Электронная Россия — 11 декабря 2012

Рынок облачных технологий в РФ составил около 0,25 млрд долларов

Версия для печати 1282 Материалы по теме
Рынок облачных технологий в РФ составил около 0,25 млрд долларов
облачные технологии
Внедрение на российском IT-рынке «облачных» сервисов будет развиваться, считают эксперты. По данным аналитического агентства Forrester Research, в 2011 году объем мирового рынка облачных технологий составил 42 млрд долларов, а к 2020 году он вырастет до 241 млрд. Объем российского рынка пока невелик, в 2011 году он составил около 0,25 млрд долларов. То есть нам есть куда расти.

«Облачные» технологии меняют IT-рынок: появляются новые требования к оборудованию и ПО. Для большинства участников рынка «облачные» технологии — это новая бизнес-модель. Появляются новые игроки, которые пытаются отвоевать клиентов у компаний, работающих традиционным способом. На самом деле рынок IT-услуг последние годы остается примерно одинаковым. Его рост сопоставим с ростом экономики страны. А огромные цифры, которые демонстрирует сегмент «облачных» технологий, объясняются тем, что традиционные технологии теряют свои позиции, — объяснил руководитель направления продаж решений для ЦОД компании Cisco Олег Коверзнев. — Доля России на мировом рынке пока менее 1%, как и доля компаний, которые уже внедрили «облачные» вычисления в свою работу или планируют внедрять, тоже небольшое — 10-12%. При этом внедрение «облаков» активнее идет в столице, чем в регионах. Однако есть тенденция к увеличению, каждый год российский рынок будет расти как минимум вдвое«.

По наблюдениям экспертов, медленное развитие «облаков» на начальном этапе предопределило слабое развитие рынка IT-аутсорсинга. В России он значительно меньше, чем в странах с похожей экономической моделью. Помимо этого, российские сервис-провайдеры поздно выходят на рынок: проходят годы с момента появления идеи до построения модели и стратегии компании.

Еще одна проблема — слабое участие государства в регулировании и стимулировании рынка «облачных» услуг.

«Без прозрачного законодательства в сфере регулирования развитие этого рынка будет сильно затруднено. В странах, где государство активно стимулирует развитие „облаков“, компании получают огромную прибыль от внедрения новых технологий. Это происходит в США, Австралии, Японии, Индии, Китае», — отметил Олег Коверзнев.

Продвижению «облаков» на российском рынке мешает также дефицит кадров. Чтобы адаптировать технологию, необходимы специалисты с широким кругозором, которые могли бы из всех вариантов сервисов выбрать именно тот, который подходит конкретной компании. Роль такого IT-специалиста в компании изменится, он уже будет не только обслуживать бизнес, но сможет трансформировать его и сделать эффективнее.

Основными потенциальными потребителями «облачных» сервисов во всем мире эксперты считают компании сегмента малого и среднего бизнеса. «В США и Европе быстрее всего адаптировали «облачные» сервисы к работе небольшие компании. В России прослойка МСБ небольшая и культура использования IT-услуг отличается от западной. Основной сегмент потребителей «облаков» — это крупные предприятия, они составляют до 80%, — объяснил Олег Коверзнев. — Кроме того, с большим нежеланием IT-департаменты малых и средних компаний отказываются от капитальных затрат. Однако новая волна кризиса приведет к резкому сокращению капитальных затрат. Это подтолкнет к переходу на «облачные» технологии.

По прогнозам компании Cisco, в ближайшие годы на рынке «облачных» технологий России развернется борьба между локальными игроками — традиционными операторами и альтернативными. Крупные западные игроки пока не заинтересованы выходить на российский рынок из-за большой стоимости локализации. Роль крупных российских сервис-провайдеров будет заключаться в том, что они станут площадками для разработки облачных приложений. Компании, которые смогут это сделать, обеспечат себе устойчивые позиции на рынке телекоммуникационных услуг. «Облачные» вычисления будут востребованы в компаниях госсектора, сфере образования и здравоохранения. Появятся локальные игроки, которые будут разрабатывать услуги под эти сферы. Среди сервисов будут наиболее востребованы приложения, связанные с повышением продуктивности работы персонала, системы управления продажами и проектами.

Как отметил заместитель гендиректора Группы Optima Игорь Гурков, говоря о преимуществах облачных сервисов, важно не упустить из виду критерий безопасности, потому что он является самым важным в деле хранения данных. «Облачные сервисы, конечно, перспективны, но специфика российского бизнеса такова, что стороннему провайдеру крупный бизнес не слишком доверяет. Принимая решение в пользу „облаков“, крупные компании предпочитают строительство собственных сервисов. Для МСБ вариант публичного „облака“ больше подходит, но здесь встает ребром вопрос управления доступом, то есть опять же — вопрос безопасности. Всех беспокоит, насколько данные той или иной компании будут прозрачны для других участников облака, — отметил Игорь Гурков. — Однако эти вопросы уже довольно успешно решаются. Поэтому, скорее всего, развитие „облачных“ технологий для МСБ вполне перспективно. Такие сервисы позволят сэкономить на установке собственного ПО и сделают бизнес более эффективным».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно