Версия для печати 3843 Материалы по теме
Развитие региональных финансов. Электронные сервисы оплаты госуслуг

королев
С 1 июля 2012 года органы исполнительной власти субъектов РФ при оказании гражданам государственных и муниципальных услуг переходят на абсолютно новый для себя режим работы с использованием сервисов межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). При этом процесс оплаты госпошлин за услуги по-прежнему остается недостаточно охваченным информатизацией. Константин Валерьевич Королёв, директор департамента по работе с государственным сектором компании «БСС Инжиниринг»

Благодаря новшествам, вступающим в силу с июля 2012 года, граждане избавятся от необходимости сбора справок из разных ведомств. Вся юридически значимая информация будет доставлена в тот или иной орган власти с помощью автоматизированных систем межведомственного электронного взаимодействия. Однако процесс оплаты госпошлин за услуги, а также штрафов и сборов по-прежнему остается недостаточно охваченным информатизацией. Решением, на наш взгляд, станет проект создания государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП), осуществляемый Федеральным казначейством.

В настоящее время администраторы бюджетных средств (например, ФМС, ФССП, ГИБДД) не имеют оперативного доступа к информации о платежах физических и юридических лиц, внесенных через коммерческие банки РФ. Поэтому они вынуждены запрашивать документ, подтверждающий произведенный платеж, например квитанцию. Введение в действие ГИС ГМП позволит решить эту проблему. Благодаря внедрению казначейских сервисов банки получат возможность обмениваться информацией с органами государственной власти посредством СМЭВ. При этом планируется, что задействованных участников со стороны органов исполнительной власти будет порядка 30 тыс. Банкам не нужно заключать соглашения с каждым ведомством — все необходимые сведения будут предоставляться сервисами ГИС ГМП.

На данный момент гражданину, желающему получить государственную или муниципальную услугу, приходится сначала разыскивать реквизиты для заполнения бланка оплаты (переписывать их со стендов в помещениях государственных учреждений и ведомств, находить на сайтах и форумах в Интернете), потом идти в банк, чтобы заполнить квитанцию и произвести оплату. В банке реквизиты каждого платежа вновь вручную вносятся сотрудником и отправляются через Центральный банк РФ в казначейство. После зачисления платежа на счет в Федеральном казначействе информация о платеже доводится казначейством до заинтересованного ведомства, администрирующего данные доходы. На каждом этапе процесса велика вероятность внесения ошибок, что приводит к нарастанию невыясненных поступлений в бюджет. Таким образом, представление гражданином оплаченной квитанции является необходимым условием получения государственных (муниципальных) услуг.

Благодаря внедрению ГИС ГМП с 1 января 2013 года органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, будут не вправе требовать от заявителя документы и информацию об оплате государственной пошлины. ГИС ГМП предоставит информацию об оплате в электронном виде в каждое такое ведомство. Для этого каждый банк обязан к обозначенному сроку подключиться к ГИС ГМП и после оплаты незамедлительно передавать информацию об оплате в Федеральное казначейство. Сейчас уже сформирована основная договорная и техническая база, которая позволяет кредитным организациям присоединяться к СМЭВ и участвовать в проекте Федерального казначейства. Затраты на подключение к сервисам не столь значительны, учитывая преимущества, которые при этом приобретает банк. В настоящее время уже подключились Сбербанк, Газпромбанк, Банк Москвы и многие другие.

Некоторые регионы уже активно включились в этот процесс. К сервисам Федерального казначейства подключаются региональные структуры, в частности в Волгоградской области подключены комитеты по здравоохранению, образованию и науке, природных ресурсов и охраны окружающей среды в части обмена информацией о начислениях и об уплате госпошлин.

В ряде передовых субъектов строятся региональные и муниципальные системы по формированию своей собственной базы данных начислений и платежей, обеспечивающих процесс оплаты госуслуг, а также других услуг, оказываемых бюджетными учреждениями региона. Эти услуги являются социально значимыми, массовыми, занимающими значительную долю общего объема услуг, предоставляемых госорганами и бюджетными учреждениями на местах. Например, оплата услуг детских садов, музыкальных школ. Такие проекты ведутся в Москве, где создается система РНИП (Регистрация начислений и платежей), в Белгородской области — РИСОУ (Региональная информационная система оплаты услуг) и т. п.

Компания «БСС Инжиниринг» предлагает регионам использовать решение «УНП BS-eRegion», обеспечивающее возможность оплаты государственных (муниципальных) услуг и осуществление иных платежей в адрес органов государственной власти и бюджетных учреждений региона в электронном виде.

Система «УНП BS-eRegion» как с методической, так и с технической точки зрения полностью совместима с ГИС ГМП (действующей согласно поправкам к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, определенным ст. 20 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ).

Пример массовой услуги

Пример массовой услуги приведен на рисунке. Под контролем муниципального управления образования посредством регионального агрегатора начислений и платежей («УНП BS-eRegion») собирается информация со всех подведомственных дошкольных учреждений для формирования начислений гражданам на оплату посещения их детьми детского сада.

рис
Все региональные начисления агрегируются в системе «УНП BS-eRegion», подключенной к СМЭВ, и передаются в структурированном виде в федеральную ГИС ГМП. Обращаясь к порталу госуслуг или напрямую в банки, граждане могут увидеть все выставленные им начисления и оплатить их. После проведения гражданами оплаты банки передают информацию о платежах в ГИС ГМП, те же сведения будут доступны и региону в «УНП BS-eRegion». На территориальном уровне в «УНП BS-eRegion» происходит сопоставление (квитовка) выставленных начислений с информацией о произведенных платежах. Информация о платежах становится доступной сразу и для дошкольных учреждений, и для родителей, и для финансового органа субъекта. В результате все участники этого процесса имеют актуальную информацию о суммах, начисленных к оплате за детский сад, и суммах фактических оплат за эти услуги, четко понимая наличие и размер задолженности. И все это происходит в режиме онлайн.

Преимущества

При внедрении решения «УНП BS-eRegion» в субъекте появляется современный механизм оперативной оплаты пошлин, налогов, штрафов, взносов и прочих платежей в адрес региональных и муниципальных учреждений, использующий надежные банковские платежные инструменты и предоставляющий плательщику любые удобные для него способы оплаты: терминал, касса, система ДБО и др. Внедрение в субъекте такого решения самым оптимальным образом подготовит и синхронизирует региональные ведомства к работе с федеральной ГИС ГМП.

Администраторы бюджетных средств получат оперативный доступ к информации о фактически осуществленных платежах физических и юридических лиц, о состоянии задолженности по каждому плательщику, финансовый орган субъекта — эффективную систему учета платежей от физических и юридических лиц в адрес учреждений бюджетной системы субъекта (муниципального образования), в том числе платежей за оказание государственных (муниципальных) услуг. При этом резко сократится количество ошибок при совершении платежей. Внедрение системы значительно сократит объем невыясненных поступлений в бюджет.

В целом внедрение системы «УНП BS-eRegion» позволит обеспечить повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг населению в регионе, сделает доступной инфраструктуру и сервисы банковского сообщества. Значительно снизятся затраты на управление потоком поступлений и увеличится собираемость доходов в местные бюджеты, что особенно важно для глав администраций в субъектах и руководителей финансово-казна­­чейских органов.

Поделиться