На вопросы обозревателя журнала «Бюджет» отвечает председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике, председатель Саратовской областной Думы Валентин Завадников
— Валентин Георгиевич, каков, на ваш взгляд, реальный потенциал Саратовской области? Какое место область занимает сегодня и способна занять в будущем?
— С моей точки зрения, область находится в достаточно хорошем положении: геополитическое расположение, широкий спектр природных ресурсов — причем разноплановых (углеводороды, сельхозугодья, био— и гидроресурсы) — потенциал достаточно приличный. Вместе с тем исторически высок образовательный и культурный потенциал. А в силу своего географического расположения и исторического опыта Саратовская область — это великолепная площадка для развития среднего и малого бизнеса, он должен здесь расцветать и превалировать. И для граждан это хорошо, поскольку для любого региона главное, чтобы на его территории было много товаров и услуг для жителей. А разноплановые товары и услуги производят, как правило, не мегакомпании, а тот самый средний и мелкий производитель.
— В конце апреля на официальном сайте ГТРК «Саратов» появились впечатляющие цифры роста экспорта из Саратовской области в I квартале текущего года. Как вы считаете, благодаря чему стал возможен этот рост?
— Основные экспортеры Саратовской области традиционны. Это нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия химической промышленности. Они дают стабильное увеличение объемов экспорта. Свою роль сыграла благоприятная экономическая конъюнктура — продукцию можно продать дороже. Поэтому рост экспорта из области во многом стал возможен благодаря выгодной конъюнктуре международных рынков. Однако воспользоваться этой конъюнктурой тоже нужно уметь. И саратовские предприятия показывают свое умение пользоваться благоприятной экономической ситуацией. Вообще же промышленность — как Саратовской области, так и России в целом — уже неотделима от мировой экономики, так что подобный товарообмен — вещь вполне объективная.
— Нетрудно заметить, что первое место в экспорте занимают нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия. А что еще может предложить Саратовская область экономике России и мира кроме сырьевых ресурсов? Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для расширения номенклатуры конкурентоспособного производства?
— Саратовская промышленность своего рода зеркало экономики России в целом. Присутствует все: предприятия ВПК, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, химическая промышленность, развитая энергетика, легкая и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Все это есть в пропорциях, сравнимых с общероссийскими показателями. Особенность саратовской промышленности заключается в уникальном научно-техническом потенциале. Многие технологии, применяемые саратовскими предприятиями — особенно предприятиями ВПК, позволяют вести разработки и выпуск продукции, зачастую не имеющей аналогов не только в России, но и в мире. Создать условия, при которых этот потенциал будет раскрыт в полном объеме, — задача сложная. В том числе это и моя задача как председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации. Мы должны обеспечить принятие грамотной, разумной и взвешенной концепции промышленной политики в Российской Федерации, рассчитанной на долгосрочную перспективу. Потому что многие проблемы совершенно разных предприятий, находящихся не только на территории Саратовской области, имеют одни и те же корни. Важно облегчить общие условия хозяйственной деятельности и развития предприятий — и они сами разберутся в том, что уникального они смогут предложить экономике России и мира.
Если же говорить более конкретно, на территории Саратовской области есть уникальные производства — как крупные, так и мелкие. Взять хотя бы мощнейшие предприятия энергетической отрасли: производимая на территории области электроэнергия, без преувеличения можно сказать, расходится по всей России. Предприятия химической отрасли — та же самая картина. Четвертый в России завод по производству строительного стекла — завод «Саратовстекло» — тоже саратовское предприятие. Остановка двух из пяти конвейерных линий способна повлиять на конъюнктуру всего стекольного рынка России. Примером использования уникальных технологий служит деятельность другого небольшого — по меркам области — предприятия ОАО «Таймер». Оно производит по сути дела только один прибор — пожарные извещатели различных модификаций, но это предприятие держит треть российского рынка и около 7% мирового рынка пожарной сигнализации. Вдумайтесь, 7% мирового рынка в своем сегменте обеспечивает предприятие с численностью работающих в 370 человек!
— Как обстоят дела с инвестициями — государственными, внешними и внутренними? Ведь Саратовская земля — край благодатный, не бедный. Что делается для того, чтобы привлечь собственные или иностранные деньги, заставить работать их на благо края?
— Нет никакой разницы между механизмами привлечения внутренних или же внешних инвестиций. При этом гарантии области или органа власти даются только в том случае, если орган власти почему-либо объективно заинтересован в строительстве того или иного объекта и, главное, если это входит в обязательство органа власти. Грубо говоря, когда орган власти дает гарантию на водопровод — это естественно. Когда орган власти дает гарантию на что-то, что входит в сферу первейших нужд населения — к примеру, объекты теплоснабжения города, это тоже понятно. Но когда орган власти дает гарантию под какой-то бизнес — это вызывает, как минимум, недоумение: собственно говоря, с какой стати, ведь это проблема бизнеса?
