Министерство подготовило и внесло в правительство проект изменений в
Доступ к помещениям всегда был одной из главных проблем для малого бизнеса, одобряет новации эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов. Выгоднее иметь помещения в собственности — договоры аренды часто заключаются на короткий срок, и бизнесу сложно планировать работу на перспективу, пояснил он.
Право льготного выкупа арендуемых помещений существует у «малышей» с 2008 года. По нему добросовестным арендаторам, снимавшим помещения у государства не менее двух лет, предоставлялось право «первой ночи» при приватизации. Но власти были не обязаны продавать все объекты и могли формировать перечни регионального и муниципального имущества, сохранявшегося в госсобственности. В перечни попало около 80 тысяч объектов общей площадью свыше 19 миллионов квадратных метров, а выкупить предприниматели смогли всего 2 миллиона квадратных метров, подсчитала Ларионова. Мнение арендаторов, как поступать с имуществом — вносить его в перечень или продавать — не учитывалось. Предполагалось, что имущество из перечней будет сдаваться в аренду исключительно малому и среднему бизнесу. Но были случаи, когда администрации стремились сохранить за собой помещения по надуманным предлогам — например, для размещения в них картинных галерей, рассказывает вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Владислав Корочкин. Или расторгали договор аренды с претендентом на выкуп и тут же сдавали помещение другому бизнесмену, но на короткий срок. Такой ход используется как способ административного давления на бизнес, поясняет Корочкин.
Многие просто не могли финансово потянуть покупку — стоимость объектов иногда доходила до десятков миллионов рублей, замечает Корочкин. Местные власти должны были предусмотреть возможность рассрочки по оплате, но ее срок устанавливался законами субъектов. Иногда препятствием был и максимально допустимый размер площади выкупаемых помещений. Иногда в крупных городах, говорит Корочкин, в «одни руки» можно было продать всего несколько десятков квадратных метров.
Новый проект закона большую часть барьеров снимет. Независимо от того, включен ли объект в перечень имущества, который сохраняется в собственности муниципалитета, предприниматели смогут в уведомительном порядке подать заявку на выкуп. Причем даже в том случае, если раньше им было отказано в этом. У бизнесменов будет шанс подать заявку на выкуп помещения, принадлежащего государственному или муниципальному унитарному предприятию, рассказывает Ларионова. Но, кроме того, надо сделать максимально прозрачными решения властей, когда объект по тем или иным причинам не приватизируется, это сократит возможные злоупотребления, предлагает Шестоперов. Минимальный срок рассрочки по оплате будет составлять не менее трех лет. «Такие поправки исключат случаи установления авансового платежа по сделкам, зачастую достигающего 30 процентов и снижающего привлекательность сделки для субъектов малого и среднего предпринимательства», — поясняет Ларионова.
Более четко прописывается право предпринимателя оспорить в суде рыночную цену объекта. И до тех пор, пока идет разбирательство в суде, власти не смогут продать объект другому претенденту. Будет ли сохранено положение о праве регионов устанавливать ограничения по максимальному размеру площади, пока непонятно. На уровне федерального закона есть смысл установить верхний предел такой планки или допустимую «вилку» по площади выкупаемого объекта одним предпринимателем, считает Шестоперов. С одной стороны, это не позволит местным властям искусственно занижать объемы приватизируемых площадей. А с другой, исключит схемы, когда крупный бизнес будет «дробить» предприятие на несколько мелких и покупать большие объекты.