Государство№5 Май 2012 — 15 июня 2012

Активная позиция Псковской области в решении местных вопросов

Версия для печати 3172 Материалы по теме
Активная позиция Псковской области в решении местных вопросов

Баринова
В период проведения реформ администрация Псковской области считает одним из своих приоритетов поддержку муниципальных образований. Эффект от всесторонней помощи субъекта РФ в реализации современных методов управления местными финансами несомненен. Активное участие и поддержка области в продолжении реформ местного самоуправления гарантируют результативность новых проектов.

Всесторонняя поддержка муниципальных образований — одна из наших приоритетных задач, рассказывает начальник Государственного финансового управления Псковской области Татьяна Алексеевна БАРИНОВА. Помощь субъекта Федерации муниципалитетам касается как решения задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, так и обеспечения эффективного управления финансами на местном уровне. Среди актуальных вопросов, стоящих на повестке дня, — реализация основных положений Федерального закона № 83-ФЗ: формирование муниципальных заданий и реестров муниципальных услуг, составление проектов местных бюджетов на базе расчета стоимости услуг — словом, целый спектр мероприятий по улучшению качества планирования и оказания услуг населению области.

На сегодняшний день в муниципальных образованиях Псковской области действует проект, направленный на решение названных выше задач. Реализация данного проекта включает в себя прежде всего методологический консалтинг, предполагающий проведение анализа существующих процессов и их оптимизацию в каждом муниципальном образовании области, и соответствующую переработку нормативных правовых актов. Самое главное — это, конечно же, обучение. Подробные консультации по особенностям планирования деятельности учреждений, формирования бюджета в новых условиях получают все сотрудники органов местного самоуправления, работники муниципальных учреждений.

Особая роль Государственного финансового управления заключается в контроле за ходом проведения реформ в рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ на местном уровне. В этих целях организовано функционирование централизованного информационного ресурса, который в своей практике применяют все муниципальные образования области. За счет единой для региона и всех его муниципальных образований базы данных обеспечивается возможность получения и хранения консолидированной информации, сравнения идентичных показателей между различными муниципальными образованиями области, проведения необходимого анализа данных. Основой централизованного ресурса является автоматизированная система «БИС-СБОР», внедренная по SaaS-модели (см. табл. 1 и рисунок).

таб 1
Что получает область от такой централизации? Во-первых, возможность текущего мониторинга проведения реформ в рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ, контроля за исполнением наиболее значимых индикативных показателей, характеризующих достигнутые муниципальными образованиями результаты в сфере повышения эффективности бюджетных расходов. Таких, например, как доля автономных и бюджетных учреждений, доля услуг, по которым установлено требование к качеству, перечень таких услуг.

Во-вторых, регион получает значительную прямую экономию бюджетных средств. В этом заключается неоспоримое достоинство SaaS-модели, применение которой обеспечивает система «БИС». При внедрении системы от нас не потребовалось приобретать дополнительные технические средства, оборудование. Решена проблема отсутствия во многих районах технических специалистов. Управление системой осуществляется самим разработчиком — компанией «Р.О.С.Т.У.». Силами специалистов компании осуществляется техническое и методологическое сопровождение. Учитывая масштабность проекта, это дает нам весомую экономию средств бюджета. В 2012 году мы полностью завершили переход к использованию «облачных технологий» на базе системы «БИС».

рис 1
И, наконец, самое главное: в управленческом аспекте реализация проекта обеспечивает возможность проведения сравнительного анализа фактической деятельности муниципальных образований региона по заданным параметрам. Все это активно используется нами в выстраивании межбюджетных отношений с муниципалитетами.

Великие Луки

короткова
Более подробно о первых результатах проекта по переходу на новые принципы формирования бюджета и планирования деятельности учреждений на местном уровне рассказывает начальник финансового управления города Великие Луки Наталья Михайловна КОРОТКОВА.

В городе Великие Луки с 2010 года функционирует система управления деятельностью учреждений, разработанная компанией «Р.О.С.Т.У.». В основе данной системы лежат методы взаимосвязи инструментов планирования и мониторинга деятельности. Это позволяет решать задачи по формированию муниципальных заданий, реестров муниципальных услуг с показателями, расчету субсидий на выполнение муниципальных заданий и планированию бюджета с учетом принимаемых и действующих обязательств и параметров муниципальных заданий.

За прошедшие с начала функционирования системы два года мы достигли заметных результатов. На сегодняшний день полностью сформирован реестр муниципальных услуг, работ, мероприятий. При его формировании мы исходили из принципов:

  • идентичного содержания услуги;
  • измеримости показателей объема и качества услуг;
  • сопоставимости показателей объема и качества услуг;
  • достоверности определения единицы стоимости услуг;
  • полноты отражения видов деятельности, осуществляемых учреждениями.

В результате, к примеру, до детских учреждений доводится план деятельности, содержащий до пяти видов услуг, работ, мероприятий. При этом по каждому виду деятельности заданы показатели объема и качества (табл. 2).

Данные исполнения местного бюджета за 2011 год, сформированные в системе «БИС», позволили нам определить плановую стоимость оказания каждой услуги, закрепленной в реестре услуг, с учетом существующих реалий и включить ее в расчет субсидий на выполнение муниципальных заданий для учреждений города Великие Луки в 2012 году.

Расчет объемов финансирования оказания муниципальных услуг ведется по каждому виду деятельности и в разрезе всех типов учреждений, включая казенные. Это позволило полностью спланировать местный бюджет на 2012–2014 годы. При составлении бюджета учитываются показатели объема деятельности учреждений, качества и стоимости муниципальных услуг.

Сейчас мы проводим работу по формированию данных о выполнении муниципальных заданий за I квартал 2012 года, которые позволят проанализировать информацию об исполнении местного бюджета в разрезе видов деятельности и типов учреждений и сопоставить плановые показатели деятельности учреждений и их фактическое исполнение. Тем самым будет дана объективная оценка эффективности работы муниципальных учреждений за I квартал, и это позволит провести необходимую корректировку бюджетных показателей, кстати, также через бюджетно-информационную систему. Соответственно уже имеющиеся наработки могут быть использованы как в управлении деятельностью учреждений в процессе дальнейшего исполнения бюджета текущего финансового года, так и при планировании показателей на среднесрочную перспективу 2013–2015 годов.

таб 2
Но основные реформы еще впереди. Следующий этап реализации проекта по переходу на принципы БОР предполагает объединение процессов стратегического и бюджетного планирования, выстраивание системы целеполагания города «от цели — к услуге/работе/мероприятию», программно-целевое планирование бюджета, мониторинг достижения целей. Мы планируем создать систему управления муниципальным образованием, при которой деятельность каждого органа власти (комитета, управления), каждого учреждения будет увязана со стратегическими целями развития города, имеющимися финансовыми ресурсами, и будет базироваться на принципах ответственности за результаты данной деятельности.

Поделиться