24 апреля 2025 года
Регистрация
№ 3 март 2025 — 10 марта 2025

Требуют донастройки. Минфин России разработал законопроект, призванный увеличить отдачу от работы преференциальных режимов

Версия для печати 79 Материалы по теме
Требуют донастройки. Минфин России разработал законопроект, призванный увеличить отдачу от работы преференциальных режимов

То, что преференциальные режимы, работающие на территории страны, нужно дорабатывать, согласны многие. К такому выводу пришло и Министерство финансов РФ, уделив серьезное внимание анализу налоговых льгот. Еще более важным результатом этой работы стала разработка законопроекта, который может быть принят уже в этом году. Подробности мы обсудили с директором Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина России Денисом Валерьевичем Борисовым.

— Денис Валерьевич, насколько велик объем поддержки, которую получают компании, работающие в российских преференциальных режимах?

— Правительство уделяет большое внимание вопросам стимулирования развития экономики страны. В этом направлении проводится системная работа, в том числе в рамках реализации национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» из указа Президента РФ. И один из важных элементов работы — это, конечно, оказание предпринимателям государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот.

Приведу несколько цифр для понимания масштабов этого вида господдержки. В 2023 году общая сумма налоговых расходов в России составила 10,3 триллиона рублей, из которых значительная часть, конечно, связана с мерами социального характера. При этом порядка 26 процентов от общей суммы, или 2,6 триллиона рублей, приходится на налоговые расходы, связанные с предоставлением инвестиционных налоговых льгот, включающих как отдельные льготы, так и префрежимы. Если говорить отдельно про префрежимы, то объем налоговых расходов, связанных с предоставлением льгот для их резидентов, мы оцениваем в 2023 году примерно в 400 миллиардов рублей.

В перечень префрежимов в рамках проводимой Минфином России аналитической работы мы включаем все основные режимы со сформировавшейся практикой применения. Это территории опережающего развития (ТОР) в ДФО, ТОР в моногородах и ЗАТО, региональный инвестиционный проект (РИП) для участников в ДФО, РИП для участников вне ДФО, особые экономические зоны (ОЭЗ), свободный порт «Владивосток», ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, свободная экономическая зона (СОЗ) в Республике Крым и Севастополе, специальный инвестиционный контракт (СПИК), Арктическая зона РФ и инвестиционный налоговый вычет (ИНВ). Совсем новые преф­режимы, которые действуют менее одного года, в периметр нашей работы мы пока не включаем, по ним еще нет достаточного материала для анализа. В частности, это относится к префрежимам на новых территориях.

— Расскажите об аналитической работе, которую проводит Минфин в связи с работой префрежимов?

— Вопрос комплексной оценки эффективности функционирования префрежимов действительно является очень важным, а сейчас он актуален в особенности. При этом по некоторым преф­режимам методики оценки сейчас отсутствуют в принципе. В целом этот вопрос относится к компетенции профильных ФОИВ, ответственных за создание и функционирование преф­режимов: Минэкономразвития, Минвостокразвития и Минстроя. Ключевая работа по этим направлениям, конечно, на их стороне. Однако, чтобы у нас было на что опираться в своей работе при выполнении задач, которые стоят перед нашим ведомством, мы, со своей стороны, выстроили в Минфине системную работу по оценке эффективности налоговых льгот, которая базируется на принципе «двух ключей»: оценка эффективности режима / льготы на макроуровне и микроуровне.

Поделиться