— Евгений Викторович, субъекты РФ имеют право размещать остатки бюджетных средств на депозитах коммерческих банков. Есть ли смысл предоставить такое право муниципальным образованиям?
— Действующая редакция статьи 236 Бюджетного кодекса предоставляет право размещать бюджетные средства на депозитах в коммерческих банках только Российской Федерации и при соблюдении определенных условий — субъектам Российской Федерации. Муниципальные образования этого делать не могут.
В настоящее время в Государственной думе находится на рассмотрении проект федерального закона №
— Субъекты РФ берут кредиты в основном у двух банков — Сбербанка и ВТБ. С чем это связано? Может ли измениться ситуация в будущем?
— Возможность привлечения субъектом Российской Федерации кредитов у банков определяется целым рядом условий, в том числе процентной ставкой, сроком предоставления кредита, наличием собственных средств на счете и сложившимися правилами и традициями взаимодействия с банком. На сегодняшний день этим условиям наиболее отвечают банки с государственным участием в капитале. В ближайшее время не следует ожидать увеличения числа банков, предоставляющих кредиты субъектам, и объемов их кредитования.
Вложения кредитных организаций в долговые обязательства субъектов РФ и органов местного самоуправления на 1 апреля 2012 года составили 136,8 миллиарда рублей (на 1 января 2012 года — 223,7 миллиарда рублей). Активная политика государства по средне- и долгосрочному кредитованию бюджетов субъектов Российской Федерации в
— Могут ли, по вашему мнению, субъекты РФ и муниципалитеты жить в кредит подобно коммерческим организациям, не опасаясь возможного увеличения государственного и муниципального долга при повышении банковских ставок?
— Повышение или снижение процентных ставок по банковским кредитам не влияет на размер долга бюджета субъекта Российской Федерации или муниципалитета. Но изменение процентной ставки по кредиту сказывается на стоимости обслуживания долговых обязательств того или иного бюджета. Поэтому при росте процентных ставок необходимо рассматривать вопрос о способности государственного (субъекта Федерации) или муниципального бюджета обслуживать свои долговые обязательства, одновременно не забывая о своих расходных обязательствах, за счет тех доходных источников, которые у него имеются. Поэтому при принятии решения о формировании соответствующего бюджета с дефицитом необходимо очень ответственно выбирать долговые инструменты для его финансирования. Следует руководствоваться стоимостью их обслуживания не только на момент принятия решения, но и в среднесрочной перспективе.
В исключительном случае, следует заметить, рост процентных ставок действительно может сказаться на увеличении государственного или муниципального долга. Это произойдет, если увеличение процентной ставки по кредиту приведет к невозможности для бюджета на данном этапе обслуживать свой долг. Тогда в результате реструктуризации долга кредитор и должник могут прийти к соглашению о капитализации процентных платежей, что и будет означать увеличение общего размера долга. Но это уже форс-мажорные обстоятельства.
— А как бы вы оценили нынешнее состояние рынка государственных облигаций и его перспективы?
— Объем государственного внутреннего долга, номинированный в государственных долговых обязательствах, на начало апреля 2012 года составлял 3,669 триллиона рублей, или треть от прогнозируемого объема доходов федерального бюджета. Это существенная величина как для нашего долгового рынка, так и для федерального бюджета. Она сама по себе говорит о том, что рынок государственных облигаций успешно работает и будет развиваться. Уже сегодня процентные ставки по долговым обязательствам РФ выступают суверенным benchmarkом (ориентиром, эталоном) для других российских заемщиков.
Если вы посмотрите на основные параметры федерального бюджета на
Рост потребностей федерального бюджета в заемном финансировании может привести к «шоковой» реакции инвесторов, существенному увеличению стоимости государственных заимствований. В этой связи развитие национального долгового рынка является необходимым условием для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности. Ключевыми задачами на этом направлении будут совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, повышение его ликвидности, расширение инвесторской базы, создание комфортных и конкурентоспособных условий для участников рынка из числа различных групп инвесторов. Могу отметить, что Министерство финансов РФ все хорошо понимает, и это отражено в подготовленном Минфином документе «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на
— Какие еще законопроекты, касающиеся бюджетных организаций, рассматривает сейчас ваш комитет?
— Основным законом, который регламентирует деятельность бюджетных учреждений и который с момента его принятия находится в поле зрения комитета, является Федеральный закон №
В Совете Федерации прошел правительственный час, посвященный вопросу реализации закона, и по его итогам было принято специальное постановление. В декабре 2011 года состоялось выездное заседание временной комиссии с участием представителей регионов, министерств и ведомств. Были выработаны рекомендации как Правительству России, так и органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления. Сейчас комитет готовит парламентские слушания по данному вопросу, которые пройдут в Совете Федерации 21 июня 2012 года.