Версия для печати 3409 Материалы по теме
Переход к программному бюджету

Иванчина
Об актуальности перехода к програм­мному бюджету на региональном и местном уровнях рассказывает Елена Николаевна ИВАНЧИНА, ведущий консультант компании «Бюджетные и Финансовые Технологии».

В Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.1 были заявлены следующие основные цели перехода к программному бюджету:

  • создание общих подходов к подготовке программного бюджета, позволяющих обеспечить прозрачность бюджетного процесса для всех участников;
  • увязывание стратегического и бюд­­­жет­­ного планирования;
  • определение плановых результатов бюджетных расходов и проведение мониторинга их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов.

На региональном и местном уровнях цели перехода на программный бюджет должны быть тесно связаны с целями функционирования органов власти как гарантов предоставления государственных (муниципальных) услуг населению. Структура программ предполагает включение в систему стратегических целей, тактических задач, их показателей и мероприятий, необходимых для решения заявленных задач. Через описание целей и задач программы регионального или местного органа исполнительной власти (далее — ОИВ) обеспечивается связь со стратегическими общегосударственными целями. Оценка достижения стратегической цели осуществляется путем применения показателей конечного результата, характеризующих социально значимый эффект, таких как повышение уровня благосостояния граждан, удовлетворенность населения качеством и доступностью государственных (муниципальных) услуг, увеличение продолжительности жизни и т. п.

Цели и задачи программы формулируются широко, поэтому необходима их конкретизация до уровня мероприятий, реализуемых с применением инструментов, обеспеченных финансированием. Мероприятия направлены на достижение непосредственных результатов деятельности ОИВ. Они могут быть измерены такими показателями, как «численность детей школьного возраста, которым предоставлены общеобразовательные услуги» в образовании, «численность пациентов, пролеченных в соответствии с установленными стандартами» в здравоохранении, «охват населения услугами библиотечного обслуживания» в культуре и др.

Так, в логику программного бюджета заложен прозрачный механизм обеспечения цепочки «стратегическая цель — тактические задачи — мероприятия — инструменты реализации — непосредственные результаты — конечные результаты», наиболее полно осуществляемый на региональном и местном уровнях. При таком подходе к формированию программного бюджета происходит решение сложной задачи координации различных мер госполитики и инструментов их реализации. В частности, Федеральный закон № 83-ФЗ предоставляет широкие возможности использования таких инструментов, как государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ), финансовое обеспечение задания в форме субсидии, программы развития, расширение возможностей учреждений в части их финансово-хозяйственной деятельности.

Задача перехода к программному бюджету сложная, поскольку здесь в одной точке сходятся многие направления деятельности ОИВ, увязываются вопросы финансирования и управления в рамках бюджета существующих и вновь принимаемых обязательств. Для решения этой задачи компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» разработала автоматизированный комплекс «АЦК — Программный бюджет», способствующий облегчению процесса сбора, обработки и формирования документов, обеспечивающих программный принцип представления бюджета и достижение регионами и муниципалитетами в конечном итоге целей, заявленных в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов.

Поделиться