Версия для печати 1745 Материалы по теме
Правительство Дагестана рассмотрело вопросы целевого использования земель отгонного животноводства

Под руководством ВРИО Председателя Правительства РД Низами Казиева состоялось рабочее заседание Кабинета министров республики.
В работе совещания приняли участие заместители Председателя Правительства РД Антонина Идрисова, Мурат Шихсадов, руководители республиканских министерств и ведомств, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и др.
На повестку дня были вынесены два вопроса - о ходе реализации в Республике Дагестан Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и о мерах по целевому использованию земель отгонного животноводства и государственных трасс скотопрогонов на территории РД.
С основным докладом по первому вопросу выступил министр сельского хозяйства РД Сатмар Амиров. 
Как рассказал докладчик, общая площадь земель отгонного животноводства в республике составляет более полутора миллионов гектаров или половину всей площади сельхозугодий Дагестана, из которых площадь зимних пастбищ - 1,2 млн. га, летних - 365 тыс. га. Эти земли  находятся в пользовании более 700 хозяйств из 39 районов. 
«Именно в силу особой роли этих земель и специфического характера их хозяйственного использования  они  отнесены к объектам республиканской собственности, и их использование регулируется отдельным законом «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан». Для подтверждения высокой значимости этих земель назову лишь пару цифр. На землях отгонного животноводства на зимовку размещены почти половина республиканского овцепоголовья,  а также значительное количество другого вида скота.
Однако вынужден констатировать, что состояние земельного фонда отгонного животноводства вызывает серьезную озабоченность, поскольку   на значительной его части отмечаются интенсивные процессы деградации, вызванные как действиями природного характера, так и сложившейся хозяйственной практикой их использования. К примеру, более 70% этих земель подвержены ветровой эрозии, в результате чего почти на 10% из них активно развиваются процессы опустынивания.
Несмотря на выраженное ухудшение состояния земель отгонного животноводства, в последние годы заметно сократилось и финансирование мероприятий по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ. Поступающие из федерального бюджета ресурсы на эти цели  покрывают не более 15% потребностей в проведении соответствующих мероприятий, а из республиканского бюджета эти мероприятия не финансируются.
В этих условиях в разрабатываемой нами программе развития овцеводства до 2020 года мы закладываем осуществление работ по улучшению лугопастбищного кормопроизводства», - отметил Амиров.
По словам министра, несоблюдение землепользователями элементарных основ агрономии и установленных законодательством требований привело и к тому, что  растительный покров имеет крайне скудный видовой состав с низкой  кормоемкостью. И это при  том, что нагрузка на зимние пастбища превышает допустимые нормативы в 4 раза: при норме содержания на 1 га одной условной головы скота фактически на эту площадь приходится около четырех условных голов. 
Наносит большой урон биоресурсному потенциалу земель отгонного животноводства и ухудшает их экологическое состояние грубое нарушение землепользователями сроков содержания овцепоголовья на зимних пастбищах. 
Такое отношение, по словам Амирва, вынудило министерство внести в  Правительство  предложения по принудительному изъятию более 46 тыс. га земель отгонного животноводства, используемых не по целевому назначению. 
«В то же время неиспользованными остаются значительные массивы летних альпийских пастбищ, отличающихся  питательностью травостоя, площадь которых, как я уже отмечал, превышает 365 тыс.гектаров.  Это преступная халатность, когда утопающие в траве луга пустуют, в то время как на зимних пастбищах поголовье практически голодает, что особенно заметно  в засушливые годы, как например, текущий.  
С другой стороны  встречаются факты, когда отдельные хозяйства, уже не имеющие своего скота, в нарушение норм закона «О статусе земель отгонного животноводства» передают целые кутаны в незаконную аренду сторонним лицам, в результате чего такие «временщики», не несущие ответственности за обрабатываемые незаконно  земли, наносят непоправимый вред землям, нуждающимся в принятии необходимых мер по их восстановлению», - рассказал министр.
Сатмар Амиров также затронул проблемную тему, связанную поселениями на данных территориях.
«Мы сегодня не можем не замечать, что на землях отгонного животноводства на территории ряда районов фактически сформировались целые населенные пункты, не имеющие пока правого статуса, но, тем не менее, требующие организации их полноценного жизнеобеспечения. 
К примеру, только в одной  Бабаюртовской зоне отгонного животноводства в прикутанных хозяйствах образовано более 110 населенных пунктов, где  стационарно проживает более 26 тыс. человек. Функционирует девять сельских администраций от районов (Тляратинского - 1, Цунтинского - 1, Рутульского – 1, Цумадинского - 1, Чародинского - 1, Курахского – 1, Хивского – 2 и Хунзахского районов – 1). Можно привести примеры и по другим зонам отгонного животноводства. 
Думаю, что нам нужно  рассмотреть вопрос придания им в установленном порядке законного статуса с вовлечением в систему органов местного самоуправления, что позволит полноценно заниматься формированием адекватных условий для проживания населения, - предложил докладчик.
Также Амиров рассказал и о другой проблеме в системе отгонного животноводства – перевозке животных железнодорожным транспортом.
