Версия для печати 4806 Материалы по теме
«Необходимо очень ответственно выбирать долговые инструменты»

бушмин
О некоторых аспектах взаимодействия российской банковской системы и государственного сектора рассказывает председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгений Викторович БУШМИН.

— Евгений Викторович, субъекты РФ имеют право размещать остатки бюджетных средств на депозитах коммерческих банков. Есть ли смысл предоставить такое право муниципальным образованиям?

— Действующая редакция статьи 236 Бюджетного кодекса предоставляет право размещать бюджетные средства на депозитах в коммерческих банках только Российской Федерации и при соблюдении определенных условий — субъектам Российской Федерации. Муниципальные образования этого делать не могут.

В настоящее время в Государственной думе находится на рассмотрении проект федерального закона № 204754-5 «О внесении изменений в статью 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации», внесенный членами Совета Федерации С. Ю. Орловой, Е. В. Бушминым, Д. Н. Ананьевым и депутатом Государственной думы А. Г. Аксаковым. Принятие данного федерального закона позволит примерно 200 муниципальным образованиям, среди которых есть крупнейшие города России, размещать на депозитах коммерческих банков имеющиеся у них свободные остатки денежных средств и использовать их более эффективно.

— Субъекты РФ берут кредиты в основном у двух банков — Сбербанка и ВТБ. С чем это связано? Может ли измениться ситуация в будущем?

— Возможность привлечения субъектом Российской Федерации кредитов у банков определяется целым рядом условий, в том числе процентной ставкой, сроком предоставления кредита, наличием собственных средств на счете и сложившимися правилами и традициями взаимодействия с банком. На сегодняшний день этим условиям наиболее отвечают банки с государственным участием в капитале. В ближайшее время не следует ожидать увеличения числа банков, предоставляющих кредиты субъектам, и объемов их кредитования.

Вложения кредитных организаций в долговые обязательства субъектов РФ и органов местного самоуправления на 1 апреля 2012 года составили 136,8 миллиарда руб­лей (на 1 января 2012 года — 223,7 миллиарда рублей). Активная политика государства по средне- и долгосрочному кредитованию бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008–2011 годах привела к резкому росту долгов их бюджетов, что не могло не отразиться не только на финансовой устойчивости бюджетов территорий, но и на их возможностях по привлечению кредитов на рыночных условиях у кредитных организаций.

— Могут ли, по вашему мнению, субъекты РФ и муниципалитеты жить в кредит подобно коммерческим организациям, не опасаясь возможного увеличения государственного и муниципального долга при повышении банковских ставок?

— Повышение или снижение процентных ставок по банковским кредитам не влияет на размер долга бюджета субъекта Российской Федерации или муниципалитета. Но изменение процентной ставки по кредиту сказывается на стоимости обслуживания долговых обязательств того или иного бюджета. Поэтому при росте процентных ставок необходимо рассматривать вопрос о способности государственного (субъекта Федерации) или муниципального бюджета обслуживать свои долговые обязательства, одновременно не забывая о своих расходных обязательствах, за счет тех доходных источников, которые у него имеются. Поэтому при принятии решения о формировании соответствующего бюджета с дефицитом необходимо очень ответственно выбирать долговые инструменты для его финансирования. Следует руководствоваться стоимостью их обслуживания не только на момент принятия решения, но и в среднесрочной перспективе.

В исключительном случае, следует заметить, рост процентных ставок действительно может сказаться на увеличении государственного или муниципального долга. Это произойдет, если увеличение процентной ставки по кредиту приведет к невозможности для бюджета на данном этапе обслуживать свой долг. Тогда в результате реструктуризации долга кредитор и должник могут прийти к соглашению о капитализации процентных платежей, что и будет означать увеличение общего размера долга. Но это уже форс-мажорные обстоятельства.

— А как бы вы оценили нынешнее состояние рынка государственных облигаций и его перспективы?

— Объем государственного внутреннего долга, номинированный в государственных долговых обязательствах, на начало апреля 2012 года составлял 3,669 триллиона рублей, или треть от прогнозируемого объема доходов федерального бюджета. Это существенная величина как для нашего долгового рынка, так и для федерального бюджета. Она сама по себе говорит о том, что рынок государственных облигаций успешно работает и будет развиваться. Уже сегодня процентные ставки по долговым обязательствам РФ выступают суверенным benchmarkом (ориентиром, эталоном) для других российских заемщиков.

Если вы посмотрите на основные параметры федерального бюджета на 2012–2014 годы, то заметите, что государственные заимствования будут в среднесрочной перспективе основным источником финансирования его дефицита. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для нас величины — на уровне почти 2 триллионов рублей заимствований ежегодно. Конечно, это станет реальностью при условии, что дефицит федерального бюджета в ходе его исполнения не будет сокращаться.

Рост потребностей федерального бюджета в заемном финансировании может привести к «шоковой» реакции инвесторов, существенному увеличению стоимости государственных заимствований. В этой связи развитие национального долгового рынка является необходимым условием для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности. Ключевыми задачами на этом направлении будут совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, повышение его ликвидности, расширение инвесторской базы, создание комфортных и конкурентоспособных условий для участников рынка из числа различных групп инвесторов. Могу отметить, что Министерство финансов РФ все хорошо понимает, и это отражено в подготовленном Минфином документе «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012–2014 годы».

— Какие еще законопроекты, касающиеся бюджетных организаций, рассматривает сейчас ваш комитет?

— Основным законом, который регламентирует деятельность бюджетных учреждений и который с момента его принятия находится в поле зрения комитета, является Федеральный закон № 83-ФЗ. Принятие закона вызвало бурное обсуждение, возникли трудности с его реализацией. Именно поэтому в Совете Федерации была создана временная комиссия по мониторингу формирования нормативной правовой базы, обеспечивающей вступление в силу Федерального закона № −83 ФЗ и практики его применения.

В Совете Федерации прошел правительственный час, посвященный вопросу реализации закона, и по его итогам было принято специальное постановление. В декабре 2011 года состоялось выездное заседание временной комиссии с участием представителей регионов, министерств и ведомств. Были выработаны рекомендации как Правительству России, так и органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления. Сейчас комитет готовит парламентские слушания по данному вопросу, которые пройдут в Совете Федерации 21 июня 2012 года.

Поделиться