Версия для печати 5614 Материалы по теме
Волгоградские областные ценные бумаги в 1995—2004 и до 2010 года Сергей САЗОНОВ, заместитель главы администрации Волгоградской области — начальник главного финансово-казначейского управления
Начиная с 1995 г. Волгоградская область размещает на фондовом рынке волгоградские областные ценные бумаги. Первоначальными причинами, побудившими приступить к заимствованию на фондовом рынке, являлись возможность привлечения дополнительных более дешевых заемных средств и сравнительная простота регулирования денежных потоков. Важный фактор — возможность более гибкого управления долгом за счет операций на вторичном рынке.
Безупречная кредитная история, сложившаяся за этот период на рынке областных облигаций, позволила повысить общий рейтинг администрации как заемщика на рынке кредитных ресурсов. Это уменьшило отток денежных средств из региона, а вовлечение в общий экономический оборот денежных накоплений населения снизило социальную напряженность.
Несмотря на сложившуюся многолетнюю положительную историю выпуска областных ценных бумаг, в последние годы накопился ряд проблем, требующих решения. Поскольку рынок областных облигаций был изначально внебиржевым, существующий порядок размещения областных ценных бумаг в виде «закрытой подписки» значительно сужал круг потенциальных инвесторов при первичном размещении облигаций региональными рамками. Как результат: краткосрочность долга, высокие процентные ставки по сравнению с ценными бумагами, размещаемыми на бирже, низкая ликвидность рынка обязательств Волгоградской области, его ограниченность региональными границами.
Ранее эмитент не сталкивался с проблемами размещения бумаг из-за высокого спроса со стороны инвесторов внутри региона, поэтому вопрос о размещении облигаций через биржевой рынок серьезно эмитентом не рассматривался. Но в последние годы ситуация на фондовом рынке Волгоградской области кардинально изменилась. Снизилось общее число официальных дилеров, участвующих в первичном размещении волгоградских областных облигаций. Это объясняется рядом причин: — слабостью местной финансовой инфраструктуры: многие финансовые институты после кризиса прекратили свое существование; — ограниченностью возможностей регионального финансового рынка: из-за ограниченности в средствах местные финансовые институты для получения большей прибыли предпочитают работать с более рискованными, но более доходными корпоративными инструментами; — ограничениями Центробанка РФ по созданию резерва на возможные потери: из-за региональности обращения облигаций Волгоградской области данные ценные бумаги не включены в листинг ведущих информационных агентств, следовательно нормативные требования для банковских учреждений по созданию резерва на возможные потери значительно выше.
На протяжении последних лет неизменными участниками первичного размещения областных облигаций были: ОАО «Акционерный коммерческий «Волго-Донинвест банк», АКБ «Волгопромбанк», ООО «Волгоградская инвестиционная компания», финансовый брокер «Август». Кроме того, в разные годы принимали участие в размещении ценных бумаг — ОАО «Петрокоммерцбанк», ОАО «НОКССбанк», ОАО АКБ «КОР», Волгоградское доверительное общество, АКБ «Московский индустриальный банк» и многие другие.
Несмотря на снижение числа дилеров, участвующих в размещении в последние годы, размещение осуществлялось в полном объеме. В начале 2003 г. был проведен анализ состояния и перспектив развития внутреннего регионального фондового рынка и принято решение, что внутренний рынок в его нынешнем состоянии не может полностью соответствовать потребностям областного бюджета в привлечении дополнительных денежных потоков. Необходимо привлечение средств других регионов для работы и развития экономики нашей области. Ситуацию можно изменить только путем вывода бумаг на биржевой рынок, сохранив при этом выпуск ценных бумаг для регионального рынка, который будет поддерживать ликвидность существующего областного рынка облигаций.
На основании действующего законодательства перед выпуском ценных бумаг проведен открытый конкурс по выбору генерального агента займа. Победителем конкурса была признана инвестиционная компания «АВК» (Санкт-Петербург).
Выпуск биржевого займа и выход на организованный рынок ценных бумаг, где сконцентрирована основная часть российских инвестиционных ресурсов, продолжил развитие положительной кредитной истории на новом, публичном уровне, позволил увеличить объемы заимствований с одновременным снижением расходов на обслуживание и ростом сроков заимствований, дал толчок к дальнейшему развитию фондового рынка волгоградских областных облигаций. Ценные бумаги Волгоградской области со сроком обращения 1092 дня на Валютной бирже Санкт-Петербурга размещались с доходностью 11,4% годовых. В октябре-ноябре 2003 г. ситуация на бирже ухудшилась, но области удалось частично реализовать облигации со сроком обращения 728 дней с доходностью 14,5% годовых.
На данный момент администрация Волгоградской области имеет значительный опыт выпуска и обслуживания облигационных займов, развитую инфраструктуру рынка региональных ценных бумаг. Выпуск областных займов стал важной и неотъемлемой частью бюджетного процесса.
Программой государственных внутренних заимствований на 2004 г. предусматривается выпуск областных ценных бумаг в размере 700 млн. руб., из них 600 млн. руб. — для биржевого размещения и 100 млн. руб. — для внутрирегионального размещения ценных бумаг.
