнях.

Второе направление связано с возможностью объединения нефинансовых и финансовых соглашений в единое соглашение. Сегодня с одним регионом заключаются как минимум три вида соглашений: отдельное нефинансовое соглашение по госпрограмме РФ, отдельное нефинансовое соглашение по каждому федеральному проекту, входящему в состав национального проекта, отдельное финансовое соглашение по каждому межбюджетному трансферту, предоставляемому из федерального бюджета бюджету субъекта РФ. Такое количество соглашений кратно увеличивает временные и трудовые затраты на их администрирование как со стороны федеральных, так и со стороны региональных органов исполнительной власти. Использование единого соглашения оптимально в случаях, когда один и тот же орган исполнительной власти отвечает как за показатели, так и за мероприятия (результаты) или если предоставление всех межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках госпрограммы РФ осуществляется одним главным распорядителем средств федерального бюджета.

В иных случаях использование единого соглашения может быть сопряжено с рядом рисков. Например, при наличии значительного количества межбюджетных трансфертов в госпрограмме РФ, предоставляемых разными главными распорядителями средств федерального бюджета, могут возникать проблемы с межведомственной коммуникацией. В данном случае для оптимизации количества соглашений, заключаемых с регионами, может быть рассмотрена возможность объединения только нефинансовых соглашений по госпрограмме РФ и федеральным проектам, сохраняя действующий порядок работы с финансовыми соглашениями.

Таким образом, для качественного мониторинга целей и приоритетов социально-экономического развития на всей территории страны необходимо построение гармоничной системы координации федеральных и региональных органов исполнительной власти в рамках реализуемых ими госпрограмм, которая позволит снизить временные и трудовые затраты при взаимодействии.



[1] Размещены в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в сети интернет (programs.gov.ru).

[2] Соглашение о реализации на территории субъекта РФ государственных программ субъекта РФ, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации, предусмотренное абзацем третьим пункта 28 Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.05.2021 № 786.

[3] Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджету субъекта РФ, соглашение о предоставлении из федерального бюджета иного межбюджетного трансферта бюджету субъекта РФ, предусмотренные статьями 132 и 132.1 БК РФ.

[4] Предусмотренные абзацами шестым и седьмым пункта 28 Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.05.2021 № 786.

Поделиться