Для прихода инвестиций не так важны какие-то гарантии, скорее необходим нормальный инвестиционный климат. И основными факторами, влияющими на это, должны быть низкие входные барьеры для участников рынка, открытость информации о деятельности чиновников. Нужно заменить режимы лицензирования на более эффективные системы страхования гражданской ответственности. Освобождение от регулирования новых участников производства (принцип «все новое — свободно») должно быть увязано с отказом от специальных режимов хозяйственной деятельности государства. И вся хозяйственная деятельность должна основываться на приоритете актов прямого действия. Понятно, что влияние местных властей на общие условия хозяйственной деятельности хоть и не так велико, как у федерального центра, но тем не менее очень значимо: можно снижать местные налоги, можно давать какие-то конкретные льготы для конкретных нужных проектов, которые имеют значение для региона. Главное для власти — это обеспечить рабочие места для граждан и возможность покупать нужные им товары и услуги. Это первое. Второе — неформальное давление власти на бизнес. Если оно существует на территории области, то там тяжелый инвестиционный климат. И внешние, и внутренние инвестиции уравнены. Просто внутренние инвестиции уже объективно есть, поскольку те, кто работают на предприятиях, они уже не уйдут оттуда. А внешние инвестиции, собственно говоря, только должны прийти. И приходят они позже, когда зарубежные инвесторы убедятся, что и для внутренних инвестиций здесь созданы хорошие условия.
Сегодня инвестиции в экономику Саратовской области не столь значительны, как это могло бы быть. Но это не проблема конкретного региона, это проблема всей страны. И она делится на две части: общие условия хозяйственной деятельности и неформальное воздействие власти на бизнес.
Вопрос внутренних инвестиций на территории области достаточно сложный. Сейчас 80% внутренних инвестиций приходится на рефинансирование собственных средств предприятий. Общий объем внутренних инвестиций в промышленность в 2002 году оценивается в 8 млрд рублей. Много это или мало? Вот еще одна цифра: в первом квартале текущего года вклады населения в саратовских банках составили почти 13 млрд рублей. Саратовская область — богатая. Однако сами саратовские банкиры часто жалуются, что им сложно найти применение этим деньгам на территории области. С одной стороны, банковские кредиты дороги для крупных промышленных предприятий. С другой стороны, банкиры говорят о высоких рисках при реализации инвестиционных проектов. Не всегда гарантии государства или же, если угодно, гарантии правительства области — тоже государственного органа — являются для банкиров достаточным поручительством. Хотя общий инвестиционный климат в Саратовской области гораздо лучше, чем во многих других российских регионах. Значит опять мы имеем дело с общероссийской проблемой. Клондайк в отдельно взятой области создать нельзя, как нельзя построить коммунизм в отдельно взятой стране.
Улучшения инвестиционного климата можно добиться большей открытостью экономики в целом. Государство должно сокращать свои регулятивные функции, больше свободы давать бизнесу. Инвесторы по своим критериям оценивают привлекательность области или отдельного производства для инвестиций. Если их что-то не устраивает — они просто не будут вкладывать свои деньги. Они хотят видеть понятные правила игры государства и бизнеса и определенные гарантии стабильности этих правил. Сейчас инвесторы в Саратовской области предпочитают вкладывать деньги в стабильно работающие предприятия с хорошей кредитной историей и прогнозируемым экономическим положением. Будут предприятия развиваться — инвесторы сами их найдут.
Справка «Бюджета»
ЗАВАДНИКОВ Валентин Георгиевич, родился 30 апреля 1963 г. в городе Кривой Рог. Окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. Адмирала Невельского. Работал в Приморском морском пароходстве, в СП «Диалог-Находка», был первым заместителем председателя Находкинского горисполкома, финансовым директором административного комитета свободной экономической зоны «Находка». В 1994 г. переехал в Москву. Был председателем Совета директоров АО «ФинансИст», представителем компании «Ауербах, Грейсон энд Компани», заместителем председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В 1998 г. возглавил Департамент собственности РАО «ЕЭС России». Был заместителем председателя правления РАО «ЕЭС России». С 2001 г. — представитель в Совете Федерации от Саратовской областной Думы. Председатель Комитета верхней палаты по промышленной политике, член Совета директоров РАО «ЕЭС России» от государства, председатель наблюдательного совета Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы рынка электроэнергии» (НП «АТС»), член государственной Комиссии по химическому разоружению.
Женат, имеет дочь. Увлекается горными лыжами, подводным плаванием, парусным спортом — является президентом Саратовского яхтенного центра.
Беседовал Юрий МЕШКОВ
Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.
— Валентин Георгиевич, каков, на ваш взгляд, реальный потенциал Саратовской области? Какое место область занимает сегодня и способна занять в будущем?
— С моей точки зрения, область находится в достаточно хорошем положении: геополитическое расположение, широкий спектр природных ресурсов — причем разноплановых (углеводороды, сельхозугодья, био— и гидроресурсы) — потенциал достаточно приличный. Вместе с тем исторически высок образовательный и культурный потенциал. А в силу своего географического расположения и исторического опыта Саратовская область — это великолепная площадка для развития среднего и малого бизнеса, он должен здесь расцветать и превалировать. И для граждан это хорошо, поскольку для любого региона главное, чтобы на его территории было много товаров и услуг для жителей. А разноплановые товары и услуги производят, как правило, не мегакомпании, а тот самый средний и мелкий производитель.
— В конце апреля на официальном сайте ГТРК «Саратов» появились впечатляющие цифры роста экспорта из Саратовской области в I квартале текущего года. Как вы считаете, благодаря чему стал возможен этот рост?
— Основные экспортеры Саратовской области традиционны. Это нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия химической промышленности. Они дают стабильное увеличение объемов экспорта. Свою роль сыграла благоприятная экономическая конъюнктура — продукцию можно продать дороже. Поэтому рост экспорта из области во многом стал возможен благодаря выгодной конъюнктуре международных рынков. Однако воспользоваться этой конъюнктурой тоже нужно уметь. И саратовские предприятия показывают свое умение пользоваться благоприятной экономической ситуацией. Вообще же промышленность — как Саратовской области, так и России в целом — уже неотделима от мировой экономики, так что подобный товарообмен — вещь вполне объективная.
— Нетрудно заметить, что первое место в экспорте занимают нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия. А что еще может предложить Саратовская область экономике России и мира кроме сырьевых ресурсов? Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для расширения номенклатуры конкурентоспособного производства?
— Саратовская промышленность своего рода зеркало экономики России в целом. Присутствует все: предприятия ВПК, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, химическая промышленность, развитая энергетика, легкая и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Все это есть в пропорциях, сравнимых с общероссийскими показателями. Особенность саратовской промышленности заключается в уникальном научно-техническом потенциале. Многие технологии, применяемые саратовскими предприятиями — особенно предприятиями ВПК, позволяют вести разработки и выпуск продукции, зачастую не имеющей аналогов не только в России, но и в мире. Создать условия, при которых этот потенциал будет раскрыт в полном объеме, — задача сложная. В том числе это и моя задача как председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации. Мы должны обеспечить принятие грамотной, разумной и взвешенной концепции промышленной политики в Российской Федерации, рассчитанной на долгосрочную перспективу. Потому что многие проблемы совершенно разных предприятий, находящихся не только на территории Саратовской области, имеют одни и те же корни. Важно облегчить общие условия хозяйственной деятельности и развития предприятий — и они сами разберутся в том, что уникального они смогут предложить экономике России и мира.
Если же говорить более конкретно, на территории Саратовской области есть уникальные производства — как крупные, так и мелкие. Взять хотя бы мощнейшие предприятия энергетической отрасли: производимая на территории области электроэнергия, без преувеличения можно сказать, расходится по всей России. Предприятия химической отрасли — та же самая картина. Четвертый в России завод по производству строительного стекла — завод «Саратовстекло» — тоже саратовское предприятие. Остановка двух из пяти конвейерных линий способна повлиять на конъюнктуру всего стекольного рынка России. Примером использования уникальных технологий служит деятельность другого небольшого — по меркам области — предприятия ОАО «Таймер». Оно производит по сути дела только один прибор — пожарные извещатели различных модификаций, но это предприятие держит треть российского рынка и около 7% мирового рынка пожарной сигнализации. Вдумайтесь, 7% мирового рынка в своем сегменте обеспечивает предприятие с численностью работающих в 370 человек!
— Как обстоят дела с инвестициями — государственными, внешними и внутренними? Ведь Саратовская земля — край благодатный, не бедный. Что делается для того, чтобы привлечь собственные или иностранные деньги, заставить работать их на благо края?
— Нет никакой разницы между механизмами привлечения внутренних или же внешних инвестиций. При этом гарантии области или органа власти даются только в том случае, если орган власти почему-либо объективно заинтересован в строительстве того или иного объекта и, главное, если это входит в обязательство органа власти. Грубо говоря, когда орган власти дает гарантию на водопровод — это естественно. Когда орган власти дает гарантию на что-то, что входит в сферу первейших нужд населения — к примеру, объекты теплоснабжения города, это тоже понятно. Но когда орган власти дает гарантию под какой-то бизнес — это вызывает, как минимум, недоумение: собственно говоря, с какой стати, ведь это проблема бизнеса?
Для прихода инвестиций не так важны какие-то гарантии, скорее необходим нормальный инвестиционный климат. И основными факторами, влияющими на это, должны быть низкие входные барьеры для участников рынка, открытость информации о деятельности чиновников. Нужно заменить режимы лицензирования на более эффективные системы страхования гражданской ответственности. Освобождение от регулирования новых участников производства (принцип «все новое — свободно») должно быть увязано с отказом от специальных режимов хозяйственной деятельности государства. И вся хозяйственная деятельность должна основываться на приоритете актов прямого действия. Понятно, что влияние местных властей на общие условия хозяйственной деятельности хоть и не так велико, как у федерального центра, но тем не менее очень значимо: можно снижать местные налоги, можно давать какие-то конкретные льготы для конкретных нужных проектов, которые имеют значение для региона. Главное для власти — это обеспечить рабочие места для граждан и возможность покупать нужные им товары и услуги. Это первое. Второе — неформальное давление власти на бизнес. Если оно существует на территории области, то там тяжелый инвестиционный климат. И внешние, и внутренние инвестиции уравнены. Просто внутренние инвестиции уже объективно есть, поскольку те, кто работают на предприятиях, они уже не уйдут оттуда. А внешние инвестиции, собственно говоря, только должны прийти. И приходят они позже, когда зарубежные инвесторы убедятся, что и для внутренних инвестиций здесь созданы хорошие условия.
Сегодня инвестиции в экономику Саратовской области не столь значительны, как это могло бы быть. Но это не проблема конкретного региона, это проблема всей страны. И она делится на две части: общие условия хозяйственной деятельности и неформальное воздействие власти на бизнес.
Вопрос внутренних инвестиций на территории области достаточно сложный. Сейчас 80% внутренних инвестиций приходится на рефинансирование собственных средств предприятий. Общий объем внутренних инвестиций в промышленность в 2002 году оценивается в 8 млрд рублей. Много это или мало? Вот еще одна цифра: в первом квартале текущего года вклады населения в саратовских банках составили почти 13 млрд рублей. Саратовская область — богатая. Однако сами саратовские банкиры часто жалуются, что им сложно найти применение этим деньгам на территории области. С одной стороны, банковские кредиты дороги для крупных промышленных предприятий. С другой стороны, банкиры говорят о высоких рисках при реализации инвестиционных проектов. Не всегда гарантии государства или же, если угодно, гарантии правительства области — тоже государственного органа — являются для банкиров достаточным поручительством. Хотя общий инвестиционный климат в Саратовской области гораздо лучше, чем во многих других российских регионах. Значит опять мы имеем дело с общероссийской проблемой. Клондайк в отдельно взятой области создать нельзя, как нельзя построить коммунизм в отдельно взятой стране.
Улучшения инвестиционного климата можно добиться большей открытостью экономики в целом. Государство должно сокращать свои регулятивные функции, больше свободы давать бизнесу. Инвесторы по своим критериям оценивают привлекательность области или отдельного производства для инвестиций. Если их что-то не устраивает — они просто не будут вкладывать свои деньги. Они хотят видеть понятные правила игры государства и бизнеса и определенные гарантии стабильности этих правил. Сейчас инвесторы в Саратовской области предпочитают вкладывать деньги в стабильно работающие предприятия с хорошей кредитной историей и прогнозируемым экономическим положением. Будут предприятия развиваться — инвесторы сами их найдут.
Справка «Бюджета»
ЗАВАДНИКОВ Валентин Георгиевич, родился 30 апреля 1963 г. в городе Кривой Рог. Окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. Адмирала Невельского. Работал в Приморском морском пароходстве, в СП «Диалог-Находка», был первым заместителем председателя Находкинского горисполкома, финансовым директором административного комитета свободной экономической зоны «Находка». В 1994 г. переехал в Москву. Был председателем Совета директоров АО «ФинансИст», представителем компании «Ауербах, Грейсон энд Компани», заместителем председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В 1998 г. возглавил Департамент собственности РАО «ЕЭС России». Был заместителем председателя правления РАО «ЕЭС России». С 2001 г. — представитель в Совете Федерации от Саратовской областной Думы. Председатель Комитета верхней палаты по промышленной политике, член Совета директоров РАО «ЕЭС России» от государства, председатель наблюдательного совета Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы рынка электроэнергии» (НП «АТС»), член государственной Комиссии по химическому разоружению.
Женат, имеет дочь. Увлекается горными лыжами, подводным плаванием, парусным спортом — является президентом Саратовского яхтенного центра.
Беседовал Юрий МЕШКОВ
Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.