Иракли Ушангиевич МЕЗУРНИШВИЛИ, к. э. н.
Юрий Николаевич ЮДЕНКОВ, к. э. н., профессор, член-корр. РАЕН
В первые годы после Второй мировой войны, когда создавались такие международные организации, как Международный валютный фонд, Мировой банк и чуть позже принималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), СССР участвовал в разработке документов, связанных с образованием этих организаций. Однако в последующие годы в результате идеологических разногласий со странами Запада так и не ратифицировал их.
Спустя многие десятилетия путь исторического развития страны привел новую Россию к вступлению вначале в МВФ (в 1992 году), а теперь и во Всемирную торговую организацию. Значимость этого события для России трудно переоценить, поскольку две названные структуры играют определяющую роль в развитии международных торговых и валютно-финансовых отношений в современном мире.
Переговоры России с ГАТТ/ВТО, в отличие от процесса вступления страны в МВФ, потребовали много времени и велись два десятилетия. Столь длительный срок обусловлен специфическим порядком присоединения страны к организации. Важно понимать, что за семь десятилетий существования ГАТТ/ВТО страны-участницы прошли длительный путь раундов-переговоров о постоянном понижении импортных пошлин в международной торговле. России пришлось вести со странами-участницами трудные переговоры о взаимно приемлемых импортных пошлинах в торговых отношениях.
В журнальной статье нет возможности дать комплексную оценку всех последствий вступления России во Всемирную торговую организацию для финансово-кредитной сферы. Однако блок ключевых вопросов, которые требуют хотя бы общего понимания, необходимо донести до широкой научной общественности. Перечислим эти вопросы:
- общие основания целесообразности членства в ВТО;
- институциональные особенности национального рынка финансовых услуг в условиях ВТО;
- формирование правовых механизмов, адекватных международным правилам торговли;
- действия организаций финансово-кредитной сферы для сохранения своего бизнеса.
Рассмотрим каждый вопрос подробнее.
Целесообразность членства в ВТО
Основная цель ВТО — либерализация международной торговли на основе многостороннего механизма регулирования торговых связей. Таким образом, у Правительства РФ существовало три основных движущих мотива к членству в этой организации:
1) стабильность условий работы на внешних рынках;
2) снижение барьеров в торговле;
3) возможность участия страны в формировании правил международного экономического сотрудничества.
По данным Минэкономразвития России, членство в ВТО даст Российской Федерации целый ряд преимуществ. Например, от применения упрощенных таможенных процедур экономические операторы ежегодно получают выгоду в размере 900 млрд долл. в рамках мировой торговли. Для России, согласно расчетам Организации экономического сотрудничества и развития, такая выгода составит 18 млрд долл.
По оценке Всемирного банка, вступление Российской Федерации в ВТО будет приносить стране около 3,3 % ВВП в год в течение трех лет, а через десять лет за счет позитивного влияния на инвестиционный климат выгода может увеличиться до 11 % ВВП (около 162 млрд долл.). Эти расчетные выгоды Россия будет получать каждый год, то есть они не будут разовыми, причем в выигрыше окажутся все регионы страны. Однако в наибольшей степени выиграют те субъекты РФ, которые преуспеют в привлечении прямых иностранных инвестиций. По прогнозу того же Всемирного банка, максимальный выигрыш получат регионы Северо-Запада, включая Санкт-Петербург, а также Дальний Восток.
По оценкам Минэкономразвития России, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, максимальная сумма таможенных сборов за оформление товаров в Российской Федерации будет снижена в 3,3 раза — до 30 тыс. руб. с нынешних 100 тыс., а налогообложение российских и импортных товаров будет унифицировано начиная с даты присоединения.
Очевидная для потребителей выгода от сокращения торговых барьеров после присоединения страны к ВТО заключается в снижении стоимости жизни за счет удешевления как импортных, так и отечественных товаров, полагают в МЭР. Подешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты.
Национальный рынок финансовых услуг в условиях ВТО
Вступление в ВТО не избавит Россию от многих существующих проблем. Сектор финансовых услуг (банковские услуги, страхование, рынок ценных бумаг) является наиболее чувствительным сегментом национальной экономики России, поэтому он вызывает особый коммерческий интерес у ведущих стран — членов ВТО. Наибольший интерес к нему проявляют такие государства, как США, ЕС (который выступает в ВТО как одна страна), Канада, Япония, Швейцария1. В отношении финансового сектора в целом необходимо отметить, что в целях защиты российских поставщиков финансовых услуг российскими обязательствами предусматривается только частичное открытие финансового рынка. Условно говоря, за российскими поставщиками зарезервирована примерно половина рынка, а на второй половине российские поставщики будут конкурировать с иностранными. Например, максимальный размер доли иностранного участия в банковском секторе не должен превышать 50 %: данная квота должна обеспечить конкурентоспособность российской банковской системы. Вместе с тем при расчете этой доли не будут учитываться иностранные инвестиции, вложенные в российскую банковскую систему до 1 января 2007 года, а также иностранные инвестиции в капитал банков, которые будут приватизированы после даты присоединения России к ВТО.
В области страхования обязательства Российской Федерации предусматривают открытие филиалов иностранных страховых компаний через девять лет (с 2021 года). Однако такие филиалы не смогут работать в сфере обязательного страхования (за исключением ОСАГО) и страхования государственных закупок. Капитализация филиалов иностранных компаний будет учитываться при расчете доли иностранного участия в российской страховой системе и в том случае, если эта доля достигнет 50 %, открытие в России новых филиалов будет запрещено. До 2017 года доля иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование жизни, обязательное страхование пассажиров и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей, не может превышать 51 %. По истечении указанного пятилетнего срока будет разрешено
Российское законодательство не предусматривает количественные ограничения иностранного участия на рынке ценных бумаг. Однако сохраняется гипотетическая возможность введения ограничений иностранного участия на уровне 25 % уставного капитала для некоторых видов профессиональных участников рынка ценных бумаг — компаний, осуществляющих ведение реестра ценных бумаг, и компаний, осуществляющих клиринг по сделкам, совершенным через организатора торговли.
Формирование правовых механизмов
Всемирная торговая организация — новая реальность внешней среды нашей экономики, сулящая рост конкуренции с продукцией и услугами зарубежных предпринимателей. В правовую основу ВТО входят следующие основные соглашения:
- GATT (ГАТТ, Генеральное соглашение по тарифам и торговле);
- GATS (ГАТС, Генеральное соглашение по торговле и услугам);
- TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);
- TRIMS (Соглашение по инвестициям);
- AoA (Соглашение по сельскому хозяйству);
- SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах);
- ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле);
- соглашения по субсидиям;
- антидемпинговые меры;
- соглашения по финансовому рынку.
Практически все отечественные предприниматели оказываются перед серьезным внешним вызовом. Россия не обладает достаточным кадровым потенциалом: штаб представительства России при ВТО в ближайшее время не сможет похвастать наличием грамотных специалистов, предстоит обучить сотни служащих для госструктур, необходимы адвокатские и консалтинговые бюро. Здесь речь идет о сотнях, если не о тысячах специалистов по праву ВТО. Одновременно придется изучать опыт, накопленный странами — участницами ВТО.
Выигрывает тот, кто лучше знает правила игры. Кто будет учить нас всемирным правилам торговли? Банк России, внедряя международные стандарты финансовой отчетности в кредитной сфере, уже 15 лет обучает сотрудников коммерческих банков основам МСФО, однако в реальности сохраняет отчетность по правилам бухгалтерского учета. Со стороны министерств и ведомств, так долго ратующих за вступление России в ВТО, не предпринято никаких попыток популяризовать правила международной торговли или хотя бы определить организации, которые могли бы проводить соответствующую учебу.
Сложность ситуации признают и в Верховном суде. Так, по словам судьи Верховного суда В. В. Момотова, вступление России в ВТО «требует создания правовых механизмов, которые бы обеспечили надежную защиту прав потребителей». Российские потребители на сегодняшний день должным образом не защищены от некачественных зарубежных товаров и услуг.
На начальном этапе для защиты интересов России в органе по разрешению споров (ОРС) ВТО Минэкономразвития планирует привлекать только зарубежные юридические компании, специализирующиеся на различных областях права ВТО. Необходимость в привлечении иностранных адвокатов будет определяться сложностью спора и подготовленностью наших собственных экспертов в конкретной сфере. Причем услуги иностранных адвокатов обойдутся государству в
Риски организаций финансово-кредитной сферы
В условиях вступления России в ВТО у организаций финансово-кредитной сферы возрастает ответственность за управление рисками партнерства, поскольку последние влияют на выполнение банками традиционных функций финансового посредничества. Под партнерами понимаются физические и юридические лица, подписавшие с банком любой финансовый договор. Соответственно, риск банка — предпринимательский риск его клиентов, а для клиентов банка партнерский риск — риск банкротства банка.
С начала XXI века российские банки широко используют операции с производными финансовыми инструментами для управления рыночными рисками. Гибкость и техническая сложность этих инструментов привели к радикальной трансформации методов надзора за системными банковскими рисками. В результате рыночные риски контролируются банками лучше, чем традиционные риски партнерства. Эта диспропорция объясняется рядом обстоятельств, в числе которых можно выделить следующие.
Поскольку банки уже давно занимаются кредитными операциями, у большинства из них сформировалось чувство уверенности в качестве контроля над рисками партнерства. В то же время относительно новые для банков операции, например на рынках ценных бумаг, концентрируют их внимание на управлении именно рыночными рисками. В большинстве банков управление рыночными рисками сосредоточено в одном отделе, тогда как риски партнерства, как правило, рассредоточены по различным отделам банка, в том числе по отделам, занимающимся кредитными и рыночными операциями. В результате организация общего управления рисками партнерства даже в крупных банках — дело непростое.
Неверное представление о том, что управление рыночными рисками для банка более важно, чем управление рисками партнерства, приводит к тому, что на управление этими рисками выделяется меньше финансовых и человеческих ресурсов. Между тем уже в ближайшем будущем банки вынуждены будут уделять управлению рисками партнерства гораздо больше внимания и средств, чем сегодня. Это обусловлено действием ряда факторов.
Вступление России в ВТО может привести к неустойчивости экономического положения клиентов банка (убыточности, уменьшению оборотных средств, задержкам в выплате процентов и возврате кредитов), что с большой вероятностью приведет к изменению финансового положения банков (уменьшению средств на корреспондентских счетах, прибыльности, платежеспособности), а также к снижению ликвидности всей финансово-кредитной системы. К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО, относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкая промышленность. По оценкам участников рынка, от вступления в ВТО ежегодный ущерб для данных секторов экономики будет измеряться десятками миллиардов рублей. Отмеченный ущерб неизбежно коснется и банков.
В то же время в ближайший год крупных международных конфликтов по поводу тарифов и пошлин ожидать не следует. Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют