А знаете ли Вы, что 89 лет назад в связи с созданием морского порта в Кольском заливе и строительством Мурманской железной дороги был основан порт Романов-на-Мурмане, получивший с 1917 года статус города и название - Мурманск. Город расположился среди сопок на берегу незамерзающего Кольского залива в 50 километрах от выхода в Баренцево море .Сегодня Мурманск не только административный центр области, но и самый крупный город мира за Полярным Кругом, его территория - 150 кв.км. Мурманск является индустриальным и транспортным центром области. На долю предприятий Мурманска приходится десятая часть вылова рыбы в стране. А мурманский морской торговый порт является крупнейшим незамерзающим портом России, расположенным за Полярным Кругом. Также в Мурманске базируется единственный в мире мощный атомный ледокольный флот.
О достопримечательностях города можно писать еще много, а вот как устроена финансовая система города чаек , сегодня нам рассказывает руководитель управления финансов администрации города Людмила Петровна Черникова.
«Основные направления налоговой и бюджетной политики Мурманска тесно увязаны с бюджетной политикой в целом по Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития города Мурманска и Мурманской области. Однако, крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральным законодательством, препятствуют развитию налогового потенциала города. Перечень и налогооблагаемая база местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов местного характера.
Бюджет направлен на программно-целевое бюджетирование, что повышает ответственность всех участников бюджетного процесса, в тоже время бюджет Мурманска по-прежнему остается бюджетом приоритетов и возможностей, а не бюджетом целей, - эта тенденция не дает возможности жителям города и потенциальным инвесторам оценить перспективы развития Мурманска.
Большим тормозом в достижении поставленных постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 задач, является отсутствие у муниципалитета финансовых и правовых ресурсов на погашение большой кредиторской задолженности прошлых лет.
Как известно, немалую роль сыграли «несанкционированные мандаты»:
- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы по
законам прямого действия;
- рост цен и тарифов за коммунальные услуги в течение бюджетного года;
- новые расходы (лицензирование, аттестация рабочих мест, антитеррористические мероприятия и др.);
- необоснованно высокий норматив в фонд медицинского страхования
по платежам за неработающее население».
—Вопрос о замене льгот денежными выплатами для Вас особенно актуален. Ведь цены на лекарство и оплата проезда очень высоки.
Как Вы решаете этот вопрос?
—Замена льгот денежными выплатами в Мурманской области производится субъектом Федерации организованно.
В проекте консолидированного бюджета области на 2005 год на указанные расходы муниципалитетам предусмотрены субвенции в соответствии с разработанными Порядками. В результате, например, оплата проезда по проекту Закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» составляет 360 рублей. Льготы на получение этой категорией граждан лекарств на 2005 год не монетизированы, т.е. оставлен прежний порядок.
—Каковы основные источники пополнения городского бюджета? Какова структура поступления налогов?
—Основными источниками пополнения городского бюджета являются собственные доходы, включающие в себя налоговые и неналоговые доходы, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, то есть платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. На долю собственных доходов города приходится 72% общего объема поступления доходов. Оставшаяся часть — это финансовая помощь из областного бюджета в виде дотаций, субвенций и субсидий.
В структуре налоговых доходов первое место по удельному весу занимает налог на доходы физических лиц. Несмотря на снижение норматива зачисления данного налога в городской бюджет с 75% в 2003 году до 60% в 2004 году, поступление налога на доходы физических лиц в уходящем году составляет 62% всех налоговых доходов города. Второе место в структуре налоговых доходов в 2004 году занимает налог на прибыль организаций. Однако, сумма налога на прибыль в 3,5 раза меньше суммы налога на доходы физических лиц. На долю налога на прибыль организаций приходится 18% поступления налогов в бюджет города. И 8% составляет объем зачисления налога на имущество организаций - третьего по размеру поступлений в структуре налогов. На долю остальных налогов в сумме приходится 12%. Это, по убывающей в зависимости от размера поступления, акцизы по подакцизным товарам, налоги на совокупный доход, земельный налог, госпошлина и местные налоги.
—Большая часть средств городского бюджета уходит на закупку топлива. В этом году город полностью готов к зиме?
—Основными поставщиками теплоэнергии для города являются теплоэнергетические предприятия ОАО «Колэнерго» и ГОУТП «ТЭКОС», которые работают на топочном мазуте.
Поставка мазута для предприятий осуществляется по железной дороге. Наиболее выгодные поставки по мнению управления финансов должны быть с нефтеперерабатывающего предприятия города Кириши Ленинградской области, в связи с тем что данное предприятие находится на самом близком расстоянии до города Мурманска, затраты на транспортировку мазута становятся минимальными.
В Мурманской области отсутствует нефтеперерабатывающий завод, но вопрос о строительстве его стоит на протяжении ряда лет и находится в стадии разработки.
Несмотря на то, что расчеты производятся по ценам установленным Региональной энергетической комиссией Мурманской области, цена топлива и цена доставки имеет большое значение при формировании тарифа.
Задолженности городского бюджета на начало отопительного сезона и по состоянию на 1.12.2004г. перед теплоэнергетическими предприятиями нет.
По-прежнему основной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является задолженность населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Уровень платежей граждан по оплате отопления и горячего водоснабжения в городе в 2004 году, составляет 76%, доля бюджета 24% в виде дотации на возмещение разницы в тарифах на теплоэнергию для населения.
—Какой процент населения работают в рыбоперерабатывающей отрасли? Расскажите, как идет реализация «Программы технического перевооружения по предприятиям перерабатывающей отрасли».
—Доля работающих в рыбоперерабатывающей отрасли в общем количестве занятых по городу составляет 13%, более 14 тыс. чел. (основная доля занятых в экономике приходится на транспорт — 16%, более 20 тыс. чел.). В рамках Комплексной программы социально-экономического развития города до 2008 года в разделе развития рыбной промышленности предусмотрено 801,5 млн. руб. на проекты, связанные с модернизацией судов рыбодобывающего флота, а также
проекты по техническому перевооружению предприятий рыбопереработки — ОАО «Норд-Вест Ф.К.» и ОАО «Мурманский рыбокомбинат».
—Резерв развития этой отрасли заложен в возможностях прибрежного промысла. Какие есть программы по улучшению и развитию береговых баз и инфраструктуры?
—Развитие прибрежного промысла осуществляется, главным образом, в прибрежных районах Мурманской области — Териберка, Терский берег и др. Сегодня предприятием г. Снежногорска СРЗ «Нерпа» реализуется проект по строительству маломерных судов для лова в прибрежной зоне, заказчиком которого выступило рыбоперерабатывающее предприятие ООО«Гамма-Сервис». В Мурманске в рамках городской Комплексной программы для улучшения и развития береговых баз и инфраструктуры предусмотрен проект по строительству холодильного комплекса мощностью 20000 тонн для хранения замороженной продукции предприятием ООО «Проект-Металлоконструкция».
—Насколько высок интерес к городу со стороны инвесторов?
—40% всех инвестиций Мурманской области приходится на сам город. Более половины привлекаемых инвестиций в экономику города планируется вложить в транспорт. Дальнейшее развитие торгового и рыбного портов Мурманска связано, прежде всего, с увеличением переработки угольных и нефтяных грузов, планируется модернизация и расширение уже существующих, а также строительство новых терминалов. Интересны для инвесторов также рыбная отрасль и сфера потребительского рынка. В городе активно развивается строительство современных высокотехнологичных крупных многофункциональных торгово-развлекательных комплексов, формирующих привлекательный для туристов, покупателей из других городов и районов и жителей Мурманска имидж города.
—Как осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств?
—Контрольно-ревизионный отдел (КРО) образован в составе управления финансов администрации города Мурманска с целью усиления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений и муниципальных предприятий города Мурманска в соответствии с Постановлением администрации города Мурманска № 1920 от 18 июля 1997 года.
КРО осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств бюджета города Мурманска.
Работа отдела ведется в соответствии с годовыми и квартальными планами, утвержденными в установленном порядке. Ревизии и проверки носят регулярный и комплексный характер. Производится также рассмотрение заявлений, жалоб граждан по вопросам финансово-хозяйственной деятельности муниципальных организаций с подготовкой обоснованных ответов на них.
Главными направлениями в организации работы контрольно-ревизионного отдела были и остаются обязательные контрольные действия по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных операций, рационального и экономного использования вверенного муниципального имущества, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состоянием и организацией постановки бухгалтерского учета.
Акты ревизий и проверок направляются в адрес учредителей бюджетных организаций для контроля за устранением выявленных нарушений и принятия мер воздействия к руководителям, допустившим нарушения финансово-хозяйственной дисциплины. Результаты ревизий доводятся до сведения трудовых коллективов в ходе обсуждения на совещаниях, проводимых в обревизованных организациях. По результатам каждой ревизии контрольно-ревизионным отделом обревизованным организациям даются конкретные предложения в части устранения выявленных нарушений. Выполнение приказов, изданных в обревизованных организациях по результатам проведенных ревизий, и планов мероприятий по устранению выявленных нарушений проверяются контрольно-ревизионным отделом дополнительно.
КРО строит свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, направляя в их адрес материалы отдельных ревизий и проверок для правовой оценки допущенных нарушений.
—Как строится экономическое взаимодействие с соседними регионами?
—Муниципальное образование г. Мурманск активно сотрудничает с многими регионами по Северо-Западу России, Белоруссии и соседями-скандинавами (Норвегия, Финляндия, Швеция), Германией и Голландией. Город Мурманск входит в Союз городов Заполярья и Крайнего Севера.
Администрация города сотрудничает в плане развития физической культуры и спорта со многими городами федерального округа, городами — побратимами.
Стало доброй традицией участие спортсменов городов Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Санкт-Петербурга, Воркуты, Ярославля, Рыбинска, Сыктывкара и многих других в стартах традиционного международного Праздника Севера, международных лыжных соревнованиях по лыжным гонкам памяти И. П. Мещерякова, соревнованиях по художественной гимнастике «Сияние Севера», по боксу, греко-римской борьбе, дзюдо. В традиционных соревнованиях по биатлону на призы двукратного серебряного призера Олимпийских Игр Валерия Кириенко ежегодно принимают участие юные спортсмены из Санкт-Петербурга, Соснового Бора, Архангельска, Кондопоги, Петрозаводска, Онеги, Иванова, Орла, Новгорода и др.
Спортсмены города Мурманска ежегодно участвуют в стартах Спартакиады народов Севера в г. Воркуте по лыжным гонкам, хоккею, греко-римской борьбе. Чемпионаты, первенства, турниры Северо-западного федерального округа, проводимые в различных городах, также не обходятся без участия в них спортсменов Мурманска.
У города Мурманска сложились хорошие спортивные контакты с городами - побратимами Рованиеми (Финляндия), Лулео (Швеция), Минск (Беларусь), Грогинген (Нидерланды).
—Научный потенциал города очень велик. Каковы расходы городского бюджета на науку и образование?
—Действительно, Мурманск-город с высоким образовательным потенциалом. В городе 12 вузов и 12 сузов.
Вузы и сузы финансируются, как известно, из федерального и областного бюджетов, но до 2005 года на местном бюджете находился медицинский колледж.
В проекте консолидированного бюджета Мурманской области на 2005 год до урегулирования вопроса с собственностью финансирование колледжа будет осуществляться за счет субвенции из областного бюджета.
Муниципальные образовательные учреждения содержаться как за счет собственных доходов бюджета города, так и за счет субвенции из областного бюджета.
Расходы на образование в структуре бюджета составляют:
- 2003 год - 1 147 217 тыс. руб. ( или 32,7 % от общей суммы асходов);
- 2004 год- 1 268 741 тыс. руб. ( или 32 % от общей суммы расходов).
Наряду с текущими расходами ежегодно в бюджете закладываются и капитальные расходы, как на капитальный ремонт учреждений образования, так и на приобретение оборудования:
- 2003 год - 17 927 тыс. руб.;
- 2004 год- 29 590 тыс. руб.
В целях поддержания учащейся молодежи в рамках целевой городской программы «Молодежь Мурманска» финансируются такие мероприятия, как:
- содействие благоприятному началу трудовой деятельности, профессиональной занятости и росту деловой активности работающей молодежи;
- стипендии мэра города Мурманска 2004-2005 учебный год учащимся начального профессионального образования (города Мурманска) студентами среднего и высшего профессионального образования.
—Всемирный фонд дикой природы (WWF) открыл в Мурманске свое представительство. Как мэрия города сотрудничает с WWF?
—Филиал Всемирного фонда дикой природы открыт в городе Мурманске в ноябре 2004 года. При встрече с руководством данного фонда определены задачи совместного сотрудничества по следующим направлениям:
Безопасность при транспортировке и перегрузке нефти в акватории
Кольского залива, оздоровление водоемов на территории муниципального образования город Мурманск и экологическое воспитание.
—Скоро новый год. Что вы можете пожелать горожанам в наступающем году?
—Все горожанам в наступающем году желаем здоровья, счастья и финансового благополучия.
Тост наших финансистов: «За мир и дружбу, финансовую службу!».
О достопримечательностях города можно писать еще много, а вот как устроена финансовая система города чаек , сегодня нам рассказывает руководитель управления финансов администрации города Людмила Петровна Черникова.
«Основные направления налоговой и бюджетной политики Мурманска тесно увязаны с бюджетной политикой в целом по Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития города Мурманска и Мурманской области. Однако, крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральным законодательством, препятствуют развитию налогового потенциала города. Перечень и налогооблагаемая база местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов местного характера.
Бюджет направлен на программно-целевое бюджетирование, что повышает ответственность всех участников бюджетного процесса, в тоже время бюджет Мурманска по-прежнему остается бюджетом приоритетов и возможностей, а не бюджетом целей, - эта тенденция не дает возможности жителям города и потенциальным инвесторам оценить перспективы развития Мурманска.
Большим тормозом в достижении поставленных постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 задач, является отсутствие у муниципалитета финансовых и правовых ресурсов на погашение большой кредиторской задолженности прошлых лет.
Как известно, немалую роль сыграли «несанкционированные мандаты»:
- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы по
законам прямого действия;
- рост цен и тарифов за коммунальные услуги в течение бюджетного года;
- новые расходы (лицензирование, аттестация рабочих мест, антитеррористические мероприятия и др.);
- необоснованно высокий норматив в фонд медицинского страхования
по платежам за неработающее население».
—Вопрос о замене льгот денежными выплатами для Вас особенно актуален. Ведь цены на лекарство и оплата проезда очень высоки.
Как Вы решаете этот вопрос?
—Замена льгот денежными выплатами в Мурманской области производится субъектом Федерации организованно.
В проекте консолидированного бюджета области на 2005 год на указанные расходы муниципалитетам предусмотрены субвенции в соответствии с разработанными Порядками. В результате, например, оплата проезда по проекту Закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» составляет 360 рублей. Льготы на получение этой категорией граждан лекарств на 2005 год не монетизированы, т.е. оставлен прежний порядок.
—Каковы основные источники пополнения городского бюджета? Какова структура поступления налогов?
—Основными источниками пополнения городского бюджета являются собственные доходы, включающие в себя налоговые и неналоговые доходы, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, то есть платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. На долю собственных доходов города приходится 72% общего объема поступления доходов. Оставшаяся часть — это финансовая помощь из областного бюджета в виде дотаций, субвенций и субсидий.
В структуре налоговых доходов первое место по удельному весу занимает налог на доходы физических лиц. Несмотря на снижение норматива зачисления данного налога в городской бюджет с 75% в 2003 году до 60% в 2004 году, поступление налога на доходы физических лиц в уходящем году составляет 62% всех налоговых доходов города. Второе место в структуре налоговых доходов в 2004 году занимает налог на прибыль организаций. Однако, сумма налога на прибыль в 3,5 раза меньше суммы налога на доходы физических лиц. На долю налога на прибыль организаций приходится 18% поступления налогов в бюджет города. И 8% составляет объем зачисления налога на имущество организаций - третьего по размеру поступлений в структуре налогов. На долю остальных налогов в сумме приходится 12%. Это, по убывающей в зависимости от размера поступления, акцизы по подакцизным товарам, налоги на совокупный доход, земельный налог, госпошлина и местные налоги.
—Большая часть средств городского бюджета уходит на закупку топлива. В этом году город полностью готов к зиме?
—Основными поставщиками теплоэнергии для города являются теплоэнергетические предприятия ОАО «Колэнерго» и ГОУТП «ТЭКОС», которые работают на топочном мазуте.
Поставка мазута для предприятий осуществляется по железной дороге. Наиболее выгодные поставки по мнению управления финансов должны быть с нефтеперерабатывающего предприятия города Кириши Ленинградской области, в связи с тем что данное предприятие находится на самом близком расстоянии до города Мурманска, затраты на транспортировку мазута становятся минимальными.
В Мурманской области отсутствует нефтеперерабатывающий завод, но вопрос о строительстве его стоит на протяжении ряда лет и находится в стадии разработки.
Несмотря на то, что расчеты производятся по ценам установленным Региональной энергетической комиссией Мурманской области, цена топлива и цена доставки имеет большое значение при формировании тарифа.
Задолженности городского бюджета на начало отопительного сезона и по состоянию на 1.12.2004г. перед теплоэнергетическими предприятиями нет.
По-прежнему основной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является задолженность населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Уровень платежей граждан по оплате отопления и горячего водоснабжения в городе в 2004 году, составляет 76%, доля бюджета 24% в виде дотации на возмещение разницы в тарифах на теплоэнергию для населения.
—Какой процент населения работают в рыбоперерабатывающей отрасли? Расскажите, как идет реализация «Программы технического перевооружения по предприятиям перерабатывающей отрасли».
—Доля работающих в рыбоперерабатывающей отрасли в общем количестве занятых по городу составляет 13%, более 14 тыс. чел. (основная доля занятых в экономике приходится на транспорт — 16%, более 20 тыс. чел.). В рамках Комплексной программы социально-экономического развития города до 2008 года в разделе развития рыбной промышленности предусмотрено 801,5 млн. руб. на проекты, связанные с модернизацией судов рыбодобывающего флота, а также
проекты по техническому перевооружению предприятий рыбопереработки — ОАО «Норд-Вест Ф.К.» и ОАО «Мурманский рыбокомбинат».
—Резерв развития этой отрасли заложен в возможностях прибрежного промысла. Какие есть программы по улучшению и развитию береговых баз и инфраструктуры?
—Развитие прибрежного промысла осуществляется, главным образом, в прибрежных районах Мурманской области — Териберка, Терский берег и др. Сегодня предприятием г. Снежногорска СРЗ «Нерпа» реализуется проект по строительству маломерных судов для лова в прибрежной зоне, заказчиком которого выступило рыбоперерабатывающее предприятие ООО«Гамма-Сервис». В Мурманске в рамках городской Комплексной программы для улучшения и развития береговых баз и инфраструктуры предусмотрен проект по строительству холодильного комплекса мощностью 20000 тонн для хранения замороженной продукции предприятием ООО «Проект-Металлоконструкция».
—Насколько высок интерес к городу со стороны инвесторов?
—40% всех инвестиций Мурманской области приходится на сам город. Более половины привлекаемых инвестиций в экономику города планируется вложить в транспорт. Дальнейшее развитие торгового и рыбного портов Мурманска связано, прежде всего, с увеличением переработки угольных и нефтяных грузов, планируется модернизация и расширение уже существующих, а также строительство новых терминалов. Интересны для инвесторов также рыбная отрасль и сфера потребительского рынка. В городе активно развивается строительство современных высокотехнологичных крупных многофункциональных торгово-развлекательных комплексов, формирующих привлекательный для туристов, покупателей из других городов и районов и жителей Мурманска имидж города.
—Как осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств?
—Контрольно-ревизионный отдел (КРО) образован в составе управления финансов администрации города Мурманска с целью усиления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений и муниципальных предприятий города Мурманска в соответствии с Постановлением администрации города Мурманска № 1920 от 18 июля 1997 года.
КРО осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств бюджета города Мурманска.
Работа отдела ведется в соответствии с годовыми и квартальными планами, утвержденными в установленном порядке. Ревизии и проверки носят регулярный и комплексный характер. Производится также рассмотрение заявлений, жалоб граждан по вопросам финансово-хозяйственной деятельности муниципальных организаций с подготовкой обоснованных ответов на них.
Главными направлениями в организации работы контрольно-ревизионного отдела были и остаются обязательные контрольные действия по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных операций, рационального и экономного использования вверенного муниципального имущества, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состоянием и организацией постановки бухгалтерского учета.
Акты ревизий и проверок направляются в адрес учредителей бюджетных организаций для контроля за устранением выявленных нарушений и принятия мер воздействия к руководителям, допустившим нарушения финансово-хозяйственной дисциплины. Результаты ревизий доводятся до сведения трудовых коллективов в ходе обсуждения на совещаниях, проводимых в обревизованных организациях. По результатам каждой ревизии контрольно-ревизионным отделом обревизованным организациям даются конкретные предложения в части устранения выявленных нарушений. Выполнение приказов, изданных в обревизованных организациях по результатам проведенных ревизий, и планов мероприятий по устранению выявленных нарушений проверяются контрольно-ревизионным отделом дополнительно.
КРО строит свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, направляя в их адрес материалы отдельных ревизий и проверок для правовой оценки допущенных нарушений.
—Как строится экономическое взаимодействие с соседними регионами?
—Муниципальное образование г. Мурманск активно сотрудничает с многими регионами по Северо-Западу России, Белоруссии и соседями-скандинавами (Норвегия, Финляндия, Швеция), Германией и Голландией. Город Мурманск входит в Союз городов Заполярья и Крайнего Севера.
Администрация города сотрудничает в плане развития физической культуры и спорта со многими городами федерального округа, городами — побратимами.
Стало доброй традицией участие спортсменов городов Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Санкт-Петербурга, Воркуты, Ярославля, Рыбинска, Сыктывкара и многих других в стартах традиционного международного Праздника Севера, международных лыжных соревнованиях по лыжным гонкам памяти И. П. Мещерякова, соревнованиях по художественной гимнастике «Сияние Севера», по боксу, греко-римской борьбе, дзюдо. В традиционных соревнованиях по биатлону на призы двукратного серебряного призера Олимпийских Игр Валерия Кириенко ежегодно принимают участие юные спортсмены из Санкт-Петербурга, Соснового Бора, Архангельска, Кондопоги, Петрозаводска, Онеги, Иванова, Орла, Новгорода и др.
Спортсмены города Мурманска ежегодно участвуют в стартах Спартакиады народов Севера в г. Воркуте по лыжным гонкам, хоккею, греко-римской борьбе. Чемпионаты, первенства, турниры Северо-западного федерального округа, проводимые в различных городах, также не обходятся без участия в них спортсменов Мурманска.
У города Мурманска сложились хорошие спортивные контакты с городами - побратимами Рованиеми (Финляндия), Лулео (Швеция), Минск (Беларусь), Грогинген (Нидерланды).
—Научный потенциал города очень велик. Каковы расходы городского бюджета на науку и образование?
—Действительно, Мурманск-город с высоким образовательным потенциалом. В городе 12 вузов и 12 сузов.
Вузы и сузы финансируются, как известно, из федерального и областного бюджетов, но до 2005 года на местном бюджете находился медицинский колледж.
В проекте консолидированного бюджета Мурманской области на 2005 год до урегулирования вопроса с собственностью финансирование колледжа будет осуществляться за счет субвенции из областного бюджета.
Муниципальные образовательные учреждения содержаться как за счет собственных доходов бюджета города, так и за счет субвенции из областного бюджета.
Расходы на образование в структуре бюджета составляют:
- 2003 год - 1 147 217 тыс. руб. ( или 32,7 % от общей суммы асходов);
- 2004 год- 1 268 741 тыс. руб. ( или 32 % от общей суммы расходов).
Наряду с текущими расходами ежегодно в бюджете закладываются и капитальные расходы, как на капитальный ремонт учреждений образования, так и на приобретение оборудования:
- 2003 год - 17 927 тыс. руб.;
- 2004 год- 29 590 тыс. руб.
В целях поддержания учащейся молодежи в рамках целевой городской программы «Молодежь Мурманска» финансируются такие мероприятия, как:
- содействие благоприятному началу трудовой деятельности, профессиональной занятости и росту деловой активности работающей молодежи;
- стипендии мэра города Мурманска 2004-2005 учебный год учащимся начального профессионального образования (города Мурманска) студентами среднего и высшего профессионального образования.
—Всемирный фонд дикой природы (WWF) открыл в Мурманске свое представительство. Как мэрия города сотрудничает с WWF?
—Филиал Всемирного фонда дикой природы открыт в городе Мурманске в ноябре 2004 года. При встрече с руководством данного фонда определены задачи совместного сотрудничества по следующим направлениям:
Безопасность при транспортировке и перегрузке нефти в акватории
Кольского залива, оздоровление водоемов на территории муниципального образования город Мурманск и экологическое воспитание.
—Скоро новый год. Что вы можете пожелать горожанам в наступающем году?
—Все горожанам в наступающем году желаем здоровья, счастья и финансового благополучия.
Тост наших финансистов: «За мир и дружбу, финансовую службу!».
Материал подготовила Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2004 г.