Департамент экономической политики и развития города
Москвы опубликовал первый после отставки Юрия Лужкова прогноз социально-экономического развития города — на
2012-2014 годы. Прогноз основан на более высокой оценке экспорта и импорта Москвы, меньших объемах инвестиций в экономике города, росте, а не сокращении занятости в Москве. Согласно прогнозу, промпроизводство в Москве вырастет выше уровня 2008 года уже в 2011 году, валовой региональный продукт (ВРП) — в
2012-2014 годах, но инвестиционная активность в городе, число рабочих мест и строительная индустрия в нем по крайней мере до 2014 года на докризисный уровень не вернутся.
Прогноз департамента экономполитики и развития Москвы опубликован в рамках антикоррупционной экспертизы 26 августа — как приложение к проекту постановления правительства Москвы, отменяющему действующий прогноз на 2011-2013 годы, который разработан в мае 2010 года экономистами правительства Юрия Лужкова. Новый прогноз станет первым макроэкономическим документом правительства Сергея Собянина, на котором будет основываться готовящийся бюджет Москвы на 2012-2014 годы. Соответственно, в нем впервые изложен новый макроэкономический курс мэрии.
Принципиально прошлый и нынешний прогнозы различаться не имели возможности: структура бюджета Москвы «зажата» высокими социальными обязательствами, взятыми правительствами Юрия Лужкова в 2004-2010 годах, поэтому в структуре расходов бюджета Москвы (см. таблицу на стр. 2), как и ранее, больше 70% приходится на «социальные» цели (программа «Новое качество жизни» — соцсфера, здравоохранение, ЖКХ и т. д.), 3,5-3,6% — на «инновационное развитие» и 2,1-2,2% — на безопасность. В старом прогнозе правительства Москвы транспортная и дорожная отрасли почти не упоминалась как малозначимые. В новом прогнозе указывается, что в 2012-2014 годах 21,5-22,5% расходов мэрии будет направляться на модернизацию транспортной системы (в 2012 году — 278 млрд руб., в 2014-м — 322 млрд руб.).
При этом структуру валового регионального продукта Москвы (см. таблицу) инвестиции в московский транспорт выше $10 млрд в год не изменят: итогом строительства 47 км и 21 новой станции метрополитена (примерно треть транспортных расходов 2012-2014 годов), строительства и реконструкции дорог (около 40% расходов), закупки более 3 тыс. автобусов, более 1 тыс. троллейбусов и 300 новых трамвайных составов будет всего лишь рост доли транспорта в ВРП на 0,1% — больше, чем на преодоление последствий недоинвестирования в отрасль, правительство Сергея Собянина не претендует.
Новый прогноз в части, относящейся к сопоставимым в двух документах перспективам 2011-2013 годов, у подчиненных вице-мэра Андрея Шаронова вышел чуть более пессимистическим. Сейчас планируется чуть меньший, чем ожидалось, рост ВРП и промпроизводства, новое правительство Москвы включило в прогноз и меньшие планируемые показатели инфляции в 2011-2013 годах. Важнейшим отличием от предыдущего прогноза является признание реального размера провала инвестиций в экономику Москвы в 2009-2010 годах. Если прогноз команды Юрия Лужкова довольно невнятно говорил о возможности восстановления инвестиций, то правительство Сергея Собянина констатирует: объемы промпроизводства в Москве превзойдут уровень 2008 года в 2011-2012 году (по итогам 2010 года они составляют 99,9% от уровня 2008 года), но инвестиции в экономику Москвы и в 2014 году докризисных показателей не продемонстрируют. Причины банальны: основой инвестиционной политики мэрии при Юрии Лужкове был рост в строительстве жилья, при Сергее Собянине строить на те же деньги предполагается дороги и общественный транспорт: большого притока частного капитала туда, в отличие от строительства, не приходится. Мало того, цифры уже производившихся инвестиций подверглись значительной корректировке (см. справку) — судя по всему, «лужковские» инвестиции в рынок недвижимости по крайней мере отчасти были «бумажными».
Второе важное отличие прогнозов 2010 и 2011 года — оценка трендов на рынке труда. Правительство Юрия Лужкова предполагало, что после обвала числа рабочих мест в Москве с 6,6 млн в 2008 году до 6,1 млн в 2010 году число занятых в экономике москвичей будет медленно снижаться. Напротив, правительство Сергея Собянина ставит на то, что число занятых возрастет до 6,3 млн человек и будет медленно повышаться, хотя полностью к 2014 году на докризисный уровень не выйдет. У новой мэрии есть основания так полагать: она планирует более щедрое, чем предполагалось при Юрии Лужкове, повышение заработных плат в городе, в том числе реальных (см. таблицу), в 2014 году планируется средняя начисленная зарплата на уровне 59,9 тыс. руб. (в первом полугодии 2011 года — чуть более 39 тыс. руб.).
Парадоксально, но именно активную социальную политику Москвы, которая и привела к ограниченности ресурсов для развития экономики города при Юрии Лужкове, команда Сергея Собянина предполагает не просто продолжать, но и усугублять. Фонд оплаты труда бюджетников будет расти на 8% в год, размер региональной доплаты к пенсиям в 2011-2014 годах вырастет на 23%. «Несмотря на то что зарплата остается основным источником доходов населения, (в доходах.— «Ъ») увеличится доля социальных трансфертов«,— предупреждают разработчики документа.
В этом, впрочем, нет ничего удивительного: Москва намерена твердо следовать федеральному курсу и в его рамках рассчитывает на то, что «умеренный» рост реальных располагаемых доходов (на 2-3% в год) и снижение нормы сбережения (в 2009 году она резко выросла, затем начала снижаться) к 2014 году до докризисного поддержит главную отрасль московской экономики — торговлю. Ее доля в ВРП будет уверенно расти, оборот розницы будет увеличиваться на 5% в год. Промпроизводство, как предполагается, будет расти теми же темпами (ниже, чем в остальной России) — в основном за счет развития в Москве машиностроения, восстановления производства стройматериалов и роста в нефтепереработке на единственном Московском НПЗ. При этом взрывного роста в здравоохранении и образовании Москвы до 2014 года не предполагается. В образовании (в основном за счет роста зарплат) темпы роста объемов услуг будут расти на 5-5,9% в год, в здравоохранении — на 2-3% в год (в основном за счет программ модернизации): туризм и услуги связи будут расти показательно быстрее.
Таким образом, говорить о «революционной» смене экономического курса Москвы, исходя из нового прогноза, не приходится: смысл происходящего в замене в инвестиционных приоритетах города «недвижимости и промышленности Москвы» на «дороги и детские сады», число которых мэрия действительно планирует увеличить. Впрочем, и это изменение условно: авторы прогноза предупреждают, что во многом рост активности в секторе обработки в Москве (которая все равно растет медленнее, чем обрабатывающая промышленность в РФ в целом) обеспечен бюджетными вливаниями и, возможно, предприятия в собственности Москвы потребуют в 2012-2014 годах новых вложений. Лишь в одном экономисты правительства Москвы уверены точно: строительство в Москве на докризисные темпы не выйдет: очевидно, прогноз готовился еще до решения о «приращении» территории города землями на юг Московской области.