25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 7720 Материалы по теме
Инвестиционные задачи Барнаула

Савинцев Игорь Григорьевич
Сегодня Барнаул — многофункциональный центр Алтайского края, одного из динамично развивающихся регионов Сибири. Столичный статус города сам по себе уже дает ряд преференций в вопросах инвестиционной привлекательности территории. С другой стороны, положение административного центра обязывает выступать локомотивом в работе по повышению инвестиционной привлекательности региона в целом. И все предпосылки для этого есть: инженерная и транспортная инфраструктура города характеризуется развитыми сетями электро-, тепло-, водоснабжения; хорошими темпами идет газификация; развита маршрутная сеть пассажирского транспорта. О том, какими методами и ресурсами город решает задачу повышения инвестиционной привлекательности, рассказывает Игорь Григорьевич САВИНЦЕВ, глава администрации г. Барнаула.

Достижения

В последние годы экономика Барнаула развивается достаточно успешно. Индекс промышленного производства превысил 100 %. Пополнился список предприятий с годовым объемом выпускаемой продукции более 1 млрд руб. Если в 2009 году их было восемь, то по итогам 2011 года — 11. Государственную поддержку получили девять предприятий города, реализующих инвестиционные проекты, а финансовую поддержку из бюджета города (в общей сумме 8 млн руб.) — 68 субъектов предпринимательства.

Крупные инвестиционные проекты, направленные на существенное расширение производственных мощностей, модернизацию производства, создание новых рабочих мест, реализуют акционерные общества «Сибэнергомаш», «Алтайский завод агрегатов», «Алтайский завод прецизионных изделий», «Завод механических прессов». Перечень городских предприятий, занимающихся переоснащением производства и расширяющих линейку изделий на принципиально новом технологическом уровне, достаточно широк. Среди них Барнаульский станкостроительный завод, Алтайский шинный комбинат, «Алттранс», «Мартика», «Меланжист Алтая», «Алтайский трикотаж».

Положительная динамика наблюдается по уровню официально зарегистрированной безработицы. В 2011 году на предприятиях города было дополнительно создано более 4 тыс. рабочих мест. Оборот розничной торговли превысил уровень 2010 года на 13 %. Из общего числа учтенных в Едином государственном реестре предприятий и организаций субъектов всех отраслей экономики почти половина хозяйствующих субъектов (44 %) занята в торговле, 10 % — в промышленности, 8 % — в строительстве.

Инвестиционный портфель города ежегодно пополняется, на сегодняшний день он насчитывает более 220 бизнес-проектов и оценивается в 48 млрд руб., что равнозначно шести годовым бюджетам Барнаула. Объем инвестиций в городскую экономику в прошедшем году достиг 34,4 млрд руб. В расчете на душу населения за последние четыре года он увеличился в три раза.

Борьба за инвестора

Несмотря на существенный рост показателя, проведенный анализ городских потребностей выявил необходимость троекратного увеличения годового объема инвестиционных вложений. Для достижения заявленной цели мы поменяли административный подход к развитию данной сферы, осуществлен переход от пассивной инвестиционной политики к активному поиску инвесторов. Практика показала, что наибольшую эффективность в работе по созданию благоприятных условий для инвесторов позволяет достичь использование программно-целевого метода.

В прошедшем году принята Программа повышения инвестиционной привлекательности Барнаула на 2012−2017 годы, предусматривающая мероприятия по регламентации работы с инвесторами, маркетингу территории, привлечению новых технологий и бизнес-идей в производственную сферу. В 2011 году на территории города реализовывались крупные инвестпроекты, такие как строительство транспортно-логистического терминала «Международная организация поставок специализированных товаров», модернизация завода по производству подсолнечного масла «АгроСиб-Раздолье», реконструкция линии по производству молочной продукции на Барнаульском молочном комбинате.

В условиях возрастающей конкуренции среди территорий в борьбе за инвесторов важное, на наш взгляд, значение приобретает позиционирование Барнаула среди крупных городов Сибирского федерального округа. К сожалению, Барнаул длительное время не занимался маркетингом территории, в результате чего имиджевые позиции города слабо развиты. Вся страна знает наших соседей: Новосибирск как столицу Сибири, Томск как образовательный и инновационный центр, Омск как промышленный центр. Барнаул пока не может похвастаться такой узнаваемостью. Мы стараемся занять свою нишу и позиционируем наш город как культурную столицу юга Сибири. В настоящее время постановлением администрации Алтайского края от 31 марта 2012 г. № 154 утверждена концепция «Барнаул — культурная столица юга Сибири» на 2012−2017 годы. Реализованы и запланированы соответствующие мероприятия: в 2011 году после реконструкции открыто новое здание Молодежного театра Алтая; началась реконструкция Художественного музея Алтайского края.

