2007 г. для финансовой системы Ярославской области юбилейный: в 1777 г. Екатерина II создала в Ярославле казенную палату. На наши вопросы о современном состоянии финансов региона отвечает Анатолий ФЕДОРОВ, заместитель губернатора, директор Департамента финансов Ярославской области.
– Анатолий Павлович, каковы основные направления региональной политики в области доходов и расходов?
– Региональная налоговая политика ставит своей целью мобилизацию налоговых доходов региона за счет экономического роста и развития внутреннего налогового потенциала. В числе важнейших задач бюджетной политики в области расходов в текущем году – обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области, безусловное выполнение расходных обязательств областного и местных бюджетов, повышение эффективности бюджетных расходов: увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и финансирования социально значимых расходов. Приоритетной является также реализация национальных проектов, создающих основу для решения назревших проблем повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства. В 2007 г. мы должны сделать региональную бюджетную систему финансово устойчивой, повысить эффективность бюджетных расходов, внедрить методы бюджетирования, ориентированного на результат, во всех бюджетных учреждениях. Продолжается работа по замене льгот денежной компенсацией отдельным категориям граждан, поддержку которым обязаны оказывать региональные власти.
В 2007 г. планируется сократить неэффективные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, особенно учитывая переход данной сферы на рыночные механизмы функционирования и 100%-ную оплату коммунальных услуг населением. Одновременно следует увеличить бюджетное финансирование программ, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и энергоресурсосбережение, и стимулировать привлечение средств частного капитала на эти цели.
Проведение ответственной тарифной политики, способствующей созданию условий безубыточной деятельности предприятий в жилищно-коммунальной сфере, позволит привлекать больше инвестиций для модернизации и реконструкции инженерных сетей. Сложность здесь в том, чтобы не спровоцировать инфляцию. Кроме того, тарифная политика должна соответствовать установленным в области предельным индексам изменения размеров платы граждан за жилье и коммунальные услуги.
К основным направлениям бюджетной политики 2007 г., безусловно, относится и совершенствование системы государственных и муниципальных закупок, обеспечивающих рациональное использование бюджетных средств и выполнение требований законодательства и формирующих реальный конкурентный режим при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Налоговые льготы и в 2007 г. предоставляются с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Работа, проводимая с крупными налогоплательщиками, направлена на то, чтобы не допустить перемещения финансовых потоков и центров уплаты налогов в другие регионы и страны.
– Область перешла на среднесрочное финансовое планирование?
– Да, у нас разработан перспективный финансовый план области на 2007–2009 гг. Для повышения роли среднесрочного финансового планирования ведется формирование реестра расходных обязательств Ярославской области. Необходимо предоставить большую самостоятельность главным распорядителям и увеличить их ответственность за использование бюджетных средств. Кроме того, нужно создать систему критериев оценки деятельности главных распорядителей и перечень мероприятий по переходу на систему БОР, усовершенствовать систему казначейского исполнения областного и местных бюджетов.
– Каковы основные характеристики консолидированного бюджета области на 2007 г.? Кто входит в число наиболее крупных налогоплательщиков?
– Плановая сумма собственных доходов консолидированного бюджета на 2007 г. равна 25,6 млрд руб., в том числе в областной бюджет поступит 17 млрд. Удельный вес налога на прибыль в бюджете области составит 42%. Во многом исполнение доходного источника должно быть обеспечено крупнейшими предприятиями области: структурными подразделениями ОАО «НГК “Славнефть”», ООО «Балтнефтепровод», ОАО «Автодизель», ОАО «РЖД», ОАО «Ярпиво».
– В чем основные отличия бюджетов 2006 и 2007 г.?
– В текущем году – в отличие от прошедшего – из общей суммы собственных доходов областного бюджета в бюджеты районов и городских округов намечено в полном объеме передать единый налог, взимаемый в связи с применение упрощенной системы налогообложения, и налог на доходы физических лиц по дифференцированному нормативу. Это позволит частично, а в некоторых округах и полностью заменить дотацию из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Сумма переданных налогов составит 969,3 млн руб.
Законами Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области», «О налоге на имущество организаций в Ярославской области», «О ставках налога на прибыль организаций» установлены льготы по уплате налогов в областной бюджет – это позволит создать условия для решения социальных задач и реализации приоритетных направлений экономического развития области, а также стимулировать инвестиционную деятельность. Указанные льготы составят 1,3 млрд руб.
– Каков уровень собираемости налогов в Ярославской области? Имеются ли недоимки? Какова структура расходов областного бюджета?
– Недоимка по налогам и сборам во все уровни бюджета на 1 декабря 2006 г. составила 2,7 млрд руб., в том числе в консолидированный бюджет области – 1,5 млрд.
Общие расходы областного бюджета на 2007 г. запланированы в сумме 22,3 млрд руб., с ростом к факту 2006 г. на 11%. Расходы социальных отраслей в общих расходах бюджета в этом году увеличатся на 1,3 млн руб., или 47% (для сравнения: в 2006 г. – 44%).
Рост расходов социальных отраслей связан с повышением заработной платы бюджетникам с 1 сентября 2007 г. на 15%. Отмечу, что в области зарплата работников бюджетной сферы превысит федеральный уровень на 20%.
Одним из приоритетных направлений остается реализация национальных проектов. В их рамках увеличены ассигнования на поддержку приемных семей, выплату социальных и детских пособий, иные выплаты, направленные на улучшение демографической ситуации. Увеличение коммунальных расходов прогнозируется на уровне роста тарифов.
– Как идет работа по реализации Федерального закона № 131-ФЗ?
– Федеральный закон № 131-ФЗ радикально меняет систему межбюджетных отношений, определяет принципы новой системы межбюджетных отношений и устанавливает новые подходы к организации местного самоуправления на территории России. В Ярославской области реформирование межбюджетных отношений в рамках данного закона осуществляется постепенно, чтобы сделать переходный период менее болезненным для местных бюджетов. В 2006 г. за счет средств областного бюджета для решения вопросов местного значения были выделены субсидии на софинансирование полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ являются едиными для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений областного и местных бюджетов на 2006–2007 гг. разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006–2008 гг.
С 1 января 2007 г. Ярославская область приступила к реализации Федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме. В структуре бюджетной системы нашего региона выделяется новый уровень бюджетов. Число муниципальных образований на территории области увеличилось с 19 до 112. На 2007 г. принято 111 самостоятельных бюджетов, а органы исполнительной власти указанных муниципальных образований наделены законодательно закрепленными доходными и расходными полномочиями.
– Какое участие принимает регион в выравнивании уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований?
– В областном бюджете на 2007 г. выделены средства муниципальным районам, городским округам, а также городским и сельским поселениям области. В частности, создан фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, из которого планируется выделять дотации для реализации полномочий, закрепленных Федеральным законом № 131-ФЗ за муниципальными районами (городскими округами). Выравнивание производится по душевому доходу.
В муниципальные районы передаются государственные полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, в связи с чем в фонде компенсаций для муниципальных районов на реализацию переданных полномочий предусматривается субвенция. Эта субвенция будет зачисляться в районный фонд финансовой поддержки поселений и распределяться между поселениями в соответствии с методикой, утвержденной законом Ярославской области. Отмечу, что методика исключает возможность влиять на размер и сроки представления поддержки в интересах поселений.
Кроме того, выравнивание финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по реализации своих полномочий должно осуществляться и за счет собственных доходов бюджета муниципального района в соответствии с утвержденной им методикой.
– В чем заключаются преимущества этой методики?
– Во-первых, зная общий объем финансовой помощи, выделяемой на очередной финансовый год из бюджета субъекта РФ, органы местного самоуправления могут самостоятельно определить объем причитающейся им расчетной дотации. Во-вторых, методика оказывает определенное стимулирующее воздействие: муниципальные образования гарантированно получают расчетный объем финансовой помощи.
Вместе с тем на уровне областной администрации проводится политика подкрепления расходных полномочий местных бюджетов передачей доходных источников: части налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. У органов местного самоуправления появляется большая самостоятельность, заинтересованность в более полном сборе налоговых доходов для направления их на покрытие социально значимых расходов, относящихся к вопросам местного значения.
– Известно, что в рамках реализации принципов казначейского исполнения бюджета в области принят ряд законов, направленных на повышение эффективности бюджетного процесса и управления финансами. Что еще сделано в этом направлении?
– Утверждены нормативные акты администрации области, способствующие совершенствованию процедуры формирования и исполнения бюджета. Разработан и успешно действует закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, направленный на обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов, а также на создание условий для наращивания налогового потенциала муниципальных образований и повышение бюджетной ответственности на местах.
– Как решаются вопросы с муниципальным имуществом – приватизацией, разграничением и т.д.?
– Приватизацию, отчуждение и перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района и не отвечающего требованиям ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, мы будем проводить в соответствии с действующим законодательством.
Согласно закону Ярославской области от 28 декабря 2005 г. № 90-З «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Ярославской области в переходный период» (в ред. закона Ярославской области от 11 октября 2006 г. № 52-З) для формирования перечней имущества, передаваемого в собственность поселений, органами местного самоуправления созданы комиссии по разграничению муниципального имущества.
Кроме того, принято постановление губернатора области от 19 декабря 2006 г. № 1035 «О мероприятиях по разграничению имущества», в котором определен порядок деятельности таких комиссий.
В течение года мы работали с муниципальными образованиями – проводили совещания по формированию бюджетов, налаживанию казначейского исполнения, организовывали круглые столы с представителями муниципальных образований по вопросам формирования бюджетов.
– Ожидаются ли в 2007 г. какие-либо изменения в межбюджетных отношениях области с федеральным центром?
– В текущем году наши отношения существенно не изменятся. Область по-прежнему остается регионом-донором, не получающим дотаций из федерального бюджета. Большая часть финансовой помощи из федерального бюджета направлена на реализацию федеральных полномочий, делегированных региону.
– А как решается проблема оплаты жилищно-коммунальных услуг населением?
– В крупных городах области – Ярославле, Рыбинске, Переславле – оплата коммунальных услуг населением приближена к 100%, оплата жилищных услуг – к 80–90%. Проблема малых городов и поселков в этом отношении решается сложно из-за высоких затрат и потерь организаций коммунального комплекса при предоставлении услуг и более низкого, чем в городах, уровня доходов населения.
В связи с введением с 2006 г. федеральной и региональной энергетическими комиссиями предельных уровней оплаты услуг населением нагрузка на бюджеты городов и районов увеличилась. При этом определенную часть расходов взял на себя областной бюджет в виде субсидии из фонда софинансирования на возмещение разницы между экономически обоснованными затратами предприятий ЖКУ и предельным уровнем оплаты услуг населением на 1 кв. м общей площади жилья.
Региональные стандарты для расчетов субсидий местным бюджетам утверждены законодательством Ярославской области. Если органы местного самоуправления принимают тарифы на оплату ЖКУ для населения ниже регионального стандарта, то отклонения возмещает местный бюджет.
Кроме того, в целях социальной защиты населения по предложению губернатора в области на 2005–2007 гг. установлен уровень максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже рекомендованного федеральным законодательством на 5–8 пунктов. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, определяется органами местного самоуправления исходя из утвержденных региональных стандартов, в расчете на одного человека и с учетом благоустроенности жилого фонда. Областной бюджет финансирует расходы в виде целевых субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований для исполнения региональных полномочий. В 2006 г. жилищную субсидию получили более 47 тыс. семей области на общую сумму 300 млн руб.
– Из каких источников финансируется капитальный ремонт жилых помещений?
– Финансирование этой статьи расходов учитывается при расчете дотации согласно федеральному стандарту стоимости капитального ремонта на 1 кв. м жилого помещения и частично субсидируется из областного бюджета в виде целевой финансовой помощи.
– Много лет из областного бюджета выделяются средства на реализацию областной программы по реформированию ЖКХ в части реконструкции и строительства объектов коммунального комплекса. Какие полномочия оставлены муниципалитетам?
– С 1998 г. на реализацию указанной программы из областного бюджета ежегодно выделяется от 100 до 200 млн руб., экономический эффект от выполнения мероприятий по реконструкции малоэффективных котельных, перевода их с дорогостоящего мазута на газ и другие альтернативные виды топлива составил за прошедший период более 400 млн руб. Муниципалитеты участвуют в софинансировании мероприятий программы, но основным инвестором по-прежнему остается администрация области, предприятия коммунального комплекса и инвестиционные компании, работающие в сфере ЖКХ.
Основными вопросами и полномочиями местных органов власти до 1 января 2008 г. остаются: обеспечение населения тепло-, электро-, газоснабжением и содержание муниципального жилищного фонда (кроме двух пилотных поселений – городских округов Тутаев и Углич).
На уровне поселений решаются вопросы благоустройства и озеленения территорий поселений, сбора и вывоза бытовых отходов, организации ритуальных услуг и др.
– В 2006–2007 гг. в составе областного бюджета предусматриваются расходы на финансирование адресной инвестиционной программы области. Каковы ее основные задачи?
– Финансирование капитальных вложений составляет 12% в общем объеме расходов бюджета. Адресная инвестиционная программа области решает задачи развития социальной и инженерной инфраструктуры областного и муниципального значения. Ее основой являются региональные целевые программы, такие как «Здоровый ребенок», «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Ярославской области», «Социальное развитие села до 2010 г.» и др.
Среди крупных объектов областного значения – строительство перинатального центра, реконструкция областной клинической больницы, строительство нового здания училища культуры.
На муниципальном уровне осуществляется софинансирование строительства образовательных учреждений, районных больниц, объектов культурного назначения. С 2006 г. область принимает участие в федеральной программе развития физкультуры: разработаны проекты строительства физкультурно-оздоровительных комплексов в шести муниципальных образованиях области. На возведение муниципальных объектов средства областного бюджета выделяются на условиях софинансирования с местными бюджетами. Если из местного бюджета деньги не выделены, администрация области вправе перераспределить деньги на другие объекты.
– В 2007 г. финансовым органам Ярославской области исполняется 230 лет. Пожалуйста, расскажите об истории их создания, развития.
– В соответствии с указом Екатерины II 21 декабря 1777 г. в Ярославле была создана казенная палата – учреждение для сбора казенных доходов на местах. Председателем казенной палаты являлся вице-губернатор. Первым вице-губернатором Ярославского наместничества был И. И. Голохвастов, который в 1781 г. занял пост губернатора.
Манифестом Александра I от 8 сентября 1802 г. в России были созданы первые министерства, в том числе и Министерство финансов, местными учреждениями которого стали казенная палата и подчинявшиеся ей уездные казначейства.
3 июня 1837 г. появился «Наказ губернаторам». На основании этого документа вводилась должность председателя казенной палаты с очень высоким статусом. В отсутствие губернатора или вице-губернатора председатель казенной палаты становился на время во главе губернии.
В Ярославле казенная палата успешно функционировала до Октябрьской революции и была ликвидирована лишь в декабре 1918 г.
Активное функционирование финансовых органов возобновилось в 1921 г. В советское и постсоветское время система также пережила ряд преобразований и переименований, превратившись из губернского финансового отдела в Департамент финансов Ярославской области.
– Последний вопрос, конечно, о коллективе департамента, о Ваших коллегах.
– Коллектив Департамента финансов самый стабильный и сплоченный в администрации области. В основе работы нашего департамента – взаимная поддержка и уважение. Поэтому новые сотрудники легко вливаются в коллектив и остаются с нами надолго.
Кстати, не в каждом городе и регионе в Департаменте финансов работает столько мужчин. Но в Ярославле уже много лет существует Военный финансово-экономический институт, и к нам приходят многие выпускники этого вуза.
Справка «Бюджета»
Анатолий Павлович ФЕДОРОВ, заместитель губернатора, директор Департамента финансов Ярославской области
Родился 2 января 1953 г. в Ярославле в рабочей семье.
В 1975 г. окончил Ярославский государственный университет, специальность «Экономист».
С 1975 г. – контролер-ревизор в Контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов по Ярославской области.
В 1978–1979 гг. – старший контролер-ревизор, начальник отдела ревизий хозорганов КРУ.
В 1979 г. переведен на работу заведующим финансовым отделом Фрунзенского райисполкома Ярославля и занимал эту должность до 1986 г.
В 1980 г. избран депутатом Фрунзенского районного Совета народных депутатов.
В 1986 г. назначен главным контролером-ревизором КРУ МФ РСФСР по Ярославской области.
С 1989 г. работал в должности заведующего отделом цен Ярославского облисполкома.
В 1991 г. занял пост начальника Управления финансов и цен администрации Ярославской области.
С 1996 г. – директор Департамента финансов правительства Ярославской области.
В 1998 г. назначен заместителем председателя правительства области, директором Департамента финансов администрации Ярославской области.
С апреля 2000 г. – заместитель губернатора области, директор Департамента финансов администрации Ярославской области.
С октября 2001 г. по настоящее время занимает должность заместителя губернатора области, директора Департамента финансов Ярославской области.
– Анатолий Павлович, каковы основные направления региональной политики в области доходов и расходов?
– Региональная налоговая политика ставит своей целью мобилизацию налоговых доходов региона за счет экономического роста и развития внутреннего налогового потенциала. В числе важнейших задач бюджетной политики в области расходов в текущем году – обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области, безусловное выполнение расходных обязательств областного и местных бюджетов, повышение эффективности бюджетных расходов: увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и финансирования социально значимых расходов. Приоритетной является также реализация национальных проектов, создающих основу для решения назревших проблем повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства. В 2007 г. мы должны сделать региональную бюджетную систему финансово устойчивой, повысить эффективность бюджетных расходов, внедрить методы бюджетирования, ориентированного на результат, во всех бюджетных учреждениях. Продолжается работа по замене льгот денежной компенсацией отдельным категориям граждан, поддержку которым обязаны оказывать региональные власти.
В 2007 г. планируется сократить неэффективные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, особенно учитывая переход данной сферы на рыночные механизмы функционирования и 100%-ную оплату коммунальных услуг населением. Одновременно следует увеличить бюджетное финансирование программ, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и энергоресурсосбережение, и стимулировать привлечение средств частного капитала на эти цели.
Проведение ответственной тарифной политики, способствующей созданию условий безубыточной деятельности предприятий в жилищно-коммунальной сфере, позволит привлекать больше инвестиций для модернизации и реконструкции инженерных сетей. Сложность здесь в том, чтобы не спровоцировать инфляцию. Кроме того, тарифная политика должна соответствовать установленным в области предельным индексам изменения размеров платы граждан за жилье и коммунальные услуги.
К основным направлениям бюджетной политики 2007 г., безусловно, относится и совершенствование системы государственных и муниципальных закупок, обеспечивающих рациональное использование бюджетных средств и выполнение требований законодательства и формирующих реальный конкурентный режим при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Налоговые льготы и в 2007 г. предоставляются с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Работа, проводимая с крупными налогоплательщиками, направлена на то, чтобы не допустить перемещения финансовых потоков и центров уплаты налогов в другие регионы и страны.
– Область перешла на среднесрочное финансовое планирование?
– Да, у нас разработан перспективный финансовый план области на 2007–2009 гг. Для повышения роли среднесрочного финансового планирования ведется формирование реестра расходных обязательств Ярославской области. Необходимо предоставить большую самостоятельность главным распорядителям и увеличить их ответственность за использование бюджетных средств. Кроме того, нужно создать систему критериев оценки деятельности главных распорядителей и перечень мероприятий по переходу на систему БОР, усовершенствовать систему казначейского исполнения областного и местных бюджетов.
– Каковы основные характеристики консолидированного бюджета области на 2007 г.? Кто входит в число наиболее крупных налогоплательщиков?
– Плановая сумма собственных доходов консолидированного бюджета на 2007 г. равна 25,6 млрд руб., в том числе в областной бюджет поступит 17 млрд. Удельный вес налога на прибыль в бюджете области составит 42%. Во многом исполнение доходного источника должно быть обеспечено крупнейшими предприятиями области: структурными подразделениями ОАО «НГК “Славнефть”», ООО «Балтнефтепровод», ОАО «Автодизель», ОАО «РЖД», ОАО «Ярпиво».
– В чем основные отличия бюджетов 2006 и 2007 г.?
– В текущем году – в отличие от прошедшего – из общей суммы собственных доходов областного бюджета в бюджеты районов и городских округов намечено в полном объеме передать единый налог, взимаемый в связи с применение упрощенной системы налогообложения, и налог на доходы физических лиц по дифференцированному нормативу. Это позволит частично, а в некоторых округах и полностью заменить дотацию из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Сумма переданных налогов составит 969,3 млн руб.
Законами Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области», «О налоге на имущество организаций в Ярославской области», «О ставках налога на прибыль организаций» установлены льготы по уплате налогов в областной бюджет – это позволит создать условия для решения социальных задач и реализации приоритетных направлений экономического развития области, а также стимулировать инвестиционную деятельность. Указанные льготы составят 1,3 млрд руб.
– Каков уровень собираемости налогов в Ярославской области? Имеются ли недоимки? Какова структура расходов областного бюджета?
