Версия для печати 2888 Материалы по теме
Время сверить подходы

часы
В Петрозаводске 16 августа состоялось расширенное заседание комитета финансов Ассоциации экономического взаимодействия «Северо-Запад». В заседании приняли участие представители Северо-Западного федерального округа, а также заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе С. М. Зимин.

Участников заседания, которые представляли восемь российских регионов, приветствовал первый заместитель главы Республики Карелия по экономической политике О. Ю. Громов. По его словам, комитет собрался в период формирования бюджетов — и федерального, и региональных. Многое в этом процессе и в том, насколько федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов будет сбалансирован, рационален и справедлив, зависит от взаимодействия разных уровней и ветвей власти. В Республике Карелия, где большое значение придается бюджетному процессу, есть желание поделиться опытом, вместе с другими регионами сформулировать предложения федеральному центру. Первый заместитель главы Карелии выразил надежду на то, что решения и рекомендации комитета будут востребованы законодателями, а также федеральными органами исполнительной власти.

Вопрос рационального использования бюджетных средств находится на особом контроле не только в регионах, но и в Правительстве РФ, подчеркнул в своем докладе министр финансов Республики Карелия И. В. Усынин. Проблема особенно актуальна для тех субъектов Федерации, которые испытывают недостаток в финансовых ресурсах и пытаются сделать так, чтобы каждый бюджетный рубль приносил максимальную отдачу. Правительство Карелии поставило перед всеми участниками бюджетного процесса задачу — повысить эффективность бюджетных расходов. Соответствующую республиканскую программу достаточно высоко оценил Минфин России в ходе конкурса, который прошел в сентябре-октябре 2011 года. Программа заняла третье место, и на ее реализацию из федерального бюджета было выделено 75 млн руб.

Основным посылом при подготовке программы была концентрация усилий на ключевых направлениях реформирования. Работа развернута по пяти направлениям: повышение эффективности бюджетных расходов, качества и эффективности оказания услуг и исполнения функций; совершенствование программно-целевых методов управления бюджетными средствами; повышение качества финансового менеджмента; совершенствование системы межбюджетных отношений; совершенствование процедур финансового контроля. Для каждой из поставленных целей министерство финансов Карелии определило показатели результативности (табл. 1), таково важное, если не основное отличие указанной программы, заметил Усынин.

таб 1
Все мероприятия, запланированные на 2011 год, выполнены, намеченные показатели достигнуты. Карелия отнесена к группе регионов с высоким качеством организации и осуществления бюджетного процесса. «Это даже превзошло наши ожидания», — сказал министр финансов республики. Кроме того, важнейшим направлением работы над программой стала реализация Федерального закона № 83-ФЗ. По состоянию на 1 января 2012 года в Карелии функционируют 233 госучреждения, в том числе 124 бюджетных, 90 казенных и 19 автономных. Их финансовое обеспечение полностью осуществляется в форме субсидий. И все же сокращение доли неэффективных расходов как на республиканском, так и на муниципальном уровне продолжает оставаться актуальной темой, сообщил Усынин. Подготовлена и применяется методика анализа эффективности бюджетных расходов. Оценка производится путем сравнения фактически достигнутых и запланированных результатов деятельности. Затем осуществляется анализ факторов, повлиявших на результат, — внутренних и внешних. В 2012 году будет оценена эффективность расходования бюджетных средств во всех сферах деятельности. Чтобы стимулировать муниципалитеты, проведен конкурсный отбор муниципальных районов и городских округов для получения бюджетных субсидий на реализацию программ повышения эффективности расходов.

В Карелии также идет подготовка к переходу на программный бюджет. Внедрение программно-целевых методов началось в 2005 году, сегодня доля бюджетных расходов, формируемых в рамках ведомственных программ, составляет в общем объеме расходов более 90 %. Сейчас формируется нормативная база для работы в соответствии с государственными программами, а в 2013 году начнет действовать пилотная госпрограмма развития АПК и охотничьего комплекса. Она поможет отработать необходимые механизмы, и с 2014 года министерство финансов будет полностью готово сформировать бюджет Республики Карелия на основе госпрограмм, заверил докладчик.

Проблемы похожи

О формировании и сбалансированности региональных бюджетов на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов коллегам подробно рассказали представители трех субъектов РФ. Как отметила заместитель начальника департамента финансов Вологодской области В. Н. Артамонова, экономика региона (это касается прежде всего металлургии и химической промышленности) пока не преодолела последствия мирового кризиса 2008–2009 годов, что отражается на доходах бюджета, объемах дефицита и государственного долга (табл. 2). На этом фоне идет реализация указа Президента РФ о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы, что потребует дополнительно 2,5 млрд руб., и региональные власти вынуждены проводить дальнейшую оптимизацию бюджетных расходов. В текущем году они сокращаются на 3 млрд руб., процесс затронет и социальную сферу, и аппарат управления и продолжится в 2013 году.