Росту инвестиционной активности способствует и Программа развития туризма в Барнауле, ориентированная на разработку собственного бренда города, туристического кластера в его исторической части, а также новых туристических маршрутов. Кластерный подход используется и при территориальном развитии новых микрорайонов города. В одном из них строится целый комплекс, включающий детский сад, общеобразовательную школу, плавательный бассейн и школу искусств.

Поддержка предпринимательства

Важным элементом в механизме реализации программы является снижение административных барьеров. Для этого ставим себе задачу как минимум в 2−2,5 раза сократить сроки оформления земельной и разрешительной документации, в том числе за счет перехода к оказанию муниципальных услуг в электронной форме, а также развития сети многофункциональных центров. Второй год в Барнауле работает краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В нем в комфортных условиях по системе электронной очереди предоставляется 121 услуга, 21 из них — муниципальная. В планах — открытие в 2013 году городского филиала МФЦ.

Мы стараемся не только сохранять существующие, но и находить новые эффективные инструменты поддержки предпринимательских инициатив. В 2011 году впервые проведен конкурс грантов главы администрации города в области разработки инновационной продукции для нужд городского хозяйства. ООО «Барнаульский химический завод» получило грант в сумме 500 тыс. руб. на производство ингибированной антигололедной жидкости «Герда». ООО «Авангард Сибирь» — 300 тыс. руб. на производство светодиодных уличных светильников с использованием теплопроводной смолы (экономия энергопотребления до 80 %). Предложенный ООО «Кристалин» проект «Внедрение в практику применения учреждений здравоохранения города микрохирургических скальпелей с алмазным лезвием черного цвета» получил поддержку в сумме 700 тыс. руб. Поддержка наукоемких проектов позволяет достигать синергетического эффекта за счет повышения инвестиционного роста от их реализации и способствует ускоренному внедрению новых технологий и бизнес-идей.

В целях расширения территории планирования и объединения инвестиционных потенциалов продолжается развитие Барнаульской агломерации. Она объединяет города Барнаул и Новоалтайск, а также Первомайский район. В соответствии со Стратегией развития Алтайского края до 2025 года Барнаульская агломерация должна стать одним из четырех полюсов экономического роста региона.

Финансы

Финансово-экономическая основа местного самоуправления является непременным условием эффективности муниципальной деятельности. Она обеспечивает хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служит удовлетворению потребностей населения. Прошлый год для экономики города явился периодом устойчивого развития, что совпадает с экономическим трендом развития региона и страны в целом. Подтверждением тому является выполнение основных плановых показателей городского бюджета. Общий объем доходов к уровню 2010 года увеличился на 23 %. Темп поступления налоговых и неналоговых доходов к уровню 2010 года составил 113,9 %.

Бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя за счет налоговых и неналоговых доходов увеличилась к уровню 2010 года на 10,8 %. Существенно вырос объем финансовой поддержки города из федерального и краевого бюджетов — в сравнении с 2010 годом на 41,6 %. Значительно увеличился и объем безвозмездных поступлений на обеспечение жильем молодых семей, ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, на ремонт дорог и переселение граждан из аварийного жилья.

рис 1
Темп роста расходов бюджета города к уровню 2010 года составил 125,4 %. Для безусловного обеспечения принятых бюджетных обязательств используется механизм определения приоритетности расходов с учетом реальных возможностей бюджета. Это означает, что доходы бюджета в первую очередь направляются на обеспечение своевременной выплаты заработной платы, оказание социальной поддержки гражданам (см. рис. 1). Особое внимание уделено повышению заработной платы работников бюджетной сферы. Обеспечено исполнение принятых обязательств, связанных с повышением в течение года фонда оплаты труда работников бюджетной сферы на 13 %, введены новые системы оплаты труда работников учреждений дополнительного образования и скорой помощи с увеличением фонда оплаты труда на 30 %.

Как положительный момент стоит отметить, что объем инвестиционных расходов в 2011 году превысил уровень докризисного 2007 года на 9,7 %, темп роста к уровню прошлого года составил 171 % (см. рис. 2).

рис 2
В своей работе администрация города старается идти в ногу с федеральным центром, постоянно совершенствует процесс планирования и организации исполнения бюджета, понимая, что от качества управления финансами зависит уровень жизни горожан и темпы развития городской инфраструктуры. Для оценки результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, качества управления общественными финансами используются индикаторы, характеризующие состояние муниципального долга и задолженности бюджетов различных уровней.

Продуманная и отлаженная система управления долгом представляет собой один из наиболее важных механизмов бюджетной политики муниципального образования. Объем муниципального долга в 2011 году в сравнении с 2008 годом снизился на 63,1 %, с 2009 годом — на 53,1 %. Администрацией города в целях снижения долга и оптимизации его структуры производилось рефинансирование и досрочное погашение кредитов. Поэтому расходы на обслуживание муниципального долга в 2011 году были минимальны — 0,4 млн руб., что меньше уровня 2010 года в 5,7 раза, 2008 года — в 39 раз.

Активное взаимодействие с налоговыми органами позволило в 2011 году списать в судебном порядке 75 % просроченной задолженности муниципальных учреждений по пеням и штрафам во внебюджетные фонды или, можно сказать, «сэкономить» для бюджета города 744 млн руб. В целом кредиторская задолженность за 2011 год снижена на 762 млн руб.

Закон № 83-ФЗ

Прошедший год отмечен интенсивной работой администрации города по реализации задач, поставленных Законом № 83-ФЗ. Так же как и во многих субъектах, муниципальных образованиях Российской Федерации, в Барнауле был разработан и утвержден План мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений. Однако проводимые мероприятия в рамках реформирования муниципальных финансов в части совершенствования правового статуса и расширения самостоятельности, ответственности учреждений, совершенствования механизма оказания учреждениями муниципальных услуг (выполнения работ) позволили выполнить не только основной блок мероприятий, направленных на создание соответствующей нормативно-правовой базы, но и продвинуться дальше — реализовать задачу по переводу муниципальных учреждений города на новые механизмы финансового обеспечения.

Федеральным законом срок перехода к новой форме финансирования установлен с 1 июля 2012 года. Руководством г. Барнаула было принято решение об изменении финансового обеспечения муниципальных учреждений образования, культуры, спорта и средств массовой информации в 2011 году. Таким образом, в новых условиях сформирован бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Ключевой момент работы в планировании расходов бюджета города — расчет объема субсидии на выполнение муниципального задания на основе нормативных затрат и количества услуг.

В условиях адаптации бюджетной системы к замедлению темпов роста бюджетных доходов повышается актуальность в разработке системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления. В связи с чем в 2011 году принята Программа повышения эффективности бюджетных расходов в городе на 2012−2014 годы и План мероприятий по ее реализации в 2012 году. Одним из значимых мероприятий программы является введение системы мониторинга и оценки финансового менеджмента участников бюджетного процесса. Такая форма анализа деятельности администраторов бюджетных средств позволит выявить проблемные места, привнесет элементы конкуренции и создаст стимул к повышению уровня и качества управления бюджетными ресурсами, ответственности за принимаемые решения.

За статистическими данными стоит большой труд по реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики в части сохранения и развития доходного потенциала, повышения эффективности бюджетных расходов и предоставления муниципальных услуг, обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города.

Заложенные подходы к решению задачи повышения инвестиционной привлекательности города и создания благоприятных условий для бизнеса позволяют нам строить планы позиционирования Барнаула как площадки для масштабных инвестиционных проектов, развития наукоемких производств и необходимой коммунальной и инженерной инфраструктуры. Все перечисленные меры направлены на достижение единственной генеральной цели развития города — повышение качества и уровня жизни населения.

Справка «Бюджета»

Игорь Григорьевич САВИНЦЕВ

Родился 18 октября 1952 г. в Барнауле. В 1978 г. окончил Алтайский политехнический институт им. И. И. Ползунова, в 1992 г. — Академию народного хозяйства при Правительстве РФ.

С 1978 по 2006 г. работал на руководящих должностях в бюджетной и коммерческой сферах.

С мая 2006 г. — председатель комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула.

С 2006 г. — заместитель главы администрации г. Барнаула.

В 2008 г. назначен первым заместителем главы администрации г. Барнаула по градостроительству и земельно-имущественному комплексу.

27 августа 2010 г. наделен полномочиями исполняющего обязанности главы г. Барнаула.

С 22 декабря 2010 г. — глава администрации г. Барнаула.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно