Версия для печати 4381 Материалы по теме
Приоритет муниципальной политики – повышение уровня жизни

Харахорин
На вопросы журнала «Бюджет» отвечает мэр городского округа Стрежевой Томской области Валерий Михайлович ХАРАХОРИН.

— Валерий Михайлович, расскажите подробнее о городе Стрежевом. Какие отрасли экономики являются для него основными? Каков налоговый потенциал города?

— Стрежевой расположен на севере Томской области и по сути является классическим моногородом. Численность населения — 42 тысячи человек. Почти 65 процентов населения экономически активно, средний возраст жителей — 35 лет. По рейтингу рождаемости наш город традиционно на первом месте среди муниципалитетов Томской области. Ежегодно у нас появляется на свет около 600 маленьких россиян, при этом в городе нет очередей в детские сады для детей от трех лет. Уровень жизни горожан также самый высокий по области. Средняя заработная плата по городу — 43 тысячи рублей в месяц, уровень безработицы на текущий момент всего 0,7 процента.

Градообразующим для города предприятием является ОАО «Томскнефть» ВНК, входящее в холдинг НК «Роснефть» и ОАО «Газпромнефть». Нефтяники добывают ежегодно порядка 11 миллионов тонн нефти и около двух миллионов кубометров природного газа. Объемы отгрузки по городу за год в среднем составляют 8–9 миллиардов рублей, из них более 70 процентов приходится на организации нефтедобычи и сервисные обрабатывающие производства. Добыча ведется в вахтовых поселках, на территориях близлежащих к городу муниципальных образований. Соответствующим образом пополняются бюджеты этих муниципалитетов, в итоге налоговый потенциал самого Стрежевого сравнительно невелик.

Без учета платежей ОАО «Томскнефть» ВНК в консолидированный бюджет города по итогам 2011 года поступило 3 миллиарда рублей, их них 500 миллионов — в местный бюджет. Это всего третья часть в общей сумме доходов местного бюджета. Объем доходов городского округа в 2011 году составил 1,6 миллиарда рублей, более 70 процентов из которых расходовалось в рамках целевых программ различного уровня.

— Повышение инвестиционной привлекательности играет важную роль в увеличении объемов налоговых поступлений. Что делается в городе в этом направлении?

— Низкая транспортная доступность поставила Стрежевой в очень невыгодное положение с точки зрения инвестиционной привлекательности. У нас отсутствуют железные и автомобильные дороги федерального значения. Ближайшая железнодорожная станция расположена в 80 километрах от города. Основной способ передвижения — воздушный транспорт. В связи с этим создание благоприятного инвестиционного климата через обеспечение транспортной доступности в городе Стрежевом становится задачей не только муниципальной, но и межрегиональной. Кроме того, органы местного само­управления готовы оказать поддержку и не очень крупным инвесторам, в том числе в форме предоставления муниципальных гарантий под проекты с созданием новых рабочих мест.

Муниципальная политика нацелена на сохранение высокого налогового потенциала, повышение уровня жизни населения, создание благоприятных и комфортных условий для проживания горожан. В городе эффективно работают механизмы государственно-частного партнерства с градообразующим предприятием. При муниципалитете созданы коллегиальные органы, которые отслеживают уровень роста заработной платы, участвуют в формировании направлений социально-экономического развития. Между работодателями, профсоюзами и администрацией города заключены трехсторонние соглашения о социальном партнерстве, в которые включились все крупные предприятия города. Сложилась многолетняя практика проведения конкурсов, стимулирующих организации к повышению имиджа добросовестных работодателей и выполнению обязательств, принятых в коллективных договорах.

— Расскажите о мерах поддержки малого и среднего бизнеса. Каких результатов за последнее время удалось добиться?

— Малый бизнес в городе динамично развивается в сферах торговли, бытовых услуг, строительства, транспорта. 1805 городских предпринимателей обеспечивают занятость порядка пяти тысяч человек. Объем налоговых поступлений в местный бюджет от деятельности малого и среднего бизнеса составляет около 14 процентов в общей сумме налоговых доходов.

Администрацией города используется механизм льготного кредитования за счет специально созданной микрофинансовой организации «Фонд поддержки малого предпринимательства». Кредитный портфель фонда составляет порядка 25 миллионов рублей. Только за 2011 год фондом выдано 86 кредитов на общую сумму 18 миллионов рублей в основном на приобретение оборудования, создание материально-технической базы для ведения бизнеса, пополнение оборотных средств для закупки материалов. Кредитная ставка составляет от 2,5 до 5 процентов, размер кредитов — до миллиона рублей. В результате реализации предпринимательских проектов получатели микрозаймов в течение 2011 года создали 86 рабочих мест.

Не первый год реализуется городская целевая программа поддержки предпринимательства, в рамках которой привлекаются субсидии из вышестоящих бюджетов. Только в 2011 году было привлечено более 10 миллионов рублей. В рамках этой программы в городе работают три центра поддержки предпринимательства, где на постоянной основе осуществляется бухгалтерское, кадровое сопровождение предприятий малого и среднего бизнеса, оказываются юридические консультации. Для создания условий развития предпринимательства администрацией города проводятся ярмарки, семинары, различные конкурсы, курсы и лектории.

— Межбюджетные отношения являются важной частью управления бюджетными доходами. Расскажите, как строятся отношения с региональными властями?

— Не секрет, что муниципалитеты, обладающие сырьевой базой и соответственно собственным налоговым потенциалом, являются донорами для дотационных муниципальных образований. Удаленность Стрежевого от областного центра зачастую играет против нас. И все же мы стараемся оперативно и конструктивно решать вопросы, возникающие при согласовании параметров доходов местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В последнее время прогнозировать стало сложнее, поскольку более-менее точных данных статистики, необходимых для формирования доходов, нет ни в налоговых органах на местах, ни в муниципалитетах. Было бы неплохо, чтобы большая часть доходов оставалась на территории муниципального образования, хотя уменьшение доли налоговых и неналоговых поступлений компенсируется адекватным объемом целевых межбюджетных трансфертов. Возможно, такой подход наиболее эффективен в период перехода на технологии бюджетирования, ориентированного на результат.

Постепенный переход на программно-целевые методы планирования расставляет все по местам. Теперь все расходы капитального характера финансируются только при условии их наличия в той или иной программе. Наверное, это правильно: приложил усилия — получи субсидию для реализации проекта. Однако хочется, чтобы время на реализацию проекта не ограничивалось одним финансовым годом, а в погоне за сроком мы не теряли в качестве.

Конечно, нам бы хотелось, чтобы заработная плата работников бюджетной сферы индексировалась более высокими темпами. Ее низкий уровень создает серьезные кадровые проблемы, которые усугубляются отсутствием жилья специального назначения. Частично эти проблемы могли бы быть решены с помощью компенсации за аренду жилья для врачей, учителей, других специалистов, необходимых нашему городу.

— Расскажите о позитивных изменениях, которые произо­шли в городе за последнее время?

— Только в прошлом году на благоустройство города было выделено 90 миллионов рублей, капитально отремонтировано 100 многоквартирных домов, школа № 2, введен второй корпус детского сада «Журавушка». Отремонтированы и оснащены современным оборудованием спортивные залы всех школ города. Завершается строительство фонтана и крытого ледового катка с искусственным льдом.

Не остаются без внимания вопросы здравоохранения. Благодаря федеральным средствам и помощи ОАО «Томскнефть» ВНК нам удалось привести в порядок взрослую и детскую поликлиники, капитально отремонтировать большинство отделений больницы, приобрести томограф. Город активно участвует в федеральных программах «Строительство и реконструкция жилья» и «Обеспечение жильем молодых семей». Каждый год мы вводим около трех тысяч квадратных метров нового жилья, ежегодно выдаем около 50 жилищных сертификатов молодым семьям.

Справка «Бюджета»

Валерий Михайлович ХАРАХОРИН

Родился 7 ноября 1956 г. в Казахстане. Окончил Томский государственный университет. Профессиональный путь начал в отделе промышленной социологии нормативно-исследовательской станции производственного объединения «Томскнефть».

В 1982 г. возглавил планово-экономический отдел управления технологического транспорта Стрежевского управления буровых работ, позднее — отдел научной организации труда и управления производством.

В 1991 г. назначен руководителем государственной налоговой инспекции по г. Стрежевому, которую успешно возглавлял на протяжении 14 лет.

С 2005 по 2009 г. — депутат, затем председатель городской Думы г. Стрежевого.

С 5 марта 2009 г. по настоящее время — мэр ГО Стрежевой. Заслуженный экономист РФ. Почетный гражданин г. Стрежевого.

Поделиться