«В силу объективных обстоятельств определенную часть овцепоголовья на сезонные пастбища мы вынуждены перевозить железнодорожным транспортом, на что выделяются соответствующие средства из республиканского бюджета.
Однако и в этой сфере в последние годы мы сталкиваемся с рядом проблем в силу резкого возрастания тарифов на перевозку скота. К примеру, за 2003-2011 годы стоимость услуг по перевозке овцепоголовья железнодорожным транспортом возросла почти в 4 раза. В рамках  реформирования системы РЖД весной текущего года стоимость перевозки 1 головы овцы достигла уже 124 руб. при 102 руб.  в предыдущем и 70 руб. – в 2010 г. В результате такого роста у нас отмечается нехватка финансов на перевозку скота, поскольку при потребности на эти цели 55 млн.руб. в бюджете на текущий год предусмотрено всего 36 млн. руб. или 65%. В то же время  услуги по перевозке овцепоголовья железнодорожным транспортом являются безальтернативными.
Для выхода из сложившейся ситуации считаем целесообразным внести изменения в действующий Порядок финансирования расходов на перевозку железнодорожным транспортом овцепоголовья на летние и зимние пастбища, предусматривающие предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям, осуществившим перевозку овцепоголовья на летние и зимние пастбища своими силами. Иных вариантов решения проблемы мы предложить не можем», - отметил министр сельского хозяйства РД.
В обсуждении данного вопроса приняли участие целый ряд руководителей министерств и ведомств. В частности, заместители Председателя Правительства РД Мурат Шихсадов акцентировал внимание на тему эффективности использования земель отгонного животноводства.
«Есть хозяйства, которые с гектара земли отгонного животноводства не производят и килограмма мяса, а есть те, которые дают более ста килограммов. Это уже говорит о том, что нам надо произвести полную инвентаризацию этих земель. Не просто проверить наличие документов, состояние пастбищ и т.д., а посмотреть, как они используются.
Есть у нас хозяйства, которые уже который год пользуясь этими землями не платят арендную плату. Кто мешает нам подать на них в суд и решить вопрос об изъятии этих земель  и передаче другим хозяйствам, которые исправно, из года в год платят и дают доход бюджету республики? Эта работа, к сожалению, идет у нас очень слабо», - заявил Шихсаидов.
Зам.Председателя Правительства затронул и вопрос об образовании новых населенных пунктов на землях отгонного животноводства.
«Давайте проанализируем: что мы сделаем с горами? Мы же просто оголяем горы. По последней переписи, численность населения у нас в горах сократилась на треть. Мы же неслучайно приняли программу развития горной зоны. Давайте там создавать условия. 
Если мы пойдем по пути массового создания новых населенных пунктов, предоставления прописки и т.д. мы горы и вовсе оголим и будет перенасыщение населения в низменной части республики и, как уже говорили выступающие, возникнут и конфликтные ситуации и другие проблемы, которые  связаны с социально-культурным обустройством людей. Поэтому здесь надо грамотно и четко подходить, с учетом, как горной зоны, так и низменной», - предложил Шихсаидов.

Завершая обсуждение данного вопроса Низами Казиев отметил, что у Дагестана проблема отгонного животноводства уникальная, аналогов которой практически нигде нет.
«С этим связано и проработка ряда правовых вопросов. Мы должны сами почувствовать, осмыслить и определить нормативные положения, которые б регулировали функционирование этой непростой зоны. Я не хочу повторяться, но правильно было сказано о многих аспектах данного вопроса. Особо выделили бы тот факт, что у нас до сих пор нет ясной, прозрачной, четкой картины, связанной с зонами отгонного животноводства. 
Прежде всего, для того, чтобы нам говорить об эффективности использования этих земель, нам необходима их четкая инвентаризация. Надо параллельно вести эту работу и в самые короткие сроки нужна ясная и четка картина ситуации с этими землями», заявил Казиев.
По итогам обсуждения было принято постановление по данному вопросу.
Далее участники встречи перешли к вопросу о ходе реализации закона о розничных рынках. Основным докладчиком по данной теме выступил первый заместитель председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РД Абдурахмангаджи Гаджимагомедов.
Им было озвучено, что сегодня на территории республики 88 рынков, в том числе 44 универсальных, 17 сельскохозяйственных и 27 специализированных. Основную озабоченность вызывает состояние этих рынков в вопросах безопасности и соответствия санитарным нормам.
В частности было сказано, что большинство розничных рынков эксплуатируется с нарушением правил пожарной безопасности (только 23 рынка имеют паспорта безопасности), не соответствуют требованиям электробезопасности (соответствуют только 21,6%), имеются случаи нарушения на розничных рынках миграционного законодательства (выявлено 164 административных правонарушений), большинство рынков не имеют лабораторий для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы (есть только у 38%).
Выступавшим был назван и ряд других проблем, наибольшее количество нарушений были выявлены на рынках Махачкалы, Дербента, Хасавюрта, Буйнакска и других.
Подробно по каждой из озвученных проблем на заседании также выступили специалисты профильных ведомств, представители муниципальных образований.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно