— 20 января 2006

"Зачарованные цифрами"

Версия для печати 2683 Материалы по теме

Наверное, каждый десятый человек на земле мечтает связать свою судьбу с кино, а каждый пятый - не отказался, если бы ему представился такой шанс. Человек, у которого мы оказались в гостях, всю свою жизнь посвятил кинематографу и всему, что с этим связано. Но о нем никогда не писали кинокритики. Итак, знакомьтесь - М.В. Дугишова, заместитель начальника Управления экономики и финансов - главный бухгалтер Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Мы встретились с Мариной Викторовной еще до нового года. К нашему удивлению, весь кабинет был заставлен цветами. Оказалось, что накануне у нашей героини был день рождения.

- Марина Викторовна, поздравляем! Был юбилей?
- Нет, просто заходили поздравить коллеги из агентства и подведомственных учреждений.

- Тут, в основном, розы. Это ваши любимые цветы?
- Как ни странно, я больше всего люблю гвоздики. Не только из-за того, что они красивые! Больше из практических соображений - они очень долго стоят. Наверное, практичность - это неотъемлемая черта любого бухгалтера.

- Марина Викторовна, вы курируете отдел бухгалтерского учета и отчетности. Сколько бюджетных учреждений находится в вашем ведении?
- В ведении Федерального агентства по культуре находится не так много учреждений - чуть более 200. Но спектр их деятельности очень широк. Среди них есть не только театры, библиотеки, концертные организации и музеи, но и научные учреждения, дирекции по строительству, цирк, Российский дом народного творчества, республиканский центр русского фольклора и другие учреждения, которые состоят отдельным списком. Также в подчинении нам находятся высшие и средне-профессиональные учебные заведения, школы.

- Вы так и не передали образовательные учреждения Министерству образования РФ?
- Нет. Ведь это очень специфические учебные заведения. К примеру, здесь нужно вести особые расчеты по профессорско-преподавательскому составу, - здесь совершенно иные нормы, чем в обычных вузах.

- Вы сказали, что в вашем ведении находятся музеи. Я знаю, что до сих пор ведутся споры о становлении музейных фондов на бухгалтерский учет...
- Нам подчиняются порядка шестидесяти музеев. Это сложный участок работ не только с точки зрения бюджетного учета. Дело в том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ, музейные фонды подлежат не бухгалтерскому учету, а учету в соответствии со специальной инструкцией. В каждом из музеев есть свои главные хранители фондов.
Действительно, по сей день нет определенности по вопросу постановки музейных экспонатов на баланс. Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство считают, что фонды должны подлежать именно бухгалтерскому учету. Но в таком случае, возникает вопрос: как оценить бесценные музейные экспонаты, представляющие особую историческую ценность. Можно, конечно, пойти по самому простому пути и при помощи оценочной комиссии определить рыночную стоимость экспоната в рублях. Но, на мой взгляд, это не самый лучший вариант, требующий больших финансовых затрат. Есть и другая сторона медали: в случае постановки на учет музейных фондов, штаты музейных бухгалтерий придется расширить, ведь некоторые музеи в своих коллекциях имеют по несколько миллионов экспонатов.

- Ваши подведомственные учреждения находятся на территории всей России. Отделы, департаменты, комитеты культуры субъектов федерации подотчетны вам?
- Нет, они находятся в ведении региональных властей. Так исторически сложилось еще с советских времен, что объекты, представляющие особую культурную и историческую ценность находились в ведении Министерства культуры СССР или Российской федерации. Все остальные - в подчинении субъектов. После распада союза приоритеты сохранились. К учреждениям, которые находились в ведении Министерства культуры РФ, присоединились союзные. Они и предоставляют нам финансовую отчетность напрямую из всех регионов, минуя местные органы власти. Мы делаем сводный консолидированный отчет по ведомству и сдаем его в Минфин России с учетом всех особенностей наших подведомственных учреждений.

- Наверное, было непросто собрать отчетность за девять месяцев по новым правилам учета по всей стране?
- И не спрашивайте! Ведь подведомственные учреждения ведут широкий спектр деятельности. Это усложняет процесс составления сводной отчетности. К тому же во всех учреждениях разный уровень технической оснащенности и квалификации бухгалтеров. В связи с тем, что произошла полная революция в бюджетном учете, часть бухгалтеров - старых кадров - просто ушла. Поэтому в ведомстве, можно сказать, произошла смена поколений.
Но, вы знаете, старые кадры тоже все совершенно разные. Иные боятся подойти к компьютеру, просто не хотят вникать в новую Инструкцию, а другие, которым уже за шестьдесят, иной раз могут дать фору молодым. Многие из них блестяще сдали отчетность по новому плану счетов с первого раза. К примеру, меня порадовали бухгалтеры изобразительного пушкинского и политехнического музеев. А есть и такие учреждения, которым переход дался с трудом.
Во многом в составлении отчета за девять месяцев нам помог пробный отчет за полугодие. Конечно, мы требовали от подведомственных учреждений его предоставить не в полном объеме - всего три основные формы (сам баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об исполнении бюджета). Принимали мы их в течение августа - сентября. График сдачи отчетов мы составляли с расчетом на то, что Министерство финансов будет проводить "репетицию" перед девятимесячной отчетностью. Мы хотели опробовать свои силы и узнать предъявляемые требования к автоматизации. Такая "репетиция" пошла ведомству на пользу и подстегнула отстающие учреждения.
Недавно проходила расширенная коллегия Федерального агентства по культуре и кинематографии с участием представителей и руководителей всех подведомственных учреждений. Там обсуждались многие вопросы: по проверкам Росфиннадзора, имущественным проверкам и т.д. В том числе поднимался вопрос о сдаче отчетности. На заседании ставились в пример передовики, а также говорилось о тех, кто не справился с задачей в срок. Дело в том, что у нас были учреждения, отчет которых мы получили буквально накануне сдачи сводной отчетности в Минфин России. Естественно, это вызвало массу осложнений.

- А с чем, на ваш взгляд, было связано несоблюдение сроков?
- В каких-то случаях подвели программные продукты, в каких-то - недостаточная подготовленность кадров. К тому же объемы работ по переходу на новый план счетов были очень большие. Несколько проще было бухгалтерам, которые заранее начали подготовку и приступили к учету по новым правилам с начала 2005 года. А тем, кто промедлил, пришлось переводить и остатки по счетам на начало года и хозяйственные операции, осуществленные в 2005 году. Минфин дал разрешение перевести только обороты, что технически было бы осуществить проще. Но в таком случае, если где-нибудь будет допущена незначительная ошибка, ее будет трудно найти и невозможно исправить. Поэтому по Федеральному агентству по культуре и кинематографии, как получателю средств, переводилась каждая операция.
Но все-таки, успех перехода во многом зависит от кадров: от того, как главный бухгалтер изначально построил учет, насколько серьезно он отнесся к поставленной задаче. К примеру, Новосибирский театр оперы и балета - огромное хозяйство и в настоящее время находится в стадии реконструкции. (Кстати, на его открытие, которое состоится в конце 2005 года, планируется визит В.В. Путина. - прим. автора). А ведь у театров огромное количество сценическо-постановочных средств, которые являются основными средствами и учитываются на балансе. Но главный бухгалтер сдал отчет на отлично и в установленный срок.

- Сейчас, после сдачи отчета за девять месяцев, что хотелось бы изменить или добавить в Инструкцию N 70н, чтобы облегчить работу бухгалтеров?
- Инструкция по бюджетному учету определила лишь общие направления бюджетного учета. Понятно, что специфику всех бюджетных учреждений не учесть. Ведомства должны были сами разработать рекомендации по применению Инструкции с учетом отраслевой специфики. Но это непростой вопрос. Его сложность в том, что все учреждения находятся в ведении агентств, а вопросы методологии после реструктуризации органов власти стали прерогативой Министерства культуры РФ. В агентстве нет методологов, а сотрудникам отдела бухгалтерского учета и отчетности заниматься этими вопросами некогда.
При Министерстве был создан методологический совет по бюджетному учету. Нам прислали приказ о его создании с просьбой рекомендовать членов-представителей агентства в его состав. Мы направили список. Министерство разработало положение о совете, прислало письмо с его координатами - на этом, пожалуй, его работа закончилась. Ни одного заседания Методологического совета так и не состоялось. А ведь мы направили письма своим подведомственным учреждениям о создании совета, рекомендовали им обращаться туда с вопросами. Но учреждения все равно предпочитают общаться либо напрямую с нами, либо с Минфином. Мне трудно сказать, был ли какой-то практический смысл в создании такого органа.


Наша справка
о "культурной" реформе

Сейчас в российской театральной среде бурно обсуждается грядущая реформа в сфере культуры. Все театры планируется разделить на три группы.
В первую - попадут учреждения, являющиеся "национальным достоянием". Они будут полностью финансироваться из государственного бюджета, но потеряют хозяйственную самостоятельность. Эта категория будет самой малочисленной - в нее войдет 10-15 театров. Вторая группа - автономное учреждение. Эти театры будут сами зарабатывать и расходовать полученные средства, получая из бюджета субсидии на выполнение госзаказа. Их деятельность будет контролировать специально созданный "попечительский совет". Третья категория будет творчески и материально независимой. При этом на плечи учреждений лягут коммунальные расходы и налоги.


- И никаких рекомендаций подведомственным учреждениям вам подготовить так и не удалось?
- К сожалению, нет. Хотя больных вопросов у нас очень много. Так до конца не отработан учет сценическо-постановочных средств. По старой инструкции мы их относили к прочим основным средствам. Теперь в соответствии с новыми амортизационными группами их нужно относить к производственному инвентарю.
Ни на них, ни на библиотечные фонды не начисляется амортизация. С 2006 года учреждения культуры лишаются льготы по налогу на имущество. Выходит, что весь библиотечный фонд, все сценическо-постановочные средства становятся налогооблагаемой базой. Это лишь малая толика вопросов, которые необходимо решать. Видимо, придется самим изыскать время и заняться разработкой рекомендаций по бюджетному учету для подведомственных учреждений, не дожидаясь действий Министерства. Но для начала необходимо дождаться поправок к Инструкции.
В конце декабря перед годовой отчетностью будет проведен семинар для главных бухгалтеров. Это мероприятие является ежегодным. Но в этом году в связи с реформированием бюджетного учета семинар пришлось организовывать дважды: перед отчетом за первое полугодие и теперь.

- В каждом субъекте есть свои особенности казначейской системы. Возникали ли у Федерального агентства по культуре трудности в сотрудничестве с казначейством?
- Конечно, сложности в работе с органами казначейства есть. В основном они связаны с изменением с 2005 года бюджетной классификации, в том числе и экономической классификации расходов. Дело в том, что отнесение расходов бюджета 2005 года по кодам экономической классификации закладывалось в еще в середине 2004 года, до того, как вышли разъяснения по применению классификации. Поэтому расходы по многим федеральным программам закладывались так же, как и в предыдущие годы. К примеру, расходы по программе "Культура России" проходили в основном по одной статье - "Прочие услуги". А в 2005 году вышли разъяснения по применению КБК, где говорилось, что расходы по программам необходимо относить к соответствующим статьям: транспортные расходы, в том числе на приобретение авиа и железнодорожных билетов - к "Транспортным услугам", приобретение книг для библиотек - к "Увеличению стоимости основных средств". Все приходилось корректировать, согласовывать с Минфином России. Этот процесс занял немало времени. Не исключено, что во многих подведомственных учреждениях могут остаться деньги по некоторым статьям, потому что они вовремя не смогли сориентироваться, по каким же статьям какие услуги необходимо оплачивать.
Кураторы бюджетных учреждений в сводном отделе Управления экономики и финансов агентства ежемесячно собирают информацию об остатках, анализируют ее и пытаются в случае необходимости осуществить передвижку средств, чтобы рационально расходовать бюджетные деньги.

- Много ли в вашем отделе сотрудников?
- Вместе со мной - пятнадцать человек. Работой с подведомственными учреждениями занимаются два сотрудника, еще два - ведомственным контролем, кроме того мы ведем внутренний бухгалтерский учет по аппарату агентства. Этим занимается три с половиной человека (смеется)! Потому что сотрудница, на которую возложены обязанности кассира, занимается еще и работой с казначейством. Трое сотрудников занимается оплатой договоров по федеральным целевым программам и по ведомственным расходам. Это большой объем работы. За этот год мы напечатали более девяти тысяч платежных поручений.

- У вас не налажен электронный обмен с казначейством?
- По электронной почте мы лишь можем отправить платежное поручение либо принести его в УФК на дискете. Но потом от нас все равно требуют бумажный носитель информации.

- В начале нашей беседы вы упомянули проверки Росфиннадзора. А кто кроме них может проверять агентство?
- Ежегодно к нам приходят сотрудники Счетной палаты РФ. Они проверяют исполнение федерального бюджета текущего года и составление проекта бюджета следующего года. Бывают проверки и налоговой инспекции. Так как мы являемся государственным органом исполнительной власти, то у нас нет доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому предметом проверки налоговиков может стать лишь подоходный налог на заработную плату сотрудников.

- То есть такие проверки завершаются быстро?
- Нет. Когда ликвидировали Министерство культуры, налоговики были у нас довольно долго и почему-то проверяли бюджетный учет... Весь акт был посвящен договорам по бюджету.

- А как давно вы здесь работаете?
- Вообще Федеральное агентство по культуре и кинематографии было создано только в 2004 году - по приказу президента о ликвидации прежних исполнительных органов власти и создании новых. Поэтому фактически в агентстве я работаю с июня 2004 года. Но, вообще, системе культуры я посвятила почти тридцать лет своей жизни и прошла здесь все ступени финансовой службы.
Впервые в Министерство культуры РСФСР я попала сразу после школы. Мне не удалось поступить с первого раза в ВУЗ, поэтому вместе с подругой я пришла сюда работать на должность экспедитора. Примерно год я занималась приемом и рассылкой документации. Но уверенность в том, что нужно учиться, меня не оставила. Поэтому я повторила попытку и поступила во Всесоюзный заочный финансово-экономический институт на вечернее отделение, чтобы продолжать работать.
Через некоторое время я перевелась на должность экономиста в Роскинотехнику, которая находилась на правах управления при Госкино России. Там я доросла до старшего экономиста, заместителя начальника финансово-экономического отдела. За все это время нас постоянно переименовывали. Название учреждений, где я успела за этот период поработать, можно отследить только по трудовой книжке. Хотя здание оставалось все тем же - менялись лишь вывески. Вообще, в моей жизни эти политические процессы играли роль предвестников перемен.
В восьмидесятых годах после очередной реорганизации я ушла в бухгалтерию. До 2000 года моя работа была напрямую связана с кино. Упразднение Госкино России и передача его функций Министерству культуры сделало меня заместителем главного бухгалтера Минкультуры России. А в прошлом году меня назначили на должность главного бухгалтера Агентства.

- Марина Викторовна, а вы дважды поступали в один и тот же вуз?
- Нет. В первый год после окончания школы я поступала в "плехановский" институт. А на мой выбор повлияло тестирование. Раньше при школах существовало что-то наподобие институтов профориентации. Специалисты изучали способности школьников и давали рекомендации по выбору профессии. Когда мне посоветовали стать экономистом, я стала им.

- Это не сломало вашу мечту о другой профессии?
- Нет, что вы! Единственное, о чем жалею, что сразу не пошла в бухгалтерию. Я всегда питала большую любовь к математике. В цифрах есть что-то завораживающее. Когда, например, сводишь баланс, и что-нибудь не сходится - это целая катастрофа, но ничто не сравнится с наслаждением, когда баланс наконец-то сошелся!

- О чем вы думаете по дороге домой? Ведь в вашей жизни есть не только цифры.
- В метро - еще цифры: в голове крутятся рабочие вопросы, иногда даже приходят решения. Чем ближе к дому, тем больше отвлекаешься от этих мыслей. А дома - семья: Она обязывает забывать о работе. Ведь там я мама, там я супруга. Бухгалтер остается где-то по пути домой.

- У вас есть заветное желание, которое вы могли бы загадать в Новый год под бой курантов? Можете поделиться им с нашими читателями?
- Мне хотелось бы, чтобы Инструкция N 70н по бюджетному учету, претерпев поправки и став более совершенной, все-таки оказалась последней, и бюджетный учет более не менялся.

Беседу вела И.В. Заховаева,
корреспондент "Бюджетного учета"

Поделиться