Такие выводы содержатся в только что опубликованном исследовании, проведенном российской микрофинансовой компанией.
Этот опрос впервые охватил довольно внушительную аудиторию — более половины тысячи предпринимателей, работающих на крупнейших оптовых и розничных рынках в 30 городах страны.
Согласно данным исследования, постоянные сложности с финансовым обеспечением испытывают 37 процентов респондентов. Несмотря на это банковские кредиты являются одним из самых распространенных способов получения финансирования для развития бизнеса. В банки предпочитают обращаться порядка 60 процентов предпринимателей. При этом более половины опрошенных выбирают кредитную организацию, исходя из величины ставки, а для 20 процентов решающей является сумма кредита — более миллиона рублей.
Главным минусом кредитования в банке более половины принявших участие в исследовании бизнесменов считают бумажную волокиту. Необходимость залога отталкивает 22 процента предпринимателей, а длительные сроки оформления являются негативным фактором для 17 процентов. На этом фоне, отмечают эксперты, существенно возрастает количество предпринимателей, обратившихся в микрофинансовые организации. За последний год общий объем этого рынка увеличился более чем на 30 процентов.
— В южных регионах использование заемных средств для развития собственного бизнеса является особо востребованной услугой, — сказала корреспонденту «РГ» гендиректор микрофинансовой компании «Финотдел» Татьяна Юрина. — Чаще всего этой возможностью пользуются представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере торговли и услуг. Их доля составляет свыше 75 процентов от общего портфеля займов. Имея много схожих черт с другими регионами, микрофинансовая деятельность на юге страны в силу географического положения имеет и ряд особенностей. Здесь дольше период «климатического лета», а, как известно, более 62 процентов предпринимателей называют именно зиму периодом спада в бизнесе.
Интересно, что обобщенный портрет предпринимателя, работающего в сфере торговли, выглядит примерно так. Как правило, это женщина, от 30 до 40 лет, имеющая среднее или среднеспециальное образование и занимающаяся розничной торговлей более пяти лет. Как оказалось, менее всего сфера торговли привлекает пожилых людей: среди опрошенных оказалось лишь 17 процентов предпринимателей в возрасте от 50 лет. Молодежь также проявляет к этому виду бизнеса невысокий интерес: всего 22 процента опрошенных принадлежат к возрастной группе от 20 до 30 лет.