Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, обязывающий банки передавать налоговикам информацию о счетах и вкладах физических лиц. Противники документа утверждают, что он идет вразрез с Конституцией РФ. Кроме того, они опасаются, что отныне налоговые органы будут требовать у граждан отчета по всем совершенным им денежным операциям, а вся банковская информация, составляющая тайну, окажется в свободной продаже.
Законопроект, о котором идет речь, довольно обширен, поскольку касается противодействия незаконным финансовым операциям в целом. Например, помимо предоставления налоговикам доступа к банковской тайне документ также предусматривает конфискацию доходов, полученных в результате совершения экономических преступлений.
Кроме того, им вводится уголовная ответственность за незаконное перемещение через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных в рублях или валюте и дорожных чеков. Но больше всего вопросов вызвали именно поправки в Налоговый кодекс, в закон о банках и банковской деятельности и в закон об оперативно-розыскной деятельности. Согласно этим поправкам, банки будут обязаны передавать в налоговые органы всю информацию об открытии и закрытии гражданами счетов и вкладов, а также об изменении их реквизитов и движении денежных средств. Налоговикам в свою очередь предоставляется право запрашивать справки о наличии счетов и депозитов, а также об остатках денежных средств на счетах и вкладах. Также они смогут получать справки об остатках электронных денежных средств и о переводах денег по ним. Согласно проекту информацию, содержащую банковскую тайну, налоговики смогут получить по решению суда еще до возбуждения уголовного дела за неуплату налогов.
Любопытно, что депутаты проголосовали за принятие данных поправок, несмотря на то что против них еще на стадии обсуждения резко выступил комитет Госдумы по бюджету и налогам. Как отмечается в его заключении, во-первых, предлагаемые изменения ограничивают конституционные права граждан. Во-вторых, встает вопрос, а для чего, собственно, налоговикам нужен доступ к массивам информации о счетах физических лиц. Дело в том, что информация, о которой идет речь, не может быть использована в процессе взыскания налога с физлиц, поскольку действующим законодательством такое право налоговым органам не предоставлено. В случае неуплаты гражданином налога или штрафа налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм. И в рамках судебного производства кредитные организации могут выдать необходимые справки по счетам и вкладам физлиц.
Кроме того, налоговые органы в принципе не наделены правом на приостановление операций по счетам физлиц. А сам по себе факт нахождения на счете физлица денежных средств, а также совершение им операций со средствами на счете еще не свидетельствуют о получении налогоплательщиком доходов. «Даже если допустить, что определенная часть данной информации может иметь практический интерес для налоговых органов, представляется, что эффект от ее использования будет несопоставим с колоссальными материальными и трудовыми затратами налоговых органов и банков, необходимыми на подготовку, передачу и обработку массивов информации о счетах физлиц», — говорится в заключении депутатов, входящих в комитет по бюджету. По их мнению, принятие данного законопроекта приведет к тому, что налоговый орган, обладая доступом к информации о счете физлица, получит возможность без каких-либо серьезных оснований требовать у гражданина пояснения по любой произведенной им операции. Кроме того, члены комитета усмотрели коррупционную составляющую в этих поправках: новшества предполагают возможность избирательного использования информации в отношении граждан.
«Конечно же, это прямое нарушение Конституции, — поделился с „НИ“ своим мнением относительно законопроекта директор Банковского института Василий Солодков. — Но дело не только в этом. Если информация обо всех счетах граждан попадает в любые госорганы, то это значит, что завтра мы их встретим на сидиромах в продаже или эта информация будет свободно продаваться в Интернете. Когда в Думу не избираются, а, по сути, назначаются некомпетентные люди, не понимающие, чем они занимаются, мы получаем такие законы». По мнению эксперта, все поправки, которые идут через Думу в последние годы, «направлены на превращение страны в полицейское государство». «С точки зрения государства, вы должны быть перед ним голым и раздетым, чтобы вас видели насквозь», — с сожалением констатирует г-н Солодков.
Правозащитник Валерий Борщев в свою очередь отмечает, что такие данные очень легко распространяются, в итоге ими может воспользоватьсякриминал. Он напоминает, что тайна вкладов была изначально декларирована при формировании банковской системы в России. «Это была одна из основных позиций, а то, что сейчас информацию планируют передавать в органы еще до появления каких-то конкретных оснований, — это нарушение прав человека, — сказал „НИ“ правозащитник. — По сути, это нарушение гарантии на неприкосновенность частной жизни. То есть еще ни в чем не обвиненный человек должен доказывать правоохранительным органам свою невиновность. Это процесс поступательный: он касается и грантовой деятельности, и предпринимателей, и обычных людей».
— Безопасность — 25 февраля 2013