Современное состояние общественного сектора в России требует проведения фундаментальных институциональных реформ, суть которых внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг в рамках совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Основные направления реформирования общественного сектора были утверждены Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. К процессу реформирования активно подключились регионы. Не осталась в стороне и Республика Бурятия.
Основные параметры программы
Что же представляет собой Программа Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года? Это комплексный документ, основной целью которого является повышение эффективности расходов республиканского бюджета. В число задач программы входит (см. рисунок):
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств и предоставления государственных услуг;
- повышение эффективности реализации функций государственного и муниципального управления;
- развитие системы государственного контроля;
- развитие информационной системы управления государственными финансами.
Устойчивость бюджетной системы
Выполнение мероприятий в данном направлении осуществляется путем реализации задач по увеличению поступлений доходов и сокращению недоимки по платежам в бюджет. Также уделяется внимание повышению эффективности мероприятий по управлению имущественным и земельным комплексами. Работу по увеличению доходов и развитию налогооблагаемой базы координирует комиссия при Правительстве Республики Бурятия по повышению доходов консолидированного бюджета, оплаты труда и занятости населения. На заседаниях комиссии заслушиваются отчеты руководителей исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований и территориальных представительств федеральных структур. Члены комиссии подробно разбирают отчеты, анализируют недостатки и ошибки, дают рекомендации для улучшения работы по повышению доходов. Как результат проведенных мероприятий в 2011 году поступления в консолидированный бюджет Республики Бурятия по всем налоговым и неналоговым доходам увеличились на 22,6 % к уровню 2010 года.
В рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов в республике проводится оптимизация состава государственной собственности. В течение 2011 года была осуществлена передача республиканского имущества в федеральную собственность (13 объектов недвижимого имущества общей площадью 10,7 тыс. кв. м и 135 единиц движимого имущества) и в муниципальную собственность (два объекта недвижимого имущества общей площадью 591,4 кв. м, один земельный участок площадью 2,7 тыс. кв. м, теплотрасса протяженностью 214,4 м и 1567 единиц движимого имущества). В 2011 году проводилась приватизация имущества, находящегося в собственности Республики Бурятия. В результате в республиканский бюджет поступило более 15 млн руб.
Распределение бюджетных средств
В Бурятии с 2006 года ведется работа по внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат. В настоящее время в республике действуют такие инструменты, как:
- доклады о результатах и основных направлениях деятельности;
- процедуры формирования, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.
Кроме того, составляются и ведутся реестры расходных обязательств. С 2009 года проводится мониторинг финансового менеджмента. Вместе с тем, как показывает практика, инструменты бюджетирования по результатам мало связаны друг с другом и с процедурой составления проекта республиканского бюджета. Так, перечень и объем бюджетных ассигнований формализуются в составе реестра расходных обязательств; показатели ожидаемых (непосредственных) результатов — в рамках республиканских и ведомственных целевых программ, а также государственных заданий; показатели конечных результатов — в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. В результате инструменты бюджетирования по результатам слабо влияют на распределение средств республиканского бюджета между главными распорядителями. При составлении проекта республиканского бюджета планируемые бюджетные ассигнования практически не увязываются с прогнозируемыми и фактическими результатами.
Для преодоления указанных недостатков в программе была поставлена задача внедрения программно-целевых принципов формирования бюджета, обеспечивающих прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования. В рамках реализации данной задачи в республике началось формирование нормативной базы по переходу на программный бюджет. Так, в 2011 году был принят порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ региона. В соответствии с данным порядком сформирован и утвержден перечень государственных программ Республики Бурятия.Предоставление государственных услуг
Начиная с 2006 года в Республике Бурятия проведена значительная работа по организации современной системы предоставления государственных и муниципальных услуг. Сформирована нормативная база, регламентирующая формирование и доведение государственных заданий. Утвержден единый перечень услуг (работ), оказываемых государственными учреждениями. Формируются и доводятся государственные задания на оказание услуг в соответствующих сферах деятельности.
Органами исполнительной власти региона проводится оценка качества фактически предоставляемых государственных услуг, анализ эффективности деятельности бюджетных учреждений для определения возможности и целесообразности изменения их типа. В рамках реализации направления программы в 2011 году был дополнен перечень государственных услуг (работ), осуществлена корректировка стандартов их предоставления, проведен мониторинг государственных заданий и соответствия качества предоставляемых услуг утвержденным стандартам.
Реализация функций управления
Стимулирование является одним из действенных подходов к внедрению новых принципов деятельности органов местного самоуправления, проведению структурных реформ в различных отраслях на муниципальном уровне. Для достижения целей стимулирования повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в рамках программы была поставлена задача разработать ряд соответствующих документов. В 2011 году в республике были разработаны и утверждены:
- порядок осуществления мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами;
- методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов;
- порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета муниципальным районам (городским округам) Республики Бурятия на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Финансовый контроль
В настоящее время остается ряд нерешенных проблем, которые тормозят развитие единой системы государственного финансового контроля в стране. Так, например, не зафиксированы базовые принципы и стандарты организации единой системы государственного финансового контроля, в первую очередь разграничение его на внешний и внутренний — со своими особыми задачами, функциями и полномочиями. В связи с этим в Программе повышения эффективности бюджетных расходов Республики Бурятия была поставлена задача внести изменения в ведомственные акты в части осуществления государственного финансового контроля и регулирования механизмов ответственности за нарушения бюджетного законодательства. В 2011 году республиканским Министерством финансов были разработаны и доведены до всех исполнительных органов методические рекомендации по разработке порядка осуществления внутреннего финансового контроля.
Развитие информационной системы
В рамках программы в 2011 году в Республике Бурятия были завершены работы по созданию единого комплекса планирования и исполнения бюджета с использованием веб-технологий. Обеспечена интеграция процессов планирования, составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета. Проектирование бюджета полностью автоматизировано, к единому комплексу планирования подключены распорядители бюджетных средств, финансовые органы муниципальных районов (городских округов), получатели бюджетных средств.
Таковы вкратце итоги реализации в 2011 году мероприятий Программы Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года. С использованием субсидий, полученных в 2012 году из федерального бюджета, будут завершены все запланированные мероприятия программы.
Справка «Бюджета»
Игорь Юрьевич ШУТЕНКОВ
Родился 12 июня 1966 г. в г. Потсдаме (ГДР). В 1988 г. окончил Восточно-Сибирский технологический институт по специальности «инженер-экономист».
С 1988 по 1990 г. служил в рядах Советской армии.
С 1990 по 1992 г. работал старшим, затем главным государственным налоговым инспектором госналогинспекции по Железнодорожному району г. Улан-Удэ.
С 1 января 1993 г. назначен заместителем начальника отдела организации и контроля работы, а с 1 октября 1994 г. — начальником отдела косвенных налогов межрайонной инспекции № 1 по г. Улан-Удэ. С 23 апреля 1996 г. — руководитель межрайонной инспекции № 1.
С 1 октября 2001 г. — исполняющий обязанности, а с 6 мая 2002 г. — заместитель руководителя УМНС России по Бурятии. С июня 2007 г. — заместитель руководителя УФНС по Республике Бурятия.
С 30 октября 2007 г. — и. о. министра финансов Республики Бурятия.
С 25 декабря 2007 г. — министр финансов Республики Бурятия.
Награжден почетной грамотой госналогинспекции России, медалью «100 лет профсоюзам», имеет звание «Заслуженный экономист Республики Бурятия», почетный знак «Отличник ФНС России».
Женат, воспитывает двоих дочерей.