Версия для печати 2231 Материалы по теме
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

В малом и среднем бизнесе трудится более 40% экономически активного населения Удмуртской Республики  или 315 тысяч человек. В настоящее время — это тот сектор экономики, который вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие региона. Об этом отметил министр экономики Михаил Зайцев, докладывая на аппаратном совещании о мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в республике ежегодно растет. По приросту числа малых предприятий в  2011 году Удмуртская Республика занимала 4 место среди регионов Приволжского федерального округа, уступая лишь Пензенской, Саратовской областям и Республике Татарстан.
 
В настоящее время на территории республики зарегистрировано 65 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Для сравнения: еще в середине девяностых годов у нас было чуть больше 2000 малых предприятий с численностью 18  тысяч человек.
 
Доля продукции малых предприятий в общем объеме валового регионального продукта по итогам прошлого года превысила 9 процентов, а объем инвестиций в основной капитал составил более 6 миллиардов рублей, или 10 процентов от их общего объема.
В 2011 году только по специальным налоговым режимам в бюджет республики поступило более 1,6 млрд. рублей, что выше уровня предыдущего года на 17 процентов. И это - без учета взносов в пенсионный фонд, выплат по НДС и других налоговых отчислений.
Но самый основной вклад малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие Удмуртии заключается в создании новых рабочих мест и занятости населения.
В настоящее время комплексная государственная  поддержка малого и среднего предпринимательства  осуществляется в рамках соответствующей республиканской целевой программы.
 
С каждым годом увеличиваются объемы таких уже востребованных сегодня видов поддержки, как субсидирование поручительства, первого лизингового платежа, затрат инновационных и экспортоориентированных компаний.
 
В прошедшем году на эти цели выделено  28 миллионов рублей. Поддержку получили 117 предприятий. Помимо финансовой поддержки, большое внимание уделяется образовательной и консультационной помощи предпринимателям.
 
Одна из ключевых ролей в реализации политики развития малого и среднего предпринимательства принадлежит республиканской и муниципальной инфраструктуре, формирование которой началось еще в 90-е годы.
 
На протяжении 16 лет действует Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, капитализация которого на сегодня составляет 415 млн. рублей. За это время профинансировано около 3 тыс. проектов бизнеса  на общую сумму почти 3 млрд. рублей.  В настоящее время фонд выдает только микрозаймы объемом до 1 млн. рублей, сроком на 1 год под 10 процентов годовых. В прошедшем году выделено 210 микрозаймов на общую сумму 175 млн. рублей.
 
Важным шагом в развитии инфраструктуры поддержки бизнеса стало создание в 2010 году Гарантийного фонда содействия кредитованию. В настоящее время его размер составляет 307 млн. рублей, а общий лимит поручительств -  460 млн. рублей. За время работы фондом предоставлено 125 поручительств на общую сумму 236 млн. рублей, что позволило бизнесу привлечь кредитных ресурсов  банков почти 600 миллионов рублей.
В республике работает сеть муниципальных фондов, 2 бизнес-инкубатора в Ижевске и Глазове, основная цель которых – это поддержка малого бизнеса на начальных этапах развития путем предоставления офисных площадей, оборудованных мебелью и компьютерной техникой на льготных условиях.
 
В прошлом году через бизнес-инкубаторы и муниципальные фонды было бесплатно проконсультировано около 2,5 тыс. предпринимателей и лиц, желающих начать свой бизнес.
С 1997 года стало хорошей традицией проведение ежегодного конкурса «Лучший предприниматель года», который направлен на пропаганду достижений бизнеса в развитии Удмуртии и поддержку предпринимателей.
Особое значение в реализации политики развития малого и среднего предпринимательства принадлежит муниципальным образованиям. В настоящее время в каждом из них реализуются соответствующие целевые программы. Созданы и продолжают работу 7  муниципальных фондов поддержки предпринимательства. С 2007 года муниципальным образованиям на конкурсной основе выделяются субсидии на поддержку бизнеса. В прошедшем году на эти цели было выделено 9 млн. рублей.
Значительные финансовые ресурсы на поддержку предпринимательства на конкурсной основе привлекаются из федерального бюджета. Причем на очень выгодных условиях -  на 1 рубль республиканских средств приходится 4 рубля федеральных.
Так, в прошедшем году общий объем финансирования  республиканской целевой программы превысил 230 миллионов рублей, из которых 52 миллиона средства республики и более 178 миллионов федеральных.  В текущем году министерством направлена заявка на участие в федеральном конкурсе на 220 миллионов рублей.
Кроме этого, оказывается финансовая поддержка предпринимателей по линии «Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства» («МСП Банк»), объем которой может достигать 1,4 млрд. руб. Именно такой лимит установлен банком для финансирования предпринимателей Удмуртии. В настоящее время с «МСП Банком» сотрудничают 11 кредитных организаций, имеющих офисы в Удмуртии, местная лизинговая компания «УралБизнесЛизинг» и Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства.
Действующий механизм государственной поддержки малого бизнеса включает разные направления и, по сути, сопровождает деятельность предпринимателя от этапа зарождения бизнес-идеи до этапа роста и развития бизнеса. А суммарная государственная поддержка малого и среднего бизнеса только по основным направлениям превышает 2 млрд. рублей.
Особенную роль в развитии предпринимательства играю усилия власти, направленные на устранение административных барьеров. Благодаря реализации Федерального закона N 294-ФЗ снижена нагрузка контролирующих органов на бизнес. В настоящее время все плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами. За законностью включения плановых проверок в ежегодные планы надзирают органы прокуратуры. Кроме того органы прокуратуры выступают в роли независимого арбитра при оценке законности отдельных оснований назначения внеплановых выездных проверок.  За 2011год и текущий период этого года не допущено 95 необоснованных проверок.
Отдельно следует сказать о такой существенной поддержке для бизнеса Удмуртии как снижение налогового бремени для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения. Указом Президента Удмуртской Республики 22 декабря 2010 года налоговая ставка была снижена  с 15% до 5%. Это был необходимый шаг, поскольку с 1 января 2011 года единый социальный налог был заменен страховыми взносами, что привело к дополнительной налоговой нагрузке на бизнес.
В республике каждый год расширяется набор мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства. В планах на этот год - представление начинающим предпринимателям грантов для открытия собственного дела «с нуля», дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях. Важным элементом инновационной инфраструктуры должен стать технопарк, необходимый для коммерциализации научных знаний, освоения наукоемких технологий и разработки новых инновационных изделий.  Работу в этом направлении уже ведётся.
Как подчеркнул Президент Удмуртии Александр Волков, что созданная в республике  система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства дает свои положительные результаты. Об этом свидетельствуют озвученные в докладе цифры. Совместными усилиями сделано немало. Еще больше сделать предстоит.  Тем более, что задача по улучшению  условий ведения предпринимательской деятельности поставлена в одном из первых Указов Президента России В.В. Путина «О долгосрочной государственной политике» от 7 мая текущего года.
 
В числе первоочередных мер - создание института уполномоченного по защите прав предпринимателей, существенное сокращение сроков прохождения процедур субъектами предпринимательской деятельности в таких сферах государственного регулирования, как строительство и подключение к сетям, развитие  мер налогового стимулирования и ряд других задач.

Поделиться