Версия для печати 5201 Материалы по теме

Прочное экономическое благополучие — мечта любого региона. Сегодня Вологодская область по производству промышленной продукции на душу населения находится на третьем месте в России и на первом по Северо-Западному округу. Но считать, что мы живем хорошо, можно будет лишь в том случае, если доля малого и среднего бизнеса в формировании ВВП возрастет и будет сопоставима с долей промышленности. 

Сейчас доходы бюджета Вологодской области зависят в основном от промышленности, и прежде всего от предприятий черной металлургии.

Эффективность расходования бюджетных средств напрямую связана с совершенствованием системы управления ими на региональном уровне. Очевидно, что для полномасштабного реформирования системы управления общественными финансами необходимо повышение финансовых, институциональных, кадровых, технологических и организационных возможностей региональных и местных органов власти. 

С начала 2000 г. Вологодская область участвует в проекте «Реформирование системы региональных финансов». В области утверждена Программа реформирования системы управления региональными финансами до 2005 г. По итогам реализации первого этапа программы реформирования системы управления финансами Вологодская область из федерального Фонда реформирования региональных финансов получила в 2002 г. грант в размере 105,5 млн рублей. 

С начала реализации проекта «Реформирование системы региональных финансов» на территории области в сфере управления региональными финансами многое изменилось. 

В соответствии с федеральным законодательством по вопросам организации бюджетного процесса принят закон «О бюджетном процессе в Вологодской области». 

Важной составной частью реализации проекта реформирования финансов в области стал переход к среднесрочному планированию. На основе прогноза социально-экономического развития региона разработан перспективный финансовый план области до 2005 г. Анализируя возможные сценарии развития экономики области на перспективу, мы получили возможность оценить влияние ее тенденций, провести ориентиры на мобилизацию доходных источников бюджета. 

Финансовые последствия изменений в экономике области учитываются во взаимосвязи с текущими и перспективными результатами реформирования налогового и бюджетного законодательства. В развитие этого направления правительством области принята Концепция налоговой политики и развития налоговой базы Вологодской области в 2001–2005 гг. Тем самым заложена основа для достижения реалистичности в планировании доходов бюджета, программы заимствований и, следовательно, проведения сбалансированной бюджетной политики. 

Учитывая неравномерность распределения налогового потенциала на территории области, большое внимание придается сохранению стабильности нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты муниципальных образований. За последние годы незначительные изменения происходили лишь по причине изменений законодательства на федеральном уровне. Стабильность нормативов способствует активизации усилий муниципальных образований в привлечении инвестиций и развитии собственной доходной базы. Как результат, можно привести пример поступательного роста их собственных доходов. В 2001 г., по сравнению с предыдущим годом, прирост составил 157 млн руб., в 2002 г. он составил порядка 595 млн рублей. 

Для повышения заинтересованности муниципальных образований в проведении мероприятий, направленных на реформирование финансов, используются и другие инструменты. На протяжении ряда лет выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований производится на основе единой формализованной методики, утверждаемой законом области о бюджете на очередной финансовый год, исходя из анализа налогового потенциала и объективных макроэкономических тенденций. 

Это позволило довести уровень бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований с низкими среднедушевыми доходами до среднего областного показателя. 

С 2002 г. за счет средств областного бюджета образован фонд стимулирования налогового потенциала муниципальных образований, который позволяет заинтересовывать органы местного самоуправления в реализации мероприятий, направленных на рост налогового потенциала районов и городов. Принятие закона области «О субвенциях муниципальным образованиям области» закрепило критерии предоставления субвенций из областного бюджета. 

К сожалению, приходится констатировать, что налоговая и бюджетная реформа на федеральном уровне проводится большей частью за счет средств субъектов РФ. В нашей области она совпала с негативными последствиями кризиса рынка черных металлов, повлекшего спад в черной металлургии, являющейся бюджетообразующей отраслью. 

Оставаясь при этом в ряду регионов-доноров, мы приняли более жесткую политику в отношении сокращения и упорядочения предоставления льгот своим налогоплательщикам. В области принят закон о порядке предоставления налоговых льгот, ужесточающий данную процедуру. Правительством области утверждена методика расчета возможных потерь от налоговых льгот, позволяющая соизмерять размеры поддержки налогоплательщиков и потери консолидированного бюджета области. Тем не менее, учитывая важность гарантий для инвесторов, мы сохранили льготы по всем инвестиционным направлениям и проектам, получившим областную поддержку. 

Налоговая политика области строится на сбалансированном учете необходимости поддержки развития экономики. Особое внимание при этом придается развитию сферы малого бизнеса. В соответствии с гл. 26.3 Налогового кодекса был разработан и с 1 января 2003 г. введен закон области, предусматривающий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. К его разработке наряду с финансовыми, налоговыми органами были привлечены и предприниматели. 

В то же время в области постоянно ведется работа по мобилизации поступлений доходов в бюджет от основных налогоплательщиков. Образована межведомственная комиссия по платежам в бюджет. На основе созданного реестра ведется индивидуальная работа с крупными налогоплательщиками. В результате проводимой реструктуризации задолженности по налоговым платежам и сборам в бюджет области, активизации деятельности рабочих групп, созданных на областном и муниципальном уровнях, недоимка в 2002 г. сократилась почти вдвое. Всего за этот период за счет указанных мер в бюджет области удалось привлечь около 250 млн рублей. 

Правительством области проведена работа по консолидации в областном бюджете внебюджетных средств. Утверждено положение о порядке открытия и ведения управлением областного казначейства департамента финансов лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности. За последние два года указанные доходы поступили в бюджет в объеме, превышающем 200 млн руб. 

Важным направлением в программе реформирования финансов является повышение эффективности управления бюджетными расходами. Вопросы своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы находятся на постоянном контроле. Как следствие, с 1999 г. в области отсутствует задолженность по оплате труда работникам бюджетной сферы. 

Принимаются меры по реструктуризации кредиторской задолженности и оптимизации бюджетных расходов. В результате проведения конкурсов на осуществление государственного и муниципального заказа экономический эффект за два последние года составил более 60 млн рублей. 

В 2001 г. была проведена инвентаризация федеральных, региональных законов и местных нормативных актов и составлен перечень скрытых льгот, субсидий и дотаций. По предварительным оценкам, общая стоимость их предоставления составляет 2 млрд руб. В области принята концепция перехода на замену льгот, установленных областными законами, денежными выплатами отдельным категориям граждан. С одной стороны, это позволит несколько снизить бюджетную нагрузку, с другой — обеспечит адресность социальных выплат. 

Анализ исполнения бюджетов области осуществляется на основе аналитических индикаторов состояния областного бюджета и их предельных значений. Законы об областном бюджете, об исполнении бюджета, аналитическая информация о текущем исполнении областного бюджета в обязательном порядке публикуются в СМИ, что обеспечивает повышение прозрачности областного бюджета. 

В целях внедрения в практику новых методов управления финансовыми ресурсами в области в 2000 г. губернатором утверждена Концепция управления финансовыми ресурсами Вологодской области, основной целью которой является повышение эффективности использования государственных финансов области. 

В качестве одной из действенных мер, обеспечивающих ее достижение, определен переход на казначейскую систему исполнения бюджета области через единую систему органов областного казначейства. Система органов областного казначейства включает управление областного казначейства в составе департамента финансов области и подчиненные ему отделы на территориях муниципальных образований, которые осуществляют обслуживание областных и муниципальных учреждений. 

Перевод бюджета области на казначейское исполнение осуществляется поэтапно в соответствии с утвержденными графиками. Через лицевые счета, открытые в управлении областного казначейства, обслуживаются более 60% областных учреждений. В 2003 г. планируется завершить формирование единой системы органов областного казначейства. 

Эффективность от внедрения системы казначейского исполнения бюджета в области составила более 26,0 млн руб., в том числе в 2002 г. — 16,0 млн руб. Следует отметить, что она позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но, самое главное, — предотвратить эти нарушения. 

Исходя из требований Бюджетного кодекса РФ и в рамках реформирования системы региональных финансов, в 2000–2001 гг. проведена большая работа по совершенствованию учета государственного областного долга. 

Для определения приведенной стоимости долга на основе прогнозов ставки рефинансирования Центрального банка РФ используется метод дисконтирования. Обеспечение мониторинга реальной стоимости долга позволит качественно повысить уровень управления долгом и использовать данные при среднесрочном планировании. Вологодской области международной рейтинговой компанией Standard & Poor’s присвоен долгосрочный кредитный рейтинг «B» по международной шкале, прогноз изменения «Стабильный» и кредитный рейтинг «ruA-» по российской шкале. 

Формирование государственной политики в сфере управления государственным имуществом осуществляется в области путем реализации концепции по управлению государственным имуществом Вологодской области. В ходе реализации концепции проведена полная инвентаризация объектов государственной собственности Вологодской области, построена система учета этих объектов, разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, обеспечивающие ее реализацию. 

В целях учета и мониторинга активов и пассивов Вологодской области утверждена методика составления единого баланса активов и пассивов Вологодской области. Использование данных единого баланса активов и пассивов области способствует принятию более эффективных управленческих решений, повышению рейтинга и кредитоспособности региона. 

Использование передовых информационных технологий в работе государственных органов власти — это на сегодня одно из приоритетных направлений повышения эффективности оперативной работы в регионе. Новые технологии обеспечивают прозрачность и открытость деятельности органов власти в таких сферах, как нормотворчество, бюджетный процесс, проведение закупок для государственных нужд, управление государственной собственностью. 

На наш взгляд, ключевым элементом информационной инфраструктуры региона должна служить распределенная мультисервисная сеть, позволяющая обеспечить широкое внедрение современных технологий в практику работы соответствующих областных и муниципальных органов и служб. Примером такой системы, объединяющей воедино информационные потоки в интересах органов государственной власти региона, является создаваемая в настоящее время мультисервисная сеть финансовых органов Вологодской области. 

Реализация данного проекта предоставляет такие новые возможности, как обеспечение работы автоматизированных систем в финорганах для формирования и исполнения бюджета — в том числе и по казначейским технологиям — в режиме on-line, оперативное получение сведений об исполнении областного и местных бюджетов, резкое снижение сроков подготовки сводной отчетности. 

В конечном итоге все это позволит максимально эффективно решать задачи, стоящие перед финорганами области, а в будущем — перед всеми органами государственной власти области. 

Достижение целей, намеченных программой реформирования системы управления региональными финансами Вологодской области, будет способствовать открытости и прозрачности бюджетного процесса и, как следствие, повышению инвестиционной привлекательности нашего региона. 


Справка «Бюджета» 

ИЗОТОВА Галина Сергеевна — родилась в г. Череповце Вологодской области. Окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского, Институт государственного управления МГИМО (У) МИД России. 

Трудовую деятельность начала в Череповецком отделении Госбанка СССР. В 1992 г. возглавила правление акционерного коммерческого ипотечного банка «Соколбанк» (Череповец), в октябре 1997 г. назначена на должность заместителя губернатора Вологодской области, начальника департамента финансов. С 2000 г. — первый заместитель губернатора области, начальник департамента финансов. 

Является председателем комитета финансов Ассоциации территорий экономического взаимодействия «Северо-Запад». 

В 2001 г. присвоено почетное звание «Человек года — заслуженный деятель Северо-Запада России». Г.С. Изотова — Отличник финансовой работы, Заслуженный экономист РФ. 

Журнал «Бюджет» №3 март 2003 г.


Поделиться