– Недоимка по налогам и сборам во все уровни бюджета на 1 декабря 2006 г. составила 2,7 млрд руб., в том числе в консолидированный бюджет области – 1,5 млрд.
Общие расходы областного бюджета на 2007 г. запланированы в сумме 22,3 млрд руб., с ростом к факту 2006 г. на 11%. Расходы социальных отраслей в общих расходах бюджета в этом году увеличатся на 1,3 млн руб., или 47% (для сравнения: в 2006 г. – 44%).
Рост расходов социальных отраслей связан с повышением заработной платы бюджетникам с 1 сентября 2007 г. на 15%. Отмечу, что в области зарплата работников бюджетной сферы превысит федеральный уровень на 20%.
Одним из приоритетных направлений остается реализация национальных проектов. В их рамках увеличены ассигнования на поддержку приемных семей, выплату социальных и детских пособий, иные выплаты, направленные на улучшение демографической ситуации. Увеличение коммунальных расходов прогнозируется на уровне роста тарифов.
– Как идет работа по реализации Федерального закона № 131-ФЗ?
– Федеральный закон № 131-ФЗ радикально меняет систему межбюджетных отношений, определяет принципы новой системы межбюджетных отношений и устанавливает новые подходы к организации местного самоуправления на территории России. В Ярославской области реформирование межбюджетных отношений в рамках данного закона осуществляется постепенно, чтобы сделать переходный период менее болезненным для местных бюджетов. В 2006 г. за счет средств областного бюджета для решения вопросов местного значения были выделены субсидии на софинансирование полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ являются едиными для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений областного и местных бюджетов на 2006–2007 гг. разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006–2008 гг.
С 1 января 2007 г. Ярославская область приступила к реализации Федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме. В структуре бюджетной системы нашего региона выделяется новый уровень бюджетов. Число муниципальных образований на территории области увеличилось с 19 до 112. На 2007 г. принято 111 самостоятельных бюджетов, а органы исполнительной власти указанных муниципальных образований наделены законодательно закрепленными доходными и расходными полномочиями.
– Какое участие принимает регион в выравнивании уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований?
– В областном бюджете на 2007 г. выделены средства муниципальным районам, городским округам, а также городским и сельским поселениям области. В частности, создан фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, из которого планируется выделять дотации для реализации полномочий, закрепленных Федеральным законом № 131-ФЗ за муниципальными районами (городскими округами). Выравнивание производится по душевому доходу.
В муниципальные районы передаются государственные полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, в связи с чем в фонде компенсаций для муниципальных районов на реализацию переданных полномочий предусматривается субвенция. Эта субвенция будет зачисляться в районный фонд финансовой поддержки поселений и распределяться между поселениями в соответствии с методикой, утвержденной законом Ярославской области. Отмечу, что методика исключает возможность влиять на размер и сроки представления поддержки в интересах поселений.
Кроме того, выравнивание финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по реализации своих полномочий должно осуществляться и за счет собственных доходов бюджета муниципального района в соответствии с утвержденной им методикой.
– В чем заключаются преимущества этой методики?
– Во-первых, зная общий объем финансовой помощи, выделяемой на очередной финансовый год из бюджета субъекта РФ, органы местного самоуправления могут самостоятельно определить объем причитающейся им расчетной дотации. Во-вторых, методика оказывает определенное стимулирующее воздействие: муниципальные образования гарантированно получают расчетный объем финансовой помощи.
Вместе с тем на уровне областной администрации проводится политика подкрепления расходных полномочий местных бюджетов передачей доходных источников: части налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. У органов местного самоуправления появляется большая самостоятельность, заинтересованность в более полном сборе налоговых доходов для направления их на покрытие социально значимых расходов, относящихся к вопросам местного значения.
– Известно, что в рамках реализации принципов казначейского исполнения бюджета в области принят ряд законов, направленных на повышение эффективности бюджетного процесса и управления финансами. Что еще сделано в этом направлении?
– Утверждены нормативные акты администрации области, способствующие совершенствованию процедуры формирования и исполнения бюджета. Разработан и успешно действует закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, направленный на обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов, а также на создание условий для наращивания налогового потенциала муниципальных образований и повышение бюджетной ответственности на местах.
– Как решаются вопросы с муниципальным имуществом – приватизацией, разграничением и т.д.?
– Приватизацию, отчуждение и перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района и не отвечающего требованиям ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, мы будем проводить в соответствии с действующим законодательством.
Согласно закону Ярославской области от 28 декабря 2005 г. № 90-З «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Ярославской области в переходный период» (в ред. закона Ярославской области от 11 октября 2006 г. № 52-З) для формирования перечней имущества, передаваемого в собственность поселений, органами местного самоуправления созданы комиссии по разграничению муниципального имущества.
Кроме того, принято постановление губернатора области от 19 декабря 2006 г. № 1035 «О мероприятиях по разграничению имущества», в котором определен порядок деятельности таких комиссий.
В течение года мы работали с муниципальными образованиями – проводили совещания по формированию бюджетов, налаживанию казначейского исполнения, организовывали круглые столы с представителями муниципальных образований по вопросам формирования бюджетов.
– Ожидаются ли в 2007 г. какие-либо изменения в межбюджетных отношениях области с федеральным центром?
– В текущем году наши отношения существенно не изменятся. Область по-прежнему остается регионом-донором, не получающим дотаций из федерального бюджета. Большая часть финансовой помощи из федерального бюджета направлена на реализацию федеральных полномочий, делегированных региону.
– А как решается проблема оплаты жилищно-коммунальных услуг населением?
– В крупных городах области – Ярославле, Рыбинске, Переславле – оплата коммунальных услуг населением приближена к 100%, оплата жилищных услуг – к 80–90%. Проблема малых городов и поселков в этом отношении решается сложно из-за высоких затрат и потерь организаций коммунального комплекса при предоставлении услуг и более низкого, чем в городах, уровня доходов населения.
В связи с введением с 2006 г. федеральной и региональной энергетическими комиссиями предельных уровней оплаты услуг населением нагрузка на бюджеты городов и районов увеличилась. При этом определенную часть расходов взял на себя областной бюджет в виде субсидии из фонда софинансирования на возмещение разницы между экономически обоснованными затратами предприятий ЖКУ и предельным уровнем оплаты услуг населением на 1 кв. м общей площади жилья.
Региональные стандарты для расчетов субсидий местным бюджетам утверждены законодательством Ярославской области. Если органы местного самоуправления принимают тарифы на оплату ЖКУ для населения ниже регионального стандарта, то отклонения возмещает местный бюджет.
Кроме того, в целях социальной защиты населения по предложению губернатора в области на 2005–2007 гг. установлен уровень максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже рекомендованного федеральным законодательством на 5–8 пунктов. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, определяется органами местного самоуправления исходя из утвержденных региональных стандартов, в расчете на одного человека и с учетом благоустроенности жилого фонда. Областной бюджет финансирует расходы в виде целевых субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований для исполнения региональных полномочий. В 2006 г. жилищную субсидию получили более 47 тыс. семей области на общую сумму 300 млн руб.
– Из каких источников финансируется капитальный ремонт жилых помещений?
– Финансирование этой статьи расходов учитывается при расчете дотации согласно федеральному стандарту стоимости капитального ремонта на 1 кв. м жилого помещения и частично субсидируется из областного бюджета в виде целевой финансовой помощи.
– Много лет из областного бюджета выделяются средства на реализацию областной программы по реформированию ЖКХ в части реконструкции и строительства объектов коммунального комплекса. Какие полномочия оставлены муниципалитетам?
– С 1998 г. на реализацию указанной программы из областного бюджета ежегодно выделяется от 100 до 200 млн руб., экономический эффект от выполнения мероприятий по реконструкции малоэффективных котельных, перевода их с дорогостоящего мазута на газ и другие альтернативные виды топлива составил за прошедший период более 400 млн руб. Муниципалитеты участвуют в софинансировании мероприятий программы, но основным инвестором по-прежнему остается администрация области, предприятия коммунального комплекса и инвестиционные компании, работающие в сфере ЖКХ.
Основными вопросами и полномочиями местных органов власти до 1 января 2008 г. остаются: обеспечение населения тепло-, электро-, газоснабжением и содержание муниципального жилищного фонда (кроме двух пилотных поселений – городских округов Тутаев и Углич).
На уровне поселений решаются вопросы благоустройства и озеленения территорий поселений, сбора и вывоза бытовых отходов, организации ритуальных услуг и др.
– В 2006–2007 гг. в составе областного бюджета предусматриваются расходы на финансирование адресной инвестиционной программы области. Каковы ее основные задачи?
– Финансирование капитальных вложений составляет 12% в общем объеме расходов бюджета. Адресная инвестиционная программа области решает задачи развития социальной и инженерной инфраструктуры областного и муниципального значения. Ее основой являются региональные целевые программы, такие как «Здоровый ребенок», «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Ярославской области», «Социальное развитие села до 2010 г.» и др.
Среди крупных объектов областного значения – строительство перинатального центра, реконструкция областной клинической больницы, строительство нового здания училища культуры.
На муниципальном уровне осуществляется софинансирование строительства образовательных учреждений, районных больниц, объектов культурного назначения. С 2006 г. область принимает участие в федеральной программе развития физкультуры: разработаны проекты строительства физкультурно-оздоровительных комплексов в шести муниципальных образованиях области. На возведение муниципальных объектов средства областного бюджета выделяются на условиях софинансирования с местными бюджетами. Если из местного бюджета деньги не выделены, администрация области вправе перераспределить деньги на другие объекты.
– В 2007 г. финансовым органам Ярославской области исполняется 230 лет. Пожалуйста, расскажите об истории их создания, развития.
– В соответствии с указом Екатерины II 21 декабря 1777 г. в Ярославле была создана казенная палата – учреждение для сбора казенных доходов на местах. Председателем казенной палаты являлся вице-губернатор. Первым вице-губернатором Ярославского наместничества был И. И. Голохвастов, который в 1781 г. занял пост губернатора.
Манифестом Александра I от 8 сентября 1802 г. в России были созданы первые министерства, в том числе и Министерство финансов, местными учреждениями которого стали казенная палата и подчинявшиеся ей уездные казначейства.
3 июня 1837 г. появился «Наказ губернаторам». На основании этого документа вводилась должность председателя казенной палаты с очень высоким статусом. В отсутствие губернатора или вице-губернатора председатель казенной палаты становился на время во главе губернии.
В Ярославле казенная палата успешно функционировала до Октябрьской революции и была ликвидирована лишь в декабре 1918 г.
Активное функционирование финансовых органов возобновилось в 1921 г. В советское и постсоветское время система также пережила ряд преобразований и переименований, превратившись из губернского финансового отдела в Департамент финансов Ярославской области.
– Последний вопрос, конечно, о коллективе департамента, о Ваших коллегах.
– Коллектив Департамента финансов самый стабильный и сплоченный в администрации области. В основе работы нашего департамента – взаимная поддержка и уважение. Поэтому новые сотрудники легко вливаются в коллектив и остаются с нами надолго.
Кстати, не в каждом городе и регионе в Департаменте финансов работает столько мужчин. Но в Ярославле уже много лет существует Военный финансово-экономический институт, и к нам приходят многие выпускники этого вуза.
Справка «Бюджета»
Анатолий Павлович ФЕДОРОВ, заместитель губернатора, директор Департамента финансов Ярославской области
Родился 2 января 1953 г. в Ярославле в рабочей семье.
В 1975 г. окончил Ярославский государственный университет, специальность «Экономист».
С 1975 г. – контролер-ревизор в Контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов по Ярославской области.
В 1978–1979 гг. – старший контролер-ревизор, начальник отдела ревизий хозорганов КРУ.
В 1979 г. переведен на работу заведующим финансовым отделом Фрунзенского райисполкома Ярославля и занимал эту должность до 1986 г.
В 1980 г. избран депутатом Фрунзенского районного Совета народных депутатов.
В 1986 г. назначен главным контролером-ревизором КРУ МФ РСФСР по Ярославской области.
С 1989 г. работал в должности заведующего отделом цен Ярославского облисполкома.
В 1991 г. занял пост начальника Управления финансов и цен администрации Ярославской области.
С 1996 г. – директор Департамента финансов правительства Ярославской области.
В 1998 г. назначен заместителем председателя правительства области, директором Департамента финансов администрации Ярославской области.
С апреля 2000 г. – заместитель губернатора области, директор Департамента финансов администрации Ярославской области.
С октября 2001 г. по настоящее время занимает должность заместителя губернатора области, директора Департамента финансов Ярославской области.
Материалы подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Журнал «Бюджет» 32 февраль 2007