Версия для печати 1688 Материалы по теме
В Ярославском политическом форуме участвуют эксперты со всего мира

Ярославль
Сегодня Мировой политический форум «Современное государство в эпоху социального многообразия» начинает свою работу в Ярославле.

В первый день эксперты, приехавшие на мероприятие со всего мира, примут участие в работе трех тематических секций и шести неформальных дискуссионных площадок. А завтра, во второй день форума, на пленарном заседании выступят президенты России и Турции Дмитрий Медведев и Абдуллах Гюль.

Неформальные дискуссионные площадки, которые будут организованы под самый вечер первого дня, когда основные секции уже завершат свою работу, — новшество форума этого года. На них участники смогут обсудить темы, которые сами по себе достойны отдельного внимания, хотя и не слишком глобальны для того, чтобы вылиться в отдельную секцию, например, «Как сочетать многообразие и свободу?» или «Миграция: новые угрозы или новые возможности?». Впрочем, уже по этим названиям можно предположить, что проблематика площадок будет пересекаться с темами, затрагиваемыми на трех ключевых дискуссионных платформах.

Основные же секции пройдут в два строго регламентированных этапа, первый из которых будет длиться два часа, а второй, после необходимого перерыва, — полтора. Секция «Демократические институты в полиэтнических обществах», модератором которой выступит политолог Вячеслав Никонов, будет в том числе посвящена российскому опыту построения демократии в контексте опыта других многосоставных государств, в том числе Индии, США, Бразилии, ЕС. Одна из тем дискуссии на секции — эффективность демократических практик перед вызовами нелегальной миграции, этнического разобщения, сепаратизма и фундаментализма.

Следующая площадка «Богатые и бедные — где справедливость?» под руководством директора Института общественного проектирования Валерия Фадеева попытается выработать практические рекомендации для идентификации и совершенствования ключевых механизмов для борьбы с неравенством внутри государств и в масштабах мировой политики. Участники детально проанализируют процессы, оказывающие прямое влияние на формирование как национальной, так и глобальной политической и экономической культур.

Помимо вопросов демократии и социальной справедливости эксперты изучат еще одну важную тему, имеющую значение для всего мирового сообщества, — международную безопасность. Накануне модератор секции «Глобальная безопасность и локальные конфликты», председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс очертил в беседе с «РГ» круг вопросов, которые будут затрагиваться на его площадке. «Третий год подряд мы рассматриваем проблемы глобальной безопасности. В первый раз мы друг к другу присматривались, во второй — сконцентрировались на проблематике сближения России и НАТО. Сейчас мы выносим на обсуждение новый доклад, касающийся Организации Договора о коллективной безопасности, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан», — рассказал эксперт, добавив, что большая часть материала посвящена сотрудничеству ОДКБ с НАТО, ОБСЕ и Советом Европы.

По словам Юргенса, Институт современного развития всегда настроен на то, чтобы вынести прагматическую пользу из «круглого стола» каждого форума. «Хотелось бы использовать интеллект выдающихся участников дискуссии с тем, чтобы сделать две-три конкретные рекомендации президенту Дмитрию Медведеву в области безопасности, — пояснил эксперт. — Например, в прошлом году у главы государства были колебания, ехать ли на саммит НАТО в Лиссабоне или нет. Ведь многие полагали, что сближение России с альянсом нецелесообразно и вряд ли возможно из-за якобы враждебного отношения НАТО к нашей стране. Принимая решение, Медведев, конечно, выслушал не только Ярославский форум. Но рекомендации форума, подкрепленные тем, что было сказано его высокопоставленными участниками, говорили о том, что ехать надо, что прорыв возможен и что перезагрузка по принципу американской с натовцами возможна. В результате поездка состоялась, и не только состоялась, но получилась вполне благополучной».

Насущная потребность, вытекающая из тематики нынешней секции, заключается в укреплении военного механизма ОДКБ. «Мы знаем, что США объявили о выводе своих войск из Афганистана к 2014 году. Партнеры Америки по НАТО также должны вывести свои силы из страны по определенным графикам. Какие угрозы Афганистан будет представлять странам ОДКБ без военного присутствия в нем других держав — хорошо известно. У нас нет много времени на раскачку для того, чтобы сформировать ось безопасности на Юге», — полагает Юргенс.

Таким образом, в рамках секции будет предпринята попытка обозначить наметившиеся в этом направлении проблемы и понять, кто в международном политологическом и экспертном сообществе адекватно относится к России и понимает, в каком направлении нужно двигаться странам ОДКБ. «Форум — отличный полигон для того, чтобы определить заинтересованные или незаинтересованные силы», — уверен председатель правления Института современного развития. Практический же посыл заключается в том, чтобы по итогам обсуждения реформировать ОДКБ, которая смогла бы представлять в переговорах с НАТО самостоятельный крупный блок стран, объединенный общими целями. «Есть, по меньшей мере, четыре страны, которые кровно заинтересованы в том, чтобы к 2014 году ОДКБ стала не рыхлой, а нормальной, управляемой группировкой. Это Россия, это Казахстан и Таджикистан, которых напрямую коснется вывод международных сил безопасности из Афганистана, и это Белоруссия, которая уже втягивается в военно-техническое сотрудничество с Россией, несмотря на сложный характер Александра Лукашенко. Эти четыре страны понимают свои задачи и, судя по последнему саммиту ОДКБ, готовы работать ради дальнейшего сближения. Когда у нас появится мощный костяк в рамках ОДКБ, переговоры с НАТО, которые мы на прошлом форуме затеяли как интеллектуальную игру, приобретут совсем иной вид», — заключил Игорь Юргенс.

Поделиться