Технологии опробованы
Все сведения направляются в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) организациями, принимающими соответствующие платежи, включая кредитные организации и платежных агентов. Технологии, позволяющие обеспечить выполнение указанных норм закона в части представления администраторам доходов сведений об оплате, были созданы в Федеральном казначействе и успешно апробированы отдельными федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями в рамках проекта по учету начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов (УНИФО).
В рамках проекта были разработаны и реализованы схема оказания Федеральным казначейством информационных услуг по учету начислений и фактов оплаты платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, механизмы интеграции с информационными системами участников УНИФО, определены порядок и технологический процесс процедуры учета начислений и фактов оплаты, разработан комплект документов, обеспечивающий реализацию проекта, проведены тестирование и опытная эксплуатация. Проект УНИФО успешно реализован при участии федеральных органов исполнительной власти и кредитных организаций.
В настоящее время ГИС ГМП создается Федеральным казначейством путем развития УНИФО, и, учитывая высокую степень готовности информационной системы, по состоянию на сегодняшний день ее участниками являются более 30 федеральных органов исполнительной власти, порядка 30 органов власти субъектов и муниципальных образований РФ и ряд крупных кредитных организаций.
ГИС ГМП представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учет и передачу информации от участников (участникам), которыми являются:
- администраторы доходов бюджета;
- организации по приему платежей;
- порталы, многофункциональные центры.
Все типы сообщений, реквизитный состав и требования к передаче информации содержатся в форматах взаимодействия ГИС ГМП, разрабатываемых Федеральным казначейством и публикуемых в открытом доступе. Взаимодействие участников с ГИС ГМП осуществляется через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) путем направления уведомления в систему или запроса информации из нее. Администраторами доходов бюджета формируются начисления и передаются в ГИС ГМП, информация о начислениях становится доступна плательщикам через порталы государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры и кредитные организации. Учреждения по приему платежей (например, кредитные организации) передают соответствующую информацию в ГИС ГМП, и она становится доступна администраторам доходов бюджета.
Процедура подключения
Для успешной реализации Закона №
Для подключения к системе УНИФО (ГИС ГМП) необходимо выполнить следующие шаги:
- подключиться к СМЭВ (информация по порядку подключения — smev.gosuslugi.ru);
- получить сертификат электронной подписи (перечень удостоверяющих центров, выдающих сертификаты усиленной квалифицированной подписи и входящих в единое пространство доверия, — reestr-pki.ru/tsl.html);
- доработать свою информационную систему в соответствии с форматами передачи данных версии 1.15 электронного сервиса SID0003572 (формат передачи данных — roskazna.ru/p/fk/plany/projectUNIFO.html);
- представить в Федеральное казначейство пакет документов, необходимых для заключения договора присоединения к правилам УНИФО, и пройти процедуру регистрации в системе (пакет документов — roskazna.ru/p/fk/plany/projectUNIFO.html).
После подключения к системе участник проводит тестирование взаимодействия с УНИФО. Если тестирование проходит успешно, можно приступить к дальнейшей работе.
Новые возможности
С 1 января 2013 года ГИС ГМП даст возможность гражданам и организациям:
- получать полную и актуальную информацию о начислениях на порталах госуслуг, в многофункциональных центрах и через кредитные организации;
- оперативно оплачивать штрафы, сборы, пошлины, платежи за оказание государственных и муниципальных услуг;
- контролировать погашение имеющихся у них начислений, в том числе задолженностей;
- не представлять государственным органам документы (квитанции, платежные поручения), подтверждающие факты оплаты платежей за оказание государственных услуг.
Администраторы доходов получат возможность:
- оперативно получать информацию о произведенных платежах и погашении задолженностей;
- сократить объем невыясненных поступлений в бюджеты РФ;
- сократить затраты на администрирование поступлений.