Версия для печати 2976 Материалы по теме
На пути к эффективности и открытости

Жондоров Валерий Алексеевич
На вопросы журнала «Бюджет» ответил министр финансов Республики Саха (Якутия) Валерий Алексеевич ЖОНДОРОВ.

— Валерий Алексеевич, как бы вы оценили нынешнее состояние республиканского бюджета? Удалось преодолеть последствия мирового финансового кризиса?

— Исполнение доходной части бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011 год составило 114,595 миллиарда рублей. По сравнению с 2010 годом рост составил 19,517 миллиарда, или 121 процент. Он произошел в основном за счет существенного увеличения объемов собственных доходов (на 13,894 миллиарда рублей).

Структура доходов бюджета показывает, что за последние пять лет наблюдается тенденция увеличения доли собственных доходов в общем объеме доходов. Положительную динамику поступления доходов в государственный бюджет определяет экономический рост. В кризисном 2009 году доля собственных доходов бюджета сократилась до 43 процентов, а в 2011 году отмечен рост собственных доходов более чем в 1,7 раза. При этом в общей структуре доходов доля налоговых доходов составляет 46 процентов. Их ежегодный рост составлял в 2011 году 128 процентов, в 2010 году — 133 процента, в 2009 году — 95 процентов, в 2008 году — 128 процентов.

Основными налогами, формирующими доходную часть бюджета, являются налог на прибыль (46 процентов в структуре налоговых доходов), НДФЛ (22 процента), налог на добычу полезных ископаемых (15 процентов) и налог на имущество организаций (11 процентов). Свыше 80 процентов налоговых поступлений обеспечивают предприятия алмазодобывающей промышленности и ТЭКа. Неналоговые доходы в структуре доходов в 2011 году занимали 8 процентов. Основной удельный вес в общей сумме неналоговых платежей занимают платежи за пользование природными ресурсами (38 процентов в 2011 году) и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (19 процентов). Доля безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в доходах республики остается значительной. В 2011 году их удельный вес составил 46,8 процента, из них 75 процентов пришлось на дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В условиях кризиса важной задачей являлось укрепление доходной базы бюджета республики за счет собственных доходов. Системообразующие предприятия обеспечивались кредитными ресурсами для поддержания их текущей деятельности. Итоги исполнения бюджета за 2010 и 2011 годы показывают, что республике удалось преодолеть последствия кризиса.

— Бюджет Якутии является социально направленным. Есть ли у него другие приоритеты, кроме, безусловно, важных социальных обязательств?

— Жизнеобеспечение труднодоступных и отдаленных населенных пунктов — одно из главных направлений деятельности правительства республики. Около 40 процентов территории региона занимают северные и арктические улусы (свыше 1,1 миллиона квадратных километров). Особенностью северного завоза является поставка в ограниченные сроки навигации годового объема потребности населения и социальной сферы в нефтепродуктах и социально значимых продовольственных товарах. Из государственного бюджета республики на реализацию этих мероприятий в 2012–2016 годах планируется выделить 5,365 миллиарда рублей, в том числе в виде бюджетных кредитов — 2,2 миллиарда.

За период 2009–2011 годов на цели северного завоза были предоставлены бюджетные кредиты на 4,976 миллиарда рублей, из которых в установленные сроки погашено 3,251 миллиарда. В 2012 году подлежат возврату 2,648 миллиарда рублей. Возврат средств является условием для предоставления последующих кредитов. Бюджетные кредиты — самый эффективный механизм, так как минимизирует потери бюджета.

— Готова ли Якутия к полному переходу на программный бюджет?

— Для бюджетной системы республики знаковым был 2011 год. Именно тогда был разработан программный бюджет и принята государственная программа по управлению финансами и государственным долгом. Этому предшествовала серьезная подготовка. Начиная с 2003 года органами исполнительной власти были реализованы три программы реформирования региональных финансов. Удалось не только существенно повысить эффективность работы органов государственной власти и местного самоуправления, но и создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в регионе.

Реализация указанных программ создала условия для дальнейшего повышения эффективности и открытости управления государственными финансами. Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов, принятая в 2011 году, стала логическим продолжением предыдущих реформ. Ее принятие позволило начать полномасштабную кампанию по реализации программно-целевых методов деятельности органов власти. Сегодня мы имеем программный бюджет, государственные и муниципальные задания, расширена самостоятельность главных распорядителей и учреждений в процессе оказания услуг и одновременно повышена ответственность каждого руководителя за достижение конечных результатов.

Основные характеристики программного бюджета республики на 2012 год следующие: доходы прогнозируются на уровне 110 миллиардов рублей, в том числе налоговые и неналоговые — 59,4 миллиарда. Расходы утверждены в объеме 114,4 миллиарда рублей, дефицит бюджета запланирован на уровне 4,4 миллиарда рублей. Доля программных расходов достигла 95 процентов (табл. 1), ранее этот показатель не превышал 14 процентов.

рис 3
Начиная с 2009 года в целях повышения эффективности расходов и качества управления средствами государственного бюджета Якутии главными распорядителями бюджетных средств внедрена система мониторинга качества финансового менеджмента. Она позволяет выявить не только положительные моменты и соответствующую динамику, но и имеющиеся у главных распорядителей недостатки и факторы, негативно влияющие на качество финансового менеджмента либо на недостаточно положительную динамику улучшения тех или иных направлений деятельности. В целом мониторинг зарекомендовал себя как действенный инструмент совершенствования финансовой деятельности ГРБС, оказания им методологической и практической помощи и выработки рекомендаций по его результатам.

Справка «Бюджета»

Валерий Алексеевич ЖОНДОРОВ

Родился 31 марта 1961 г. в Якутске. В 1984 г. окончил Московский институт электронной техники. Прошел переподготовку в Академии труда и социальных отношений и в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

В 1994−1996 гг. — начальник отдела, вице-президент АК «Сахабилиибанк».

В 1996−1998 гг. — заместитель министра финансов, начальник управления ценных бумаг и финансового рынка Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

В 1998−1999 гг. — президент НП «РАУФОР Якутии».

В 1999−2000 гг. — заместитель гендиректора ИК «Восток-Капитал».

В 2000−2005 гг. — главный казначей — заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия).

В 2006−2012 гг. — консультант, затем гендиректор ОАО «Инвестиционно-финансовая компания „РФА-Инвест“».

22 февраля 2012 г. назначен министром финансов Республики Саха (Якутия).

Поделиться