То, что преференциальные режимы, работающие на территории страны, нужно дорабатывать, согласны многие. К такому выводу пришло и Министерство финансов РФ, уделив серьезное внимание анализу налоговых льгот. Еще более важным результатом этой работы стала разработка законопроекта, который может быть принят уже в этом году. Подробности мы обсудили с директором Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина России Денисом Валерьевичем Борисовым.
— Денис Валерьевич, насколько велик объем поддержки, которую получают компании, работающие в российских преференциальных режимах?
— Правительство уделяет большое внимание вопросам стимулирования развития экономики страны. В этом направлении проводится системная работа, в том числе в рамках реализации национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» из указа Президента РФ. И один из важных элементов работы — это, конечно, оказание предпринимателям государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот.
Приведу несколько цифр для понимания масштабов этого вида господдержки. В 2023 году общая сумма налоговых расходов в России составила 10,3 триллиона рублей, из которых значительная часть, конечно, связана с мерами социального характера. При этом порядка 26 процентов от общей суммы, или 2,6 триллиона рублей, приходится на налоговые расходы, связанные с предоставлением инвестиционных налоговых льгот, включающих как отдельные льготы, так и префрежимы. Если говорить отдельно про префрежимы, то объем налоговых расходов, связанных с предоставлением льгот для их резидентов, мы оцениваем в 2023 году примерно в 400 миллиардов рублей.
В перечень префрежимов в рамках проводимой Минфином России аналитической работы мы включаем все основные режимы со сформировавшейся практикой применения. Это территории опережающего развития (ТОР) в ДФО, ТОР в моногородах и ЗАТО, региональный инвестиционный проект (РИП) для участников в ДФО, РИП для участников вне ДФО, особые экономические зоны (ОЭЗ), свободный порт «Владивосток», ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, свободная экономическая зона (СОЗ) в Республике Крым и Севастополе, специальный инвестиционный контракт (СПИК), Арктическая зона РФ и инвестиционный налоговый вычет (ИНВ). Совсем новые префрежимы, которые действуют менее одного года, в периметр нашей работы мы пока не включаем, по ним еще нет достаточного материала для анализа. В частности, это относится к префрежимам на новых территориях.
— Расскажите об аналитической работе, которую проводит Минфин в связи с работой префрежимов?
— Вопрос комплексной оценки эффективности функционирования префрежимов действительно является очень важным, а сейчас он актуален в особенности. При этом по некоторым префрежимам методики оценки сейчас отсутствуют в принципе. В целом этот вопрос относится к компетенции профильных ФОИВ, ответственных за создание и функционирование префрежимов: Минэкономразвития, Минвостокразвития и Минстроя. Ключевая работа по этим направлениям, конечно, на их стороне. Однако, чтобы у нас было на что опираться в своей работе при выполнении задач, которые стоят перед нашим ведомством, мы, со своей стороны, выстроили в Минфине системную работу по оценке эффективности налоговых льгот, которая базируется на принципе «двух ключей»: оценка эффективности режима / льготы на макроуровне и микроуровне.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти