Версия для печати 4327 Материалы по теме
Создание единого ИТ-пространства для финансовых и госуслуг

Анаев
Расул Балукуевич АНАЕВ, коммерческий директор компании «БСС Инжиниринг»

С момента вступления в силу требований о предоставлении всех государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ прошло почти полгода. Однако до сегодняшнего дня система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) работает не в полной мере. Причин тому несколько, перечислим основные:

  • при формировании концепции и архитектуры будущей СМЭВ не учитывались пожелания региональных и муниципальных органов исполнительной власти, а также региональные особенности;
  • ориентация на единые облачные технологии, игнорирование факта неразвитости телекоммуникационной инфраструктуры в подавляющем большинстве населенных пунктов РФ и слабой технической оснащенности муниципальных органов власти и ведомств;
  • недостаток квалифицированных кадров на местах;
  • отсутствие четких процедур уп­равления изменениями среды взаимодействия;
  • несовершенство системы управление инцидентами.

Нет сомнений, что в итоге все перечисленные проблемы будут решены, но уже сегодня появились новые интеграционные задачи для СМЭВ по подключению кредитных учреждений и администраторов доходов к сервисам Федерального казначейства, а также по реализации основных функций универсальной электронной карты (УЭК).

Комплексное решение

Для полноценной реализации требований Федерального закона № 210-ФЗ, а также Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О национальной платежной системе“» и повышения качества оказания государственных услуг гражданам компания «БСС Инжиниринг» разработала комплексное решение для учета платных услуг, предоставляемых различными поставщиками, и их интеграции с банковскими платежными инструментами. Основой концепции единого информационного пространства для государственных и финансовых услуг являются:

  • единый идентификатор;
  • электронное единое окно;
  • единое пространство взаимодействия.

В результате внедрения комплексного решения:

  • гражданин получит возможность взаимодействовать с государством через электронное единое окно: оплачивать государственные, коммерческие услуги и задолженности перед бюджетом, выбирая наиболее приемлемый вариант оплаты на портале государственных и муниципальных услуг;
  • ведомство сможет получать информацию об оплате услуг гражданами и о квитировании оплаты и не требовать представления квитанции об оплате, а также информацию по задолженности (начислению);
  • финансовый орган сможет получать полную информацию о задолженностях граждан перед бюджетом и их оплатах;
  • администрация субъекта РФ получит возможность учитывать и контролировать предоставление всех услуг населению и, как следствие, уменьшить количество невыясненных поступлений в бюджет;
  • банки смогут взаимодействовать со своими клиентами через СМЭВ.

Основными модулями комплексного решения являются:

1) система «Среда гарантированной доставки» для организации межведомственного электронного взаимодействия («СГД»), которая обеспечивает подключение региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к СМЭВ. В состав системы входит:

  • сервис для передачи информации о начислениях в ГИС ГМП;
  • сервис для запроса информации о платежах из ГИС ГМП;
  • сервис для запроса из ГИС ГМП информации об оплате госпошлины;

2) система «Учет начислений и платежей» для учета оплаты государственных услуг («УНП»), которая позволяет:

  • учитывать начисления и платежи за государственные, муниципальные и коммерческие услуги;
  • интегрироваться с ГИС ГМП и региональным порталом госуслуг;
  • уменьшить количество невыясненных поступлений в бюджет;

3) система «Универсальный процессинговый центр» для взаимодействия органов исполнительной власти и поставщиков услуг («УПЦ»), основными функциями которой являются:

  • информационно-технологическое обеспечение безналичных расчетов с использованием пластиковых карт:
  • ведение базы данных карт, их держателей и стоп-листов;
  • ведение балансов счетов карт, в том числе в условной валюте;
  • учет операций по картам;
  • обмен информацией с эмитентом;
  • обработка авторизационных запросов (ISO 20022);
  • расчетные операции, информационное и финансовое обслуживание:
  • получение данных о фактах получения услуг;
  • расчет стоимости услуг;
  • формирование счетов к оплате;
  • управление лицевыми счетами;
  • обработка платежей;
  • квитовки платежей по выставленным счетам;
  • управление дебиторской задолженностью;

4) система «Универсальный Платежный Шлюз» для оплаты услуг и начислений на региональных порталах с использованием различных платежных инструментов («УПШ»). Система обеспечивает интеграцию различных платежных инструментов с региональным порталом государственных (муниципальных) услуг для предоставления гражданам возможности оплачивать услуги и начисления любым удобным способом: используя банковские карты, системы дистанционного банковского обслуживания, «электронные деньги», платежные инструменты операторов мобильной связи и т. д. Основными функциями системы «УПШ» являются:

  • получение реквизитов для оплаты начислений и услуг от портала государственных услуг;
  • предоставление гражданам данных о комиссиях, взимаемых операторами платежей за проведение операции;
  • формирование на основе полученных реквизитов распоряжений на оплату услуг и их передача информационным системам поставщиков платежных сервисов;
  • отслеживание изменения статусов платежей путем обращения к информационным системам поставщиков платежных сервисов;
  • информирование плательщика об изменении статуса платежа и результатах выполнения операции;

5) система BSS e-Government Gate (EGG) для подключения банков к СМЭВ и ГИС ГМП и предоставления сервисов Федерального казначейства. Система позволяет банкам подключиться к инфраструктуре СМЭВ и дополняется сервис-адаптерами по мере введения ведомствами новых сервисов. К преимуществам системы относятся:

  • простота построения инфраструктуры безопасности;
  • отсутствие дополнительной нагрузки на учетные системы банка;
  • высокая масштабируемость;
  • платформа от мирового лидера в области интеграционных решений;
  • возможность расширения списка сервисов;
  • возможность доступа к дополнительной значимой информации для организации новых и оптимизации существующих бизнес-процессов в банке (например, процесс принятия решения о выдаче кредита);
  • снижение расходов на операционную деятельность за счет автоматизации процессов предоставления сведений по запросам государственных органов;
  • новые комплексные сервисы по получению начислений из ГИС ГМП и оплате госуслуг.

Опыт интеграции

рисунок
Благодаря уникальному опыту интеграции различных информационных систем ведомств — участников СМЭВ компания «БСС Инжиниринг» обладает целостным представлением о технологической архитектуре системы и возможностях ее дополнения, что облегчает проведение работ по подключению новых участников. Компания успешно реализовала ряд проектов в рамках создания электронного правительства в субъектах РФ, например в Волгоградской области, Республике Саха (Якутия), Ульяновской области, Забайкальском крае.

Поделиться