Вчера на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений разгорелся жаркий спор о том, как должно измениться налогообложение в стране. Председательствовала на совещании вице-премьер Ольга Голодец.
Все началось с того, что замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Сергей Разгулин представил на суд представителей профсоюзов, работодателей и правительства разработанные ведомством основные направления налоговой политики на
В частности, он отметил, что планируется оставить примерно на том же уровне налоги на труд, а увеличить их на потребление, природные ресурсы и имущество. Также предполагается освободить от налога на доходы физических лиц пособия и выплаты для безработных, в том числе средства, выплачиваемые им в прохождении обучения по направлению службы занятости или при переезде в другую местность (также при содействии этой службы).
Глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков поинтересовался: а не планирует ли минфин отменить НДФЛ для тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума, или ввести шкалу прогрессивного налога, как во многих странах? «Мало того, что мы ему платим меньше прожиточного минимума, мы еще с него берем налог за то, что он жив», — съязвил профсоюзный лидер.
И получил вполне серьезный ответ. По мнению Сергея Разгулина, нецелесообразно вводить нулевую ставку НДФЛ для определенных категорий граждан. Поддержку таких категорий государство осуществляет, компенсируя им расходы на отдельные виды товаров и услуг, за счет различных выплат и пособий, пояснил он. И подчеркнул: «Освобождать от налогообложения зарплату мы полагаем необоснованным. Если речь идет о каких-то конкретных видах доходов, например материальной помощи или пособиях, то они освобождены от налогообложения».
Что касается прогрессивной шкалы подоходного налога, то, по словам представителя минфина, правильнее повышать налоги на потребление. «Мы считаем неправильным повышать налоги на труд, независимо от того, сколько зарабатывает физлицо», — сказал он. Одновременно обсуждается вопрос повышенного налогообложения в отношении ряда дорогостоящих объектов недвижимости, а также автомобилей. «Вполне возможно перезакладывать соответствующую стоимость в акцизы или транспортный налог. Такие вопросы мы обсуждаем», — пояснил представитель минфина.
Михаил Шмаков задал еще один вопрос: не целесообразно ли ввести налог с продаж, который бы способствовал установлению социальной справедливости? Такой налог, по его мнению, позволил бы дифференцированно облагать отдельные виды товаров за счет повышенных ставок для дорогостоящих. «Одно дело — купить мясо за 100 рублей, другое — за 200, либо купить Porsche или «Жигули», — аргументировал Шмаков.
Но и тут минфин оказался непреклонен. Введение налога с продаж может повысить стоимость товаров для потребителей, но фискальный эффект от введения такого налога не очевиден, считают в ведомстве. «Вы понимаете, что объектом налогообложения будут являться те же товары, работы и услуги, которые уже обложены НДС и акцизами, поэтому это приведет к увеличению стоимости конечного продукта, росту инфляции и прочим макроэкономическим последствиям», — пояснил он.