таб 2
Тем не менее ресурсов недостаточно, и без федеральных средств решить вопрос о повышении зарплаты бюджетникам крайне сложно, сделала вывод Артамонова. По ее словам, Минфин России услышал просьбы Вологодской области и в 2013 году рассмотрит вопрос о реструктуризации выданных ей бюджетных кредитов. У властей региона вызывает озабоченность и тот факт, что затягивается новый этап перераспределения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, а это затрудняет своевременное формирование областного бюджета. В области отменены практически все налоговые льготы, ранее предоставленные бюджетным учреждениям, и Артамонова предложила поддержать идею о поэтапной отмене льгот по налогу на имущество для организаций естественных монополий, установленных Налоговым кодексом. Она также внесла на рассмотрение комитета предложение установить с 2013 года норматив зачисления в региональные бюджеты акцизов на алкогольную продукцию в размере 60 %.

Продолжил тему первый заместитель министра финансов Республики Карелия А. А. Максимов, выразив свое беспокойство по поводу прогнозов на 2013 год. Пока Карелии удалось избежать серьезных провалов с поступлением налоговых и неналоговых доходов. В октябре грядет очередное повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, удалось серьезно продвинуться в развитии системы детских дошкольных учреждений: на них в 2012 году выделено 262 млн руб. (в 2011 году — 127 млн руб.). На 1 января 2012 года бюджетные учреждения республики не имели кредиторской задолженности за предоставленные услуги ЖКХ. В полной мере реализуется Федеральный закон № 83-ФЗ. А вот создание дорожного фонда и реформа здравоохранения заставили поволноваться, сказал Максимов. Ассигнования на дорожную деятельность пришлось увеличить в 2,5 раза за счет других расходных статей. При этом в 2011 году удалось избежать роста государственного долга, что позволило сформировать сбалансированный бюджет на 2012 год, предусмотрев исполнение всех социальных обязательств. Более того, создан эффективный инструментарий по управлению госдолгом.

Проблема в том, что в Карелии высока доля расходов бюджета на зарплату, социальное обеспечение и ЖКХ. В то же время здесь вдвое ниже, чем у соседей, удельный вес расходов, связанных с капитальными вложениями. Кроме того, индексация зарплаты в бюджетной сфере идет опережающими темпами по сравнению с ростом доходов субъекта. Опережающими темпами растут и коммунальные расходы, и властям приходится субсидировать предприятия, занимающиеся производством тепловой энергии. Также пока не удалось диверсифицировать поступления налоговых и неналоговых доходов: всего пять предприятий обеспечивают 75 % поступлений от налога на прибыль. Говоря о прогнозе на 2013 год, Максимов отметил, что дополнительные потребности консолидированного бюджета республики превышают 4,1 млрд руб. И если финансовая помощь федерального центра останется на уровне 2012 года, Карелия не сможет сформировать сбалансированный бюджет на 2013 год.

Специфика Ленинградской области, как следовало из выступления первого заместителя председателя комитета финансов региона Л. В. Королевой, заключается в том, что субъект с 2002 года не получает дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Правительство области стремится сокращать неэффективные расходы, а госдолг намечено снизить в 2013 году с 9 до 7,8 млрд руб. Решено также не выделять финансирование на строительство объектов без проектно-сметной документации. 1 января 2012 года вступил в силу областной закон о снижении ставки налога на прибыль на 4 %, призванный удержать в регионе крупные компании и привлечь новых налогоплательщиков, за счет чего ожидается увеличение налоговой базы. Дополнительным фактором риска для бюджета Ленинградской области, как и у соседей по Северо-Западному федеральному округу, стало повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. Данная мера для учреждений всех категорий потребует расходов в объеме 2,2 млрд руб. В рамках мер экономии планируется рассмотреть вопрос о сокращении на 10 % численности муниципальных служащих, всю систему местного самоуправления тоже ждет реформа.

Предложения и преобразования

Участники заседания единогласно одобрили ряд предложений, адресованных Министерству финансов и Правительству РФ. В частности, предложено при подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов:

  • предусмотреть ежегодное увеличение не менее чем на индекс инфляции объема федерального фонда финансовой поддержки регионов;
  • целевые субсидии субъектам РФ на реализацию мер, предусмотренных указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;
  • объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в объеме не ниже уровня 2011 года;
  • рассмотреть возможность реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам субъектов РФ в предыдущие годы.

Кроме того, предлагается преду­смотреть ряд федеральных субсидий на решение задач, связанных с социальной сферой, внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, несколько федеральных законов, касающихся отмены налоговых льгот, уточнения порядка применения кодов бюджетной классификации, разграничения полномочий между уровнями власти и установления критериев эффективности использования бюджетных средств.

Заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО С. М. Зимин, председательствовавший на заседании, объявил, что в ближайшее время Ассоциация экономического взаимодействия будет преобразована в Стратегическое партнерство социально-экономического развития Северо-Запада. В него помимо регионов, входящих в федеральный округ, изъявили желание вступить около 50 крупных компаний из практически всех секторов экономики, работающих на указанной территории. Важнейшие решения, принимаемые в округе, предполагается вначале подвергнуть экспертизе членов партнерства. Через новое объединение и полпреда Президента РФ главы субъектов Федерации смогут более эффективно взаимодействовать с федеральным центром.

Поделиться