Волгоградская область, по нашим сведениям, — единственный регион, который при выходе на биржевой рынок сохранил размещение на внутреннем рынке, решив не разрушать сложившуюся систему размещений, а проводить эти заимствования параллельно.
Исходя из объема ценных бумаг, находящихся в обращении, и запланированного объема привлечения в 2004 г. определены стратегия внутренних государственных заимствований на фондовом рынке и объемы предполагаемого выпуска на период до 2010 г. При разработке учитывались потребности областного бюджета в дополнительных финансовых средствах и планомерное распределение долговой нагрузки при погашении ценных бумаг по годам.
Снижение процентных ставок, по которым будут осуществляться заимствования на биржевом и внутрирегиональном рынках, приведет к снижению расходов на обслуживание государственного внутреннего долга. Кроме того, в зависимости от фактической ситуации, складывающейся на фондовом рынке, а также от потребностей областного бюджета в дополнительных денежных средствах, планируемые заимствования будут уточняться на каждый финансовый год.
Обобщая сказанное, следует остановиться на основных достоинствах выпуска ценных бумаг для областного бюджета.
Фондовый капитал более динамичен. Процентная ставка по занимаемому на фондовом рынке капиталу формируется спросом и предложением на рынке на данный момент, что позволяет проводить более гибкую политику заимствования — в отличие от банковских кредитов (банки кредитуют по ставке рефинансирования плюс три пункта). Только Волгоградский банк Сбербанка РФ представляет кредиты под 14% годовых, но на срок не более 6 месяцев. По условиям эмиссии и обращения волгоградских областных ценных бумаг доход кредитора (или плата за пользование заемными средствами) выплачивается в конце кредитного срока, что повышает инфляционную составляющую в составе платы за пользование заемными средствами, снижая реальную стоимость заемных средств. Тогда как по кредитам идет ежемесячное перечисление средств из областного бюджета на выплату процентов за пользование заемными средствами.
График размещения облигаций составляется так, что позволяет привлекать дополнительные денежные средства в периоды наименьших налоговых поступлений в областной бюджет и в те моменты, когда бюджету приходится производить большие выплаты, особенно работникам бюджетной сферы.
Наряду с ориентацией эмитента на институциональных инвесторов большое внимание уделяется и частным вкладчикам. При относительно низких кредитных рисках (надежности вложения денежных средств), сравнимых с кредитными рисками депозитов в Сбербанке РФ, покупка инвестором областных облигаций сулит значительно больший доход. Для сравнения: денежные вклады от населения принимаются Сбербанком РФ под депозитную ставку 5-7% годовых в зависимости от срока вклада, что намного ниже не только ставки рефинансирования, но и существующей на данный момент инфляции. Кроме того, Сбербанк РФ в одностороннем порядке производит снижение процентов по депозитам при общем снижении ставок.
Облигации Волгоградской области — достойная альтернатива вложения денежных средств населения депозитам Сбербанка. Физические лица, единожды вложив свои свободные средства в областные облигации, отдают этому финансовому инструменту предпочтение и в дальнейшем.
Но существует и ряд проблем, которые требуют решения в среднесрочной перспективе. Это прежде всего: — малоразветвленная дилерская сеть (до сих пор не удалось привлечь к размещению как дилера Волгоградский банк Сбербанка РФ с его разветвленной филиальной сетью. Если он и участвовал в размещении, то лишь как конечный инвестор, не выставляя бумаги на вторичном рынке. Объяснением этому может быть политика, проводимая Сбербанком РФ: волгоградские областные облигации конкурировали бы с депозитами самого банка); — ярковыраженная региональность инвестиций (после августовского кризиса 1998 г. среди инвесторов в первую очередь преобладают местные дилеры, исключением является Волгоградский филиал ОАО «Петрокоммерцбанк»); — незначительное участие в качестве инвесторов таких организаций, как страховые и пенсионные фонды.
Изменение условий в экономике требует изменений приоритетов в бюджетной политике региональных властей. Рост налоговых поступлений, ревизия текущих расходов привели к снижению дефицита областного бюджета. В сложившихся условиях одной из основополагающих задач бюджетной политики региона становится создание и развитие экономических процессов, которые стимулировали бы деловую и инвестиционную активность частного сектора, укрепление промышленного и финансового потенциала региона, рост благосостояния населения. Эти процессы должны ставить своей целью привлечение дополнительных денежных ресурсов в объемах, способных удовлетворить инвестиционный спрос. Более того, инвестиционные потоки должны обеспечивать рост экономики во всех секторах регионального хозяйства, что, в свою очередь, обусловит увеличение налоговых поступлений в бюджет и рост общего благосостояния. Основным тормозом экономического развития промышленных и финансовых процессов в регионе является острый недостаток инвестиционных вложений. Использование авторитета и опыта работы администрации области на фондовом рынке по мобилизации денежных средств может оказать существенное влияние на изменение ситуации к лучшему.
Привлечение значительных финансовых ресурсов, при условии инвестирования в крупные региональные проекты, может ускорить развитие социально-экономической инфраструктуры. Повышение деловой активности и расширение доходной базы бюджета существенно смягчат нагрузку на бюджет, связанную с погашением и обслуживанием долга за счет средств, поступивших в погашение инвестиционных кредитов.

Журнал «Бюджет» №5 май 2004 г.

Поделиться